Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
МБДОУ д\с №20 «Красная шапочка»
Воспитатель Нестеренко Е.Ю.
«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В.А.Сухомлинский.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.
На современном этапе развития
дошкольного образования в рамках реализации
государственной программы патриотического воспитания граждан РФ и внедрения
национально – регионального компонента в образовании наметилась тенденция к
более плодотворному сотрудничеству музея и дошкольных образовательных
учреждений, которые начинают видеть в музее надежного союзника, помогающего
передавать исторический и художественный опыт от поколения к поколению.
Ускорить этот процесс может внедрение достижений новой науки, возникшей на
стыке музееведения, педагогики и психологии - «Музейной педагогики», при этом в
научно – просветительской деятельности музеев используются современные
педагогические технологии с учетом психологии возраста детей.
В настоящее время городской краеведческий музей и детское образовательное
учреждение, наряду с другими учреждениями культуры и образовательными
учреждениями, являются ответственными за создание единого культурного
пространства, укрепление живых исторических связей, воспитание чувства
патриотизма, социально – нравственное воспитание будущих граждан города и
страны.
Городской краеведческий музей является надежным помощником детского
образовательного учреждения в:
- в расширении социального опыта и раскрепощении детей, в закреплении навыков
их культурного поведения;
- в обогащении предметно – пространственной развивающей среды ребенка
(уникальность здания и внутреннего интерьера музея, обилие необычных, ярких,
западающих в душу экспонатов и уголков);
- во внесении своей лепты в здоровье сбережение детей, создание психологически
благоприятной среды, обилие положительных эмоций:
a) при воздействии на душу ребенка экспоната – подлинника с его достоверностью,
убедительностью и красотой;
б) при совершении ребенком с помощью музейных педагогов субъективных открытий в
окружающем его мире, на его малой родине;
в) при обилии игровых моментов, элементов театрализации, других современных
методических приемов, что делает каждое музейное мероприятие интересным для
ребенка.
- в обогащении и расширении содержания образовательных областей (познавательное
развитие, художественно – эстетическое воспитание, развитие речи, экологическое
воспитание и т. д.)
- в решении проблем духовно – нравственного воспитания.
Сегодня музей рассматривается не только как одно из средств достижения многообразия
красоты окружающего мира, но и как средство адаптации современного ребенка к
этому миру. Общеизвестно: умение видеть, замечать, наблюдать и анализировать,
размышлять об увиденном формируется с раннего детства.
Кругозор современных детей значительно шире, чем был у их сверстников 15 - 20
лет назад. Поддержание познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте
требует использования разных форм и приемов работы, в том числе характерных для
музейной педагогики.
Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с подлинными
историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на
детей. Такое «живое» общение с подлинником принципиально отличает музей от
других институтов образования и определяет специфику методики, направленной на
развитие художественного восприятия в сочетании с ценностным отношением к
культурно – историческому и художественному наследию. Музей является тем
духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет
поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему
дому, малой родине, Отечеству.
Сделать мир музейных экспонатов понятным, значимым для ребенка помогает
тесное сотрудничество педагогов ДОУ и музейных работников. Метод музейной
педагогики, используемый в процессе воспитательно – образовательной работы в
нашем ДОУ, способствует насыщению процесса образования различными видами детской
деятельности, развитию познавательной активности каждого ребенка, расширяет
способы взаимодействия ребенка – дошкольника с взрослыми, что в итоге
способствует задачам социально – нравственного воспитания детей. Музейно –
образовательная программа по социально – нравственному и патриотическому
воспитанию предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его истории
и обычаях, профессиях людей, и на этой основе формирование основ духовного,
экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Цель музейной педагогики: разностороннее развитие ребенка: формирование
основ экологической культуры и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Задачи:
- формировать основы гражданственности;
- воспитывать патриотические чувства, чуткость, сопереживание горю и радости
ближних;
- развивать познавательный интерес и бережное отношение к памятникам и
ценностям материальной культуры;
- развивать познавательный интерес к истории родного города и государства,
воспитывать чувства ? малой родины;
- воспитывать эмоционально – личностное отношение к взаимодействию человека и
природы;
- формировать познавательный интерес к произведениям изобразительного и
декоративно – прикладного искусства.
Отбор познавательных задач осуществлен исходя из современных требований к обучению
старших дошкольников:
- придание обучению развивающего характера;
- обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном
процессе познания;
- интеграционный подход к содержанию и приемам организации педагогического
процесса, в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся
личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.