"Моя Родина" М.М. Пришвин литературное чтение

  • docx
  • 20.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Открытый урок 3 класс.docx

Открытый урок  3 класс

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Учитель : Чернова Е.В.

Тема урока: М. М. Пришвин «Моя Родина»

Педагогическая цель: создать условия для знакомства с творчеством М. М. Пришвина; его очерком « Моя Родина»

Задачи:

Обучающие: обучать ориентированию в тексте-повествовании, анализировать его и находить нужное место; учить детей рассуждать, делать выводы; способствовать полноценному восприятию смысла  произведения; формировать представление о своеобразии творчества М. Пришвина.

Планируемые личностные результаты: положительное отношение к природе родного края, уважительное отношение к собеседнику.

Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые предметные результаты:

Воспроизводить ранее полученные знания

Осуществлять поиск необходимой информации в книге, словаре

Создавать коллективный продукт

Сравнивать информацию, полученную на уроке с информацией, полученной из собственного опыта, на основе сравнения информации делать выводы и обобщения.

 

Планируемые результаты: читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; развивать воображение.

Оборудование: презентация, портрет  писателя

 

 

 

 

 

 

Ход  урока

 

этапы урока

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности учащихся

I

Орг. момент

 

 

Пусть  сегодня  для нас всех ,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелаем всем удачи,

И успешности в придачу!

Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям, чтобы у нас у всех  было хорошее настроение. 

II

Актуализация знаний

 

1

Я хочу начать урок  со слов Д.С.Лихачёва :«Человек, много читавший, прожил три  жизни».

- Ребята , а как вы понимаете это высказывание?

-Действительно, люди ,которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать. Чтение развивает в человеке чувство красоты – красоты жизни, красоты добрых поступков.

 

 

 дети отвечают

2

проверка д/з

 

 

-У вас было творческое домашнее задание

 – Посмотрите, какая красивая выставка у нас получилась. Но вот интересно, тема была одна, а рисунки разные. Но если посмотреть с другой стороны, что общего между ними?

-Как можно одним словом назвать всё то, что вы изобразили на рисунках?

- Какой мы сделаем вывод?

Какие пословицы о Родине знаете вы?

-Как вы  можете объяснить эту пословицу.

 

Рисунки о Родине

 

 

Дети отвечают

Родина, природа родного края.

Природа и Родина очень тесно взаимосвязаны.

« Человек без Родины, что соловей без песни».

Соловья нельзя представить без песни и  у каждого человека есть своя Родина.

3

 Мотивация учебной деятельности

 

 

-Ребята я предлагаю вас послушать песню. («Россия Родина моя» группа «Ультиматум»)

-Послушайте и скажите , о чем она?

-Как вы понимаете смысл слова « Родина»?

- У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенно прекрасным, родным.

- Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке?

-Значит тема нашего урока?

Красоту родного края, свою любовь к родине воспевали и воспевают в своих произведениях множество различных писателей и поэтов. И один из них известный всему миру. Это удивительнейший человек, страстно любящий природу. Он описывал её так, словно пел торжественную песню в её честь.

- Этот писатель нам знаком . Он написал рассказ « Ребята и утята»

- Фамилию этого писателя?

О России, о природе, о Родине

Это место, где человек родился и вырос.

 

 

 

   Родине

 

Моя Родина

 

 

 

 

 

 

 

 

М .М. Пришвин.

4

Знакомство с названием произведения

 

 

- Сегодня мы познакомимся с произведением « Моя Родина», из раздела («Люби живое»

-Что такое «ЖИВОЕ»?  А что значит любить?

- Итак, давайте сделаем вывод :  чтобы наша  планета   Земля была прекрасна?

растения, животные Заботиться, не обижать, не вредить, охранять.

Каждый должен  любить и беречь свою родину.

5

Постановка учебной задачи

 

 

- Как называется наша Родина, наша страна?

- А что означает словосочетание: Малая   Родина?

 

 

Россия, Российская Федерация – страна, в которой мы живём. Это  большая   Родина.

Место, где мы родились, где живут наши родители, наше село, улица, дом

6

Проблемный вопрос

 

 

- Мы можем сказать, о какой Родине будет рассказываться в тексте, который мы будем читать?

Нет, потому что, мы еще не знакомы с произведением.

III

Формирование темы и цели урока.

 

 

-И так, мы будем читать произведение «Моя Родина». М.М. Пришвина.

-Начинаем работу. Любая работа даст результат, если поставлена цель.

-Какова цель сегодняшнего урока?

Мы познакомимся….

Мы узнаем….

Мы научимся….

Мы будем учиться….

1.С биографией  автора и  произведением «Моя Родина».

