Моцарт. Симфония №41 «Юпитер»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 7 классе по программе В. . Алеева .Т. Науменко на тему Моцарт. Симфония №41 «Юпитер» Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии Содержание урока: Главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание, развитие музыкальных тем); Строение симфонического цикла. Музыкальная тема как главный носитель идеи, мысли, содержания произведения. Знакомство с формой сонатного аллегро. Реализация сонатной формы в финале Симфонии № 41 В. А. Моцарта;в материале представлены - вопросы и задания по теме
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный материал для проведения уроков  музыки    для  7 класса                              По программе В. . Алеева .Т. Науменко                       На тему  Моцарт. Симфония №41 «Юпитер»               Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии Содержание урока: Главные особенности симфонической драматургии (последовательность,  сочетание, развитие музыкальных тем); Строение симфонического цикла. Музыкальная тема как главный носитель  идеи, мысли, содержания произведения. Знакомство с формой сонатного  аллегро. Реализация сонатной формы в финале Симфонии № 41 В. А.  Моцарта; Взаимодействие гомофонно­гармонической и полифонической форм письма.  Роль коды как смыслового итога произведения «Юпитер», воплощающего  идею «грандиозного синтеза». Характеристика видов деятельности: Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения  единства содержания и формы; Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в  симфонических произведениях; Наблюдать за взаимодействием (столкновением) сходных и/или контрастных  музыкальных тем; Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений  (сонатная форма); Анализировать приёмы тематического развития в форме сонатного аллегро; Понимать характерные особенности музыкального языка; Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской  музыки разных эпох; Понимать характерные черты венской классической школы.С и м ф о н и я ­ монументальный музыкальный жанр, в котором драматургия  охватывает значительное музыкальное пространство. Симфония, в отличие от оперы, является чисто инструментальным жанром,  поэтому музыкальное развитие представлено в ней не через движение образов  и персонажей, а через последовательность и сочетание музыкальных тем. Тема становится средоточием некой мысли, идеи, имеющей музыкальное  воплощение, свой собственный характер, мелодический и ритмический  рисунок. Умение слышать тему, различать её в общем потоке музыкального  движения и означает умение воспринимать и понимать такое сложное и  многообразное произведение, каким является симфония. Отчасти это можно сравнить с тем, как мы воспринимаем произведение  литературы: ведь мы читаем и совсем маленькие рассказы, и крупные романы,  а значит, учимся воспринимать различные литературные жанры. Так же и в музыке: в ней существуют и маленькие пьесы, и симфонии, и те и  другие раскрывают своё собственное содержание. Понятно, что восприятие  симфонии требует от слушателя значительной подготовки ­ ведь в ней так  много различных музыкальных мыслей! Среди композиторов­симфонистов, чьё творчество связано с расцветом этого  жанра, особенно велико значение Моцарта. Его перу принадлежит сорок одна  симфония. Симфония №41 «Юпитер» Моцарт много сделал для того, чтобы превратить симфонию в ведущий жанр  концертной музыки.  Симфония № 41 – его последнее произведение в этой сфере, но не менее  яркое, чем остальные его творения. Три последние симфонии Моцарта ­ №№ 39, 40, 41 – написаны в течение  шести недель летом 1788 года для концертов по подписке, что должно было  стать для композитора столь необходимым ему источником дохода. К  сожалению, эта серия концертов не состоялась. Возможно, Моцарт так  никогда и не услышал эти три симфонии в живом звучании. Каждая из симфоний – шедевр. Они очень не похожи друг на друга и вместе  представляют целую гамму характеров и стилей. Мощная и блестящая  симфония № 41написана в тональности до мажор. Название «Юпитер» былодано ей позднее, скорее всего, скрипачом и импресарио Иоганном Петером  Саломоном, который первым представил её английской публике в Лондоне. С  тех пор эту музыку ассоциируют с образом верховного бога древних римлян. Юпитер, в римской мифологии всемогущий бог неба, царь богов. Юпитер  почитался как верховное божество, повелитель грома и молний. Одно из его  прозвищ ­ Люцетий («свет дающий») ­ говорит о том, что он считался также  богом света. Образ Юпитера объединил в себе черты многих древних италийских божеств.  