БАБУР О СИММЕТРИИ И АСИММЕТРИИ ПОВЕДЕНИЯ
ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ
(ПО МАТЕРИАЛАМ «БАБУРНАМЕ»)
Творческий процесс как высшая форма проявления психической
активности, не смотря на давний интерес науки к нему, таит в себе еще очень
много таин. Однако очевидным остается тот факт, что в каждом творении в
определенной степени отражается психический мир творца. История науки
знает немало примеров обращения к продуктам творческого труда как
источнику информации о личности создававших их людей [4], [5], [6], [10].
По некоторым данным в историковедеческих исследованиях контент
анализ используется уже более полвека [6]. Несмотря на довольно большой
опыт психологического анализа исторической литературы в целях выявления
элементов психологического портрета их авторов до сих пор ценнейшие
образцы средневековой восточной литературы остаются в стороне от такого
подхода к их изучению. Одним из таких произведений является «Бабурнаме»
великого поэта и правителя Захириддина Мухаммада Бабура (14831530).
Специалистами признано, что по богатству и разнообразию материала,
по языку и стилю “Бабурнаме” стоит выше любой исторической хроники,
составленной придворными летописцами того времени [3, с.5]. Поэтому не
удивительно, что в разные времена этот труд привлекал пристальнейшее
внимание ученых из всего мира. Естественно, исторические события,
описанные в «Бабурнаме» вызывают большой интерес историков, язык
произведения является предметом исследований лингвистов, информация
географического, биологического, этнологического, культурологического
содержания ценно для соответствующих областей знания. Кроме
непосредственно истории отечества, «Бабурнаме» помогает изучать историю
среднеазиатского костюма [7],
зарождение элементов искусства
кинематографии [1], генезис и развитие портретной живописи в искусстве
народов среднеазиатского региона [2],даже особенности образования
узбекских строительных терминов [9]. Между тем, как известно в «Бабур
наме» немало фрагментов, где Бабур описывает внешность, личностные
качества и поведенческие особенности исторических личностей, что, на наш
взгляд, делает данное произведение интересным также с точки зрения
психологического анализа.
Безусловно, сложно рассматривать вопрос о психологии исторических
личностей только со слов Бабура, поскольку наивно было бы полагать, что в субъективности восприятия для сильных мира сего имеются какиелибо
исключения. Однако опираясь на методологическое положение о понимании
личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, через
которые преломляются все внешние воздействия [8, с.308], можно увереннее
предполагать о том, что психологический анализ персонифицированных
воспоминаний Бабура поможет глубже понять его внутренний мир. Ведь как
отмечают специалисты, «С первой до последней страницы «Записки» Бабура
проникнуты личностью ее автора» [3, с.7].
Обращаясь к «Бабурнаме» как некому проводнику к личности Бабура
следует отметить, что нам неизвестна ни одна психологическая работа
отечественных или зарубежных авторов в этом направлении. Ранее нами были
опубликованы результаты контентанализа портретов исторических
личностей, описанных в «Бабурнаме» [11]. В это работе было показано, что
как субъекту межличностного познания Бабуру характерно более
акцентированное внимание к уровню образования, умственным и творческим
способностям (14,0 %), религиозным убеждениям и верованиям (10,8%),
склонности к развлечениям и увеселениям (10,2%) исторических персоналий
[11, с.134]. В целом, результаты этого исследования указали на некоторые
доминирующие тенденции в селективности социальной перцепции автора. В
упомянутом исследовании наше внимание также привлекло то, что почти во
всех случаях описания исторических личностей осуществляется Бабуром по
единой схеме – представляется информация о родословной, после этого
антропометрические особенности, элементы внешности, далее различные
поведенческие и личностные характеристики. Такое четкое соблюдение
единой схемы натолкнуло нас на мысль об особом ценностном отношении
Бабура к симметрии как основе порядка и красоты. Для проверки такого
предположения нами вновь были проанализированы описания исторических
личностей в «Бабурнаме» с точки зрения внимания автора к симметричности
и ее нарушениям.
