Мотивационная сфера спортсменов и её проявление в спортивной деятельности
Оценка 4.9

Мотивационная сфера спортсменов и её проявление в спортивной деятельности

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
физическая культура +1
Взрослым
12.10.2023
Мотивационная сфера спортсменов и её проявление в спортивной деятельности
Мотивационная сфера спортсменов и её проявление в спортивной деятельности
Реферат_Тетерина_2.doc

Реферат на тему:

 

«Мотивационная сфера спортсменов и её проявление в спортивной деятельности»

 

 

 

 

 

 Исполнитель:

 

 Тетерина Мария Леонидовна

 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития детям не хватает понимания, зачем они совершают те или иные действия, для чего они обучаются чему-либо. В то время как взрослым не понятно почему детям лень или от чего же детям не хочется быть успешным в учебе или же в спорте. Ответом на вопросы станет понятие мотивации в целом, ну а нас будет интересовать именно мотивация спорта. В этом и заключается актуальность нашей работы.

Цель – изучить понятие мотивация.

Задачи:

1. Изучить понятие мотивация

2. Познакомиться с мотивационной сферой спортсменов разных возрастов

3. Изучить и обработать опыт педагогов представленный в литературе

Мотивация является основным звеном мотивационной сфе­ры личности. В современной психологии это понятие рассмат­ривается двояко. Первое значение определяет мотивацию как систему факторов, детерминирующих поведение человека (мо­тивы, намерения, интересы, потребности, цели). Второе зна­чение — мотивация как характеристика процесса, стимулиру­ющая поведенческую активность. Исходя из этого, можно дать определение этому понятию. Мотивация — это совокупность мотивов, побуждающих к активности и определяющих ее направленность. Активность и направленность личности определяют стрем­ление к достижению личных целей и целей организации. До­стижение целей возможно при выполнении намеченных задач (личностных и задач организации). Поэтому под мотивацией иногда понимают также систему факторов, способствующих достижению определенных целей, процесс побуждения себя и других к деятельности, ориентированной на достижение лич­ностных и целей организаций.

В психологических работах часто можно встретить понятие «мотивационная сфера личности». Под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов (готовность к выполнению какого-либо действия), интересов. С точки зрения развитости, ее характеризуют по широте, гибкости и иерархизированности. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. К такому пониманию широты мотивационной сферы необходимо сделать ряд уточнений. Вряд ли можно напрямую связывать развитие мотивационной сферы человека с количеством имеющихся у него разнообразных потребностей, склонно­стей, интересов. Конечно, плохо, когда сфера интересов человека слишком заужена и ограничена только одним – двумя видами развлечений, аспектами профессиональ­ной деятельности и т. п. (например, увлечение только футболом и то лишь в роли «болельщика»). Но вряд ли можно приветствовать и другую крайность, когда чело­век проявляет интерес (весьма поверхностный) ко всему, серьезно ничем не зани­маясь. Дилетантство и его пороки известны, и связывать с ним уровень развития мотивационной сферы, стремиться к такому ее развитию вряд ли разумно [14]. Кроме того, мотивационную сферу как подструктуру личности — по В. И. Кова­леву — составляют не столько актуальные потребности и актуальные мотивы, сколько устойчивые латентные мотивационные образования (направленность лич­ности, интересы, мотивационные установки, желания), которые он и многие другие авторы называют потенциальными мотивами. Следовательно, мотивационная сфе­ра личности сама является латентным образованием, в котором конкретные мотивы как временные функциональные образования появляются лишь эпизодически, по­стоянно сменяя друг друга. Гибкость мотивационной сферы характеризуется, разнообрази­ем средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность. То есть речь идет фактически о замещении одной цели другой. Иерархизированность мотивационной сферы — это отражение в сознании чело­века значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мо­тивационных диспозиций, в соответствии, с чем одни имеют доминирующее значе­ние при формировании мотива, а другие — подчиненное, второстепенное; одни ис­пользуются чаще, другие — реже.

В понимании мотивационной сферы имеется еще много спорного, неясного. Очевидна некорректность ряда авторов в использовании слово­сочетаний, относящихся к мотивационной сфере человека. Так, говорят: потребнос­ти реализуются, мотивы удовлетворяются. Правильнее же говорить потребности (и интересы) удовлетворяются, мотивы реализуются, проявляются, желания и меч­ты осуществляются. Под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей, целей, аттитюдов (готовность к выполнению какого-либо действия), интересов. Целенаправленное формирование мотивационной сферы личности — это, по су­ществу, формирование самой личности, т.е. в основном педагогическая задача по воспитанию нравственности, формированию интересов, привычек.

