Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 7 классе по программе В. . Алеева .Т. Науменко на тему
Моцарт. Симфония №41 «Юпитер» Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии
Содержание урока:
Главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание, развитие музыкальных тем);
Строение симфонического цикла. Музыкальная тема как главный носитель идеи, мысли, содержания произведения. Знакомство с формой сонатного аллегро. Реализация сонатной формы в финале Симфонии № 41 В. А. Моцарта;в материале представлены - вопросы и задания по теме
Дополнительный материал для проведения уроков музыки для 7 класса
По программе В. . Алеева .Т. Науменко
На тему Моцарт. Симфония №41 «Юпитер»
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии
Содержание урока:
Главные особенности симфонической драматургии (последовательность,
сочетание, развитие музыкальных тем);
Строение симфонического цикла. Музыкальная тема как главный носитель
идеи, мысли, содержания произведения. Знакомство с формой сонатного
аллегро. Реализация сонатной формы в финале Симфонии № 41 В. А.
Моцарта;
Взаимодействие гомофонногармонической и полифонической форм письма.
Роль коды как смыслового итога произведения «Юпитер», воплощающего
идею «грандиозного синтеза».
Характеристика видов деятельности:
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения
единства содержания и формы;
Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в
симфонических произведениях;
Наблюдать за взаимодействием (столкновением) сходных и/или контрастных
музыкальных тем;
Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений
(сонатная форма);
Анализировать приёмы тематического развития в форме сонатного аллегро;
Понимать характерные особенности музыкального языка;
Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской
музыки разных эпох;
Понимать характерные черты венской классической школы.С и м ф о н и я монументальный музыкальный жанр, в котором драматургия
охватывает значительное музыкальное пространство.
Симфония, в отличие от оперы, является чисто инструментальным жанром,
поэтому музыкальное развитие представлено в ней не через движение образов
и персонажей, а через последовательность и сочетание музыкальных тем.
Тема становится средоточием некой мысли, идеи, имеющей музыкальное
воплощение, свой собственный характер, мелодический и ритмический
рисунок. Умение слышать тему, различать её в общем потоке музыкального
движения и означает умение воспринимать и понимать такое сложное и
многообразное произведение, каким является симфония.
Отчасти это можно сравнить с тем, как мы воспринимаем произведение
литературы: ведь мы читаем и совсем маленькие рассказы, и крупные романы,
а значит, учимся воспринимать различные литературные жанры.
Так же и в музыке: в ней существуют и маленькие пьесы, и симфонии, и те и
другие раскрывают своё собственное содержание. Понятно, что восприятие
симфонии требует от слушателя значительной подготовки ведь в ней так
много различных музыкальных мыслей!
Среди композиторовсимфонистов, чьё творчество связано с расцветом этого
жанра, особенно велико значение Моцарта. Его перу принадлежит сорок одна
симфония.
Симфония №41 «Юпитер»
Моцарт много сделал для того, чтобы превратить симфонию в ведущий жанр
концертной музыки.
Симфония № 41 – его последнее произведение в этой сфере, но не менее
яркое, чем остальные его творения.
Три последние симфонии Моцарта №№ 39, 40, 41 – написаны в течение
шести недель летом 1788 года для концертов по подписке, что должно было
стать для композитора столь необходимым ему источником дохода. К
сожалению, эта серия концертов не состоялась. Возможно, Моцарт так
никогда и не услышал эти три симфонии в живом звучании.
Каждая из симфоний – шедевр. Они очень не похожи друг на друга и вместе
представляют целую гамму характеров и стилей. Мощная и блестящая
симфония № 41написана в тональности до мажор. Название «Юпитер» былодано ей позднее, скорее всего, скрипачом и импресарио Иоганном Петером
Саломоном, который первым представил её английской публике в Лондоне. С
тех пор эту музыку ассоциируют с образом верховного бога древних римлян.
