Муниципальная научно-практическая конференция учащихся 5-8 классов Миасского городского округа Образ огня в поэзии К. Бальмонта
Оценка 5

Муниципальная научно-практическая конференция учащихся 5-8 классов Миасского городского округа Образ огня в поэзии К. Бальмонта

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
21.02.2020
Муниципальная научно-практическая конференция учащихся 5-8 классов Миасского городского округа        Образ огня в поэзии К. Бальмонта
основная работа идеал.docx

Муниципальная научно-практическая конференция

учащихся 5-8 классов

Миасского городского округа

 

 

 

 

 

 

 

Образ огня в поэзии К. Бальмонта

 

 

 

Автор: Чабина Дарья

7 класс, МБОУ «Гимназия № 26»                                                             

Научный руководитель:

Байбарова Светлана Анатольевна,

учитель ИЗО и

черчения,

МАОУ «Гимназия26»

 

                                                                                                ,

                                                                     

                                                                                             

                                                                       

                                                                                 

                                                                                                                

                                                                                  

 

 

 

Миасский городской округ

2019

 

Оглавление

Введение

3

Актуальность, цель и задачи

4

Глава 1. Образ огня в русской поэзии

5

Глава 2.  Символ как отражение души поэта и мира

6

Глава 3. Образ огня в поэзии К. Бальмонта

6

Глава 3. 1. «Я окружён огнём…»

6

Глава 3. 2. Художественные средства выразительности образа огня

9

Заключение. «Огненный поэт…»

10

Список литературы

11

Приложение

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Введение

Огонь … Что особенного в этом вроде бы простом слове, но в то же время завораживающем, таинственном и притягательном? Почему не одно поколение стремится познать образ огня в истории, культуре, искусстве и литературе?

Огонь – одна из четырех стихий, правящих миром, является неотъемлемой частью нашей жизни. Без огня нет жизни. В народных представлениях огонь воспринимался как стихия, наделенная двойственной символикой. С одной стороны, со стихией огня связывались свет и тепло, важные для жизни человека, подобно тому, как для роста и жизни растений были необходимы свет и тепло солнца. Древние славяне считали огонь и солнце родственно связанными – через отцовско сыновние отношения Сварога и Даждь бога, божеств огня и солнца. С другой стороны, стихия огня осознавалась как опасная сила, несущая разрушение и смерть.      В языческих культах огонь выступал и как объект непосредственного поклонения, и как посредник между человеком и божеством. Согласно сознанию наших предков, место огня было между двумя мирами. Эти архаичные представления о стихии огня как границе между миром живых и миром мертвых воплотились в образе огненной реки или моря в русских сказках, где они разделяют тридесятое царство и царство сказочного героя, которому, чтобы не погибнуть, необходимо перепрыгнуть на волшебном коне через бушующее пламя. Писатели и поэты русской литературы тоже не обошли вниманием данный образ, который встречается в различных художественных произведениях и лирических стихотворениях. Так, поэт 20 века К. Бальмонт стремился через своё творчество показать силу огня, его благодатную энергию тепла,  света и главное жизни, которую так любил.

Цель литературы – становление духовного мира человека. А как не хватает современному читателю внутреннего богатства и душевной красоты! Поэзия К. Бальмонта – это  эпоха творческой свободы поэта и его духовного мира. «Будем как солнце!» - восклицает поэт, призывая читателя любить жизнь. Стихотворения его поражают и удивляют своей огненной яркостью, жаром и одновременно нежностью романтического героя.  Чем огонь привлекал внимание поэта? Почему он  уделял особое внимание образу пламени, интерпретирующемуся в различных образах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность, цели и задачи

      Актуальность: образ огня интересен по своей природе и часто используется писателями и поэтами, но по-прежнему остается мало изученным, именно в этом и состоит актуальность данной работы. Исследование позволяет увидеть особое поэтическое отношение к образу огня.

Цель данного исследования: проанализировать образ огня в поэзии К. Бальмонта.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

·            рассмотреть символ огня в русской поэзии;

·            дать общее представление направления в литературе - символизма;

·            раскрыть поэтическую символику огня  через лирические произведения поэта;

·            проанализировать индивидуальность автора  через образ огня.

