МСХ КТП Биология

  • docx
  • 07.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КТП ОУД 13 Биология.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КЛЮЧЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА ГУКОВА»

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УПР

КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В.Гукова »

___________________И.П. Кашич

«_____»_______________2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В.Гукова »

___________________В.В. Репкин

«____»_________________2022 г.

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 13  биология

 

 

Профиль профессионального образования: технический

Профессия СПО: 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства

Уровень изучения: базовый

Форма обучения: очная

 

 

 

Курс         1          Группа         209          

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании методической комиссии

Протокол от «___»______2022 г. № __

 

 

 

 

 

 

Ключи 2022


Календарно-тематический план составлен в соответствии с Положением об образовательной программе профессиональной образовательной организации и рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология», утвержденной приказом КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В.Гукова» от 02.09.2016 г. №141

 

 

 

Преподаватель: Сниткина И.Г.

 

 

 

 


 


ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Курс

Сем.

Учебная нагрузка обучающегося

Максимальная учебная нагрузка

 

 

Обязательная аудиторная нагрузка

Внеаудиторная самостоятельная работа

Индивидуальный проект

 

 

 

Всего занятий

Практические занятия

Контроль

 

 

4

7

36

16

1

18

54


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 

№ урока

Наименование раздела, темы, дидактические единицы

Тема урока

Количество часов

Вид занятия (урок, лекция, практическое занятие (семинар, практикум, решение задач,  др.)

Введение

1

 

1

Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

 

Лекция

Раздел 1. Учение о клетке

5

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Химическая организация клетки.

- Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.

- Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Строение и функции клетки.

- Прокариотические и эукариотические клетки.

- Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.

- Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)

- Цитоплазма и клеточная мембрана.

- Органоиды клетки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

3

 

Практическое занятие №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

Практическое занятие

4

Практическое занятие №2.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Практическое занятие

5

Практическое занятие №3. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

Практическое занятие

6

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

- Пластический и энергетический обмен.

 - Строение и функции хромосом.

- ДНК — носитель наследственной информации.

 - Репликация ДНК.

- Ген.

- Генетический код.

- Биосинтез белка.

Жизненный цикл клетки.

- Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.

 - Дифференцировка клеток.

- Клеточная теория строения организмов.

- Митоз.

- Цитокинез.

Изучение нового материала

Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

 

4

 

 

7

 

 

 

 

Размножение организмов.

- Организм — единое целое.

- Многообразие организмов.

- Размножение — важнейшее свойство живых организмов.

 - Половое и бесполое размножение.

- Мейоз.

- Образование половых клеток и оплодотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

8

 

 

 

 

Индивидуальное развитие организма.

- Эмбриональный этап онтогенеза.

- Основные стадии эмбрионального развития.

- Органогенез. Постэмбриональное развитие.

- Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. - Причины нарушений в развитии организмов.

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

9

Индивидуальное развитие человека.

- Репродуктивное здоровье.

- Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Урок-конференция

10

Практическое занятие №4. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

Практическое занятие

Раздел 3. Основы генетики и селекции.

 

8

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы учения о наследственности и изменчивости.

- Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

-  Г. Мендель — основоположник генетики.

- Генетическая терминология и символика. 

      Законы генетики, установленные Г. Менделем.

- Моногибридное и дигибридное скрещивание.

- Хромосомная теория наследственности.

- Взаимодействие генов.

- Генетика пола.

- Сцепленное с полом наследование.

-  Значение генетики для селекции и медицины.

- Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция

12

Практическое занятие №5. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

Практическое занятие

13

Практическое занятие №6. Решение  генетических задач.

Практическое занятие

14

 

 

 

 

Закономерности изменчивости.

- Наследственная, или генотипическая, изменчивость.

 - Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. - Генетика человека.

- Генетика и медицина.

- Материальные основы наследственности и изменчивости. - Генетика и эволюционная теория.

- Генетика популяций.

Изучение нового материала

15

Практическое занятие №7. Анализ фенотипической

изменчивости.

 Практическое

занятие

16

 

Практическое занятие №8. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

 Практическое занятие

17

 

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

- Генетика — теоретическая основа селекции.

- Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции.

- Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

- Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

- Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

       Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

Изучение нового материала

18

Контрольное тестирование №1 по разделам 1, 2, 3.

Текущий контроль знаний

Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.

7

 

 

19

 

 

 

 

 

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

- Гипотезы происхождения жизни.

- Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле.

- Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

- Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция

20

 

Практическое занятие №9.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Практическое занятие

21

 

Практическое занятие №10.

Описание особей одного вида по морфологическому критерию.

Практическое занятие

22

 

Практическое занятие №11. Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной).

Практическое занятие

23

 

 

 

 

 

История развития эволюционных идей.

- Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

- Эволюционное учение Ч. Дарвина.

- Естественный отбор.

- Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.

Изучение нового материала

24-25

 

 

 

 

 

 

Микроэволюция и макроэволюция.

Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции.

Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

Раздел 5. Происхождение человека.

3

 

26

Антропогенез.

- Эволюция приматов.

- Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

- Этапы эволюции человека.

 

 

 

Изучение нового материала

 

27

Практическое занятие 12.

 Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

Практическое занятие

28

Человеческие расы.

- Родство и единство происхождения человеческих рас.

 - Критика расизма.

Изучение нового материала

 

Раздел 6. Основы экологии.

 

6

 

29

 

 

 

 

 

 

 

 

Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

- Экологические факторы, их значение в жизни организмов. - Экологические системы.

- Видовая и пространственная структура экосистем.

- Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

- Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

- Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии.

- Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция

 

30

 

Практическое занятие 13.  Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Практическое занятие

31

 

Практическое занятие 14. 

Сравнительное описание одной из естественных природных систем.

Практическое занятие

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биосфера — глобальная экосистема.

- Учение В. И. Вернадского о биосфере.

- Роль живых организмов в биосфере.

- Биомасса.

- Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

Биосфера и человек.

- Изменения в биосфере.

- Последствия деятельности человека в окружающей среде. - Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии.

- Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

       Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы.

- Ноосфера.

- Правила поведения людей в окружающей природной среде.

- Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

Изучение нового материала

 

33

 

 

Практическое занятие 15. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).

Практическое занятие

34

Практическое занятие 16. Решение экологических задач.

Практическое занятие

Раздел 7. Бионика.

2

 

35

 

 

 

 

 

 

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.

- Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

 - Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция

36

Дифференцированный зачет.

Итоговый контроль

 


Посмотрите также