Юпитер, в римской мифологии всемогущий бог неба, царь богов. Юпитер
почитался как верховное божество, повелитель грома и молний. Одно из его
прозвищ Люцетий («свет дающий») говорит о том, что он считался также
богом света.
Образ Юпитера объединил в себе черты многих древних италийских божеств.
Ему приписывались покровительство земледелию, охрана границ; бог следил
за соблюдением клятв и даровал полководцам победу в бою. Римские
военачальники, возвращаясь с триумфом из походов, приносили Юпитеру
благодарственные жертвы и несли в его храм лавровые венки.
В период Империи Юпитер считался покровителем императорской власти;
иногда статуям, изображавшим божество, придавали облик римского
правителя. Покорённые Римом народы отождествляли с Юпитером своих
верховных божеств, например Амона, Ваала. Юпитер был аналогичен
греческому громовержцу Зевсу, и все мифы о Зевсе были отнесены и к
римскому богу.
Гордое ощущение силы, значительность образов и совершенство их
выражения, охват различных сторон бытия и их грандиозный синтез так
характеризовали «Юпитерсимфонию» её многочисленные исследователи.
Один из известных моцартоведов, Г. Чичерин, определяет идею «Юпитера»
словами из стихотворения А. Пушкина «Пророк»:
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье...
Пророчество, глубинное знание сокровенных тайн жизни и в её высших
проявлениях, и в повседневном течении такой смысл открывается многим и
многим при знакомстве с этим произведением.
Не редко происходит, что в своих последних произведениях композиторы
подводят итог жизни, достигают вершин мысли и эмоционального накала.Поэтому так часто среди поздних сочинений встречаются крупномасштабные
жанры: в них большие идеи, значительное содержание обретают высокое,
достойное воплощение.
Чем же привлекательна симфония?
Почему не только Моцарт, но и Бетховен, Брамс, Чайковский, Прокофьев,
Шостакович свои последние годы посвятили поискам именно в области
симфонического жанра?
Прежде всего симфония не только крупная, но многочастная форма,
открывающая возможность для значительного образного и тематического
развития. Её классическая структура, предполагающая четырёхчастность, уже
сама по себе даёт возможность ввести всевозможные противопоставления,
контрасты, столкновения.
«И горний ангелов полёт, и гад морских подводный ход» таков поистине
грандиозный диапазон образных возможностей симфонии, способной
воплотить идею любого масштаба.
Ещё одним свойством симфонии является присущая ей динамичность. Не
только смена частей, почти всегда разнохарактерных, но и смена тем внутри
каждой части, развитие этих тем, нередко бурное и драматическое, таковы
особенности жанра симфонии с его изначальной установкой на движение,
развёртывание во времени.
Особый динамизм жанру симфонии придаёт использование в первых и часто в
четвертых частях сонатной формы. Динамизм этой формы заключается в
интенсивном развитии различных тем.
Начальная тема называется главной, за ней следует побочная (иногда
связующая). Как правило, главная и побочная партии различны по характеру и
звучат в разных тональностях. Обе темы составляют основу первого раздела
сонатной формы экспозиции. Затем они подвергаются многообразному
развитию в среднем разделе разработке. Наконец, в третьем разделе –
репризе – они возвращаются и звучат в основной тональности.
Сонатная форма, как правило, отличается очень быстрым темпом: не
случайно её часто называют сонатным allegro (быстро).
Уже первые такты симфонии «Юпитер» являют нам тему незаурядную,
яркую, выразительную. Её яркость не только в том, что звучит она громко,первыми же аккордами властно и настойчиво овладевая вниманием
слушателей, что исполняется она tutti полным составом оркестра.
Необычность этой темы заключается и в том, что с самого начала в ней
содержится образное противопоставление. Два характера, два настроения
героическое и лирическое, мужественное и женственное определяют
впоследствии всё образное развитие не только первой части, но и симфонии в
целом, придавая ей полноту, жизненность, истинное правдоподобие.
Так главная партия симфонии становится её своеобразным эпиграфом.