Предмет исследования: образ огня в творчестве К. Бальмонта.

Объект исследования: лирические произведения К. Бальмонта.

Гипотеза исследования: предполагаем, что тема образа огня является своеобразным отношением поэта к  жизни.

Методы исследования: поисковый, аналитический, сопоставительный, сравнительный, практический.

Выполненная работа имеет практическую направленность. Сегодня можно говорить о том, что в современной жизни огонь – это своеобразное потребление электрической энергии, разжигание пламени в очаге, использование огня в духовой печи. И только на свадебных торжествах вспоминают, что огонь – это тепло, уют, оплот семейного очага. Поэтому, данная работа может быть использована на факультативах по литературе, уроках словесности с целью раскрыть символическую значимость огня в лирических  произведениях поэта-романтика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Образ огня в русской поэзии

Русская поэзия конца 19 - начала 20 столетия отличается своей метафоричностью. И, конечно же, в изображении цвета образ огня не мог не присутствовать. Эта метафора, которая началась еще с пушкинской поры, занимает большое место в выразительных средствах русского языка.

В русской поэзии образ-символ огня раскрывается на основе канонов, принятых в европейской мифологии и христианстве. С одной стороны,  огонь - символ очищения, с другой - свет. Образ огня многолик. У каждого поэта, писателя данный образ интерпретируется по-разному: это и солнце, и свеча, и пламя, и костёр, и даже Жар-птица. Первоначально в русской поэзии используется слово «солнце» как источник света и тепла. Так, в оде М.В. Ломоносова «Солнце» солнце встречается как светлый образ, наполненный романтизмом:

 

  Когда бы смертным столь высоко
         Возможно было долететь,                   

Чтоб к Солнцу бренно наше око
      Могло, приблизившись, воззреть…

Лирический герой восторгается  им, пытается  приблизиться к пониманию его сути и научными исследованиями. Ломоносов первым догадался, что поверхность Солнца представляет собой кипящую огненную массу, что вблизи Солнца особые силы действуют на хвосты кометы, «отворачивая» их от Солнца. Поверхность Солнца – это бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят»[7].

 Также в оде Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве» поэт, размышляя о происхождении северного сияния, соединяет несколько образов в одном:  «несчётны солнца там горят», «не льдисты мещут огнь моря», «се хладный пламень нас покрыл», «мёрзлый пар среди зимы рождал пожар», тем самым подтверждая обилие символичных образов в единстве.

В стихотворениях Ф.И. Тютчева образ огня предстает в реалистичной форме и служит для метафоризации для придания дополнительных красок описанию природы. Реалистичный образ огня как пожарища представлен в одноименном произведении поэта:

Лишь украдкой, лишь местами, 
Словно красный зверь какой,
 
Пробираясь меж кустами,
 
Пробежит огонь живой!

А в стихотворении С. Есенина «Отговорила роща золотая» мы читаем удивительно красивые строки «…в саду горит костёр рябины красной...». Метафоричность образа огня сочетает в себе не только цветовую гамму, но и форму пламени через некий фокус ягод, в целом создавая картину яркой осени.

 

Глава 2.  Символ как отражение души поэта и мира

В 1892 году в России был издан  трактат Д.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» и сборник его стихов «Символ». С эти событием стали связывать начало истории символизма в России, более того, всей культурной эпохи «серебряного века». Символизм – выражение идей посредством символов, в поэзии – метафоричность, иносказательность. Символ — это некий код, который нельзя раскрыть с первого раза. Смысловые оттенки могут варьироваться, создавая тайну. Символ всегда многозначен, и многие его значения могут противопоставляться друг другу.
Многозначность символа основывается на религиозных и мифологических представлениях о другой реальности, другом мире. Именно такое понимание символа и легло в основу символизма. Символизм поставил перед собой задачу — выковать «ключи тайн».
         Русский символизм в большей мере перенял эстетику западного, но был пересмотрен Владимиром Соловьевым в учении «О душе мира». Поэзия символистов отличается стремлением к иной реальности, где царят тишина, молчание, фантазия, красота и гармония. Все это было в равной степени присуще Константину Бальмонту — поэту и одному из основоположников русского символизма. Бальмонт занимал видное место среди поэтов Серебряного века и, по словам В. Брюсова, «в течение десятилетия... нераздельно царил над русской поэзией»
[5]. Мотивы лирики К. Бальмонта построены на противопоставлении некоторых вечных понятий: вечность-мгновение, смерть-бессмертие. Основные образы-символы его поэзии — Солнце, Луна, Время … 

