МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»
Индивидуальное занятие (1 класс ОВЗ, ЗПР)
Тема: «Автоматизация звука р в словах с прямыми слогами ра, ры в начале, середине, в конце слова»
Подготовила: Смирнова С.В. ,
учитель-логопед высшей категории
цели: автоматизация звука р в прямых слогах ра, ры; развитие слухового внимания, памяти; контроль за произнесением звука р в речевых играх.
Оборудование: деревянные фигурки с изображением упражнений артикуляционной гимнастики, тетрадь Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация сонорных звуков р, рь у детей» - альбом 4; предметные картинки по теме, кубик, цветные фишки.
Ход занятия:
I Организационный момент:
Логопед: Отгадай загадки.
1. Ползёт наоборот,
Задом наперёд.
Всё под водой,
хватает клешнёй.
Ребёнок: рак
Логопед:
2. В небе чистом от дождя
Светит яркая дуга.
Улыбается всегда
Семицветка - ...
Ребёнок: радуга.
Логопед:
3.
Я вопрос тебе припас.
Подскажи: что в первый раз
Стал у рыбки дед просить,
Чтоб старухе угодить?
Ответ: корыто
4. Кошка красивая, мех рыжеватый,
Кисточки уши и мощные лапы.
Только, пожалуй, ты с ней не водись —
Хищник опасный. Зовут её …
Ответ: рысь
Логопед:
- Как ты догадался, что это рысь? Как узнал радугу и т.п.
II Сообщение темы и целей занятия:
Логопед: С какого звука начинаются все эти слова?
Ребёнок: Эти слова начинаются со звука р.
Логопед:
- С какого слога начинаются первые 2 слова? 3-4 слово? (ра, ры)
- Сегодня будем работать над правильным произнесением их в словах, но сначала проведём артикуляционную гимнастику.
III Артикуляционная гимнастика:
инструкция: доставай из мешочка по одной деревянной фигурке с изображением упражнения, и выполняй упражнение на счёт от 1 до10
(считает логопед).
IY Автоматизация звука р в слогах ра, ры:
1. Логопед:
цель: умение выполнять 2-х ступенчатую инструкцию
- Открой рабочую тетрадь на стр.1
Я произношу слово, ты повторяешь. Если правильно, сверху кладёшь фишку.
2. Логопед: Теперь ты произносишь по образцу и отдаёшь мне фишку.
образец: Я положил на раму желтую фишку. Я положил на радугу синюю фишку.
3. Игра «Кто быстрее»
цель: развивать умение играть по правилам, развитие внимания.
Логопед играет с ребёнком. Выбирают фишки. Кидают кубик и смотрят, кто первый ходит. Передвигаются по двум страницам в направлении слева направо, дойдя до последней картинки в верхнем ряду, возвращаются назад по нижнему ряду справа налево ( повторяют игру 3 раза). Считаем фишки.
4. «Запомни и назови»
цель: запоминание слов с использованием мнемотехники.
Если ребёнок не может запомнить, то применяем мнемотехнику:
Рысь на горе, на горе корыто, в корыте рыба, вокруг корыта куры, к курам идёт рыбак)
Логопед:
- Перед тобой 6 картинок, запомни их. (1 минута запомнить)
- Закрой глаза. (Логопед переворачивает картинки)
- Вспомни картинки. Картинка перевернётся, когда ты чётко произнесёшь звук р в слове.
( рысь, горы, корыто, рыба, куры, рыбак)
- Какой одинаковый слог во всех этих словах?
Ребёнок: ры.
5. Чистоговорки со слогами: ра, ры. Игра «Подбери картинку»
цель: развитие слухового внимания, памяти.
Рассмотри картинки. Подумай, к какой картинке подходит чистоговорка:
Ры-ры-ры - в небе яркие шары,
Ры-ры-ры - домик делали бобры.
Ра-ра-ра - на улице жара.
Ра-ра-ра - у собаки конура.
( Две картинки лишние: кошка в домике, солнечный зимний день)
Вспомни чистоговорки и назови их по памяти.
Y Рефлексия:
Логопед:
- Какое задание больше всех понравилось?
- Какое задание оказалось сложным?
- Какое задание хотел бы повторить на следующем занятии?
Список используемой литературы и интернет ресурсов:
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация сонорных звуков р, рь
2. Картинки для чистоговорок.
https://www.google.com/search?q=%D0%B2+%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B5+%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%88%D0%B0%D1%80%D1%8B&tbm=isch&source=univ&fir=zap_UmiMAhzZaM%252CcTIfoNy0BBe3MM%252C_%253B7tb8xrdUyf1tuM%252CB2peDH7j5NjCXM%252C_%253
https://www.google.com/search?q=%D0%B2+%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B5+%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%B1%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8B&tbm=isch&ved=2ahUKEwjRjMqYo_n-AhUVtyoKHbCjAfcQ2-cCegQIABAA&oq=%D0%B2+%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B5+%D0%B4%D1%80
https://www.google.com/search?q=%D0%BD%D0%B0+%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B5+%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%B0+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&tbm=isch&ved=2ahUKEwiVltrdpfn-AhVPvyoKHVkYCYgQ2-cCegQIABAA&oq=%D0%BD%D0%B0+%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B5+
https://www.google.com/search?q=%D1%83+%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B8+%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%83%D1%80%D0%B0+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&tbm=isch&ved=2ahUKEwin8eDVpvn-AhUrposKHZKACFcQ2-cCegQIABAA&oq=%D1%83+%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B0%
https://www.zoolakki.ru/articles/kakoy-domik-dlya-koshki-luchshe-vybrat/
https://www.google.com/search?q=%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&tbm=isch&ved=2ahUKEwjig5a6qPn-AhVJwyoKHTJkDnAQ2-cCegQIABAA
3. Фигурки для артикуляционной гимнастики:
https://www.wildberries.ru/catalog/104840682/detail.aspx
4. Загадки:
https://kidsclever.ru/content/polzyot-naoborot-zadom-naperyod
https://www.hobobo.ru/zagadki/zagadki-pro-radugu/
https://www.hobobo.ru/zagadki/zagadki-po-skazkam-pushkina//
https://slavclub.ru/zagadki/zivotnie/zagadki-pro-rys
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.