"Мукосольки" (Программа дополнительного образования для детей 1-4 классов)
Оценка 5

"Мукосольки" (Программа дополнительного образования для детей 1-4 классов)

Оценка 5
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство +1
6 кл—11 кл
12.10.2021
"Мукосольки" (Программа дополнительного образования для детей 1-4 классов)
Актуальность данной программы заключается в том, что её выполнение обеспечивает вовлечение в занятия лепкой большого количества учащихся. В связи с популярностью здоровьесберегающих технологий в образовании, данная программа выглядит вполне соответствующей времени и запросам общества.
2015-2016 мукосольки.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мукосольки

Программа дополнительного образования

для детей 1-4 классов

Срок реализации – 2 года.

 

 

Составитель: Степаненко Т.В.,

                                                                                               учитель начальных классов,

                                                                                             высшая квалификационная

                                                                                                                                        категория.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015-2016 учебный год

                     Пояснительная записка.

  Актуальность данной программы заключается в том, что её выполнение обеспечивает вовлечение в занятия лепкой большого количества учащихся.  В связи с популярностью здоровьесберегающих технологий в образовании, данная программа выглядит вполне соответствующей времени и запросам общества.  Учитывая относительно небольшие нагрузки, которые требуются для занятий данным видом работы, заниматься лепкой могут практически все ученики младшего, среднего звена  общеобразовательных школ. Здесь используются дифференцированный и индивидуальный подходы к ребятам.  Простота навыков лепки позволяет освоить эту работу даже учащимся с уровнем интеллекта ниже среднего, что способствует социализации этих детей  и их  интеграции в детский коллектив. Многие подростки, отличающиеся замкнутым характером, увлекшись лепкой из пластических материалов, способны преодолеть свои комплексы неполноценностей, и расширить круг своих знакомых. Более того, подростки, добившиеся определённых успехов в этой работе, попадают в ситуацию успеха, что может положительно сказаться на их духовном развитии. Это позволяет им поверить в свои силы, что соответствует социальному заказу государства, а именно – воспитанию социально активной личности. Подростки, занявшись лепкой из таких пластических материалов, привыкают к более приятным  способам времяпрепровождения, могут творчески мыслить. Внешняя эффектность и эстетика самой работы  по лепке и готовых изделий из пластических материалов обеспечивает приток школьников в кружок «Мукосольки», достаточный не только  для полноценных занятий внутри  школы, но и для участия в городских, областных и федерального уровня  мероприятиях. Практика участия в различных творческих конкурсах подтверждает данный вывод.

 

  Лепка - один    из древнейших    видов прикладного искусства, чрезвычайно полезный вид детского творчества. При работе с солёным тестом массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.

  В последнее время возрос интерес к искусству создания поделок из солёного теста. Поделки очень просты в исполнении: они не требуют специального оборудования или использования   труднодоступных и дорогостоящих материалов.

  Сделанные с любовью изделия из солёного теста украшают интерьер, делая его уютнее и теплее, радуют глаз в качестве игрушек и украшений и, безусловно, такой подарок доставит огромное удовольствие кому угодно.

   Солёное тесто – изумительный по своей доступности и пластичности материал.

   На занятиях кружка учащиеся смогут овладеть навыками лепки, вдохновиться на создание собственных оригинальных изделий, научиться создавать композиции из солёного теста, выбирать тему композиции, находить цветовое  и стилистическое решение.

   На мой взгляд, обучение лепке  необходимо проводить в течение 2 лет. За это время воспитанники достигают определённого «потолка» в работе с пластическими материалами, превысить который смогут только те учащиеся, кто целенаправленно будет заниматься этим видом лепки по индивидуальным программам. С другой стороны, для поддержания достигнутого уровня будет достаточно периодических занятий.

  Одно занятие можно  проводить в течение 1 академического часа с небольшим перерывом (зарядкой), поскольку   меньшее  количество времени может оказаться недостаточным для того, чтобы успели выполнить определённую работу, а большее количество времени  на одно занятие может оказаться чрезмерным, так как накапливается физическая и умственная усталость. Оставлять начатую работу не рекомендуется, так как изготовленное тесто испортиться к следующему занятию. В неделю проводится по два часовых  занятия, всего в год проводится   72  часа занятий.  

  Данный кружок разработан для учащихся 1-4 классов.

 

 Первый год обучения.

 Планирование материала распределилось в трёх разделах. В 1 разделе ребятам сообщаются цели и задачи кружка. Ученики узнают, как готовится солёное тесто, познакомятся с секретами приготовления цветного теста, его хранением, а также научатся подбирать необходимые для работы инструменты. 2 раздел посвящён практической направленности. Основные формы деятельности: групповая и индивидуальная  творческая работа. 3 раздел – заключительный. Кружковцы побывают  на хлебопекарне. Там увидят, как готовится тесто для хлеба, а также встретятся с удивительными людьми – пекарями. Заключительное занятие проводится в форме представления всех выполненных работ учащимися.

 

  Второй год обучения.

