СОДЕРЖАНИЕ:
-Введение
Основная часть
1. История села
2. Географическое расположение
3. Климатические условия
4. Достопримечательности
5. Население
6. Известные люди
-Заключение
-Список литературы
-Приложение
Введение
В нашей стране много удивительных мест, и у каждого человека есть уголок, который дорог его сердцу. Таким уголком является малая Родина- место, где человек родился, вырос, завёл товарищей и семью.
У населённых пунктов, как и у людей, своя жизнь, судьба, история, свои лица, своя территория.
Но знает ли каждый человек историческое прошлое своего родного уголка?
К сожалению,
многие из наших сверстников мало знают о родном крае, не знакомы в достаточной
степени с его прошлым и настоящим.
В истории любого города, села, деревни немало славных страниц, написанных
вместе с историей страны, которую мы узнаем из летописей.
Богатое прошлое у нашего села, интересно узнать, о чём мечтали мои земляки, чем занимались, как жили.
В каждом селе складывались свои традиции, устои, обычаи. Каждый населённый пункт славился определёнными ремёслами и мастеровыми людьми. Некоторые сёла перерастали в более крупные посёлки в связи с ростом какого-либо производства. Другие, так и оставались селами, где большую роль играло сельское хозяйство: выращивали скот. Работали на полях. Села были большими и многолюдными. Работа на земле требовала сильных и умелых людей.
В своей работе нам хочется показать историю родного села, его современное состояние, рассказать об интересных людях села.
Цель проекта: Изучение истории возникновения и развития своего села Верхний Ломов. Осознание своей связи с Отечеством, малой родиной, их прошлым, настоящим и будущим на основе исторических ценностей; проявление национального самосознания.
Задачи проекта:
1. Способствовать становлению понятия «Малая родина – мой дом»;
2. Обогащать и систематизировать знания о своем селе.
3. Развивать эмоционально-ценностное отношение к
достопримечательностям нашего села.
Я люблю село родное…
Я люблю село родное,
Я люблю свой дивный край,
Дом на холмике высоком,
На окне цветёт герань.
Я люблю леса и речку,
И тропинку вдоль полей,
И пьянящий запах сена,
И жужжание шмелей.
Я люблю весны цветенье
И осенний листопад.
Я люблю зимы творенье,
Летний зной и снегопад.
Нет роднее в мире края
Где бы был так счастлив я.
Никогда я не забуду
Сердцу милые места.
История села
Наша семья родом из села Хилих Чародинского района. Село относится к Арчинскому муниципальному образованию, в который входит семь сел.
Хотя Чародинскому району Дагестана еще нет и сотни лет, земли, ему принадлежащие, были обитаемы уже более полутора тысяч лет назад. Археологи считают, что люди жили здесь еще в период, называемый учеными каменным веком.
Сегодня Чародинский район – это тринадцать сельских поселений, объединяющих более пятидесяти сел. Административный центр – село Цуриб. Преимущественно район населен аварцами, а всего на его территории проживает около двенадцати тысяч человек.
Среди сел Чароды есть возникшие относительно недавно, а есть и имеющие весьма древнюю историю.
Хатар, твои воды питает небесная влага!
Понятно и ясно – откуда арчинцев отвага.
Там солнце растопит снега, словно нежный хрусталь,
Там души блаженными станут и крепки, как сталь.
Выделяется среди прочих сел Чародинского района Арчибский округ. Здесь проживает древний народ Дагестана, арчинцы. Сегодня их причисляют к аварским субэтносам.
Археологически территория расселения арчинцев не изучена. Однако обнаружены могильники, содержимое которых, в частности керамический материал и казенные плиты с солярными знаками, позволяют предполагать, что территория эта была освоена еще в эпоху ранней бронзы (III—II тыс. до н.э.).
Характерны два типа поселений: селения и отселки (хутора), возникшие на местах выпаса скота или вблизи удобных земельных участков. Хуторской тип поселения известен арчинцам давно, однако на постоянное местожительство туда стали переселяться лишь с 1920-х гг. Еще в начале XX в. арчинцы летом обычно жили в главном селении - Арчи. Ныне вместо хуторов существуют небольшие селения в том числе и наше село Хилих.
Преобладал территориальный принцип расселения. Селение Арчи делилось на кварталы, в которых жили представители разных тухумов. Общественная жизнь сосредоточивалась возле мечетей (в Арчи их было четыре, на хуторах - две). Все селения арчинцев горные, скученные. Дома одно -, двух - и многоэтажные, каменные с плоскими крышами, на хуторах - чаще с хозяйственными помещениями и хлевом в одном комплексе. В советское время появляются дома с галереей по фасаду, сокращается количество этажей и площадь хозяйственных построек. Возведены общественные здания.
