Мотивация учения – основное условие успешного обучения
Оценка 5

Мотивация учения – основное условие успешного обучения

Оценка 5
Педсоветы +1
doc
преподавание
06.11.2022
Мотивация учения – основное условие успешного обучения
Выступление Мотивация учения.doc

Педагогический совет

на тему: «Мотивация как условие достижения качественных

образовательных результатов»

 

Задача: Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых

               понятиях  мотивации  учения и дать представление о формировании

               мотивационной сферы учения.

 

Мотивация учения – основное условие успешного обучения

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

В.А.Сухомлинский

«Интерес к изучаемому и познавательному углубляется по мере того, как истины, которыми овладевает ученик,

становятся его личными убеждениями».

В.А.Сухомлинский

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Школьный возраст, особенно младший, благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Ученые считают, что результаты деятельности человека только на 20-30 % зависят от интеллекта, но на 70-80 % - от мотивов.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой – с безразличием? Мотив (от лат. «двигать»). Следовательно мотивация– это методы, средства, побуждения учеников к активной познавательной деятельности, т.е. внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях:  в отношении человека к окружающему миру, к различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному и физическому труду, к получению умений и навыков.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волновали, волнуют и, наверно, будут еще долго волновать многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Учение имеет полимотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства. В роли мотивов выступает во взаимосвязи потребности и интересы, стремление и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы – очень сложное образование.

Мотивы учения можно разделить на внешние и внутренние. Первые исходят от родителей, педагогов, классов, общества и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний. Они, как правило, действуют, но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности. Необходимо, чтобы сам ученик захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения – внешнему нажиму, а мотивам учения – внутренним побудительным силам.

Мотивы учения, в свою очередь,  можно разбить  на следующие группы:

¾  учебно – познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность и др.)

¾  непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.)

¾  перспективно – побуждающие  (чувство долга и ответственность и др.)

 

Обучение школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы:

Ø чувства долга;

Ø желание получить похвалу учителя;

Ø привычка выполнять требования взрослых;

Ø познавательный интерес;

Ø честолюбие;

Ø стремление утвердиться в классе;

Ø желание порадовать родителей;

Ø желание получать «пятерки»;

Ø боязнь наказания;

Ø желание получить награду.

Они действуют сообща, но среди этих мотивов один будет главным, ведущим, остальные – сопутствующие. Учителю важно определить и выделить главный мотив и действовать, опираясь прежде всего на него.

Одним из действующих мотивов является интерес. Л.С. Выготский писал: «Педагогический закон гласит: прежде, чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов  к этой деятельности, что у него напряжены все силы, что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководитель и направлять его деятельность».

Для формирования устойчивых познавательных интересов существуют разные виды работы (все применяют их в своей педагогической деятельности):

Ø увлеченное преподавание;

Ø связь знаний с судьбами людей, их открывшими;

Ø использование новых и нетрадиционных форм обучения;

Ø чередование форм и методов обучения;

Ø обучение с компьютерной поддержкой;

Ø взаимообучение (в парах, микрогруппах);

Ø тестирование знаний, умений;

Ø показ достижений обучаемых;

Ø создание ситуаций успеха;

Ø соревнование (с товарищами по классу, самим собой);

Ø создание положительного микроклимата в классе;

Ø доверие к ученику;

Ø педагогический такт педагога;

Ø отношение педагога к ученикам;

Ø гуманизация отношений и т.д.

Но не будем забывать, что сегодняшний ребенок – свободная и независимая личность, защищенная правами – требует иного подхода.

В этом случае все решают правильно подобранные и примененные стимулы. Стимулы, которые опираются на тонкие, деликатные «подталкивания» учеников к выполнению определенных действий и исключают открытое «давление», грубое принуждение.

Ø Учитывание желания ученика. Чего хочет ученик? – главный вопрос для учителя. Бессмысленно его ломать и переделывать. Поэтому мы можем лишь изменять направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями.

Ø Сравнение, приведение примеров. Н-р, в рассказе А.Чехова «Дома» повествуется о маленьком мальчике, который начал курить и на него совсем не действовали уговоры отца. Но после того как отец рассказал ему сказку, в которой принц из-за курения заболел, а затем и умер, и все его царство погибло, мальчик неожиданно заявил, что он больше «никогда не будет курить».

Ø Понимание ученика. Понять, значит простить, гласит библейская мудрость. Кому же понять ученика, как не учителю? Нет школьников, ничем не интересующихся. До 50% школьников вообще не имеют учебных познавательных интересов, но есть множество других интересов – к играм, лидерству, успеху.