Часть 1 . Мотивационная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности

 Термин «мотивация» в психологии спорта употребляется в широком и узком значении. В широком смысле он означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях. В более узком смысле исследование мотивов предполагает подробный анализ причин, объясняющих, почему люди предпочитают один вид деятельности другому, почему при решении определенных задач они действуют с достаточной интенсивностью и почему они продолжают работу или какие-либо действия в течение продолжительного времени. Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении спортивной карьеры [13]. Мотивация спортивной деятельности вытекает из различных потребностей, которые А. Ц. Пуни разделил на три группы: по­требность в движении, потребность выполнения обязанностей учащегося и потреб­ность в спортивной деятельности. Потребность в движении является базовой, врожденной потребностью человека и животных. У разных индивидов эта потребность выражена по-разному, что зависит как от генетических, так и социальных факторов. Большая потребность в двигательной активности имеется у лиц с сильной нервной системой и преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу. Такие лица бо­лее активны на занятиях по физкультуре и во время тренировок. Поэтому у них на­блюдается лучшая успеваемость по овладению двигательными навыками и разви­тию двигательных качеств, а педагоги отмечают большую их работоспособность. Для учащихся с низкой двигательной активностью тре­буется дополнительная внешняя стимуляция: постоянное внимание со стороны учи­теля и товарищей, подбадривание, включение в совместную работу с высокоактив­ными учениками. Среди занимающихся физкультурой в той или иной форме основными мотивами, по данным многих исследований, являются: укрепление здоровья, получение удо­вольствия от занятий (приятное времяпрепровождение), общение, желание родите­лей.

На начальном этапе мотивами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, то есть вида спорта) могут быть:

1. Стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств).

2. Стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена; стремление к общественному признанию; желание защищать честь коллектива, города, страны, быть привлекательным для противоположного пола).

3. Социальные установки (мода на спорт, стремление сохранить спортивные семейные традиции, желание быть готовым к труду и службе в армии).

4. Удовлетворение духовных потребностей (стремление чувствовать себя членом спортивной команды или спортивной школы, общаться с товарищами, получать новые впечатления от поездок по городам и странам).

Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. Однако некоторые причины являются ведущими для большинства спортсменов-новичков: удовольствие, получаемое от занятий спортом, стремление к здоровью и физическому развитию, к общению, к самоактуализации и развитию волевых качеств. Однако не только социальные факторы приводят к выбору какого-то вида спорта. Имеются и внутренние факторы, влияющие на этот процесс, и одним из них является склонность человека к тому или иному виду деятельности, которая определяется типологическими особенностями свойств нервной системы и темперамента. Склонность к определенному виду спорта часто проявляется в безотчетном стремлении человека получить удовольствие от деятельности того или иного характера. Если спросить, почему человек предпочитает какой-то вид спорта, чаще всего можно услышать ответ: «нравится», без раскрытия конкретных причин, почему нравится. Еще одним из глубинных факторов, влияющим на выбор вида спорта, является степень выраженности агрессивности.  У спортсменок, занимающихся айкидо, наблюдается повышенный уровень мужского полового гормона тестостерона и снижение женских половых гормонов эстрогенов, то есть усиление маскулинности и агрессивности, которая, в свою очередь, определяется наличием у спортсмена того или иного психологического пола: маскулинности, фемининности или андрогинности (промежуточного пола, которому присущи особенности как первого, так и второго пола): агрессивность выше у маскулинных, чем у андрогинных и особенно фемининных субъектов.
Американский психолог Б. Дж. Кретти, среди мотивов, побуждающих за­ниматься спортом, выделяет:

-      стремление к стрессу и его преодоление; он отмечает, что бороться, чтобы пре­одолевать препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоя­тельства и добиваться успеха — это один из мощных мотивов спортивной дея­тельности;

-      стремление к совершенству;

-      повышение социального статуса;

-      потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива;

-      получение материальных поощрений.