До революции в самом селе арчинцы жили три летних месяца, а на все остальное время, согласно существовавшим тогда адатам, они переселялись на хутора. В истории Арчиба немало трагических страниц. Так во время Кавказской войны оно было сожжено царскими войсками. Коллективизация лишила арчинцев горных пастбищ, а к 1944 году число хозяйств Арчиба сократилось практически впятеро: многие решили обосноваться на хуторах навсегда. Сегодня арчинцы проживают также в селах Хитаб, Алчинуб, Кубатль, Калиб, Хилих, Кесериб.
Арчинцы имели и имеют коренные связи с кавказским, и не только, миром. Жители высокогорного селения Хилих, как и все арчинцы, говорят на собственном, только им понятном языке – арчинском. Арчинский язык не обладает государственным статусом и не имеет собственной письменности. Отнесён к исчезающим языкам. На арчинском языке не ведется преподавание в школе; на уроках родного языка преподается аварский язык. В результате, большинство взрослых арчинцев свободно владеет тремя языками: арчинским, аварским и русским. Между тем, с точки зрения языка, арчинцы представляют собой весьма, своеобразный этнос. Арчинский язык отделился от своих ближайших родственников 3-4 тысячи лет назад и, в течение продолжительного периода, приобрел много черт, отличающих его структуру от генетически близких языков.
Из-за того, что нет письменности на родном арчинском языке, арчинцы писали стихи, рассказы на аварском, арабском и др. языках.
Нет сомнений, что территория, занимаемая ныне арчинцами, заселена с давних пор. Исследователями установлено, что ещё в период каменного века здесь обитал человек.
Село Хилих самое большое. Хилих, по преданию, основал человек, по имени Алибег. Ему понравилось это место, и поставил фундамент первому дому. Арчиб, со слов старожилов, подвергался сожжению трижды. Так, во время Кавказской войны, войсками генерал-адъютанта Аргутинского, селение было сожжено дотла. В связи с тем, что наблюдались частые набеги со стороны врагов, и земля всегда ценилась, дома строились исключительно на скалах. Дома строили трёхэтажными. На первом этаже был хлев для крупного рогатого скота. На втором этаже – овчарня. И на третьем этаже – жилые комнаты, а также могли быть помещения для сена и соломы.
Географическое расположение
Чародинский район расположен в юго-западной части Дагестана и граничит: с Гунибским, Лакским, Рутульским, Тляратинским и Шамильским районами республики. Расположен в высокогорной части Центрального Дагестана в бассейне реки Кара — Койсу . Территория района имеет протяжённость в длину с севера на юг 50-55 км., в ширину с востока на запад 20-25 км. Районный центр село Цуриб удалён от столицы Республики Дагестан на расстояние 180 километров.
Село Хилих расположено на юго-востоке Чародинского района Дагестана, в верховьях реки Хатар, на высоте 1992 м. над уровнем моря. Находится в 33 км к югу от села Цуриб.
Хилих граничит с селами Хесериб, Арчиб, Алчуниб, Кубатль, а с востока граничит с Рутульским районом.
В пределах района преобладают горно-луговые, горно-лесные и субнивально-нивальные ландшафты.
Для зоны горно-луговых почв характерно наличие низких температур, высокая влажность воздуха, промывной
характер субстрата, подавленность микробиологических процессов и обильное накопление органических веществ со слабой минерализацией.
Флора района отличается молодостью, богатством и разнообразием, поскольку развивалась в автономных условиях изолированных ущелий, котловин, заболоченных участков, вершин и горных плато.
Природные условия местности, пригодные для жизни, суровый климат, прекрасные субальпийские луга, богатые кормовыми травами и сенокосы, довольно отлогие земельные участки, чистые горные ручьи и реки - всё это и другое привлекло внимание человека и поэтому арчинцы всегда жили в достатке на этой благодатной земле.
Климатические условия
Климат в Чародинском районе куда входит село Хилих умеренно-континентальный с прохладным влажным летом и продолжительной холодной зимой. Среднегодовая температура -2ºС.
С ноября по апрель преобладают отрицательные температуры, со средними показателями -6,8ºС. В остальной период, т.е. с мая по октябрь, температура колеблется от +1,4 до +8,9ºС, с максимумом в августе (+8,9ºС).
