Мудрость
Оценка 4.9

Мудрость

Оценка 4.9
Видео +2
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
11.02.2017
Мудрость
Публикация является частью публикации:
Эргашев П.С. Статья.docx
БАБУР О СИММЕТРИИ И АСИММЕТРИИ ПОВЕДЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ  (ПО МАТЕРИАЛАМ «БАБУР­НАМЕ») Творческий   процесс   как   высшая   форма   проявления   психической активности, не смотря на давний интерес науки к нему, таит в себе еще очень много таин. Однако очевидным остается тот факт, что в каждом творении в определенной степени отражается психический мир творца. История науки знает   немало   примеров   обращения   к   продуктам   творческого   труда   как источнику информации о личности создававших их людей [4], [5], [6], [10].  По некоторым данным в историковедеческих исследованиях контент­ анализ используется уже более полвека [6]. Несмотря на довольно большой опыт психологического анализа исторической литературы в целях выявления элементов   психологического   портрета   их   авторов   до   сих   пор   ценнейшие образцы средневековой восточной литературы остаются в стороне от такого подхода к их изучению. Одним из таких произведений является «Бабур­наме» великого поэта и правителя Захириддина Мухаммада Бабура (1483­1530).  Специалистами признано, что по богатству и разнообразию материала, по языку и стилю “Бабур­наме” стоит выше любой исторической хроники, составленной придворными летописцами того времени [3, с.5]. Поэтому не удивительно,   что   в   разные   времена   этот   труд   привлекал   пристальнейшее внимание   ученых   из   всего   мира.   Естественно,   исторические   события, описанные   в   «Бабур­наме»   вызывают   большой   интерес   историков,   язык произведения   является   предметом   исследований   лингвистов,   информация географического,   биологического,   этнологического,   культурологического содержания   ценно   для   соответствующих   областей   знания.   Кроме непосредственно истории отечества, «Бабур­наме» помогает изучать историю среднеазиатского   костюма   [7],   зарождение   элементов   искусства кинематографии  [1],  генезис   и   развитие   портретной   живописи   в  искусстве народов   среднеазиатского   региона   [2],даже   особенности   образования узбекских строительных терминов [9]. Между тем, как известно в «Бабур­ наме»   немало   фрагментов,   где   Бабур   описывает   внешность,   личностные качества и поведенческие особенности исторических личностей, что, на наш взгляд,   делает   данное   произведение   интересным   также   с   точки   зрения психологического анализа.  Безусловно, сложно рассматривать вопрос о психологии исторических личностей только со слов Бабура, поскольку наивно было бы полагать, что в субъективности   восприятия   для   сильных   мира   сего   имеются   какие­либо исключения. Однако опираясь на методологическое положение о понимании личности   как   воедино   связанной   совокупности   внутренних   условий,   через которые преломляются все внешние воздействия [8, с.308], можно увереннее предполагать   о   том,   что   психологический   анализ   персонифицированных воспоминаний Бабура поможет глубже понять его внутренний мир. Ведь как отмечают специалисты, «С первой до последней страницы «Записки» Бабура проникнуты личностью ее автора» [3, с.7]. Обращаясь к «Бабур­наме» как некому проводнику к личности Бабура следует   отметить,   что   нам   неизвестна   ни   одна   психологическая   работа отечественных или зарубежных авторов в этом направлении. Ранее нами были опубликованы   результаты   контент­анализа   портретов   исторических личностей, описанных в «Бабур­наме» [11]. В это работе было показано, что как   субъекту   межличностного   познания   Бабуру   характерно   более акцентированное внимание к уровню образования, умственным и творческим способностям   (14,0   %),   религиозным   убеждениям   и   верованиям   (10,8%), склонности к развлечениям и увеселениям (10,2%) исторических персоналий [11, с.134]. В целом, результаты этого исследования указали на некоторые доминирующие тенденции в селективности социальной перцепции автора. В упомянутом исследовании наше внимание также привлекло то, что почти во всех случаях описания исторических личностей осуществляется Бабуром по единой   схеме   –   представляется   информация   о   родословной,   после   этого антропометрические   особенности,   элементы   внешности,   далее   различные поведенческие   и   личностные   характеристики.   