Вопреки сложившейся традиции, предписывающей образное сопоставление
главной и побочной партий, в «Юпитере» главная партия задумана широко. В
ней самой, задолго до появления побочной и тем более разработки,
содержится значительное развитие, охватывающее различные образные сферы,
различные оттенки героического и лирического, звучащего то светло, то
печально и даже скорбно.
В характере побочной партии проявляет себя тот Моцарт, любимый и
почитаемый многими, которого называли солнечным юношей, вечным светом
в музыке.
Обаятельная, задушевная мелодия словно парит в вышине, заставляя забыть о
только что прошумевших столкновениях, данных в главной партии.
Однако этот свет царит недолго: внезапно звучание обрывается и наступает
пауза в целый такт.
Эта пауза как предчувствие грозы, как затишье перед бурей. Свои звуковые
предвестники имеют различные явления мира и кто знает? не заимствовала
ли музыка самые выразительные из них, многократно усилив и связав их с
самыми глубинными человеческими переживаниями?
Ведь действительно после паузы весь оркестр вступает в мрачном до миноре,
который врывается тревожно и взволнованно.
Что это? Напоминание о главной партии или предупреждение о грядущей
опасности? Не такой уж весёлой и безоблачной оказалась побочная партия.
Однако жизнерадостность первой части всё же становится определяющей:
перед концом экспозиции вводится ещё одна, заключительная тема
хороводного характера, впоследствии играющая важную роль в разработке.Удивительно, что разработка в первой части симфонии относительно
невелика в сравнении с экспозицией, занимая чуть больше половины её
объёма. Это связано с тем, что главная и побочная партии уже получили
значительное развитие в экспозиции, которая в результате оказалась богаче и
драматичнее разработки.
Удивительно также и то, что обе партии в разработке почти не развиваются,
уступив место неисчерпаемому богатству комбинаций заключительной,
хороводной темы.
Лишь в самом конце разработки возвращается главная партия как будто
украдкой, так тихо и нерешительно она звучит. Однако постепенно она
набирает силу и, преодолевая препятствия (вновь пытается «вмешаться»
хороводный мотив заключительной партии), возвращает нас в репризу.
Звучание главной партии в репризе кажется ещё более торжественным,
побочной ещё более лирическим. Все темы сохраняют свой внешний облик,
но усиливают тот основной пафос звучания, какой характерен для каждой из
них.
Заключение первой части сияющее, ликующее, фанфарное утверждает
настроение приподнятое, восхитительнорадостное, истинно моцартовское.
Вторая часть Andante cantabile (неторопливо, певуче) воспринимается как
отдых после динамичной и яркой первой. Andante cantabile не содержит ярких
контрастов, в оркестровке нет громких, шумных инструментов (в партитуре
отсутствуют трубы и литавры).
И всё же главная тема отличается широтой и силой, достойно входя в общий
замысел «Юпитера». Эта тема динамична и обнаруживает способность к
саморазвитию, самодвижению, словно человек обдумывает некую мысль,
которая увлекает его, заставляет волноваться, возвращаться к ней снова и
снова.
Вторая тема, которая, с одной стороны, несомненно, вырастает из первой, с
другой вносит ноту душевного смятения. Как выразительны синкопы, срывы,
ритмические перебои, взлёты и падения мелодии в передаче этого сложного
душевного состояния, носительницей которого выступает эта тема!
И всё же каждая часть симфонии «Юпитер» обнаруживает неслыханную волю
к преодолению тревожных настроений: в третьей теме к нам сновавозвращаются свет и покой. И дальнейшее развитие этих трёх тем направлено
к усилению спокойствия и чудесной красоты, которыми отмечена вторая
часть симфонии.
Третья часть, Менуэт, характером своего звучания напоминает первую. В
этом проявляет себя своеобразный диалог между частями симфонии как
целостного цикла.
Тема Менуэта, его начальный мотив, становится источником всего
последующего развития части.