Медианы температур теплого времени года составляют +5,6ºС. Среднегодовое количество осадков – 1150 мм, большая часть из них выпадает с апреля по сентябрь (73%). Минимальное количество осадков приходится на октябрь-март (28-80 мм) с минимумом в декабре (28 мм).
Достопримечательности
Главная достопримечательность Хилиха и самого района – великолепный Чародинский заповедник. Именно здесь в таинственном ущелье Тленсерух в окружении диких и прекрасных в своей первозданности горных ландшафтов обрушивается с невероятных высот завораживающий взор поток самого мощного водопада республики Чирхалю-Чвахило высотой 45 метров. Чирхалю находится высоко в горах и поэтому относится к числу пульсирующих водопадов. Потоки воды в нём зависят от таяния снега в горах. Водопад Чвахило возник на месте огромного ледника. Чвахило расположен в 18 километрах от истока реки Ойсор.
Еще одной достопримечательностью Хилиха и всех арчинцев являются ледники. В верховьях Рисора расположено несколько очагов оледенения общей площадью 5.6 км2. Всего здесь имеется 15 ледников, большая часть которых приурочена к левобережью реки. Крупнейшим по площади является ледник Хашхарва (1.3 км2), а по длине - ледник Таклик (3 км). Зона оледенения тянется от истоков реки вплоть до устья Дарцы на 12 километров. К хребту Бишиней приурочены такие ледники,как Иек (длина 1.2 км), Бохзаб Восточный (1.2 км), Скрытный (1 км) и Бишиней Южный (1,3 км). Всего же по левому берегу Рисора сосредоточено 11 ледников, из которых три принадлежат карово-долинному типу ледников, четыре висячих и один висяче-каровый. Оледенение правобережья Рисора имеет лишь массив Дюльтыдага. Здесь четыре ледника, из которых своими размерами выделяется ледник Ятмичаар (1 км).
На территории Чародинского государственного охотничьего заказника - водится дагестанский тур, дикая коза, серна, волк, лиса, заяц, кавказский улар (горная индейка), каменная куропатка. Река Хатар богата Ручьевой пятнистой форелью.
Тем же, кому интересна история Дагестана и его культурное наследие, стоит обратить внимание на музеи района.
Богат растительный мир Рисорской долины. Склоны покрыты разнотравными альпийскими лугами. Ближе к нивальной зоне гор растут рододендроны. В нижней части долины встречаются леса. Они сосредоточены по боковым долинам и ущельям. Крупные массивы сосновых лесов имеются в районе аула Косрода на хребте Бишиней. Залесены также долины Чахаба, Чильди и Канара по правобережью Рисора.
А в административном центре Чародинского района, Цурибе, принимает гостей муниципальный музей, призванный бережно хранить национальные традиции и знакомить молодежь с богатым наследием республики.
Население
На 2021 год в селе Хилих проживает около 250 человек.
Хилихцы( далее будет написано-арчинцы, так-как Хилих один из поселений Арчибского сельского муниципалитета в который входит 7 сел и проживает около 1000 человек, в котором быт и традиции общие) такой же древний народ Дагестана, как и другие. Увязывать их происхождение с каким-то конкретным дагестанским этносом или утверждать, что все дагестанские языки произошли от арчинского, бессмысленно.
Полевые этнографические материалы свидетельствуют о пережитках язычества и наводят на мысль о возможном влиянии христианства.
Арчинцы - мусульмане-сунниты. Ислам, судя по сведениям о наличии здесь арабоязычных куфических памятников, они приняли не позднее X века. В античных и раннесредневековых письменных источниках сведения об арчинцах отсутствуют. В исторической хронике Мухаммеда Рафи (XIV-XVI вв.) наряду с большинством других сельских обществ Дагестана, упомянуты и арчинцы.
Мужская одежда состояла, из туникообразной рубахи, штанов с широким шагом за счет клиньев)' бешмета, черкески, овчинной (иногда и каракулевой) папахи, свободного покроя овчинной шубы накидки с ложными рукавами («раьгьуь») и без рукавов («парттукь»). бурки, рабочей обуви из цельного куска сыромятной кожи, без голенищ («къесур»), войлочных («ахъидан») и мягких кожаных сапог («масхIатту»).
Женщины носили платье-рубаху, которую подпоясывали дважды цветным матерчатым кушаком и завязывали спереди узлом, длинные и широкие штаны. Некоторые имели праздничные платья в талию («бузма»). Носили кожаную и войлочную обувь, головной убор «чухту» (мешочек для кос)и покрывало. Костюм дополняли украшения (серебряные, медные, латунные) - ожерелья, серьги, браслеты, кольца, подвески к «чухту», нагрудные украшения, пряжки к поясам и др. Специфична несимметричная, покрытая монетам и нашивка, украшавшая головной убор.