Ю. Ю. Палайма выделил две группы спортсменов, различающихся по до­минирующему мотиву. В первой группе, условно названной «коллективистами», доминирующими являются общественные, моральные мотивы. Во второй группе — «индивидуалистов» — ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыра­жения личности. Первые лучше выступают в командных, а вторые, наоборот, — в личных соревнованиях [23]. Согласно мнению Е. Г. Зна­менской, спортсмены со спортивно-деловой мотивацией проявляют большую увлеченность занятиями спортом; спортсмены же, у которых доминирует личностно-престижная мотивация, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неадекватной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях соревнований. Многие авторы связывают спортивные достижения и отношение к занятиям спортом с мотивом достижения [12]. Например, Л. П. Дмитриенкова показала, что гимнастки, имеющие высокий уровень мотива достижения успеха, имеют хоро­шо осознанные цели и не только стремятся достичь высоких результатов и утвер­диться в роли лидера, но и обладают хорошо развитым чувством долга, ответствен­ности перед тренером и товарищами по команде. Для гимнасток с низкой потребно­стью достижения успеха, наоборот, характерно отсутствие четко поставленных целей; в связи с этим у них преобладают более опосредованные мотивы занятий спортом: любовь к гимнастике, эстетическое наслаждение, получаемое в процессе занятий и т.д. Л. П. Дмитриенкова делает вывод, что у высококвалифицированных спортсменов мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов сред­ней квалификации .

На начальной стадии занятий спортом, в основном у детей, мотивация характе­ризуется диффузностью интересов к разным его видам. При этом часто выбор вида спорта бывает обусловлен внешними случайными обстоятельствами: подражанием старшему брату, сестре или товарищу, природными условиями, близостью той или иной спортивной базы, показом по телевидению крупных соревнований и т. п. Вследствие этого дети начинают заниматься одним видом спорта, потом, через ко­роткое время, — другим, т. е. «ищут себя», определяют свою склонность и способ­ности методом «проб и ошибок». При этом они стремятся получить хороший резуль­тат как можно быстрее, не понимая, что путь к нему долгий и порой тернистый. На стадии специализации у спортсмена возникает устойчивый интерес к дан­ному виду спорта, чему способствуют как физическое развитие и формирование на­выков, так и осознание того, что выбранный вид спорта отвечает его наклонностям. Целью занятий спортом становится не только удовольствие от самого процесса, но и получение высоких результатов как следствие тяжелого и кропотливого труда. Физические нагрузки становятся привычными, появляется потребность в них, а их отсутствие (по болезни, например) вызывает ощущение физического диском­форта. У спортсмена возникает познавательный интерес к данному виду спорта, к его технике и тактике, то есть он начинает познавать данный вид «изнутри», не доволь­ствуясь, как на первой стадии, внешним впечатлением. На стадии спортивного мастерства основными мотивационными факторами являются стремление поддержать и развить, насколько это возможно, свои дости­жения, умножить престиж и славу в спортивном мире, содействовать своими успе­хами прославлению города, страны, способствовать развитию данного вида спорта (обогащая его технику и тактику, внедряя свой оригинальный стиль и т. п.), а также обеспечить свое материальное благополучие. Стадия завершения активного выступления на соревнованиях характе­ризуется нарастающим снижением спортивных результатов, пресыщением спортив­ной деятельностью, «эмоциональным сгоранием» спортсменов. Возникает не столько физическая, сколько психическая усталость от бесконечных тренировок и напряжения соревнований, от переездов с места на место и проживания вдали от дома и семьи. При этом возникает противоречие между желанием закончить актив­ные выступления и нежеланием потерять материальные блага, получаемые за счет спорта. К этому добавляется и боязнь потерять свой престиж в глазах «болельщи­ков» и коллег по спорту в связи со снижением спортивных результатов. Все это мо­жет привести к появлению боязни ответственных соревнований (от которых в то же время трудно отказаться из-за материального вознаграждения). Поэтому принятие спортсменом решения о прекращении активных занятий спортом может быть для него долгим и мучительным процессом. Если у спортсмена есть какие-то другие зна­чительные жизненные интересы, они могут постепенно заменить мотив спортивной деятельности, иногда частично (когда он не порывает со сферой спорта, а становит­ся спортивным руководителем, тренером, преподавателем физкультуры, поступает в аспирантуру для научного изучения спортивной деятельности), а иногда — пол­ностью (когда он начинает работать по специальности, не связанной с физической культурой). Но часто бывает так, что за время занятий спортом спортсмен не закан­чивает какого-либо профессионального учебного заведения и не приобретает дру­гой профессии. В этом случае он оказывается беспомощным перед новым жизненным этапом. Многие авторы отмечают, что развитие мотивационной структуры заня­тий спортом в отдельных случаях очень индивидуально, ее периоды у разных лиц могут быть различными по своей выраженности и продолжительности дифференци­ации. В какой-то степени все вышесказанное подтверждается и данными Р. А. Пилояна, показавшего, что соотношение между духовными потребностями (само­выражение, самоутверждение, исполнение общественного долга) и материальными с возрастом и, соответственно, со спортивным стажем существенно изменяется. У подростков и юношей наблюдается значительное превалирование ду­ховных потребностей над материальными, а в конце спортивной карьеры начинают превалировать материальные потребности. Характерно, что наибольшая выражен­ность тех и других потребностей наблюдается в юниорском возрасте, что связано с переходом спортсменов к самостоятельной жизни, т. е. с новым этапом взросления.