Ø Уважение интересов детей.

Ø Поощрение желания добиться признания. Ведь всем людям свойственно желание быть признанным.

Ø Признание достоинства. Необходимо вызывать у ребенка энтузиазм и развивать все, что есть в нем лучшего, с помощью признания его достоинств.

Ø  Одобрение успехов. Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. В.А. Сухомлинский говорил: «Интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся  от успеха».  Особенно это относится к младшим школьникам. На уроке нередко, складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашел необычн6ое решение. Ученик получает хорошую оценку, его хвалят, на нем некоторое время сосредотачивается, внимание класса. Такая ситуация может иметь большое значение. У ребенка возникает прилив энергии, он стремиться еще и еще раз отличиться. Успех, выпавший на одного ученика производит большое впечатление на его одноклассников. Возникает стремление подражать ему. Необходимо сравнивать ученика не с другими учениками, а с его прежними работами, т.е. оценивать продвижение. Например, анализируя работы учитель подчеркивает, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».при организации ситуации успеха необходимо знать индивидуальные особенности ребенка. Ситуация успеха может «сорваться» из-за неосторожного слова учителя, случайного конфликта с соседом. Поэтому учитель должен учитывать это в работе.

Ø Привлекательность работы. Сделать учебу привлекательной могут даже ошибки учащихся, точнее наше отношение к ним. Ведь можно извлекать максимум стимулов: «Прекрасная ошибка!», «Спасибо, твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений», «Спасибо вам, дети, вы мне сегодня помогли!»

Ø Шанс исправиться. Мы должны быть щедры в своем поощрении: создать впечатление, что в стоящей перед учеником задаче нет ничего трудного. Должны дать ребенку понять, что, вы верите в его способность справиться с ней, и он будет практиковаться, чтобы добиться успеха.

Ø Сопереживающая критика. Использую при этом:

·        подбадривающую критику («Ничего. В следующий рез сделаешь лучше»);

·        критику-аналогию («Когда я был таким, как ты, я допустил точно такую же ошибку».);

·        критику-надежду («Надеюсь, что в следующий раз ты выполнишь задание лучше»);

·        критику-похвалу («Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая»);

·        критику-сопереживание («Я хорошо тебя понимаю, вхожу в твое положение, но и ты войди в мое. Ведь работа-то не выполнена»);

·        критику смягчение («Наверное, в том, что произошло, виноват не только ты…»).

Ø Похвала и поощрение учителя:

Это не такой простой стимул, как кажется на первый взгляд. Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать, ее нельзя назначать, как по расписанию. Надо четко сказать за что «спасибо», чем обрадованы и восхищены. Надо хвалить так, чтобы в похвалу верилось. Тут очень важен язык мимики и жеста.

Из всего изложенного можно заключить, что мотивационная сфера учения определяется пятью основными понятиями: мотивом учения, смыслом учения, целями, интересами, эмоциями.

http://rushkolnik.ru/tw_files2/urls_3/928/d-927562/img4.jpg

       Изучение мотивов дает возможность наиболее полно характеризовать человека вообще, а подрастающего - особенно. Нет нужды повторять хорошо известную, но не всегда реализуемую истину о том, что одна из главных задач учителя с первого до выпускного класса – упорно и терпеливо формировать содержательные и общественно значимые мотивы, которые бы направляли не только школьную, но и всю последующую жизнь человека.

http://motivationals.ru/uploads/posts/2012-08/1344082755_motivation-pictures-photos-70.jpg


Педагогический совет на тему : «

Педагогический совет на тему : «

В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению

В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению

Обучение школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы: Ø чувства долга; Ø желание получить похвалу учителя; Ø привычка выполнять требования взрослых; Ø…

Обучение школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы: Ø чувства долга; Ø желание получить похвалу учителя; Ø привычка выполнять требования взрослых; Ø…

Но не будем забывать, что сегодняшний ребенок – свободная и независимая личность, защищенная правами – требует иного подхода

Но не будем забывать, что сегодняшний ребенок – свободная и независимая личность, защищенная правами – требует иного подхода

Такая ситуация может иметь большое значение

Такая ситуация может иметь большое значение

Из всего изложенного можно заключить, что мотивационная сфера учения определяется пятью основными понятиями: мотивом учения, смыслом учения, целями, интересами, эмоциями

Из всего изложенного можно заключить, что мотивационная сфера учения определяется пятью основными понятиями: мотивом учения, смыслом учения, целями, интересами, эмоциями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2022