В настоящее время традиционных элементов костюма у мужчин сохраняются овчинные шубы-накидки и папахи, у женщин - «чухту», головное покрывало, длинные прямые штаны и пояса яркой расцветки.
Основное занятие арчинцев - скотоводство (главным образом овцеводство) и богарное земледелие Хозяйство имело замкнутый характер. Только весной, в пору окота некоторые зажиточные овцеводы, организовав коши и приняв на время за плату овец односельчан, перегоняли скот в низменные районы Дагестана. Зимой скот содержали на хуторах или вокруг них. летом - на альпийских пастбищах.
Основные сельскохозяйственные орудия общедагестанского типа: деревянный плуг (рало) с железным лемехом, серпы, молотильные доски, деревянные лопаты, со 2-й пол. XIX в. также косы. Сеяли главным образом яровые: ячмень, полбу и пшеницу. Огородно-бахчевые культуры не выращивали, чеснок и лук покупали в Кумухе или у заезжих мелких торговцев из аварских и лакских селений. Подсобные занятия: охота на туров и пчеловодство (основной тип ульев - плетеные каркасы, обмазанные глиной). Из домашних промыслов и ремесел были развиты: шерстяное ткачество (грубые сукна для одежды, толстые ткани на плотной основе и с начесом для подстилок «батIи», использовавшиеся и как одеяла; изготовление паласов с орнаментом в виде цветных полос, сохранилось до настоящего времени, резьба по дереву (орудия труда, утварь, посуда).
Основное занятие арчинцев - скотоводство (главным образом овцеводство) и богарное земледелие Хозяйство имело замкнутый характер. Только весной, в пору окота некоторые зажиточные овцеводы, организовав коши и приняв на время за плату овец односельчан, перегоняли скот в низменные районы Дагестана. Зимой скот содержали на хуторах или вокруг них. летом - на альпийских пастбищах.
На следующий день, оправив свои торговые дела, они возвращались обратно. Торговали баранами (жирнохвостая порода), крупным рогатым скотом, овечьей брынзой, топленым маслом, овчинными тулупами, паласами, шерстью. Все это имело хороший спрос. Покупали в основном соль, сахар, керосин, мужскую одежду, мужские сапоги, женские серебряные украшения, ткани, ковры и т. д.
Из десертных продуктов употребляется урбеч из семян льна, абрикосовых косточек, халва из муки, масла и сахар или из семян конопли, абрикосовых косточек, орехов. В последние годы стали готовить из завозных фруктов компоты и варенья.
По традиции все существенные для арчинцев решения принимаются в Арчибе. Здесь же находится и единственное кладбище арчинцев.
В общественной жизни арчинцев значительную роль играла сельская община. При избрании ее органов управления придерживались принципа представительства отдельных тухумов. Сельское управление возглавлял старшина - бегаул избранный сельским сходом. В состав управления джамаат выбирал также сельских судей из уважаемых и сведущих в вопросах шариата стариков, помощников старшины - чаушей, обсуждал кандидатуру кадия селения (судьи). В ведении джамаата находились также распределение пастбищ между малыми семьями, сенокосных участков, расклада повинностей, ремонт и возведение общественных зданий, благоустройство дорог, мостов, кладбищ, вопросы отношений с соседями и другие вопросы.
Для традиционного семейного быта характерны подчинение младших старшим, неравное положение женщины, выполнявшей большую часть трудоемких работ (уход за крупным рогатым скотом, заготовка кормов, уборка урожая, переноска тяжестей, обработка шерсти, шитье и др.).
Современная семья - поддерживает традиции уважения стариков, трудовой взаимопомощи, родственной солидарности (при устройстве свадеб, похорон и др. важных дел).
В прошлом предпочитались родственные браки, заключавшиеся по воле родителей. Современные свадебные обряды сохраняют традиционность (участие широкого круга родственников, соседей, торжественная встреча невесты в доме жениха и т. д.).
Многие обряды и обычаи связаны с хозяйственным циклом. На 15-й день лета (5 июля) отмечали праздник отгона, овец на летние пастбища, сопровождавшийся спортивными состязаниями, борьбой, поднятием тяжестей, совместной трапезой (главное блюдо - свежеприготовленный овечий сыр).