  Планирование распределилось в 4 разделах. В 1 разделе  ребятам сообщаются цели и задачи  кружка. Проводится  конкурс знатоков за первый год обучения в игровой форме. Выставка ранее изготовленных работ и их обсуждение поможет учащимся чётче видеть цель, представлять задуманное. 2 раздел посвящён инструментам и оборудованию для лепки из пластических материалов. 3 раздел – очень важный и самый большой «Изделия из солёного теста». Здесь учащиеся учатся  не только выполнять работы по конкретной тематике, но и более  широкой, близкой к их жизни (региональный компонент). 4 раздел – заключительный. Выставка – распродажа покажет учащимся, какую ценность имеют  работы, выполненные их руками, что и будет являться  оцениванием качества труда.

 

  Цели кружка:

1.      Формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественно- творческому направлению в обучении и будущей профессиональной деятельности.

 

  Задачи кружка:

  1. Воспитание художественно - творческих умений и навыков.
  2. Развитие художественного вкуса и пространственного воображения, мелкой моторики.
  3. Активизация работы мозга, развитие интеллекта ребёнка.

 

  Форма занятий:

  1. Беседа;
  2. Групповая практически – исследовательская деятельность;
  3. Индивидуально – творческая работа;
  4. Наглядная демонстрация выполненных работ учащимися;

 

  Форма контроля:

  1. Оформление схемы;
  2. Оформление памятки;
  3. Участие в чествовании гостей на дне рождении школы;
  4. Выставка – распродажа;
  5. Участие в районных конкурсах –выставках творческих работ;
  6. Участие в школьных конкурсах – выставках творческих работ;
  7. Участие в заочных областных конкурсах творческих работ;

 

 

 

 

 

 

                     Тематическое планирование.

 

                                                      Первый год обучения.

 

№ п/п

 

                       Тема   занятия

Кол-во

часов

Теоретичес

кие

занятия

Практичес

кие

занятия

 

Раздел 1: Лепка из солёного теста

(10 час).

 

 

 

1.

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

1 ч.

1 ч.

-

2.

Готовим тесто.

1 ч.

30мин.

30мин.

3.

Цветное тесто.

30мин

15мин.

15мин.

4.

Хранение теста. Набор инструментов. Порядок работы.

30мин.

10мин.

20мин

5.

Лепка крупных деталей.

1 ч

20мин

40мин

6.

Лепка простых элементов.

1 ч

20мин

40мин

7.

Создание фактуры поверхности.

1 ч

20мин.

40мин.

8.

Использование соковыжималки и ситечка.

1 ч

20мин.

40 мин

9.

Скрепление деталей между собой.

1 ч

30мин.

30мин.

10.

Сушка, запекание, подрумянивание. Нанесение защитных составов.

1 ч.

30мин.

30мин.

11.

Оформление и склейка.

1 ч.

30 мин

30 мин

 

Раздел 2: Изделия из солёного теста

(57 час).

 

 

 

12.

Подсолнух. Патиссон. Клубника.

6ч.

30мин

5ч.30мин

13.

Букет в вазочке. Корзина с цветами. Деревья.

6ч.

30мин

5ч.30мин

14.

Ёлочные игрушки. Ёлочка. Гирлянда. Дед Мороз (к Новому году).

6ч.

30мин

5ч.30мин

15.

Лисичка. Ёжик. Весёлая корова.

6ч.

30мин

5ч.30мин

16.

Птички. Гусеница. Пчёлка. Осьминог. Рыбки.

6ч.

30мин

5ч.30мин

17.

Матрёшки. Девочка. Кукла. Весёлая старушка. Бабушка с вязаньем (к 8Марта).

6ч.

30мин

5ч.30мин

18.

Самовар. Чаепитие.

6ч.

30мин

5ч.30мин

19.

Яйцо пасхальное. Подставка под пасхальное яйцо (к Пасхе).

6ч.

30мин

5ч.30мин

20.

 Ракета. Солдат. (Профориентация).

9ч.

30мин

8ч.30мин

 

Раздел 3: Заключение  (5 часов).

 

 

 

21.

Знакомство с профессией пекаря.

2 ч

-

22.

Выставка.

3 ч

3 ч

-

 

Итого:

72ч.

14ч.15мин

57ч.45мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Тематическое планирование.      

 

                                         Второй год обучения.

 

№п/п

 

                          Тема   занятия

Кол-во

часов

Теоретичес

кие

занятия

Практичес

кие

занятия

 

Раздел 1: Лепка из солёного теста (3часа).

 

 

 

1.

Введение.

-

2.

Конкурс знатоков.

30мин

30мин

3.

Выставка прошлогодних работ. Обсуждение(плюсы, минусы).Как избежать ошибок.

1ч.

15мин.

45мин.

 

Раздел 2: Дополнительные материалы

 (12 часов).

 

 

 

4.

Подготовка инструментов. Ремонт. Переконструирование.

1ч.

-

1ч.

5.

Изготовление рамок.

9ч.

30мин.

8ч.30мин.

6.