2.О какой Родине малой или большой идёт речь в произведении. Как автор относится к Родине. К какому жанру относится произведение.

3.Определять главную мысль произведения; делать определённые выводы.

4. Сравнивать и наблюдать за жизнью героев.

 

IV

Работа по теме урока. Открытие новых знаний.

 

1

Чтобы лучше понять произведение мы повторим, что мы знаем о М.М. Пришвине- биография.

Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. «Моя охота была и тогда, и теперь - в находках.»-писал он .Очень часто в произведениях Михаила Пришвина читатели встречаются с собаками. Он очень любил этих животных. Дом, где жил писатель в последние годы в деревне Дунино давно стал музеем. Книги его с удовольствием читают сегодня и дети и взрослые.

Показываются слайды

 

 

1. Детство Пришвина прошло в имении Хрущево Елецкого уезда .Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом.

2.  Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую и насыщенную жизнь. Он был агрономом, библиотекарем, сельским учителем. Очень много путешествовал. Он понимал, любил и восхищался русской природой. Писать он начал в 30 лет. 

3. Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом.

2.

Вот книжная полка произведений М.М.Пришвина

 

 

-Ребята, как вы считаете, легко ли сочинять, написать книгу, или хотя бы один рассказ?

-Конечно, нелегко.  Писатели всё обдумывают, долго наблюдают, размышляют, и результаты фиксируют в тетради, дневнике, журнале (чтобы ничего не забыть), редактируют. Мы сегодня не будем ничего сочинять, мы будем работать над содержанием чужого произведения, но, чтобы ничего не забыть, не упустить что-то важное, мы тоже будем делать записи. Перед вами лежат маршрутные листы. Возьмите ручки и сделайте первую запись

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в маршрутный листах.

V

Работа по учебнику

 

1

Работа с непонятными словами

Вставать до солнца – очень рано

Горшочек –посуда для приготовления пищи и хранения жидкостей.

Мир пробуждается – просыпается.

Мало- помалу- потихоньку. Медленно.

В находках – открытия.

Кладовая – толковый словарь.

Сокровища – что-то ценное

 

2

Чтение произведения  «Моя Родина»

Часть 1  (1-2 абзац)

Кто является главным героем произведения?

- Когда вставала мама?

- Что однажды сделал маленький Пришвин?

- Чем угостила его мама?

- В чём кипятилось молоко?

-Я покажу вам. Этот непростой горшочек. Видел ли кто из вас такой? Это крынка. Именно в ней кипятилось молоко в печке. Обратите на форму горлышка глиняного горшочка. Молоко из него не выкипало.

 - Ребята, а почему люди в сельской местности, в деревнях вставали рано, до солнца?

-Давайте озаглавим эту часть.      (Прекрасный чай)

 

 

 

Читает ученик

 

сам автор = Я

 встал тоже до солнца

чаем с молоком

 

в горшочке

В сельской местности люди занимались сельским хозяйством, разводили животных – подоить корову, накормить кур и поросят, они выращивали овощи на участках, рано топили печь, а в печи готовили еду на целый день, ведь не было газа. И всё это нужно было сделать до начала рабочего дня, поэтому и вставать приходилось очень рано

 

Часть 2 (3-4 абзац)

- В городе люди обычно встают позже, ведь у них нет такого хозяйства. А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему?

- О чём думал автор?

- Как можно озаглавить эту часть?

Хорошая привычка.

Читает ученик

 

 

Это стало его привычкой.

Зачитывают  предложение

Озаглавливают  

3

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Какое дерево является символом России?

Мы березку посадили,

Мы водой ее полили,

И березка подросла,

К солнцу руки подняла,

А потом их наклонила

И ребят благодарила.

Берёза

Выполняют движения

 

Часть 3(5 абзац)

- Куда уходил Пришвин после чая?

- Чем вообще люди занимаются на охоте?

- В чем заключалась охота для писателя?

-  А, что он находил?

- Как можно озаглавить эту часть?       Находки.

Читает ученик

На охоту.

Добывают добычу.

 В находках.

Необычное и что не видел и не встречал.

VI

Работа в группах

Природа на латинском языке – натура. Как называется человек, который занимается изучением природы?

Задание: выбрать слова  которые характеризуют первооткрывателя и приклеить их вокруг овала.

наблюдательный

осторожный

завистливый

Овал: натуралистсмелый

торопливый

добрый                                           первооткрыватель

жестокий

внимательный

 

натуралист

 

Самопроверка. У нас получился кластер. Можно ли М.М.Пришвина назвать натуралистом?

 

VII

Продолжение работы с текстом

 

 

Часть 4 (6-7 абзац)  чтение учителем

- К кому обращается автор в этой части?