Ему приписывались покровительство земледелию, охрана границ; бог следил  за соблюдением клятв и даровал полководцам победу в бою. Римские  военачальники, возвращаясь с триумфом из походов, приносили Юпитеру  благодарственные жертвы и несли в его храм лавровые венки. В период Империи Юпитер считался покровителем императорской власти;  иногда статуям, изображавшим божество, придавали облик римского  правителя. Покорённые Римом народы отождествляли с Юпитером своих  верховных божеств, например Амона, Ваала. Юпитер был аналогичен  греческому громовержцу Зевсу, и все мифы о Зевсе были отнесены и к  римскому богу. Гордое ощущение силы, значительность образов и совершенство их  выражения, охват различных сторон бытия и их грандиозный синтез ­ так  характеризовали «Юпитер­симфонию» её многочисленные исследователи.  Один из известных моцартоведов, Г. Чичерин, определяет идею «Юпитера»  словами из стихотворения А. Пушкина «Пророк»: Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье... Пророчество, глубинное знание сокровенных тайн жизни и в её высших  проявлениях, и в повседневном течении ­ такой смысл открывается многим и  многим при знакомстве с этим произведением. Не редко происходит, что в своих последних произведениях композиторы  подводят итог жизни, достигают вершин мысли и эмоционального накала.Поэтому так часто среди поздних сочинений встречаются крупномасштабные  жанры: в них большие идеи, значительное содержание обретают высокое,  достойное воплощение. Чем же привлекательна симфония? Почему не только Моцарт, но и Бетховен, Брамс, Чайковский, Прокофьев,  Шостакович свои последние годы посвятили поискам именно в области  симфонического жанра? Прежде всего симфония ­ не только крупная, но многочастная форма,  открывающая возможность для значительного образного и тематического  развития. Её классическая структура, предполагающая четырёхчастность, уже сама по себе даёт возможность ввести всевозможные противопоставления,  контрасты, столкновения. «И горний ангелов полёт, и гад морских подводный ход» ­ таков поистине  грандиозный диапазон образных возможностей симфонии, способной  воплотить идею любого масштаба. Ещё одним свойством симфонии является присущая ей динамичность. Не  только смена частей, почти всегда разнохарактерных, но и смена тем внутри  каждой части, развитие этих тем, нередко бурное и драматическое,­ таковы  особенности жанра симфонии с его изначальной установкой на движение,  развёртывание во времени. Особый динамизм жанру симфонии придаёт использование в первых и часто в  четвертых частях сонатной формы. Динамизм этой формы заключается в  интенсивном развитии различных тем. Начальная тема называется главной, за ней следует побочная (иногда ­  связующая). Как правило, главная и побочная партии различны по характеру и звучат в разных тональностях. Обе темы составляют основу первого раздела  сонатной формы ­ экспозиции. Затем они подвергаются многообразному  развитию в среднем разделе ­ разработке. Наконец, в третьем разделе –  репризе – они возвращаются и звучат в основной тональности. Сонатная форма, как правило, отличается очень быстрым темпом: не  случайно её часто называют сонатным allegro (быстро). Уже первые такты симфонии «Юпитер» являют нам тему незаурядную,  яркую, выразительную. Её яркость не только в том, что звучит она громко,первыми же аккордами властно и настойчиво овладевая вниманием  слушателей, что исполняется она tutti ­ полным составом оркестра.  