Поэт обладал особой  индивидуальностью – символиста. А потому, по словам Валерия Брюсова: «…Бальмонт в течение десятилетия нераздельно царил над русской поэзией. Другие поэты или покорно следовали за ним, или, с большим усилием, отстаивали свою самостоятельность от его подавляющего влияния». Б.Зайцев говорил о поэте: «…это великий шантеклер,  приветствующий день, свет, жизнь».

В сборнике стихотворений «Будем как Солнце» Бальмонт пытался построить такую картину мира, в центре которой находится верховное божество – Солнце. Как бы уподобляя себя первобытному человеку, поэт слагал гимны огню, воде, Луне. Главная из жизненных стихий для поэта – огонь. Лирический герой приобретает новый облик: состояние его души можно определить как горение, пожар чувств. Он уподобляет себя огню:

Я - предвечное светило,

Победно-огненный закат [6].

 

Глава 3. Образ огня в поэзии К. Бальмонта

Глава 3. 1. «Я окружён огнём…»

Внимательное отношение к природным стихиям можно проследить по всем сборникам стихотворений К. Бальмонта, но совершенно особое отношение у поэта было к стихии огня. Именно в стихии огня Бальмонт обнаружил для себя привлекательность. Он не ограничился в своём творчестве традиционными мотивами жара, горения любви, душевного пыла, наоборот, он решил уделить образу огня более пристальное внимание. Уже ранние стихотворения К. Бальмонта содержат упоминание огненного образа: «…для меня же блистало дневное светило, огневое светило догорало вдали». Это «лёгкое» прикосновение к пламени только зарождает в дальнейшем глубокий интерес к стихии: «я окружён огнём кольцеобразным, он близится…». В его стихах часто встречаются глаголы и причастия, связанные с огнём: «сжигаем», «горим», «сжёгший», «выжженный». Его поэтический огонь ещё только на пути эволюции: «огонь волшебства», «немой огонь», «вспыхнул в сердце свет», «что светит пламя воздушно-голубое», «взметнулся огненный пылающий язык»[3].

 И только в книге «Будем как солнце» лирический герой поэта раскрывается изнутри, горит ярким пламенем:

Огонь очистительный,

Огонь роковой,

Красивый, властительный,
Блестящий, живой!

Герой не только восхищается этим образом, он стремится быть им самим. В стихотворениях поэта можно наблюдать многоликость  образа огня. Встречается интерпретация слова: это и  огонь, и пламя, и свеча, и костёр, и пожар,  и свет, и солнце, и Жар-птица.

Рассмотрим стихотворение «Гимн огню», где поэт сразу интерпретирует образ огня в нескольких вариантах: «мерцанье свечи», «ты красный и дымный в клокотанье костра», «ты как страшный цветок с лепестками из пламени», «ты трепещешь, как жёлтое пламя свечи с его голубым основанием», «ты от солнца идёшь, как солнечный свет, согревательно входишь в растенья…», «ты как искра встаёшь из глухой темноты…». Огонь для Бальмонта – необычная стихия, которая несёт тепло, жизнь, очищение, но в то же время наравне с добрым началом оказывается разрушительной силой в стихотворении «Гимн солнцу»:

Ты страшное в нашей России лесной,
Когда, восприявши палящий твой зной,

Рокочут лесные пожары.

Образ огня в поэзии поэта не «затихает» в одном состоянии, он эволюционирует, становится частью лирического героя, олицетворяя себя с искрой, отделившейся от пламени, самостоятельной, заявляющей о себе и своём мировоззрении:

Я искра, отступившая от Солнца своего…

Огонь – это свет, душа лирического героя, готового «светить,  сжигая и горя». Свет – это луч солнца, пронизывающий насквозь героя. Он счастлив от того, что может не просто жить, а общаться, говорить, гореть, при этом испытывая блаженство:

Как радостно быть жарким и сверкать!