А. В. Шаболтас изучала мотивы спортивной деятельности у юных спорт­сменов в возрасте 10-18 лет и показала, что возрастная динамика формирования мотивов проходит две стадии. Первая — «принятие» социально-постулируемых, одобряемых социальным окружением целей занятия спортом. Вторая — формиро­вание отношения к спорту на основе личностного смысла: что побуждает данного спортсмена заниматься спортом. Далее автор отмечает, что структурирование мо­тивов (причин занятий спортом) начинается после двух-трех лет занятий, независи­мо от возраста: у пловцов и гимнасток этот процесс наблюдается уже в 10-летнем возрасте, а у представителей других специализаций (у которых начало занятий при­ходится на более старший возраст) — в 13-14 лет. А. В. Шаболтас установила также определенную этапность в развитии мотивов: сначала мечта о высоких достижениях, затем эмоциональное отношение к спортив­ной деятельности, удовольствие от нее, наконец, определенная прагматичность и рациональность отношения к выполняемой деятельности. На предпочтительность и структурирование мотивов оказывает влияние фактор пола спортсменов. Для деву­шек более значимы мотивы социально-эмоциональный (стремление к тренировкам и соревнованиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности) и эмоционального удовольствия (мо­тив, отражающий радость движения и физических усилий), для юношей — соци­ально-моральный (стремление к успеху своей команды, ради которого надо трени­роваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером) и социального самоут­верждения (стремление проявить себя, выражающееся в том, что достигаемые успехи рассматриваются и переживаются с позиции личного престижа, как возмож­ность заслужить уважение знакомых и зрителей). Незначимыми для юношей и де­вушек оказались мотивы физического развития и подготовки к профессиональной деятельности.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности. Мотивы - это мощные, регулирующие деятельность психические силы или факторы. Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели. Мотивационная сфера спортсменов  представляет собой факторы и процессы, побуждающие спортсменов к занятию определённым видом спорта и к действию или бездействию в определённых ситуациях. Мотивация спортивной деятельности вытекает из различных потребностей. Каждая из потребностей  имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. На различных стадиях в спортивной деятельности, мотивы отличаются. Например: на начальной стадии мотивом занятия спортом является подражание, на стадии специализации – интерес, на стадии спортивного мастерства – содействие и преумножение успехов. Так, как мотивация к действиям формируется с раннего детства, а спортивная мотивация с приходом ребенка в секцию, то будет целесообразно рассмотреть мотивационную сферу юношей, в связи с тем, что в юношеском возрасте уже сформированы определенные потребности которые могут влиять на дальнейшую спортивную карьеру.

1.2 Мотивационная сфера спортсменов юношеского возраста

Психология юношеского возраста – один из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии. Ранняя юность (от 14-15 до 18-19 лет) – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью [6]. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости. Социальный статус юношества неоднороден [5]. Юность – завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств. Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире [7]. Юность – завершающий этап созревания и формирования личности. Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа "Я", т.е. целостного представления о самом себе. Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Образы собственного "я", как известно, сложны и неоднозначны. Тут и реальное "я" (каким я вижу себя в реальный момент), и динамическое "я" (каким я стараюсь стать), и идеальное "я" (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), и фантастическое "я" (каким я хотел бы быть, если бы все было возможным), и целый ряд других представляемых "я". Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее, в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно. Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием [22]. Одной из потребностей юношеского возраста становится потребность в общении. Общение в жизни старших школьников занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Общение со сверстниками имеет чрезвычайно важное значение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам. Во-первых, общение со сверстниками — это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями. Во-вторых, Это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. В-третьих, это специфический вид эмоциональна контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взрослого![17].Общение со сверстниками удовлетворяет не только потребность в аффилиации (потребности в принадлежности общности, включенности в группу), но и потребность обособлении. Ещё одной важной потребностью юношеского возраста является потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

Подводя итог рассмотрению психологических особенностей юношеского возраста, необходимо отметить сложность и неразработанность данного периода в разделе возрастной психологии. Важными психологическими особенностями юношеского возраста являются повышение уровня самоконтроля и саморегуляции, изменчивость настроения, чувствительность к общественной оценке, потребность в общении и в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей и старших вообще, а так же от установленных ими правил и порядков. Центральным новообразованием юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное, предполагающее сформированность на высоком уровне психологических структур и, прежде всего самосознания и Я-концепции.