- Как он к вам обращается?

- Как он называет Вас?  

- С чем сравнивает автор природу?  Как понимаете смысл этого слова?

-Чтобы уточнить значение слова, мы  посмотрим в  толковый словарь.

Получается, что Солнце – хозяин этой кладовой? Почему?

- Именно солнце – источник тепла и света, источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.

- Всё, чем богата природа, автор называет ВЕЛИКИМИ СОКРОВИЩАМИ ЖИЗНИ.

- Но сколько бы, ни было сокровищ, если их использовать неразумно, чрезмерно, то они рано или поздно закончатся. Что же нужно делать, чтоб этого не произошло?

- Как можно  озаглавить 4 часть? Охраняй природу! Великие сокровища жизни.

-Какие строки этого произведения самые главные?

К нам, к детям, к читателям.

 Молодые друзья. Хозяевами  природы. Кладовая. Комната, помещение, для хранения припасов.

 

Кладовая солнца – это вся природа.

 

 

 

 

 

 

Беречь, охранять эти сокровища, использовать разумно.

Охранять природы- значит охранять Родину.

VIII

Закрепление

 

 

-Какой тип текста вы прочитали?

-Какое по жанру произведение?

-Событие, описанное в тексте выдуманное или реальное ?

·        Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре

 

Повествование

Рассказ

Документальное

 «Очерк – это небольшой повествовательный документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т

IX

Дифференцированные задания

Дети выполняют по желанию

 

1.Синквейн

 

 

2.Тест

 

 

3.Мини сочинение

 

X

Итог  урока

 

 

- Итак, мы прочитали очерк Пришвина «Моя Родина», разобрали его, обсудили, объяснили непонятные слова, озаглавили части.

Пора ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

- О какой Родине – малой или большой идёт речь в произведении Пришвина «Моя Родина»?

-Как автор относится к Родине?

- Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?

Какие строки этого произведения самые главные?

- Что каждый из вас может сделать для охраны природы?

- Вот мы и ответили на все вопросы, поставленные в начале урока. Значит цель урока достигнута.

 

 

 

 

 

 

Так как это особенные слова, которые для каждого человека означают его дом - его Родину.

 Не ломать школьные вещи, не рисовать на стенах, не мусорить, убирать территорию, не разжигать костры, сажать деревья, делать кормушки и скворечники.

XI

Рефлексия.

 

 

- И снова обращается к символу России — красавице березе.  Оцените с ее помощью свое настроение,  если вы считаете, что работали на уроке с желанием, были уверен в себе, вам,  было, интересно -  прикрепите зелёный листик на березку .

- Если вы считаете, что работали на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался, прикрепите желтый листик.. -Если вы считаете, что работали на уроке без желания, боялись отвечать и выполнять работу прикрепите коричневый листик.

 

 

Вывод:

 Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину. -Конечно же, каждый из нас  любит свою Родину. -А книги М. Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле.  - Обратите внимание на выставку книг. Эти книги М.М. Пришвина мы можете взять в библиотеке и почитать дополнительно.  

 

XII

Домашнее задание:

 

 

- Работая над произведением, каждый из вас заполнил маршрутный лист. Это маленький конспект, в котором вся ваша работа. Что у нас получилось?

Он вам необходим для выполнения домашнего задания - пересказа. Стр. 58 - 59 прочитать, пересказать по плану.

А для творческих детей я предлагаю такие задания.

1.Найти интересные факты о сегодняшней  жизни  нашего края из местных газетпо охране окружающей среды и природных ресурсов.

2. Выучить 2 последние абзаца произведения  наизусть.

 

 

 

План

 

Выставление оценок

 

 

Давайте будем друзьями природы!

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям.

Давайте будем беречь планету.

Во всей Вселенной прекрасней нету.

Спасибо всем за урок! За вашу добросовестную и плодотворную работу!

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутный лист  ___________________________________________________________________

1. Названия  произведения_____________________________________________________________

2. Автор произведения _________________________________________________________________

3.Ознакомление с произведением

а) работа с « Толковым словарём»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) работа с текстом

План:

1.___________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________________________

 

в) Главная мысль рассказа _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

г) Задания по желанию

1.Синквейн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Тест

 

1. Мать угостила меня                                                      2. После чаю            

 

а) чаем;         б) кофе с молоком;                                     а) я уходил на охоту;

в) чаем с молоком.                                                             б) я уходил на работу;

                                                                                                   в) я уходил спать.

3. Мы хозяева нашей природы, и она

для нас кладовая солнца …

            4.. Я прочитал(а)…

 

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством

                   а) сказку;

                   б) рассказ;

                   в) очерк.

 

3.Мини сочинение

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Моя отметка: _________________