Как весело мгновения сжигать!

Со светлым я светом говорю.

Я царствую. Блаженствую. Горю.

Состояние лирического героя К. Бальмонта можно сравнить с образом Снегурочки из пьесы А. Островского «Снегурочка», которая  испытывает блаженство от жарких лучей солнца и яркого света. Драматург очень ярко показал великую силу огня-солнца, что сродни состоянию души самого К. Бальмонта:

Но что со мной: Блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!...
В очах огонь... и в сердце... и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю…

Также можно отметить, что Солнце у поэта не только небесное тело, согревающее землю, но и именно тот огонь, который становится неким символом жизни лирического героя. Несмотря на то что поэт в своих лирических произведениях чаще всего употребляет слово «солнце», он постоянно использует слова, содержащие корень «огн-», что лишний раз подтверждает мыслеобраз поэта как образ всё-таки огня, а не солнца. К. Бальмонт называет солнце и  светилом, и огненным диском, и закатом, и заревом, однако в основе термина «солнце» заложен именно образ огня:

Оттого-то в словах у меня

Так загадочно много огней:

Я закат непогасшего дня,
Я потомок могучих царей.

 

Я – предвечернее светило,

Победно-огненный закат…


Солнце удалилось. Я опять один…

 

Я жажду новой боли и огня!

Образ огня не сводится поэтом только к личности лирического героя. Огонь «растёт», захватывает внутреннее состояние души, и его синонимом становится древний славянский образ Жар-птицы, олицетворяющей любовь, сочетающую в себе сильный дух:

То, что люди называли по наивности любовью,

То, чего они искали, мир не раз окрасив кровью,
Эту чудную Жар-птицу я в руках своих держу,
Как поймать её – я знаю, но другим не расскажу…

 

И меня поймут лишь души, что похожи на меня, -

Люди с волей, люди с кровью, духи страсти и огня!

Постепенно образ огня у поэта сводится к единому образу – России, её природе  и тайне национальной души. Лирик проводит параллель: Россия – Огонь:

Жар-птицей назвала себя Россия,

И разве не костёр – весь дом наш отчий,

И разве не огонь – наш гость желанный.

Пожар – пламя – костёр – триединство огня, сочетающего в себе страх и одновременно очищение, казнь и свободу духа, падение и восхождение:

И, окружив себя людьми, конями,

Как на престол, взошедши на костёр,

Она слилась с блестящими огнями,
И был триумф – несбывшийся позор.

Лирический герой – пламя, зажигающее души людей, несущее во тьму жизни яркую вспышку нового времени, дающее надежду обновлённую жизнь:

«и людям я светил, костры им зажигая…», «огнями созревает темнота», «пожар – мгновенье первое земли, пожар – её последнее мгновенье», «…но мне дано быть долго молодым. Я в пламени. Меня не тронет дым».

Творчество К. Бальмонта уже в самом начале пути связано с образом огня. Если вначале это робкие обращения к огню, то со временем увлечение данным образом переходит в огнепоклонничество, что становится основой творческой линии поэта» [4].

 

Глава 3. 2. Художественные средства выразительности образа огня

Совершенно очевидно, что в лирических произведениях поэт использует разнообразные средства выразительности, помогающие передать то состояние души лирического героя, которое овладевает им при соприкосновении с образом огня. Ещё большее восприятие производят на читателя развёрнутые метафоры, резкие и в то же время «нежные» эпитеты, дающие яркий мыслеобраз огня. Обратим внимание на эпитеты: «воздушно-голубое пламя», «неосознанный огонь», «огонь очистительный», «огонь роковой», «вездесущий огонь»,  «жгучее солнце», «безмерный свет», - которые несут на себе смысловую нагрузку, позволяющую прочувствовать огонь сердцем.