Такое   четкое   соблюдение единой схемы натолкнуло нас на мысль об особом ценностном отношении Бабура к симметрии  как основе порядка и красоты. Для проверки такого предположения нами вновь были проанализированы описания исторических личностей в «Бабур­наме» с точки зрения внимания автора к симметричности и  ее нарушениям.  Анализ портретов исторических личностей, описанных в «Бабур­наме», действительно выявил немало фрагментов с акцентированным вниманием к симметрии и асимметрии в их поведении. Так, в своем первом же историко­ характерологическом   описании,   в   котором   он   представляет   своего   отца, Бабур   указывает   на   несоответствие   силы   стягивания   пояса   его   тучности: «Халат он носил очень узкий и, стягивая пояс, убирал живот внутрь; если же, стянув пояс, он давал себе волю, то завязки часто лопались» [3, с.17]. Описывая   нравы   эмиров   своего   отца,   он   отмечает,   что  Камбар   Али «Собираясь на дело, он проявлял великое рвение, но, дойдя до дела, был трусоват»   [3,   с.25],   т.е.   Бабура   возмущает   несоразмерность   заявляемой   и практической   готовности   к   определенной   деятельности.   Характеризуя Султана   Ахмеда   мирзу   Бабур,   наоборот,   отдельно,   указывает   на   его достоинство соблюдать параллельность дела и слова [3, с.29.]. В поведении Хисрау шаха – одного из эмиров Султана Махмуда мирзы Бабур отмечает симметричность   его   склонности   копить   и   тратить:   «Он   был   большой стяжатель, но так же, как и приобретал, тратил тоже хорошо» [3, с.41]. С другой стороны Бабур обращает внимание на не сочетаемость его соблюдения поста,   совершения   молитв   и   его   развратности,   вероломности   и неблагодарности   [3,   с.41].   Аналогичную   асимметрию   богобоязненного   и недостойного поведения Бабур отмечает в портрете Шейбанихана: «Хотя он вставал   с   зарей,   не   пропускал   пятикратных   молитв   и   хорошо   знал   науку чтения   Корана,   но   произносил   и   совершал   много   подобных   глупых, неразумных, бессмысленных и нечестивых слов и поступков» [3, с.240]. В   поведении   Султана   Хусейна   мирзы   Бабур   не   обходит   вниманием несоответствие его привычек  возрастным стандартам: «Хотя и по летам и по могуществу это был великий государь, но он, словно мальчик, водил боевых баранов,   гонял   голубей   и   даже   стравливал   петухов»   [3,   с.191].   Другими словами Бабура возмущает асимметрия поведения и социально­возрастного статуса   правителя,   которым   негоже   азартная   увлеченность   петушиными боями и прочими аналогичными видами деятельности.  В «Бабур­наме» встречаются фрагменты, где некоторую своеобразную асимметрию в поведении исторических личностей Бабур оценивает со знаком плюс. Например, описывая одного из эмиров Султана Хусейна мирзы – Сейид Бадра он отмечает, что тот был «страшно сильный человек, но движения его были очень изящны» [3, с.201]. Здесь также стоит отметить, что удивление Бабура   ритмичностью   действий   человека   с   большой   физической   силой, говорит   о   наличие   у   него   определенного   социально­перцептивного стереотипа. На наш взгляд, подтверждением нашего предположения может быть   аналогичное   замечание   Бабура   о   том,   что   весьма   удивительно   как хорошо в личности Пехлавана Махмуда особенности приятного собеседника сочетаются с ремеслом борца [3, с.212]. В   целом,   нельзя   не   заметить   в   описаниях   исторических   личностей определенное   ценностное   отношение   Бабура   к   симметрии   и   асимметрии поведения. Мы насчитали в «Бабур­наме» двадцать шесть эпизодов, где Бабур в  описаниях   исторических   личностей   использует   вступительное   выражение «Хотя   он»,   которое   подразумевает   констатацию   некой   асимметрии   и противоречивости в их психологическом облике. Между тем, в «Бабур­наме» есть также такие эпизоды, которые напрямую показывают насколько ему было значима  ситуация  завершенности, целостности,  порядка.  