1.2.2 Мотивация занятия спортом у спортсменов юношеского возраста

Причины, по которым юноши занимаются определенным видом спорта, могут быть самыми различными, и их трудно свести к каким-то очевидным принципам. Различными бывают не только мотивы, в результате которых спортсмен подросткового возраста становится членом какой-либо команды, но и мотивы, побуждающие спортсмена выступать во время сезона или в какой-то конкретной игре или соревновании. Для описания мотивов спортивной деятельности Дж. Кретти предлагает три параметра для классификации мотивов.

1. Мотивы осознаваемые и неосознаваемые.

2. Мотивы, источником которых являются физиологические, психологические, социальные потребности.

3. Группа мотивов, формирующаяся под воздействием прошлого опыта, недавнего прошлого опыта, непосредственным опытом деятельности и общения с другими людьми.

Первую группу мотивов можно представить в виде континуума, на одном полюсе которого находятся неосознаваемые, на другой - представлены явные мотивы, которые легко осознаются и оцениваются самим человеком [18]. Вторая группа мотивов, представлена в ряде схем иерархии потребностей и мотивации, в частности схемы А. Маслоу. Например, представитель психодинамического направления Г. Мюррей выделил ряд «психогенных потребностей» и противопоставил их основным биологическим или «висцерогенным потребностям». Эти потребности могут отражаться в различных поведенческиих моделях, характерных для спортсменов. И третья группа мотивов иллюстрирует тот факт, что причины выбора спортсменом того или иного вида спорта и степень достигаемого мастерства могут зависеть от опыта, ситуаций или общения с другими людьми. Мотивы, побуждающие спортсмена заниматься определенным видом спорта, формируются под воздействием, как прошлого, так и настоящего опыта, который влияет на сознание спортсмена. Характеристика мотивационной структуры отдельного спортсмена-юноши затрудняется не только сложностью имеющейся у него системы ценностей, но также и возможностью влияния его прошлого опыта на формирование отношений к успеху, спорту, труду, авторитетам. По мере того как становится взрослым, степень воздействия на него различных мотивов также меняется. Потребность в достижении успеха проходит, по крайней мере, три стадии развития по мере созревания ребенка. Сначала, до шести лет, он, выполняя двигательные задачи, воспринимает себя автономно. В начальной школе он начинает соревноваться с другими, и у него формируются так называемые социальные потребности в достижении успеха. Позже происходит постепенное уравновешивание автономных и социальных потребностей. Аналогичные изменения претерпевает в жизни ребенка и роль социальных побуждений и поощрений при активизации его деятельности. Первоначально его деятельность изменяется незначительно, когда он выступает в присутствии зрителей или своего товарища. Это его просто возбуждает, но совсем не обязательно, что при этом улучшится его результат. После шести лет ребенок становится достаточно чувствительным к социальным последствиям победы или поражения. Социальное поощрение имеет выраженный положительный эффект на результативность. В подростковом и юношеском возрасте он уже начинает оценивать задачи примерно как взрослый человек, учитывая, насколько они представляют для него какую-то ценность или интерес. Появляется сложная система мотивов, в которой потребности в достижении успеха связаны с личностными и социальными потребностями. Уже старший подросток внимательно оценивает привлекательность задачи для себя лично, а также социальные стимулы к достижению успеха. Юноша старается предвидеть последствия неудачи. Подростки, мотивированные на успех обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. В их когнитивной сфере обычно имеется стойкое ожидание успеха. Такие спортсмены рассчитывают получить одобрение за действие, направленные за достижение поставленной цели, а связанная с ней работа вызывает у них положительные эмоции. При доминировании мотивации достижения успеха спортсмен подросткового возраста предпочитает задачи средней и слегка повышенной степени трудности, так как их решение, старание и способности могут проявиться наилучшим образом. При преобладании мотивации избежание неудач - задачи выбираются легкие или трудные, которые практически невыполнимы. У стремящегося к успеху привлекательность задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для ориентированного на неудачу, - падает. Мотивированные на достижение успеха подростки в ситуации выбора между немедленным вознаграждением или большим, но отсроченным по времени, выбирают последнее. Спортсмены с низкой склонностью к достижению отличаются большей привязанностью к настоящему и меньшей способностью отсрочить удовлетворение. Стремящиеся к успеху подростки свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, стараниям и т.п.), а избегающие неудачи - внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.). Спортсмены, имеющие сильно выраженный мотив избежания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, идут вперед, а не расстраиваются. Бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха представляется, по-видимому, одним из мощных мотивов в спортивной деятельности. Многие подростки получают большое удовлетворение от занятий спортом и победы над соперником или при преодолении препятствий, возникающих на их пути. Психологи рекомендуют прямо рассказывать начинающим спортсменам о привлекательности победы над собой и соперниками. Мотивация к преодолению препятствия и получаемое от этого удовлетворение действительно являются мощными стимулами. Спортивный опыт является наиболее простым и ранним из стрессоров, с которыми может встретиться юноша. Большинству подростков не нужно говорить, что успехи в спорте повышают их престиж в обществе. Уже в школе необходим определенный уровень физических способностей для достижения благоприятной атмосферы. Многолетние и систематические наблюдения за детьми показали, что мальчики, созревающие рано, достигают успеха в спорте (приобретают статус и самоуважение). В дальнейшем они становятся более уверенными в себе и устойчивыми, в отличие от сверстников, у которых процесс созревания происходил медленнее и которым не удалось достигнуть того же статуса благодаря ранним занятиям спортом [16].