Яркие, насыщенные «огненные» метафоры: «струя огня»,  «запах солнца»,  «огневые цветы», «победно-огненный закат», «золотой пожар», «пламенная мысль», «земля огнём рубиновым одета» - позволяют нарисовать насыщенные поэтические картины. А символическое направление всей лирики К. Бальмонта является некоей интерпретацией символической  живописи  художников Мартироса Сарьяна, Уильяма Холмана Ханта, Николая Рериха, которые также акцентировали внимание на свете, солнце, огне на своих полотнах (Приложение 1).

Олицетворение как средство выразительности не просто используется автором,  а живёт на одном дыхании с лирическим героем: «Солнце ландыши ласкает, их сплетает в хоровод, /А захочет – и зардеет – и пожар в степи зажжёт…», «Пламень отвечал безмолвствует солнце…», «Единым пламенем горят душа и тело…», «Огонь залил все грани берегов», «Мы загораемся сквозь сумрак голубой». Единство огня и духа – особое состояние героя, в котором он не просто живёт, а созерцает мир, оценивает его не только как творение Бога, но и собственное влияние на жизнь всего общества.

В поэзии Бальмонта наблюдаются и окказионализмы, помогающие составить своеобразный индивидуум, портрет поэта-символиста, яркого, «огненного», отличающегося от всех остальных: «эти два сияния, чья огненность жива…», «горя зарёй кроваво-беззакатной», «мой вспевный пламень», «багряный солнцекруг», «огнердеющий мрак», «волна взрастала солнцем расцвечаясь».

Словотворчество поэта помогает читателю, не задумываясь, погружаться в атмосферу лёгкости восприятия и глубокого содержания, «гореть» вместе с лирическим героем и жить с горящим сердцем, оставаясь наивным романтиком и одновременно стремясь к новому миру из огня и света, солнца и пламени.

 

Заключение. «Огненный» поэт

 

В ходе исследования было выяснено, что образ пламени составляет 8,8 % от общего числа лирических произведений, образ Жар-птицы  -  1,8 %, образ костра – 5,3 %, образ пожара – 5 %, образ  света занимает 24,4 %, образ солнца - 27,7 %, а  образ огня – 27 % (Приложение 2).

Один из сборников стихотворений К. Бальмонта имеет название «Будем как солнце», в котором собраны все вышеупомянутые образы. Конечно, большую значимость для поэта в лирике играет образ Солнца, символизирующий жизнь, радость и борьбу. Важно отметить, что  образ солнца и образ огня почти поровну разделили процент соотношения: образ огня на 0,7 процентов употребляется меньше.

Тем не менее, в дневниковых записях К. Бальмонта можно прочитать строки: «…любимая моя стихия — Огонь. Я молюсь Огню. Огонь есть истинно всемирная стихия, и кто причастился Огня, тот слит с Мировым. Он душой своей входит в таинственные горницы, где горят неугасимые светильники — и струятся во взоры влиянья волшебных талисманов, драгоценных камней. 3 декабря. Вечер. Москва» [2]. Высказывание поэта подтверждает, что образ огня в творчестве несёт основную смысловую нагрузку, которая затем распространяется на синонимичные образы.

         Поэтому, проведя исследовательскую работу, можно сделать выводы:

·                   образу огня уделялось большое внимание как древними славянами, так и  последующими поколениями в литературе;

·                   символ огня в русской литературе  рассматривался только как единый метафоричный образ природы;

·                   К. Бальмонт – основатель символического направления, создавший свой образ огня, который  реализуется поэтом  идеей – соотнесение лирического Я поэта и солнца как воплощение личностного, индивидуального начала и в то же время жертвенного, творящего, жизненно необходимого для других;

·                   К. Бальмонт считает себя частью животворящей пламенной силы, способной менять мир, освещать ярким огненным светом. Он цельно, но не фанатично олицетворяет огонь со своим пламенеющим духом, будучи убеждён в том, что образ огня – это стихия, которая больше помогает, неся добро, нежели разрушает.  

 

 

 

Список  литературы

1.     Бальмонт К. Стихотворения   [Сборник стихотворений] // К.Бальмонт.  – М.: Художественная литература, 1990. С.400.

