Задача:
Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях мотивации учения и дать представление о формировании мотивационной сферы учения
Мотивация учения – основное условие успешного обучения
«Интерес к изучаемому и познавательному
углубляется по мере того, как истины,
которыми овладевает ученик, становятся
его личными убеждениями».
В.А.Сухомлинский
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
В.А.Сухомлинский
МОТИВ – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
МОТИВАЦИЯ –это процессы, определяющие движение к поставленной цели, факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность поведения.
«Мотивация гораздо больше, чем способности, определяет поведение, действия человека»
Д.Равен
«Высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей»
Т.Д.Дубовицкая
Мотивация ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личном развитии
Мотивы
чувства долга;
желание получить похвалу учителя;
привычка выполнять требования взрослых;
познавательный интерес;
честолюбие;
стремление утвердиться в классе;
желание порадовать родителей;
желание получать «пятерки»;
боязнь наказания;
желание получить награду.
Формирования устойчивых познавательных интересов
увлеченное преподавание;
связь знаний с судьбами людей, их открывшими;
использование новых и нетрадиционных форм обучения;
чередование форм и методов обучения;
обучение с компьютерной поддержкой;
взаимообучение (в парах, микрогруппах);
тестирование знаний, умений;
показ достижений обучаемых;
создание ситуаций успеха;
соревнование (с товарищами по классу, самим собой);
создание положительного микроклимата в классе;
доверие к ученику;
педагогический такт педагога;
отношение педагога к ученикам;
гуманизация отношений и т.д.
Стимулирование
учитывание желания ученика;
саравнение, приведение примеров;
понимание ученика;
уважение интересов детей;
поощрение желания добиться признания;
признание достоинства;
одобрение успехов;
привлекательность работы;
шанс исправиться ;
сопереживающая критика;
похвала и поощрение учителя и др.
Мотивационная сфера учения
Мотив
учения
Смысл
учения
Цели
учения
Интересы
Эмоции
Внутреннее отношение школьника к учению. Осознание объективной и понимание субъективной значимости учения.
Побудитель-ная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересо-ванность в его совершении.
Направлен-ность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность, для воплощения мотивов.
Познаватель-ное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
Реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раз-дражителей. Эмоции сопровожда-ют процесс учения и предшест-вуют ему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.