Многие учёные рассматривают мотивационную сферу подростков через межличностные отношения. Существует много споров по поводу положительного или отрицательного влияния прочных межличностных отношений внутри спортивной команды на мотивационную сферу спортсменов и на эффективность деятельности команды в целом. Положительное влияние команды на формирование и развитие личности, на его мотивационную сферу, состоит в следующем:

-      В команде спортсмен окружен людьми, которые являются для него основным источником мотивации на достижение целей (тренер, лидер команды и другие).

-      Команда является таким местом, где спортсмен отрабатывает свои профессиональные и коммуникативные умения и навыки.

-      Отношения между людьми, складывающиеся в спортивных командах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.

-      От участников команды спортсмен получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.

-      Команда снабжает спортсмена системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.

Положительной стороной влияния межличностных отношений внутри команды является также тот факт, что мотивация отдельно взятого спортсмена находится под постоянным контролем и всегда может быть скорректирована. Это хорошо и для достижения общекомандных целей, и для отдельно взятого спортсмена, так как заставляет его развиваться. Также следует отметить, что важным фактором индивидуального психологического развития человека являются его знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может. Команда и составляющие ее люди являются для спортсмена своеобразным зеркалом (вернее – разными зеркалами, каждое из которых по-своему отражает его), в котором выражается человеческое «Я». Точность и глубина отражения личности в команде прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами команды. Для развития у себя тех или иных достоинств, спортсмену необходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в команде. Если о положительном воздействии группы на индивида (команды на спортсмена) много и хорошо написано и педагогической, социологической и психологической литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. Французский исследователь Г.Лебон в книге под названием «Толпа», опубликованной в 1895г., попытался вывести общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Очевидно, Г.Лебон преувеличивал отрицательное влияние толпы на индивида, но, тем не менее, в его суждениях и выводах содержалась определенная доля истины. Ее подтвердили последующие экспериментальные исследования. Те специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, на которые одним из первых обратил внимание Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названиями «обезличивание» и «деиндивидуализация». Это, к сожалению, всегда будет происходить в спортивной команде, индивидуальность отдельного спортсмена зачастую в ней стирается, если речь не идет о явно выраженных лидерах команды. Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей, существенно отличающихся по своей психологии от большинства членов данной группы [4]. На это обстоятельство в свое время обратил внимание В.М.Бехтерев. Проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в результате которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, В.М.Бехтерев показал, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Выяснилось, в частности, что коллективное творческое решение, если оно принимается по «большинству», методом простого голосования, нередко оказывается более низкого качества, чем частное творчество особо одаренных личностей, включенных в данную группу. В спортивной команде при тесных межличностных отношениях и высокой степени коммуникации между спортсменами явление, о котором пишет В.М. Бехтерев, может встречаться достаточно часто. Это может негативно сказаться на результате команды в целом. Данный риск можно нейтрализовать через повышение авторитета лидера, который будет чаще, чем другие члены команды, принимать какие-либо решения. Еще один факт, который здесь следует рассмотреть - это конформное поведение. Конформизм – широко распространенный феномен, выражающий собой отрицательное влияние группы на личность, побуждающий ее вести себя нечестно. И чем более сплоченной является группа в своем психологическом давлении на индивида, тем более конформно он вынужден поступать [1].

