Музейные уроки истории в современном процессе обучения
Оценка 5

Музейные уроки истории в современном процессе обучения

Оценка 5
docx
25.06.2023
Музейные уроки истории в современном процессе обучения
Музейные уроки истории в современном процессе обучения.docx

Можно не любить и родного брата, если он дурной человек,
но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было: только надобно,
чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем,
что есть, но живым желанием усовершенствования.

Виссарион Белинский

 

Современные школьники отличаются от прежних поколений. Они увлекаются компьютерными технологиями, современными видами искусства, новыми телепрограммами. Дети зачастую не в силах справиться с потоком необработанной информации, они забывают о нравственных ценностях, морали, культуре и важнейших достижениях человечества. Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности всех ступеней образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. В связи с этим необходимо искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства активизации познавательной деятельности. И на помощь нам приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

Почему в образовательных учреждениях на современном этапе большое значение уделяют музейной педагогике? Ответ прост: в наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патриотические чувства молодого поколения. Именно музейная педагогика оказывает большую помощь в процессе воспитания личности. На своих уроках, я всегда делаю акцент на понятиях гражданственность, патриотизм, толерантность, на проблемах, связанных с этими понятиями. Школьный музей помогает мне на этом поприще. Именно с помощью музейной педагогики я вижу возможность формирования гражданско-патриотических чувств у учеников. Воспитание обучающихся на примерах истории, осмысливание опыта предшествующих поколений является гарантом того, что патриотизм и гражданственность будут всегда нормой общества.

Как учителю истории и обществознания мне часто приходиться сталкиваться с тем, что многие учащиеся не могут, или плохо справляются при работе с источником, исторической картой или учебником, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не всегда умеют устанавливать причинно-следственные связи. Поэтому необходимо развивать познавательную активность на уроке. Школьный музей – прекрасное средство для повышения учебной мотивации учащихся, расширения их кругозора, формирования навыков, необходимых в научно-исследовательской и проектной деятельности. Музейная педагогика предполагает проведение уроков по различным научным дисциплинам  в помещении музея или с использованием экспонатов на базе школы.

Музейная педагогика  является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно – пространственной среде, она дает учителю возможность:

осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

организовать интересные уроки и дополнительные, внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее.

Моя педагогическая деятельность уже около 6 лет связана с работой в школьном историко-краеведческом музее.

Он  является составляющей частью воспитательной работы по формированию и развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся.

На базе музея мы встречаем гостей и проводим экскурсии. Обучающиеся школы  и детского сада часто проводят уроки истории среди экспонатов. Главное в этих уроках – заинтересовать детей, дать потрогать своими руками то, с чем в обычной жизни они никогда не столкнуться. Они находят в интернете информацию об этих экспонатах и рассказывают одноклассникам, друзьям, обучающимся других классов о своих открытиях. Например, в школьном краеведческом музее хранятся кандалы предположительно Степана Разина, который бывал в наших краях и спрятал клад в овраге за селом Подлесное. Овраг Стеньки Разина пользуется большой популярностью. Многие туда приезжали и пытались его отыскать. Детям это интересно. Они составили проект о кандалах и участвовали с ним в конкурсе.

 В музее хранится аттестат, фотографии, документы и переписка  с первой выпускницей Тагайской средней школы, огненного выпуска 1941г Клары Андреевны Олимпиевой. Мы с ребятами проработали этот архивный  материал, составили сценарий документального спектакля и поставили его на сцене школы в преддверии празднования Дня Победы. С этим материалом мы вышли на Областной Краефест, где заняли первое место в своем треке «Гений места».  Эта форма работы очень заинтересовала ребят, и они решили на этом не останавливаться. Ко дню рождения губернатора Ульяновской области Юрия Фроловича Горячева был поставлен документальный спектакль о жизни и деятельности этого выдающегося человека, чьё имя носит наша школа. Актив побывал в гостях дома – музея Ю.Ф.Горячева, встречался с его сыном Олегом Юрьевичем Горячевым. Эта работа и дала возможность создать данное произведение.

Очень активно ребята работают в архивах комнаты боевой славы. Совместно с преподавателем  они восстанавливают места боевого пути земляков – тагайцев , ушедших на фронт. Выступают с этим материалом на многих конкурсах. Благодаря их работе, восстановлены и увековечены имена 94 солдат на стелах у памятника погибшим землякам в годы Великой Отечественной войны.

Благодаря информации и экспонатам, хранящимся в музее, проводятся акции «Блокадный хлеб», «Бессмертный полк» и другие.

Активисты музея вовлекают в исследовательскую деятельность и других ребят, показывая своим примером, что историю своего рода, своего села, своей малой родины нужно знать.

Благодаря совместной деятельности педагогов, учеником, родителей, общественности была открыта экспозиция «История Тагайской средней школы». И теперь, часть уроков как истории, так и обществознания проводим в этой комнате.

Посредством музея создаётся обратная связь между учеником и учителем, классом и классным коллективом, актив музея помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по экспозициям музея. Работа по военно-патриотическому воспитанию ведется круглый год.

Через музейные уроки я стараюсь помочь каждому ребёнку занять активную жизненную позицию, вовлекая его в поисково-исследовательскую, экскурсионную и информационно - пропагандистскую деятельность. Через конкретные дела патриотической направленности создаю детям все условия для самовыражения и самореализации личности. Интегрированные уроки с элементами краеведения, тематические экскурсии по родному краю, расширяют кругозор учащихся, развивают у них познавательный интерес. Таким образом, можно отметить, что музейный урок предоставляет большие возможности для того, чтобы сделать процесс обучения и воспитания школьника активным, содержательным, насыщенным познавательной деятельностью и тем самым превращает его в существенный фактор развития личности. Вопрос музейной педагогики чрезвычайно актуальный, поскольку практическое применение новейших методов и форм работы в формате «школа-музей» дает ощутимые результаты в процессе формирования знаний и умений школьников, в их патриотическом и эстетическом воспитании.

 

https://vk.com/wall-154208875?q=%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82


 

Скачано с www.znanio.ru

Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь…

Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь…

Моя педагогическая деятельность уже около 6 лет связана с работой в школьном историко-краеведческом музее

Моя педагогическая деятельность уже около 6 лет связана с работой в школьном историко-краеведческом музее

D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82

D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2023