Необычность этой темы заключается и в том, что с самого начала в ней  содержится образное противопоставление. Два характера, два настроения ­  героическое и лирическое, мужественное и женственное ­ определяют  впоследствии всё образное развитие не только первой части, но и симфонии в  целом, придавая ей полноту, жизненность, истинное правдоподобие. Так главная партия симфонии становится её своеобразным эпиграфом. Вопреки сложившейся традиции, предписывающей образное сопоставление  главной и побочной партий, в «Юпитере» главная партия задумана широко. В  ней самой, задолго до появления побочной и тем более разработки,  содержится значительное развитие, охватывающее различные образные сферы, различные оттенки героического и лирического, звучащего то светло, то  печально и даже скорбно. В характере побочной партии проявляет себя тот Моцарт, любимый и  почитаемый многими, которого называли солнечным юношей, вечным светом  в музыке. Обаятельная, задушевная мелодия словно парит в вышине, заставляя забыть о  только что прошумевших столкновениях, данных в главной партии. Однако этот свет царит недолго: внезапно звучание обрывается и наступает  пауза в целый такт. Эта пауза как предчувствие грозы, как затишье перед бурей. Свои звуковые  предвестники имеют различные явления мира и ­ кто знает? ­ не заимствовала  ли музыка самые выразительные из них, многократно усилив и связав их с  самыми глубинными человеческими переживаниями? Ведь действительно после паузы весь оркестр вступает в мрачном до миноре,  который врывается тревожно и взволнованно. Что это? Напоминание о главной партии или предупреждение о грядущей  опасности? Не такой уж весёлой и безоблачной оказалась побочная партия. Однако жизнерадостность первой части всё же становится определяющей:  перед концом экспозиции вводится ещё одна, заключительная тема  хороводного характера, впоследствии играющая важную роль в разработке.Удивительно, что разработка в первой части симфонии относительно  невелика в сравнении с экспозицией, занимая чуть больше половины её  объёма. Это связано с тем, что главная и побочная партии уже получили  значительное развитие в экспозиции, которая в результате оказалась богаче и  драматичнее разработки. Удивительно также и то, что обе партии в разработке почти не развиваются,  уступив место неисчерпаемому богатству комбинаций заключительной,  хороводной темы. Лишь в самом конце разработки возвращается главная партия ­ как будто  украдкой, так тихо и нерешительно она звучит. Однако постепенно она  набирает силу и, преодолевая препятствия (вновь пытается «вмешаться»  хороводный мотив заключительной партии), возвращает нас в репризу. Звучание главной партии в репризе кажется ещё более торжественным,  побочной ­ ещё более лирическим. Все темы сохраняют свой внешний облик,  но усиливают тот основной пафос звучания, какой характерен для каждой из  них. Заключение первой части ­ сияющее, ликующее, фанфарное ­ утверждает  настроение приподнятое, восхитительно­радостное, истинно моцартовское. Вторая часть ­ Andante cantabile (неторопливо, певуче) воспринимается как  отдых после динамичной и яркой первой. Andante cantabile не содержит ярких контрастов, в оркестровке нет громких, шумных инструментов (в партитуре  отсутствуют трубы и литавры). И всё же главная тема отличается широтой и силой, достойно входя в общий  замысел «Юпитера». Эта тема динамична и обнаруживает способность к  саморазвитию, самодвижению, словно человек обдумывает некую мысль,  которая увлекает его, заставляет волноваться, возвращаться к ней снова и  снова. Вторая тема, которая, с одной стороны, несомненно, вырастает из первой, с  другой ­ вносит ноту душевного смятения. Как выразительны синкопы, срывы, ритмические перебои, взлёты и падения мелодии в передаче этого сложного  душевного состояния, носительницей которого выступает эта тема! И всё же каждая часть симфонии «Юпитер» обнаруживает неслыханную волю  к преодолению тревожных настроений: в третьей теме к нам сновавозвращаются свет и покой. И дальнейшее развитие этих трёх тем направлено  к усилению спокойствия и чудесной красоты, которыми отмечена вторая  часть симфонии. Третья часть, Менуэт, характером своего звучания напоминает первую. В  этом проявляет себя своеобразный диалог между частями симфонии как  целостного цикла. Тема Менуэта, его начальный мотив, становится источником всего  последующего развития части. В третьих частях симфоний