Муниципальный фестиваль «»̋Краски фольклора̋» в рамках проекта «̋С чего начинается Родина?̋ Участники проекта : обучающиеся 5-8 классов
|
||||
Цель фестиваля: Приобщать обучающихся к своим корням, к истокам русской народной культуры, воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству, знакомить с разными видами устного и прикладного народного творчества. Задачи · формировать интерес к народному творчеству и способствовать популяризации и пропаганде фольклорных традиций, представления их широкому кругу слушателей, любителей и ценителей народного искусства; · развивать фольклорные традиции, участвовать в выставке рисунков; · творческий обмен ; · развивать речь, коммуникативные навыки, умение показать свой творческий потенциал , декламировать произведения УНТ ; · воспитывать интерес и любовь к русской культуре. |
||||
1
|
МУЗЫКА Валентина Рябкова «Русь святая» Выходят ведущие праздника (учителя-организаторы) |
Слайд 1 Звучит МУЗЫКА (Валентина Рябкова «Русь святая» 1 куплет) |
||
2
|
Слово учителей Учитель 1 - Ребята, сегодня в нашей школе пройдет фестиваль «Краски фольклора». -Давайте вспомним, что такое фольклор? (Это устное народное творчество ) -Устное народное творчество родилось в глубине веков, передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому. Оно выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев
- Ребята, какие жанры устного народного творчества вы знаете? Дети читают на лучиках слайда (Сказки, загадки, поговорки, пословицы, песни, считалки, частушки, потешки)
|
Слайд2 Фольклор – устное народное творчество
Слайд 3 Солнышко с лучиками (слова на лучиках появляются по щелчку)
|
||
|
Учитель 2 - Мы постоянно обращаемся к УНТ, с детства слышим сказки, загадки, потешки, песенки, изучаем УНТ на уроках чтения, рисования, русского языка, с народными играми вы знакомитесь на уроках физической культуры, да и после уроков вы учите народные танцы, изучаете традиции и обычаи русского народа. И ,конечно, много уже знаете об устном народном творчестве. А вот чему мы научились ,сегодня покажете вы и ребята, которые пришли к нам в гости. Это учащиеся Музыкально-эстетического лицея им.А.Г.Шнитке со своими руководителями. И не случайно наш праздник называется фестиваль, потому что… · фестиваль– это показ фольклорных традиций , это выставка предметов народных промыслов, это творческий обмен знаниями и умениями о фольклоре. (читают на слайде) - Давайте вспомним и посмотрим, как вы знакомились с русским народным творчеством, с культурой нашего народа, в каких мероприятиях уже принимали участие. ( ролик) |
Слайд 4 Фестиваль - это
Ролик с танцами, фото.
|
||
3 |
1. Русская изба Учитель 3 -И доски вы расписывали, и русские народные танцы разучили, и познакомились с УНТ, даже в музее побывали и увидели, как жили наши предки. Вот мы с вами и собрали , какие нашли, старинные предметы быта, и у нас в школе теперь все могут увидеть уголок старины. Это , ребята, очень важно, знать свою культуру.
-Ребята, где вы живете? Вот ты , где живешь? У каждого из нас есть дом, где мы живем, где находятся необходимые вещи и предметы нашего быта. А где и как жили русские люди в старину? Как называли они свое жилище? В сказках вы часто встречаетесь с этим словом, про нее немало сложено загадок. Попробуйте одну из них отгадать: Стоит жилище, Деревянные бочища. Внутри печь да дрова. Это русская (изба)
- В словаре С.И.Ожегова слово «Изба – деревянный крестьянский дом». Чем дальше в будущее входим Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.
Учитель 1 - Русская изба состояла из одной комнаты. Главное место в каждом доме занимала русская печь. Она использовалась для обогрева помещения, приготовления пищи. С ее помощью сушились на зиму грибы и ягоды. Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку, чтобы было тепло в избе, чтобы приготовить еду. И недаром печку называли — деревенская кормилица. Учитель 2 -По народным поверьям, под печью живёт Домовой – душа избы, покровитель домашнего очага. В старину его ласково называли «хозяином» или «дедушкой». Появляется домовёнок Я домовой, живу за печкой. Тут очень тёплое местечко. Я с гостями поиграю и загадку загадаю.
Она стоит в русской избе, От нее тепло везде. Вы поймете , о чём речь. Это русская (печь)
( Домовёнок уходит, садится около печки на сундук и вяжет носок.) Давайте пройдемся и посмотрим, какие предметы были в русской избе. - Рядом с печью находилась посудная лавка. (показать на слайде и на предметах – прочитать таблички с названиями) -Стены были украшены резьбой по дереву и росписью. (показать на слайде и на резных досках) -В каждом доме имелся так называемый «красный угол» от слова красивый - место, где находились иконы и лампады. (показать на слайде и на предметах) -Длинными зимними вечерами девушки и женщины пряли шерсть на прялках. (показать прялку) и потом вязали из шерсти теплую одежду. Мы надеемся, что тоненькая ниточка,тянущаяся от
нашей старенькой прялки,крепко свяжет наши поколения и никогда не оборвется.
А для хранения одежды наши прабабушки использовали сундуки и колышки, вбитые прямо в стены.(показать на слайде и на предметах)
2.«Бабушкин сундук» (Выходит Домовёнок)
Дорогих гостей Ждет множество затей! Кто загадку отгадает, С домовёнком поиграет!
