Открытый урок 3 класс
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Учитель : Чернова Е.В.
Тема урока: М. М. Пришвин «Моя Родина»
Педагогическая цель: создать условия для знакомства с творчеством М. М. Пришвина; его очерком « Моя Родина»
Задачи:
Обучающие: обучать ориентированию в тексте-повествовании, анализировать его и находить нужное место; учить детей рассуждать, делать выводы; способствовать полноценному восприятию смысла произведения; формировать представление о своеобразии творчества М. Пришвина.
Планируемые личностные результаты: положительное отношение к природе родного края, уважительное отношение к собеседнику.
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные результаты:
Воспроизводить ранее полученные знания
Осуществлять поиск необходимой информации в книге, словаре
Создавать коллективный продукт
Сравнивать информацию, полученную на уроке с информацией, полученной из собственного опыта, на основе сравнения информации делать выводы и обобщения.
Планируемые результаты: читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; развивать воображение.
Оборудование: презентация, портрет писателя
Ход урока
|
этапы урока Характеристика деятельности учителя |
Характеристика деятельности учащихся |
I |
Орг. момент |
|
|
Пусть сегодня для нас всех , На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей, Пожелаем всем удачи, И успешности в придачу! |
Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям, чтобы у нас у всех было хорошее настроение. |
II |
Актуализация знаний |
|
1 |
Я хочу начать урок со слов Д.С.Лихачёва :«Человек, много читавший, прожил три жизни». - Ребята , а как вы понимаете это высказывание? -Действительно, люди ,которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать. Чтение развивает в человеке чувство красоты – красоты жизни, красоты добрых поступков. |
дети отвечают |
2 |
проверка д/з |
|
|
-У вас было творческое домашнее задание – Посмотрите, какая красивая выставка у нас получилась. Но вот интересно, тема была одна, а рисунки разные. Но если посмотреть с другой стороны, что общего между ними? -Как можно одним словом назвать всё то, что вы изобразили на рисунках? - Какой мы сделаем вывод? Какие пословицы о Родине знаете вы? -Как вы можете объяснить эту пословицу.
|
Рисунки о Родине
Дети отвечают Родина, природа родного края. Природа и Родина очень тесно взаимосвязаны. « Человек без Родины, что соловей без песни». Соловья нельзя представить без песни и у каждого человека есть своя Родина. |
3 |
Мотивация учебной деятельности |
|
|
-Ребята я предлагаю вас послушать песню. («Россия Родина моя» группа «Ультиматум») -Послушайте и скажите , о чем она? -Как вы понимаете смысл слова « Родина»? - У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенно прекрасным, родным. - Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке? -Значит тема нашего урока? Красоту родного края, свою любовь к родине воспевали и воспевают в своих произведениях множество различных писателей и поэтов. И один из них известный всему миру. Это удивительнейший человек, страстно любящий природу. Он описывал её так, словно пел торжественную песню в её честь. - Этот писатель нам знаком . Он написал рассказ « Ребята и утята» - Фамилию этого писателя? |
О России, о природе, о Родине Это место, где человек родился и вырос.
Родине
Моя Родина
М .М. Пришвин. |
4 |
Знакомство с названием произведения |
|
|
- Сегодня мы познакомимся с произведением « Моя Родина», из раздела («Люби живое» -Что такое «ЖИВОЕ»? А что значит любить? - Итак, давайте сделаем вывод : чтобы наша планета Земля была прекрасна? |
растения, животные Заботиться, не обижать, не вредить, охранять. Каждый должен любить и беречь свою родину. |
5 |
Постановка учебной задачи |
|
|
- Как называется наша Родина, наша страна? - А что означает словосочетание: Малая Родина?
|
Россия, Российская Федерация – страна, в которой мы живём. Это большая Родина. Место, где мы родились, где живут наши родители, наше село, улица, дом |
6 |
Проблемный вопрос |
|
|
- Мы можем сказать, о какой Родине будет рассказываться в тексте, который мы будем читать? |
Нет, потому что, мы еще не знакомы с произведением. |
III |
Формирование темы и цели урока. |
|
|
-И так, мы будем читать произведение «Моя Родина». М.М. Пришвина. -Начинаем работу. Любая работа даст результат, если поставлена цель. -Какова цель сегодняшнего урока? Мы познакомимся…. Мы узнаем…. Мы научимся…. Мы будем учиться…. |
1.С биографией автора и произведением «Моя Родина». 2.О какой Родине малой или большой идёт речь в произведении. Как автор относится к Родине. К какому жанру относится произведение. 3.Определять главную мысль произведения; делать определённые выводы. 4. Сравнивать и наблюдать за жизнью героев.