Осенью, в конце октября, устраивали праздник. связанный с улучшением пород скота. Дети ходили по домам с песнями, в которых желали увеличения поголовья овец, их веса и т. п. Весной праздновали день выхода плуга, или первой борозды, во время которого для всех жителей устраивали спортивные игры. Организатор праздника выбирался по жребию из числа удачливых в хозяйственных делах людей.
Зрелищно, с разжиганием костров, народными отмечался и праздник весеннего равноденствия. В случаях засухи проводился обряд вызывания дождя включался обряд в ритуальном шествии по селу толпы с ряженным с ног до головы в траву мужчине».
В Арчибе одна средняя и три начальные школы, укомплектованные местными учительскими кадрами во главе с опытным директором школы Каримом Мусаевым.
У арчинцев распространен аварский и лакский фольклор. Среди арчинцев нет человека не знающего арчинский язык. Кроме того, они владеют аварским и русским языками, на которых ведется преподавание в трех начальных классах и в средней школе, а многие знают и лакский язык.
Популярный танец - лезгинка, музыкальные инструменты - зурна. Песни исполняются на аварском языке.
Известные люди
Не мало и известных людей и спортсменов вышло из Арчибского округа. Мухамад-амин Казакилав (XVIII в.) - астроном (его считают основоположником астрономической школы в Дагестане, математик, врач, автор ряда книг и поэтических касыд на арабском языке.
Магомедхан, занимал видную должность при Шамиле
Мама Дибир, универсальный ученый, шейх. Могила Мама Дибира находится в Арчибе и служит местом поклонения (зиярата) верующих.
Магомед Магомедханов (кон. XIX - нач. XX в.), депутат Казикумухского окружного суда, знаток арабского, персидского, турецкого, русского и нескольких дагестанских языков, помогавший лингвисту и этнологу A.M. Дирру при его исследованиях арчинского и агульского языка.
В 1950-1990-е годы последователями традиционной системы образования являлись Садрудин, Танга-Хаджи и Гарун-Магомед (автор более 50 рукописей по богословию и перевода Корана на аварский язык) и другие.
В советское время сформировалась своя интеллигенция: ученые, учителя, врачи, экономисты, работники культуры и др. Большим уважением в республике пользуются: заслуженный врач Дагестана, заведующий ревматологическим отделением Республиканской клинической больницы Гамзат Джаватханов; ведущий хирург Республиканской онкологической больницы Омарбег Омаров; хирург Махачкалинской 1-ой горбольницы Нургаджи Саидов; главный врач кочубейской больницы Гаджиага Магомедов; председатель колхоза Саид Гашимов долгое время руководивший Арчибским с/советом Полонов Хизри-Гаджи.
Среди кавказоведов хорошо известно имя видного ученого-языковеда, доктора филологических наук, заведующего кафедрой русского языка Даггосуниверситета Джалила Самелова. Магомедов Саидбег, Самедова Пасихат.
Хорошо знают в республике и за ее пределами выпускника и преподавателя Московской сельхозакадемии им. Тимирязева, доктора философских и кандидата экономических наук, одного из руководителей Всероссийской мусульманской организации «Hyp» Максуда Садикова. Сегодня он является директором Дагестанского теологического института им. Маммадибира ал Рачи.
Заключение
Каждое село, каждый аул в Дагестане — это отдельный мир со своими особенностями, обычаями. И душа этого мира, конечно, его жители. Но в последние годы все больше селений региона, особенно горных, пустеют. Люди покидают родные места, а живые недавно села превращаются в «призраки».
По итогам исследовательской работы, были сделаны следующие выводы:
1. История моего села Хилих очень богата.
2 . Мы должны знать свою историю и помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы наше подрастающее поколение знала свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории.
В дальнейшем я хочу глубже познакомиться с судьбой своего села.
Источники информации:
1. https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-prostranstvenno-vremennaya-geterogennost-letnego-naseleniya-ptits-vysokogornogo-dagestana-na-primere-charodinskogo-rayona/viewer
2. http://president.e-dag.ru/2016-10-06-12-40-49/podvedomstvennye-uchrezhdeniya/charodinskij-rajon
3. https://welcomedagestan.ru/dagestan/charodinskij/?type=info
4. https://travelask.ru/articles/archintsy-korennoy-narod-dagestana-na-grani-ischeznoveniya
5. https://kartafx.ru/карта_спутник_хилих_село.html
6. https://etokavkaz.ru/dagestan/charodinskij_rajon
7. https://mapdata.ru/dagestan/charodinskiy-rayon/selo-hilih/
8. https://www.instagram.com/p/BXj-33og8oq/
9. https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-derevne-sele/
Приложение:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.