Мотивационная готовность ребёнка к школе
Ребёнок идёт в школу. Это переломный момент в его жизни, в формировании его личности. Отечественные учёные отмечали, что с переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. Изменяется образ жизни ребёнка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются иные задачи, складываются новые формы деятельности. И для подготовки к другому образу жизни, к успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определённого уровня физического и психического развития.
Выявление мотивации
С точки зрения отечественных психологов и педагогов, готовность ребенка к школьному обучению рассматривается в широком социально-психологическом контексте. В понятие готовность к школе включены все жизненно важные сферы созревания: личностно-интеллектуальная, коммуникативная, нравственно-волевая, эмоциональная, физическая, эстетическая, мотивационная.
При подготовке ребенка к школе очень важно выявить, какие цели он преследует перед началом школьного обучения. От того, какая мотивация преобладает у ребёнка - игровая или познавательная - во многом зависит не только его дальнейшая учёба, но и предстоящая работа с этим ребёнком.
Безусловно, игровая деятельность очень важна в развитии ребёнка, в развитии его первичных навыков, в развитии его мышления и различных способностей, но всё-таки в самом начале школьного обучения у ребёнка должна быть достаточно развита познавательная мотивация, которой в принципе невозможно обучение.
Выявление мотивации очень важно именно в дошкольный период, так как в процессе обучения она может заметно меняться, иногда до неузнаваемости. Факт, что в дошкольном возрасте у детей наиболее часто встречается заметное преимущество игровой мотивации, тогда как в начальных классах она уже приобретает познавательный характер.
Для выявления мотивации в отечественной психологии существует огромное количество методик, которые предполагают работу как непосредственно с ребёнком, так и с его родителями. Так что очень важно выявить детскую мотивацию именно перед началом школьного обучения.
Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. Переход ребёнка в школу - качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением социальной ситуации развития, с личностными новообразованиями, которые Л.С.Выготский назвал «кризисом 7 лет». Результатом подготовки является готовность к школе. Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.
Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе.
Под специальной подготовкой понимается приобретение ребёнком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам. В содержание понятия общая подготовка и готовность входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.
Физическая готовность к школе предполагает общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети часто болеют, быстро утомляются, их работоспособность будет падать - всё это не может не отразиться на качестве обучения и состоянии здоровья.
В содержании социально-психологической, нравственно-волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты готовность к учению и готовность к новому образу жизни.
Готовность к учению предполагает наличие определённого уровня развития самостоятельности. Исследованиями Г.Н.Годиной установлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности. Возможно и формирование ответственности. Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые им предлагает взрослый. Ребёнок запоминает поставленную перед ним цель, способен удерживать её довольно долго и выполнять. Для того, чтобы быть готовым к учению, ребёнку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. И эти качества, по данным исследований и практики, успешно формируются к концу дошкольного возраста.
Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие к знаниям, а также способность к произвольным действиям.
Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками, знание норм поведения и взаимоотношений, умение общаться с детьми и взрослыми. Новый образ жизни потребует определённых качеств, таких, как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др. При установлении взаимоотношений с одноклассниками дети не всегда умеют без конфликтов и обид отстаивать свою точку зрения, не заискивать перед другими, но и не противопоставлять себя другим. Эта наука даётся ребёнку нелегко, но, как показывают исследования, в дошкольном детстве можно заложить её фундамент.
Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребёнка от рождения и до 7 лет в семье и дошкольном учреждении.
Стимулом нравственно-волевого развития служат соподчинение мотивов, введение мотивов общественной пользы.
Подготовка к новому образу жизни происходит в повседневной жизни, где закрепляются нравственные нормы, создаются условия для практики морального поведения. Говорить о социальной готовности к школе допустимо только тогда, когда необходимые качества сформированы прочно и могут быть перенесены ребёнком в новые условия.
Психологическая готовность к школе предполагает также сформированность мотива учения. Известно, что интерес к школе проявляется очень рано. Происходит это под влиянием наблюдений за старшими детьми-учениками, рассказов взрослых о школе как о привлекательной для ребёнка перспективе его развития; действует также эффект «привлекательного неизвестного». Отвечая на вопрос, почему им хочется в школу, дети даже старшего дошкольного возраста зачастую отвечают: «Потому, что мне купят ранец»; «Потому, что там мой брат учится»; «Мы будем там, как большие ребята играть на поле в футбол» и т.п. Среди этих мотивов нет главного – мотива учения («Хочу многому научиться»; «Хочу научиться читать, писать, решать задачи» и т.п.). Лишь появление таких мотивов может свидетельствовать о психологической, мотивационной готовности ребёнка к обучению в школе.
Формируются такие мотивы постепенно. Они «вырастают» из прочных познавательных интересов, умения прилагать усилия для получения новых знаний и подкрепляются положительной оценкой взрослых.
Итак, подготовка к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу.
Подготовка ребёнка к школе осуществляется двумя институтами воспитания – семьёй и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно получить желаемый результат. Но диагностику готовности должны проводить специалист-психолог и педагог по специально подобранным, научно обоснованным и проверенным методикам. Если же этим ответственным делом занимается дилетант – человек, не имеющий нужной квалификации и подготовки, то можно причинить ребёнку вред, недооценив или переоценив его уровень развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.