2.     Бальмонт Константин, Собр. соч. в двух томах, Т.1. [Из записной книжки]  // Константин Бальмонт. Можайск-Терра, 1994 г.

3.     Озеров Л. Песнь о солнце [Статья] // К.Бальмонт. Стихотворения – М.: Художественная литература, 1990. С.400.

4.     Скок Т.Н. Эволюция образа огня в лирике К. Бальмонта. // Т.Н. Скок. Омский научный вестник № 5 (59), сентябрь-октябрь, 2007. с. 129.

5.      Таганов Л.Н. НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ "К.БАЛЬМОНТ, М.ЦВЕТАЕВА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ХХ ВЕКА": ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Л.Н.Таганов.  Ивановский государственный  университет, 1999. С. 414.

6.     Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века [статья], [Электронный ресурс]  / http://www.litra.ru/composition/get/coid/- 2016. – 15 сентября.

7.      Образ солнца в стихотворениях поэтов серебряного века [статья], [Электронный ресурс]  / http://mysoch.ru/sochineniya/balmont/_self/konstantin_dmitrievich_balmontkak_predstavitel_russkogo_simvolizma/ - 2016. – 15 сентября.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Репродукции с картин армянского художника Мартироса Сарьяна

Солнечный пейзаж

http://artcyclopedia.ru/img/big/006710232.jpg

 

                 Горный пейзаж                                                   Армения

http://www.artsait.ru/art/s/saryan/img/22.jpg                        http://www.artscroll.ru/Images/2008/s/Saryan%20Martiros%20Sergeevich/000097.jpg

 

 

 

 

 

 

Репродукция с картины английского художника Уильяма Холмана Ханта

Свет мира

http://www.pinturayartistas.com/wordpress/wp-content/uploads/2012/contraste-luz/la-luz-del-mundo-holman.jpg

 

 

Репродукции с картин русского художника Николая Рериха

        История и современность                                     Огонь

http://www.toroo.ru/img41/20131205afib.jpg            http://cp16.nevsepic.com.ua/253/25292/1444197176-n.k.-rerih.sofiya-premudrost.1932.fragment.jpg

 

 

 

                 Агнивест                                                     Битва света и тьмы

http://agnivesti.ru/wp-content/gallery/nkr/zaklyatie_ognya_1907_g.jpg                          

Огни победы

http://mze.ucoz.ru/_fr/1/2398924.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Образ огня в поэзии К. Бальмонта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальная научно-практическая конференция учащихся 5-8 классов

Муниципальная научно-практическая конференция учащихся 5-8 классов

Оглавление Введение 3

Оглавление Введение 3

Введение Огонь … Что особенного в этом вроде бы простом слове, но в то же время завораживающем, таинственном и притягательном?

Введение Огонь … Что особенного в этом вроде бы простом слове, но в то же время завораживающем, таинственном и притягательном?

Актуальность, цели и задачи

Актуальность, цели и задачи

Глава 1. Образ огня в русской поэзии

Глава 1. Образ огня в русской поэзии

Глава 2. Символ как отражение души поэта и мира

Глава 2. Символ как отражение души поэта и мира

Уже ранние стихотворения К. Бальмонта содержат упоминание огненного образа: «…для меня же блистало дневное светило, огневое светило догорало вдали»

Уже ранние стихотворения К. Бальмонта содержат упоминание огненного образа: «…для меня же блистало дневное светило, огневое светило догорало вдали»

Состояние лирического героя К.

Состояние лирического героя К.

И, окружив себя людьми, конями,

И, окружив себя людьми, конями,

Словотворчество поэта помогает читателю, не задумываясь, погружаться в атмосферу лёгкости восприятия и глубокого содержания, «гореть» вместе с лирическим героем и жить с горящим сердцем, оставаясь…

Словотворчество поэта помогает читателю, не задумываясь, погружаться в атмосферу лёгкости восприятия и глубокого содержания, «гореть» вместе с лирическим героем и жить с горящим сердцем, оставаясь…

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Агнивест

Агнивест

Приложение 2 Образ огня в поэзии

Приложение 2 Образ огня в поэзии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2020