В третьих частях симфоний композиторы нередко использовали жанр менуэта
французского танца XVII века. Это неторопливый, грациозный, светский
танец, бытовавший в то время. Его отличал изящный, изысканный характер,
лишённый драматизма, поэтому в симфоническом цикле он часто играл роль
своеобразной передышки в музыкальном развитии.
Финал симфонии вновь возвращает нас ко всем противоречиям и
столкновениям сонатного allegro, в форме которого он написан. Печать
благородного величия и глубочайшей естественности отличает движение
музыки этой части, завершающей симфонию на высокой и торжественной
ноте.
Финал можно назвать самой сложной в драматургическом отношении частью:
ведь в нём, наряду с обычным тематическим развитием, вводятся
полифонические взаимоотношения тематических элементов. Роль
полифонического развития здесь так велика, что «Юпитер» часто называют
«Симфония с заключительной фугой».
Однако поразительной особенностью финала является то, что высочайшая
сложность развития сочетается в нем с такой лёгкостью и естественностью
звучания, будто никакой особенной «техники» здесь нет, а есть
непринуждённое перетекание одной темы в другую. Такое впечатление –
настоящее чудо, ведь интенсивностью развития, динамизмом финал
превосходит все предшествующие части!
Явственно обозначены в финале все основные тематические блоки.
Вот сфера главной партии: как и в первой части, она состоит из двух
элементов. Первый, включающий всего четыре ноты, вступает тихо и
таинственно, второй звучит как ответ на этот вкрадчивый вопрос. Дваосновных элемента получат впоследствии грандиозное развитие не только в
драматургическом движении сонатной формы, но и в кульминационном
пятиголосном фугато, где подвергнутся грандиозной полифонической
разработке.
А вот сфера побочной партии, состоящей из мелодии напевного характера,
вначале как будто оттесняемой мотивом из сферы главной партии, а затем
достигающей такой силы, которая производит впечатление абсолютной
несокрушимости. И главное, обе сферы получают столь интенсивное развитие,
что появление разработки даже кажется излишним.
И всё же она наступает, принося с собой воинственные и яростные
тематические столкновения, достигающие высочайшего напряжения.
Реприза не просто углубляет звучание тем; она подвергается таким
изменениям и такому нарастанию событий, что становится одним из центров в
драматургии финала. И дело вовсе не в масштабах размеры репризы не столь
велики, а в нагнетании многоуровневого развития. Знакомые темы, как
многоголосный хор, начинают звучать в одновременности, во всё новых
переплетениях, достигая такой концентрации жизненной энергии, на какую,
кажется, не способна даже музыка. Однако Моцарту это удаётся (может быть,
только Моцарту и удалось!), притом удаётся с такой лёгкостью, такой
естественностью, что воплощённое в его музыке чувство жизненной силы
начинает казаться нашим органичным состоянием. Ведь человек так
стремится к радости!
Слушая «Юпитера», мы внезапно ощущаем эту радость так, как будто все
земные и небесные силы объединились, чтобы преподнести нам такой
чудесный подарок. Последние могучие фанфары симфонии чистое
выражение открытой, откровенной, блистательной радости, глубочайшей по
эмоциональной силе и воздействию на людей.
И может быть, слушая симфонию «Юпитер», ктото озарится на миг
глубинным пониманием назначения музыки на земле, музыки, способной
дарить такую радость, такое утешение и освобождение. И не уместны ли и
здесь слова Экзюпери из его «Планеты людей», слова вечной благодарности к
тем, кто спасает нас и укрепляет: «В тебе... все мои друзья и все недруги идут
ко мне на помощь, у меня не осталось в мире ни одного врага».
Вопросы и задания:Почему симфония является одним из самых ярких в драматургическом
отношении жанров?
Почему крупномасштабный жанр симфонии связан с частым использованием
сонатной формы?
Какие образные сферы получили развитие в симфонии «Юпитер» В. А.
Моцарта?
Назови произведения различных видов искусства, созвучных по настроению с
симфонией «Юпитер».
Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/mocartsimfoniyayupiter
razvitiemuzykalnyhtemvsimfonicheskoydramaturgii