Анализ портретов исторических личностей, описанных в «Бабурнаме»,
действительно выявил немало фрагментов с акцентированным вниманием к
симметрии и асимметрии в их поведении. Так, в своем первом же историко
характерологическом описании, в котором он представляет своего отца,
Бабур указывает на несоответствие силы стягивания пояса его тучности:
«Халат он носил очень узкий и, стягивая пояс, убирал живот внутрь; если же,
стянув пояс, он давал себе волю, то завязки часто лопались» [3, с.17]. Описывая нравы эмиров своего отца, он отмечает, что Камбар Али
«Собираясь на дело, он проявлял великое рвение, но, дойдя до дела, был
трусоват» [3, с.25], т.е. Бабура возмущает несоразмерность заявляемой и
практической готовности к определенной деятельности. Характеризуя
Султана Ахмеда мирзу Бабур, наоборот, отдельно, указывает на его
достоинство соблюдать параллельность дела и слова [3, с.29.]. В поведении
Хисрау шаха – одного из эмиров Султана Махмуда мирзы Бабур отмечает
симметричность его склонности копить и тратить: «Он был большой
стяжатель, но так же, как и приобретал, тратил тоже хорошо» [3, с.41]. С
другой стороны Бабур обращает внимание на не сочетаемость его соблюдения
поста, совершения молитв и его развратности, вероломности и
неблагодарности [3, с.41]. Аналогичную асимметрию богобоязненного и
недостойного поведения Бабур отмечает в портрете Шейбанихана: «Хотя он
вставал с зарей, не пропускал пятикратных молитв и хорошо знал науку
чтения Корана, но произносил и совершал много подобных глупых,
неразумных, бессмысленных и нечестивых слов и поступков» [3, с.240].
В поведении Султана Хусейна мирзы Бабур не обходит вниманием
несоответствие его привычек возрастным стандартам: «Хотя и по летам и по
могуществу это был великий государь, но он, словно мальчик, водил боевых
баранов, гонял голубей и даже стравливал петухов» [3, с.191]. Другими
словами Бабура возмущает асимметрия поведения и социальновозрастного
статуса правителя, которым негоже азартная увлеченность петушиными
боями и прочими аналогичными видами деятельности.
В «Бабурнаме» встречаются фрагменты, где некоторую своеобразную
асимметрию в поведении исторических личностей Бабур оценивает со знаком
плюс. Например, описывая одного из эмиров Султана Хусейна мирзы – Сейид
Бадра он отмечает, что тот был «страшно сильный человек, но движения его
были очень изящны» [3, с.201]. Здесь также стоит отметить, что удивление
Бабура ритмичностью действий человека с большой физической силой,
говорит о наличие у него определенного социальноперцептивного
стереотипа. На наш взгляд, подтверждением нашего предположения может
быть аналогичное замечание Бабура о том, что весьма удивительно как
хорошо в личности Пехлавана Махмуда особенности приятного собеседника
сочетаются с ремеслом борца [3, с.212].
В целом, нельзя не заметить в описаниях исторических личностей
определенное ценностное отношение Бабура к симметрии и асимметрии
поведения. Мы насчитали в «Бабурнаме» двадцать шесть эпизодов, где Бабур в описаниях исторических личностей использует вступительное выражение
«Хотя он», которое подразумевает констатацию некой асимметрии и
противоречивости в их психологическом облике. Между тем, в «Бабурнаме»
есть также такие эпизоды, которые напрямую показывают насколько ему было
значима ситуация завершенности, целостности, порядка. Так, свои записки
«событий года девятьсот тринадцатого» Бабур начинает с такого случая: «Мы
вышли из Кабула, чтобы пограбить Гилджей. Когда мы остановились в Сари
Дихе, нам принесли известие, что в Маште и в СихКана, в одном йигаче от
Сари Диха, засело множество Махмандов и они ничего о нас не знают.