Так, свои   записки «событий года девятьсот тринадцатого» Бабур начинает с такого случая: «Мы вышли из Кабула, чтобы пограбить Гилджей. Когда мы остановились в Сар­и Дихе, нам принесли известие, что в Маште и в Сих­Кана, в одном йигаче от Сар­и   Диха,   засело   множество   Махмандов   и   они   ничего   о   нас   не   знают. Бывшие со мной беки и йигиты считали, что на Махмандов следует совершить набег, но я сказал: «Разве можно! Для чего мы выехали? Не достигнув цели, ограбить своих же крестьян, и вернуться. Это вещь невозможная» [3, с.236]. Если Бабур недвусмысленно заявляет, что недопустимо отвлечение от ранее поставленной  цели даже при очень удобных условиях, наверно, есть смысл   предположить   о   характерности   ему   относительно   высокой   степени чувства   симметрии.   Возможно,   именно   это   чувство   заставляет   Бабура возмущаться тем, что в ремеслах и работе индусов нет ни порядка, ни плана, в жилищах нет красоты, ибо нет порядка [3, с.235]. Одним   словом,   читая   великую   книгу   «Бабурнаме»   мы   можем представить не только географию и хронику событий жизни Бабура, но также увидеть некоторые черты его личности, одна из которых проявляется в его отношении к симметрии и асимметрии. Но пока даже небольшой материал данной  позволяет сделать два основных вывода: 1.Бабур   как   личность   со   свойственными   ему   индивидуальными особенностями   межличностного   познания   остро   реагирует   на   ситуацию соблюдения и нарушения правил симметрии. 2.Особое   ценностно­значимое   отношение   Бабура   к   симметрии выявляется   как   в   его   описаниях   исторических   личностей,   так   и   в воспоминаниях о тех или иных событиях, произошедших непосредственно с ним. Литература 1. Акбаров   Х.И.Литература   и   развитие   кинематографии   республик Средней Азии: дис. ... д. филол.наук. –Т., 1983. – 307 с. 2. Атманова Ю.Г. Портрет в могольской миниатюрной живописи XVI ­ XIX   веков:   иконография,   типология,   семантика:   автореф.   дис.   ...   к. искусствоведения. – М.: МГУ, 2013. ­ 26 с.  3.Бабур­наме (Записки Бабура).Пер.М.Салье.­ Ташкент: Изд.АН УзССР, 1958.­ 528 с. 4.Бородкин   Л.И.   Контент­анализ   и   проблемы   изучения   исторических источников   /   Математика   в   изучении   средневековых   повествовательных источников. – М.:Наука, 1986. – С.8­27. 5.Манекин Р.В. Контент­анализ как метод исследования истории мысли   Вестник (Поджо   Браччолини).   Источниковедческие   исследования. Московского университета. серия 8, История. 1991. № 6, с. 72­82. 6. Манекин   Р.В.   Контент­анализ   как   метод   исторического исследования // Клио. Международный ежеквартальный научно­исторический журнал Донецкого отделения Ассоциации молодых историков и Агентства «Информсервис». – 1991. – № 2. – С. 36. 7. Рахимова   З.И.Мавераннахрская   (среднеазиатская)   миниатюрная живопись   XVI­XVII   вв.   как   источник   по   истории   костюма:   дис.   ...   к. искусствоведения. –Т., 1984. ­ 201 c. Электронный ресурс Ташкент,  8.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психологии во всеобщей взаимосвязи  явлений материального мира. – М.: Изд­во Акад. наук СССР, 1957. – 328 с. 9. Сапаев К. Строительная терминология узбекского языка:  дис. ... к. филолог. наук. – Т., 1984. ­ 152 c. 10.Холондович   Е.Н.  Комплексный   метод   изучения   исторических персоналий// Знание. Понимание. Умение.  2010, №1. – С.214­216. 11.Эргашев П.С. Психологический анализ портретов государственных деятелей,   описанных   в   «Бабур­наме»   (по   результатам   контент­анализа)// З.М.Бобур   таваллудининг   525   йиллигига   бағишланган   республика   ёш олимлари илмий ишлари тўплами. – Тошкент, 2008. ­ Б.133­134. Для ссылок: Бабур о симметрии и ассиметрии поведения исторических личностей (По материалам «Бабур­наме»)//Педагогика. – Ташкент, 2014. №5. С.15­18.

Мудрость

Мудрость

Мудрость

Мудрость

Мудрость

Мудрость

Мудрость

Мудрость

Мудрость

Мудрость
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017