|
IV |
Работа по теме урока. Открытие новых знаний. |
|
1 |
Чтобы лучше понять произведение мы повторим, что мы знаем о М.М. Пришвине- биография. Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. «Моя охота была и тогда, и теперь - в находках.»-писал он .Очень часто в произведениях Михаила Пришвина читатели встречаются с собаками. Он очень любил этих животных. Дом, где жил писатель в последние годы в деревне Дунино давно стал музеем. Книги его с удовольствием читают сегодня и дети и взрослые. Показываются слайды
|
1. Детство Пришвина прошло в имении Хрущево Елецкого уезда .Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. 2. Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую и насыщенную жизнь. Он был агрономом, библиотекарем, сельским учителем. Очень много путешествовал. Он понимал, любил и восхищался русской природой. Писать он начал в 30 лет. 3. Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом. |
2. |
Вот книжная полка произведений М.М.Пришвина |
|
|
-Ребята, как вы считаете, легко ли сочинять, написать книгу, или хотя бы один рассказ? -Конечно, нелегко. Писатели всё обдумывают, долго наблюдают, размышляют, и результаты фиксируют в тетради, дневнике, журнале (чтобы ничего не забыть), редактируют. Мы сегодня не будем ничего сочинять, мы будем работать над содержанием чужого произведения, но, чтобы ничего не забыть, не упустить что-то важное, мы тоже будем делать записи. Перед вами лежат маршрутные листы. Возьмите ручки и сделайте первую запись |
Ответы детей
Работа в маршрутный листах. |
V |
Работа по учебнику |
|
1 |
Работа с непонятными словами Вставать до солнца – очень рано Горшочек –посуда для приготовления пищи и хранения жидкостей. Мир пробуждается – просыпается. Мало- помалу- потихоньку. Медленно. В находках – открытия. Кладовая – толковый словарь. Сокровища – что-то ценное |
|
2 |
Чтение произведения «Моя Родина» Часть 1 (1-2 абзац) Кто является главным героем произведения? - Когда вставала мама? - Что однажды сделал маленький Пришвин? - Чем угостила его мама? - В чём кипятилось молоко? -Я покажу вам. Этот непростой горшочек. Видел ли кто из вас такой? Это крынка. Именно в ней кипятилось молоко в печке. Обратите на форму горлышка глиняного горшочка. Молоко из него не выкипало. - Ребята, а почему люди в сельской местности, в деревнях вставали рано, до солнца? -Давайте озаглавим эту часть. (Прекрасный чай)
|
Читает ученик
сам автор = Я встал тоже до солнца чаем с молоком
в горшочке В сельской местности люди занимались сельским хозяйством, разводили животных – подоить корову, накормить кур и поросят, они выращивали овощи на участках, рано топили печь, а в печи готовили еду на целый день, ведь не было газа. И всё это нужно было сделать до начала рабочего дня, поэтому и вставать приходилось очень рано |
|
Часть 2 (3-4 абзац) - В городе люди обычно встают позже, ведь у них нет такого хозяйства. А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему? - О чём думал автор? - Как можно озаглавить эту часть? Хорошая привычка. |
Читает ученик
Это стало его привычкой. Зачитывают предложение Озаглавливают |
3 |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Какое дерево является символом России? Мы березку посадили, Мы водой ее полили, И березка подросла, К солнцу руки подняла, А потом их наклонила И ребят благодарила. |
Берёза Выполняют движения |
|
Часть 3(5 абзац) - Куда уходил Пришвин после чая? - Чем вообще люди занимаются на охоте? - В чем заключалась охота для писателя? - А, что он находил? - Как можно озаглавить эту часть? Находки. |
Читает ученик На охоту. Добывают добычу. В находках. Необычное и что не видел и не встречал. |
VI |
Работа в группах Природа на латинском языке – натура. Как называется человек, который занимается изучением природы? Задание: выбрать слова которые характеризуют первооткрывателя и приклеить их вокруг овала. наблюдательный осторожный завистливый
торопливый добрый первооткрыватель жестокий внимательный
|
натуралист |
|
Самопроверка. У нас получился кластер. Можно ли М.М.Пришвина назвать натуралистом? |
|
VII |
Продолжение работы с текстом |
|
|
Часть 4 (6-7 абзац) чтение учителем - К кому обращается автор в этой части? - Как он к вам обращается? - Как он называет Вас? - С чем сравнивает автор природу? Как понимаете смысл этого слова? -Чтобы уточнить значение слова, мы посмотрим в толковый словарь. Получается, что Солнце – хозяин этой кладовой? Почему? - Именно солнце – источник тепла и света, источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому. - Всё, чем богата природа, автор называет ВЕЛИКИМИ СОКРОВИЩАМИ ЖИЗНИ. - Но сколько бы, ни было сокровищ, если их использовать неразумно, чрезмерно, то они рано или поздно закончатся. Что же нужно делать, чтоб этого не произошло? - Как можно озаглавить 4 часть? Охраняй природу! Великие сокровища жизни. -Какие строки этого произведения самые главные? |
К нам, к детям, к читателям. Молодые друзья. Хозяевами природы. Кладовая. Комната, помещение, для хранения припасов.