композиторы нередко использовали жанр менуэта ­ французского танца XVII века. Это неторопливый, грациозный, светский  танец, бытовавший в то время. Его отличал изящный, изысканный характер,  лишённый драматизма, поэтому в симфоническом цикле он часто играл роль  своеобразной передышки в музыкальном развитии. Финал симфонии вновь возвращает нас ко всем противоречиям и  столкновениям сонатного allegro, в форме которого он написан. Печать  благородного величия и глубочайшей естественности отличает движение  музыки этой части, завершающей симфонию на высокой и торжественной  ноте. Финал можно назвать самой сложной в драматургическом отношении частью:  ведь в нём, наряду с обычным тематическим развитием, вводятся  полифонические взаимоотношения тематических элементов. Роль  полифонического развития здесь так велика, что «Юпитер» часто называют  «Симфония с заключительной фугой». Однако поразительной особенностью финала является то, что высочайшая  сложность развития сочетается в нем с такой лёгкостью и естественностью  звучания, будто никакой особенной «техники» здесь нет, а есть  непринуждённое перетекание одной темы в другую. Такое впечатление –  настоящее чудо, ведь интенсивностью развития, динамизмом финал  превосходит все предшествующие части! Явственно обозначены в финале все основные тематические блоки. Вот сфера главной партии: как и в первой части, она состоит из двух  элементов. Первый, включающий всего четыре ноты, вступает тихо и  таинственно, второй звучит как ответ на этот вкрадчивый вопрос. Дваосновных элемента получат впоследствии грандиозное развитие не только в  драматургическом движении сонатной формы, но и в кульминационном  пятиголосном фугато, где подвергнутся грандиозной полифонической  разработке. А вот сфера побочной партии, состоящей из мелодии напевного характера,  вначале как будто оттесняемой мотивом из сферы главной партии, а затем  достигающей такой силы, которая производит впечатление абсолютной  несокрушимости. И главное, обе сферы получают столь интенсивное развитие, что появление разработки даже кажется излишним. И всё же она наступает, принося с собой воинственные и яростные  тематические столкновения, достигающие высочайшего напряжения. Реприза не просто углубляет звучание тем; она подвергается таким  изменениям и такому нарастанию событий, что становится одним из центров в драматургии финала. И дело вовсе не в масштабах ­ размеры репризы не столь велики, а в нагнетании многоуровневого развития. Знакомые темы, как  многоголосный хор, начинают звучать в одновременности, во всё новых  переплетениях, достигая такой концентрации жизненной энергии, на какую,  кажется, не способна даже музыка. Однако Моцарту это удаётся (может быть, только Моцарту и удалось!), притом удаётся с такой лёгкостью, такой  естественностью, что воплощённое в его музыке чувство жизненной силы  начинает казаться нашим органичным состоянием. Ведь человек так  стремится к радости! Слушая «Юпитера», мы внезапно ощущаем эту радость так, как будто все  земные и небесные силы объединились, чтобы преподнести нам такой  чудесный подарок. Последние могучие фанфары симфонии ­ чистое  выражение открытой, откровенной, блистательной радости, глубочайшей по  эмоциональной силе и воздействию на людей. И может быть, слушая симфонию «Юпитер», кто­то озарится на миг  глубинным пониманием назначения музыки на земле, музыки, способной  дарить такую радость, такое утешение и освобождение. И не уместны ли и  здесь слова Экзюпери из его «Планеты людей», слова вечной благодарности к  тем, кто спасает нас и укрепляет: «В тебе... все мои друзья и все недруги идут ко мне на помощь, у меня не осталось в мире ни одного врага». Вопросы и задания:Почему симфония является одним из самых ярких в драматургическом  отношении жанров? Почему крупномасштабный жанр симфонии связан с частым использованием  сонатной формы? Какие образные сферы получили развитие в симфонии «Юпитер» В. А.  Моцарта? Назови произведения различных видов искусства, созвучных по настроению с  симфонией «Юпитер». Источник­ http://www.music­fantasy.ru/materials/mocart­simfoniya­yupiter­ razvitie­muzykalnyh­tem­v­simfonicheskoy­dramaturgii