Бывшие со мной беки и йигиты считали, что на Махмандов следует совершить
набег, но я сказал: «Разве можно! Для чего мы выехали? Не достигнув цели,
ограбить своих же крестьян, и вернуться. Это вещь невозможная» [3, с.236].
Если Бабур недвусмысленно заявляет, что недопустимо отвлечение от
ранее поставленной цели даже при очень удобных условиях, наверно, есть
смысл предположить о характерности ему относительно высокой степени
чувства симметрии. Возможно, именно это чувство заставляет Бабура
возмущаться тем, что в ремеслах и работе индусов нет ни порядка, ни плана, в
жилищах нет красоты, ибо нет порядка [3, с.235].
Одним словом, читая великую книгу «Бабурнаме» мы можем
представить не только географию и хронику событий жизни Бабура, но также
увидеть некоторые черты его личности, одна из которых проявляется в его
отношении к симметрии и асимметрии. Но пока даже небольшой материал
данной позволяет сделать два основных вывода:
1.Бабур как личность со свойственными ему индивидуальными
особенностями межличностного познания остро реагирует на ситуацию
соблюдения и нарушения правил симметрии.
2.Особое ценностнозначимое отношение Бабура к симметрии
выявляется как в его описаниях исторических личностей, так и в
воспоминаниях о тех или иных событиях, произошедших непосредственно с
ним.
Литература
1. Акбаров Х.И.Литература и развитие кинематографии республик
Средней Азии: дис. ... д. филол.наук. –Т., 1983. – 307 с. 2. Атманова Ю.Г. Портрет в могольской миниатюрной живописи XVI
XIX веков: иконография, типология, семантика: автореф. дис. ... к.
искусствоведения. – М.: МГУ, 2013. 26 с.
3.Бабурнаме (Записки Бабура).Пер.М.Салье. Ташкент: Изд.АН УзССР,
1958. 528 с.
4.Бородкин Л.И. Контентанализ и проблемы изучения исторических
источников / Математика в изучении средневековых повествовательных
источников. – М.:Наука, 1986. – С.827.
5.Манекин Р.В. Контентанализ как метод исследования истории мысли
Вестник
(Поджо Браччолини).
Источниковедческие исследования.
Московского университета. серия 8, История. 1991. № 6, с. 7282.
6. Манекин Р.В.
Контентанализ как метод исторического
исследования // Клио. Международный ежеквартальный научноисторический
журнал Донецкого отделения Ассоциации молодых историков и Агентства
«Информсервис». – 1991. – № 2. – С. 36.
7. Рахимова З.И.Мавераннахрская (среднеазиатская) миниатюрная
живопись XVIXVII вв. как источник по истории костюма: дис. ... к.
искусствоведения. –Т., 1984. 201 c. Электронный ресурс Ташкент,
8.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психологии во всеобщей
взаимосвязи явлений материального мира. – М.: Издво Акад. наук СССР,
1957. – 328 с.
9. Сапаев К. Строительная терминология узбекского языка: дис. ... к.
филолог. наук. – Т., 1984. 152 c.
10.Холондович Е.Н. Комплексный метод изучения исторических
персоналий// Знание. Понимание. Умение. 2010, №1. – С.214216.
11.Эргашев П.С. Психологический анализ портретов государственных
деятелей, описанных в «Бабурнаме» (по результатам контентанализа)//
З.М.Бобур таваллудининг 525 йиллигига бағишланган республика ёш
олимлари илмий ишлари тўплами. – Тошкент, 2008. Б.133134.
Для ссылок: Бабур о симметрии и ассиметрии поведения
исторических личностей (По материалам «Бабурнаме»)//Педагогика.
– Ташкент, 2014. №5. С.1518.
Мудрость
Мудрость
Мудрость
Мудрость
Мудрость
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.