Кладовая солнца – это вся природа.
Беречь, охранять эти сокровища, использовать разумно. Охранять природы- значит охранять Родину. |
VIII |
Закрепление |
|
|
-Какой тип текста вы прочитали? -Какое по жанру произведение? -Событие, описанное в тексте выдуманное или реальное ? · Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре
|
Повествование Рассказ Документальное «Очерк – это небольшой повествовательный документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т |
IX |
Дифференцированные задания |
Дети выполняют по желанию |
|
1.Синквейн |
|
|
2.Тест |
|
|
3.Мини сочинение |
|
X |
Итог урока |
|
|
- Итак, мы прочитали очерк Пришвина «Моя Родина», разобрали его, обсудили, объяснили непонятные слова, озаглавили части. Пора ответить на вопросы, поставленные в начале урока. - О какой Родине – малой или большой идёт речь в произведении Пришвина «Моя Родина»? -Как автор относится к Родине? - Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе? – Какие строки этого произведения самые главные? - Что каждый из вас может сделать для охраны природы? - Вот мы и ответили на все вопросы, поставленные в начале урока. Значит цель урока достигнута. |
Так как это особенные слова, которые для каждого человека означают его дом - его Родину. Не ломать школьные вещи, не рисовать на стенах, не мусорить, убирать территорию, не разжигать костры, сажать деревья, делать кормушки и скворечники. |
XI |
Рефлексия. |
|
|
- И снова обращается к символу России — красавице березе. Оцените с ее помощью свое настроение, если вы считаете, что работали на уроке с желанием, были уверен в себе, вам, было, интересно - прикрепите зелёный листик на березку . - Если вы считаете, что работали на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался, прикрепите желтый листик.. -Если вы считаете, что работали на уроке без желания, боялись отвечать и выполнять работу прикрепите коричневый листик. |
|
|
Вывод: Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину. -Конечно же, каждый из нас любит свою Родину. -А книги М. Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле. - Обратите внимание на выставку книг. Эти книги М.М. Пришвина мы можете взять в библиотеке и почитать дополнительно. |
|
XII |
Домашнее задание: |
|
|
- Работая над произведением, каждый из вас заполнил маршрутный лист. Это маленький конспект, в котором вся ваша работа. Что у нас получилось? Он вам необходим для выполнения домашнего задания - пересказа. Стр. 58 - 59 прочитать, пересказать по плану. А для творческих детей я предлагаю такие задания. 1.Найти интересные факты о сегодняшней жизни нашего края из местных газетпо охране окружающей среды и природных ресурсов. 2. Выучить 2 последние абзаца произведения наизусть. |
План |
|
Выставление оценок |
|
|
Давайте будем друзьями природы! Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь, и птица, И доверяли повсюду нам, Как самым верным своим друзьям. Давайте будем беречь планету. Во всей Вселенной прекрасней нету. Спасибо всем за урок! За вашу добросовестную и плодотворную работу! |
|
|
|
|
Маршрутный лист ___________________________________________________________________
1. Названия произведения_____________________________________________________________
2. Автор произведения _________________________________________________________________
3.Ознакомление с произведением
а) работа с « Толковым словарём»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) работа с текстом
План:
1.___________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________________________
в) Главная мысль рассказа _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
г) Задания по желанию
1.Синквейн |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Мать угостила меня 2. После чаю |
|
|
а) чаем; б) кофе с молоком; а) я уходил на охоту; в) чаем с молоком. б) я уходил на работу; в) я уходил спать. |
||
3. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца … |
4.. Я прочитал(а)… |
|
а) с драгоценными камнями; б) с великими сокровищами жизни; в) с большим богатством |
а) сказку; б) рассказ; в) очерк. |
|
3.Мини сочинение
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Моя отметка: _________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.