Домовёнок . А поможет мне мальчик Ваня, который живёт в этой избе. В этом сундуке спрятаны отгадки на загадки. Мальчик Ваня (загадывает загадки, достает из сундука отгадки и расставляет по местам) Стоит толстячок, Подбоченивши бочок. Шипит, пыхтит, Всем чай пить велит. ( самовар)
Утром, вечером и днем Он всегда стоит в углу,
Есть примета у людей,
-Подкову вешали над дверью и
верили, что она принесет счастье в дом. Учитель 3. Потешка «Два веселых гуся» -В старину умели не только хорошо работать, но и отдыхать. Для детей придумывали потешки, игры. Посмотрите такую потешку. (Инсценировка потешки «Два веселых гуся»)
|
Слайд 5 Загадка (всплывает отгадка – изба)
Слайд 6 (стих + Изба – деревянный крестьянский дом
Слайд 7(Печка – деревенская кормилица)+ экспонаты
Слайд 8 (печь с домовёнком)
Слайд 9 – всплывает по щелчку отгадка - печь
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12 с отгадками( отгадки всплывают по щелчку)
Слайд 13 и фонограмма
|
||
|
Базыма Л.Н. 4.Дымковская игрушка -Чтобы позабавить детей, делали красивые игрушки из глины. Это что за хоровод В селе Дымково живёт? Платья яркие в горошек, Много точек и дорожек, И на белом материале Узор дети расписали. Постарались от души, Ах! Плясуньи хороши!
-Танец «Дымковская игрушка» покажут наши гости, ребята из танцевальной студии «Стиль» МЭЛ.
|
Слайд 14 + фонограмма |
||
|
Базыма Л.Н. 5.Игры - Не только игрушками развлекали детей. Когда дети подрастали, они играли в игры и для этого разучивали считалки . (Выходят дети, встают в пары и читают считалки).
Считалки (3) 1.Шел
баран по крутым горам.
2.Катилось яблоко мимо сада, Мимо сада, мимо града. Кто поднимет, тот и выйдет.
3.Тара-бара домой пора Коров доить, тебе водить.
Игра «Золотые ворота» Правила. Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами. На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
|
Слайд 15 считалки
Слайд 16 + фонограмма Звучит музыка |
||
|
Рыбалкина М.В. 6.Частушки Ве -Веселил себя народ и частушками. А что такое частушка? Частушка- это короткая припевка, шутливая песенка . Ученик. А, ну хватит вам болтать! Пора частушки запевать!
|
Слайд 17 о частушке Частушка – это….. Поют 5 кл., |
||
|
Учитель 1 7.Танец «Катя» -Частушки пропели , а как любили в старину плясать, водить хороводы. Танец учащихся 5 классов «Катя» |
Слайд 18
музыка |
||
|
8. Выступление фольклорного ансамбля Ученик . Россия, Россия - края дорогие, Здесь издавна русские люди живут, Они прославляют просторы родные, Раздольные песни поют.
Учитель 1 -А теперь посмотрим еще одно выступление наших гостей. Это фольклорный ансамбль «Красота». Выступление фольклорного ансамбля |
Слайд 19,20,21 |
||
|
9.Пословицы и поговорки Учитель 2 -Вот какой талантливый наш русский народ. И танцевать они мастера, и загадки загадывать, и петь, и веселиться. Но самое главное ребята, что русский народ, народ трудолюбивый. Почти в каждом селе были свои народные умельцы, и что только они ни придумывали! Изготавливали игрушки, посуду, плели кружева, ткали и расписывали платки, разрисовывали подносы, посуду, шкатулки, плели корзины. В каждом доме были изделия народных промыслов. И на нашей выставке вы можете увидеть изделия русских умельцев. (показать на выставку). Наши ребята тоже на уроках рисования учатся рисовать русские узоры, расписывать доски. И вот какая выставка у нас получилась! (показать на выставку). Ученик. Мы гордимся стариною, Стала нам она родною. Вечно радуют кого-то Наших прадедов работы.
Учитель 3 - О своей жизни народ сложил немало пословиц и поговорок. (Выходит девочка в народном костюме с караваем.) -А как , ребята, называют пословицы и поговорки? Правильно, это мудрость народная, это те правила жизни, которые народ приметил, да потом с их помощью детей учил. - О труде , например, говорили: (говорят дети ) · Умей трудиться – умей и веселиться. · Делу время – потехе час. · Труд кормит, а лень портит.
- А о семье и о своем гостеприимстве, о своей гостеприимной избе говорили · Не нужен клад, коли в семье лад · «Не красна изба углами, а красна пирогами» (Девочка дарит каравай гостям) - Вот и мы всегда рады гостям. |
Слайд 22 Народные промыслы
Слайды 23,24,25 с видами промыслов
Выставка рисунков и народных промыслов
Слайд 26 |
||
4. |
Заключение. Учитель 1 1. Танец «Эх, Россия!» -А теперь посмотрите выступление уже старших ребят – учеников 9б класса и их танец «Эх, Россия!» |
Слайд27 |
||
|
2. Жестовая песня «Святая русь» - выходят все учителя и дети 5-х кл. Учитель 2 -Заканчивается наш фестиваль. Многое увидели и многому научились вы, ребята. Спасибо нашим гостям за то, что хранят и продолжают традиции русского фольклора. Вот они наши краски фольклора. Мы увидели, как любят свою родину ребята. И об этом они поют в своей жестовой песне. Жестовая песня «Святая Русь» 2 куплета Мы пришли в этот мир, чтоб себя в нём найти, Припев Приглашаем всех участников фестиваля ( фото) |
Слайд 28-30 Анна Немчинская - Святая Русь Гимн
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.