Таким образом, данный вопрос до сих пор остается дискуссионным. Причины, по которым юноши занимаются определенным видом спорта, могут быть самыми различными. Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности. Структура мотивации спортсменов юношеского возраста носит индивидуальный характер. Она играет большую роль, в деятельности человека, особенно в спортивной. Ее отличительной чертой является специфика протекания спортивной деятельности в командном или индивидуальном стиле спортивной деятельности. В командном стиле отмечается большое влияние межличностного взаимодействия, нежели в индивидуальном. Большую роль в спортивной деятельности играют потребности в достижении успеха, в избегании неудач, в поощрении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ литературных источников показал, что мотивация является основным звеном мотивационной сфе­ры личности, под которой понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов (готовность к выполнению какого-либо действия), интересов. Мотивационная сфера личности характеризуется по широте, гибкости и иерархизированности. Кроме того, мотивационную сферу как подструктуру личности — по В. И. Кова­леву — составляют не столько актуальные потребности и актуальные мотивы, сколько устойчивые латентные мотивационные образования (направленность лич­ности, интересы, мотивационные установки, желания), которые он и многие другие авторы называют потенциальными мотивами.

Мотивационная сфера спортсменов  представляет собой факторы и процессы, побуждающие спортсменов к занятию определённым видом спорта и к действию или бездействию в определённых ситуациях. Мотивация спортивной деятельности вытекает из различных потребностей. Каждая из потребностей  имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. Спортивная мотивация формируется с приходом ребенка в секцию. На различных стадиях в спортивной деятельности, мотивы отличаются. Структура мотивации спортсменов юношеского возраста носит индивидуальный характер. Она играет большую роль, в деятельности человека, особенно в спортивной. Ее отличительной чертой является специфика протекания спортивной деятельности в командном или индивидуальном стиле спортивной деятельности. В командном стиле отмечается большое влияние межличностного взаимодействия, нежели в индивидуальном. Большую роль в спортивной деятельности играют потребности в достижении успеха, в избегании неудач, в поощрении.

Исходя из результатов проведённого нами исследования можно сделать вывод, что для спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта характерна низкая мотивация к успеху и высокая или средняя мотивация к избеганию неудач. У спортсменов, занимающихся групповыми видами спорта, наоборот, низкий уровень мотивации к избеганию неудач и средний или низкий уровень мотивации к успеху. Таким образом, задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза о том, что стремление к успеху ярче выражено у спортсменов, занимающихся групповыми видами спорта, а избегание неудач – у спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта, доказана.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1.            Аболин Л.М. Соотношение психологических и психофизиологических коррелятов эмоциональной устойчивости спортсменов // Вопросы психологии. – 1974. – №1. – С.  106-115.

2.            Абрасимова Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – 624с.

3.            Буксеев Н.А. Связь стиля деятельности с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями борцов // Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности. – Л., 1987. – С. 12-17.

4.            Булкин В.А., Киселев Ю.Я, Крючек С.С. Оперативная диагностика уровня эмоционального возбуждения у спортсменов // Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. – Л., 1977.

5.            Возрастная психология : Хрестоматия / Сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. – М., 1999.

6.            Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия/ Сост. И ред. Мухина В.С., Хвостов А.А. – М.: Академия Издательский Центр, 1999. – 624с.

7.            Волков Б.С. Возрастная психология в 2-х частях. Ч.2: от младшего школьного возраста до юношества: Учеб. Пособие для студ. вузов, обучающихся по педагогической специальности. – М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 343с.

8.            Волков Б.С. Психология ранней юности: Учеб. Пособие. – М.: Сфера, 2001. – 256с.

9.            Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512с.

10.       Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология»/ Под ред. Клочко В.Е. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005. – 464с.

11.       Дмитриенкова Л.П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта. – М . , 1980. 298 с.

12.       Знаменская Е.Г. Некоторые социальные мотивации, воздействующие на результаты деятельности. – М.: ВНИИФК, 1980. – 142с.

13.       Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000г. – 512с.

14.       Ильин Е.П. Психология спорта: Учебник для студентов вузовских факультетов психологического и педагогического профилей, спортивных психологов, тренеров, педагогов / Ильин Е.П.. - СПб.: Питер, 2009. – 352 с.

15.       Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. - 752 с

16.       Келишев И.Г. Динамика мотивов и интересов в спорте // Материалы научной конференции кафедры психологии ГЦОЛИФК по проблемам психологии спорта. М., 1972.

17.       Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980. – 192с.

18.       Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. – 217 с.

19.       Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2003. – 176с.

