Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология.
Оценка 4.6

Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология.

Оценка 4.6
Лекции
docx
воспитательная работа
Взрослым
30.05.2022
Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология.
Цели, задачи, направления, принципы музейной педагогики, условия создания и содержания мини – музеев.
тема 1.docx

Тема 1:  Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология.

Содержание:

Цели, задачи, направления, принципы   музейной педагогики, условия создания и содержания мини – музеев.

 

Лекция

В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка.    

 И. Г. Песталоцци

           Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика.   

        Всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике, так как интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Музейная педагогика интегрируется в систему образования как один из способов творческого развития личности, способной и готовой войти в мировую, региональную, локальную культуру.

        Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место  в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах XX столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена.

         Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого, предметом музейной педагогики является музейная коммуникация.

         Изначально музейная педагогика подразумевала, прежде всего, сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия.

      Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. В то же время на базе музеев создаются разнообразные детские музейные центры, объединения и т.п.    

         Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной).

       Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть ее интегрированный характер. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии

       Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1073/00089bf2-de298c0c/img2.jpg

   

      Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

      Задачи музейной педагогики:

• Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

• Обогащение предметно-развивающей среды ДО.

• Формирование у дошкольников представления о музее.

• Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков

     В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два крупных направления:

1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т.п.);

2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

Принципы музейной педагогики:

      При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования личностного развития  дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:

·            наглядность,

·            доступность,

·            динамичность,

·            содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность),

·            обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей,

·            последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе),

·            гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей),

·            поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии,

·            активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй),

·            подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

      Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования.

      Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

       Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он отличается от традиционных «больших» музеев, с другой — отражает особенности этих учреждений культуры.

       Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, необходимо обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, – важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.      

     Происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДО музейной педагогики, создание в ДО музейно-образовательного пространства, центром которого является мини музей. С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.

      В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.

       Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

      В личностном становлении ребенка значительная роль принадлежит искусству, которое организует духовный мир человека, определяет систему моральных и эстетических ценностей. Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность.

      Важная особенность мини-музеев в  развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.      

         Приступая к организации мини-музеев в детском саду, необходимо обсудить в своем коллективе, с детьми и родителями, что такое музей, для чего он создается и как можно использовать музеи в дошкольном образовании.

    Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов:

- постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа);

-  выбор помещения (количество посетителей и экспонатов);

- сбор экспонатов; оформление мини-музея (учёт эстетических норм;

- соблюдение правил безопасности);

- разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами;

- разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники); открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.

       Важная особенность мини-музеев в  развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

     Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры - путешествия, игры - графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

     Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

·            заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;

·            выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

      Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

·            учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

·            формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

·            формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

·            развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

·            вызывать уважение к другим культурам;

·            развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

       На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

       Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

      Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

    Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

При определении содержания необходимо:

     1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются впрок и до времени хранятся в «запасниках».

     2.Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.

     3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.

      4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

       Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей; последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе); гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей); активности детей в усвоении музейного наследия, как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в детской деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

       Важная особенность мини-музеев в  развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.  

        Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДО заключается в следующем:

·                 У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

·                 Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

·                 У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

         В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

 

Литература, рекомендуемая для изучения:

 

1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.


 

Тема 1: Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология

Тема 1: Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология

Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса

Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса

Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так…

Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так…

Принципы музейной педагогики :

Принципы музейной педагогики :

Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом

Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом

Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям…

Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям…

Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей

Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т

Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно

Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2022