Подготовка тканной основы.

2ч.

30мин.

1ч.30мин.

 

Раздел 3: Изделия из солёного теста (52 часа)

 

 

 

7.

День рождения школы (фантазия).

6ч.

30мин

5ч 30мин

8.

М.В.Ломоносов – гордость земли северной.

6ч.

30мин

5ч 30мин

9.

«Рождественская сказка» (коллективная работа).

6ч.

30мин

5ч 30мин

10.

Новогодние сюрпризы.

6ч.

30мин

5ч 30мин

11.

Принцесса. Дюймовочка. Русалочка. Дама с зонтиком. (к 8 Марта).

6ч.

30мин

5ч 30мин

12.

Праздник праздников (к Пасхе).

6ч.

30мин

5ч 30мин

13.

«Этот день мы приближали как могли» (к 9 Мая)

9ч.

30мин

8ч 30мин

14.

Такие загадочные буквицы (ко Дню славянской письменности).

6ч.

30мин

5ч 30мин

15.

Резерв

2 ч

30 мин

1ч 30 мин

 

Раздел 4: Заключение (4часа).

 

 

 

15

Выставка –распродажа.

2ч.

 -

2ч.

16

Заключительное занятие

15мин

1 ч 45мин

 

Итого:

72ч.

7ч 30 мин

64ч 30 м

 

 

 

 

Содержание программы

(второй год обучения).

 

Тема 1:Введение. Сообщаются цели и задачи, программа кружка. Правила техники безопасности при работе с тестом, инструментами.

 

Тема2:Конкурс знатоков: В игровой форме проводится проверка приготовления теста, хранения, лепки простых элементов и т.д.

 

Тема 3:Выставка прошлогодних работ. Обсуждение (плюсы, минусы). Как избежать ошибок.

 

Тема 4: Подготовка инструментов. Ремонт. Переконструирование. Беседа о наборе интрументов, использовавшихся в первый год обучения. Реконструирование инструментов и приспособлений для лепки из солёного теста.

 

Тема 5: Изготовление рамок. Планирование формы работы. Снятие мерок. Вырезывание ножичком. Обклеивание. Петелька или подставка.

 

Тема 6: Подготовка тканной основы. Выбор материала для работы. Снятие мерок. Вырезывание. Наклеивание на бумажную основу (работа костореза). Сушка под прессом.

 

Темы 7- 14: Беседа по теме. Знакомство с видами работ в каждой отдельной теме. Выбор понравившегося объекта. Составление плана выполнения работы. Выполнение работы.

 

 

Тема 15: Выставка – распродажа. Беседа по теме. Оформление выставки (грамотное распределение выполненных работ кружковцами). Изготовление ценников. Выставка – распродажа.

 

Тема 16:Заключительное занятие. Упаковка оставшихся работ. Мытьё инструментов.

Приборка. Тестирование.

 

 

 

Литература:

  1. Презентация «Ломоносов- гордость земли северной».
  2. Хананова И.Н. Солёное тесто. Фантазии из муки, соли и воды. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. – (Золотая библиотека увлечений). 2006 г.
  3. Рубцова Е.В. Фантазии из солёного теста. – М.: Эксмо, (Азбука рукоделия. Вместе с детьми.) 2008 г.
  4. Румянцева Е.А. Пластилиновые фантазии.- М.: Айрис – пресс, (Чудесные фантазии) 2007 г.
  5. Романовская А.Л. Поделки из солёного теста. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2007 г.
  6. «Лучшие поделки для детей». Перевод с итальянского Н.Ю. Лебедевой. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС».

 

 Методические рекомендации.

  1. Знакомясь с видами работ в каждой отдельной теме, необходимо соблюдать постепенность в переходе от лёгких и простых элементов изделий  к более сложным и трудным.
  2. Постепенное усложнение композиции работы.
  3. Применение подводящих и подготовительных упражнений при изучении сложных приёмов выполнения работ.
  4. Соблюдение принципа систематичности и последовательности, принципа прочности, совершенствование навыков закрепления.
  5. Применение словесных, наглядных, практических, упражнения, художественно- творческих методов обучения.
  6. Для закрепления изученных правил лепки из пластических материалов лучшим способом является рассматривание выполненных работ и обсуждение применённой техники – дайте ребятам порассуждать.

Мукосольки Программа дополнительного образования для детей 1-4 классов

Мукосольки Программа дополнительного образования для детей 1-4 классов

Пояснительная записка. Актуальность данной программы заключается в том, что её выполнение обеспечивает вовлечение в занятия лепкой большого количества учащихся

Пояснительная записка. Актуальность данной программы заключается в том, что её выполнение обеспечивает вовлечение в занятия лепкой большого количества учащихся

Первый год обучения. Планирование материала распределилось в трёх разделах

Первый год обучения. Планирование материала распределилось в трёх разделах

Тематическое планирование.

Тематическое планирование.

Тематическое планирование.

Тематическое планирование.

Тема 3:Выставка прошлогодних работ

Тема 3:Выставка прошлогодних работ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2021