20.       Мухина В.С. Возрастная психология: Учеб. для пед. вузов. / 5 – е изд., стер. – М.: Изд – во центр Академия, 2000. – 456с.

21.       Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688с.

22.       Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 442с.

23.       Палайма Ю.Ю. Опыт измерения относительной силы мотива в спорте. –М.: Физкультура и спорт, 1966 – 286с.

24.       Пилоян Р. А. Многолетняя подготовка спортсменов-единоборцев: Учеб. пособие /, А. Д. Суханов ; Моск. гос. акад. физ. Культуры. – Моск. обл. МГАФК 1999. – 98с.

25.       Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 104с. 

26.       Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М.: Знание, 1990. –80с.

27.       Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО Реана А.А. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 432с.

28.       Пуни А. Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте. – Л.: ГДОИФК, 1979. – 51с.

29.       Райс Филипп. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. Пособие: Пер. с англ. – СПб.: Питер,  2000. – 814с.

30.       Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: Канд. дис. - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998.

31.       Эл. ресурс. http://www.personalita.ru/


Реферат на тему: «Мотивационная сфера спортсменов и её проявление в спортивной деятельности»

Реферат на тему: «Мотивационная сфера спортсменов и её проявление в спортивной деятельности»

ВВЕДЕНИЕ В современных условиях развития детям не хватает понимания, зачем они совершают те или иные действия, для чего они обучаются чему-либо

ВВЕДЕНИЕ В современных условиях развития детям не хватает понимания, зачем они совершают те или иные действия, для чего они обучаются чему-либо

Конечно, плохо, когда сфера интересов человека слишком заужена и ограничена только одним – двумя видами развлечений, аспектами профессиональ­ной деятельности и т

Конечно, плохо, когда сфера интересов человека слишком заужена и ограничена только одним – двумя видами развлечений, аспектами профессиональ­ной деятельности и т

Термин «мотивация» в психологии спорта употребляется в широком и узком значении

Термин «мотивация» в психологии спорта употребляется в широком и узком значении

Удовлетворение духовных потребностей (стремление чувствовать себя членом спортивной команды или спортивной школы, общаться с товарищами, получать новые впечатления от поездок по городам и странам)

Удовлетворение духовных потребностей (стремление чувствовать себя членом спортивной команды или спортивной школы, общаться с товарищами, получать новые впечатления от поездок по городам и странам)

Во второй группе — «индивидуалистов» — ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыра­жения личности

Во второй группе — «индивидуалистов» — ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыра­жения личности

На стадии спортивного мастерства основными мотивационными факторами являются стремление поддержать и развить, насколько это возможно, свои дости­жения, умножить престиж и славу в спортивном мире, содействовать…

На стадии спортивного мастерства основными мотивационными факторами являются стремление поддержать и развить, насколько это возможно, свои дости­жения, умножить престиж и славу в спортивном мире, содействовать…

Характерно, что наибольшая выражен­ность тех и других потребностей наблюдается в юниорском возрасте, что связано с переходом спортсменов к самостоятельной жизни, т

Характерно, что наибольшая выражен­ность тех и других потребностей наблюдается в юниорском возрасте, что связано с переходом спортсменов к самостоятельной жизни, т

Мотивация спортивной деятельности вытекает из различных потребностей

Мотивация спортивной деятельности вытекает из различных потребностей

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции

Центральным новообразованием юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное, предполагающее сформированность на высоком уровне психологических структур и, прежде всего самосознания и

Центральным новообразованием юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное, предполагающее сформированность на высоком уровне психологических структур и, прежде всего самосознания и

По мере того как становится взрослым, степень воздействия на него различных мотивов также меняется

По мере того как становится взрослым, степень воздействия на него различных мотивов также меняется

Спортсмены с низкой склонностью к достижению отличаются большей привязанностью к настоящему и меньшей способностью отсрочить удовлетворение

Спортсмены с низкой склонностью к достижению отличаются большей привязанностью к настоящему и меньшей способностью отсрочить удовлетворение

Команда является таким местом, где спортсмен отрабатывает свои профессиональные и коммуникативные умения и навыки

Команда является таким местом, где спортсмен отрабатывает свои профессиональные и коммуникативные умения и навыки

Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названиями «обезличивание» и «деиндивидуализация»

Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названиями «обезличивание» и «деиндивидуализация»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ литературных источников показал, что мотивация является основным звеном мотивационной сфе­ры личности, под которой понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ литературных источников показал, что мотивация является основным звеном мотивационной сфе­ры личности, под которой понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. –

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2023