Музейные уроки в начальных классах
Оценка 5

Музейные уроки в начальных классах

Оценка 5
docx
13.03.2024
Музейные уроки в начальных классах
МУЗЕЙ ВЫСТУПЛЕНИЕ Ф.docx

Музейные уроки в начальных классах

 Большую часть своего детства человек проводит в образовательных учреждениях. Для каждого ребенка - это не просто учреждения, где он получает набор определенных знаний по разным предметам. Школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни.

Обучение и воспитание – это единый неразрывный процесс. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем. Процесс воспитания сводится к формированию развитой, коммуникативной личности, способной адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, физически и морально здоровой.

Основными направлениями работы педагога являются здоровье-сберегающее, социальное, интеллектуально-нравственное.

Интеллектуально-нравственное направление делится на следующие разделы: участие в различных конкурсах, изучение родного края, экскурсии. Мы используем в нашей работе ресурсы нашего города – библиотеки, музеи, театры, выставочные залы, парки, спортивные площадки.

Совсем недавно зародилась такая технология, как музейная педагогика. Она позволяет превратить обучение в модель социального общения личности в реальной творческой, продуктивной, познавательной деятельности.

На таких занятиях ученики активно осваивают новые знания, формируют собственное мнение, инициативу, умение работать в команде, у детей формируются те качества, которые востребованы современным обществом.

Цель музейной педагогики –

1.    Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

2.    Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

3.    Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

4.    Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

5.    Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

6.    Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

7.    Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педагогики», как инновационной технологии для стимулирования познавательно-исследовательской активности и личностного воспитания детей, способ взаимодействия с родителями.

 

Как передать культурное наследие наших предков сегодняшним поколениям? Как объяснить им то, что мне кажется естественным и простым? Как не дать прерваться памяти поколений?

На наш взгляд, именно музейная педагогика помогает решать многие проблемы в воспитании и обучении детей.

В этом нам могут помочь музейные занятия.

В Мурманске очень много музеев:

1.    Мурманский областной краеведческий музей;

2.    Мурманский областной художественный музей;

3.    Военно – морской музей Северного флота;

4.    Музей Мурманского морского пароходства;

5.    Мурманский городской выставочный зал;

6. Отдел народного искусства и ремёсел Мурманского областного художественного музея;

    7. Музей Мурманского торгового порта;

    8. Музей занимательных наук «Фокус»;

    9. Музей боевой славы;

   10. Музей пожарной охраны

 

Существуют разные классификации форм музейной деятельности.

1) формы, производные от образовательно-воспитательной функции музея (беседа, консультация, музейное занятие);

2) формы, производные от рекреационной функции музея (экскурсия, спектакль, концерт, мастер-класс, виртуальный музей).

Традиционная форма занятий в музее — экскурсия, в настоящее время заменяется и комбинируется с нетрадиционной, проводятся интерактивные занятия, используются современные технологии. 

Музейные занятия можно приравнивать по значению с занятием по ознакомлению с окружающим миром, при условии содержания соответствующего тематике материала.

К нетрадиционным моделям проведения занятий, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

- занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

- занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников;

- занятия с использованием фантазии: занятие-сказка, занятие -сюрприз;

Особенно эффективна в музейной педагогике технология коллективных творческих дел, а именно создание музейных экспозиций.

 

 

 

Музейные уроки познавательны и интересны для детей, потому что представляют собой коммуникативное пространство, где каждый включен в активную деятельность. На таком уроке происходит постоянный диалог, в котором каждый из ребят и собеседник, и партнер. Ребенок имеет возможность полного или же частичного погружения в среду эпохи, представленной на музейном уроке. Кроме того, следует обратить внимание и на еще одну ценность подобных занятий - это возможность общения детей и взрослых, разных этнических и социальных групп, возможность для каждого участника урока передать свои знания другим, открыть для себя что-то новое и неизведанное, а все это в итоге - способ социализации личности ребенка

Музейные уроки готовятся и проводятся в 3 этапа:

1-й этап проводится учителем, предполагается освоение теоретического материала и терминологии.

2-й этап - проводится непосредственно в музее экскурсоводом.

3-й этап - предполагает самостоятельную творческую работу по предложенным темам.

Ребята, выполнившие все задания, сдают маршрутные листы.

Нашим самым заинтересованным социальным партнёром является Мурманский областной краеведческий музей, с которым мы тесно сотрудничаем.
В музее есть богатые фонды. В нем работают высококвалифицированные научные сотрудники. Это то место, где школьник может развить исследовательские умения и навыки.

Неординарность ситуации учебного процесса (музейная среда) стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию, а наличие незнакомых прежде предметов вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации.

Такие занятия глубоко воздействуют на обучающегося, он - активный участник всего того, что представлено на уроке.

Один из музейных уроков в первом классе называется «Язык саамских узоров». Учащиеся знакомятся с историей родного края, историей коренных жителей Кольского полуострова – саамов, их традициями. При посещении музея ребятам рассказали и показали, где проживали саамы, чем занимались, более подробно экскурсовод остановился на одежде саамов, как коренные жители украшали свои одежды. На уроках технологии и ИЗО ребята продолжили знакомиться с историей родного края, познакомились с народным орнаментом в саамском искусстве.

Работа продолжается и в группе продлённого дня. После посещения Краеведческого музея по теме «Матрёшка – символ русского народного искусства» мы с ребятами выполнили такую работу – матрёшку.

На уроке «Что носили в мешках деды, одержавшие Победу» ребята узнают, что такое плащ-палатка, шинель – скрутка, вещмешок, портянки. Ученики выполняют задания, пишут письма фронтовикам, бывают на призывном пункте, в партизанской землянке и многое другое…

В музеях совместно с сотрудниками проводим праздники, тематические вечера, встречи с интересными людьми, классные часы, конкурсы, викторины, игры по станциям.

 К здоровье-сберегающему направлению относится изучение правил дорожного движения (ребята встречаются с работниками ГИБДД, участвуют в соревнованиях, конкурсах), изучение правил пожарной безопасности (ребята посещают Музей пожарной охраны, где не только слушают беседы сотрудников музея, но и принимают участие в различных конкурсах и викторинах, ежегодно ученики ходят в пожарную часть на улице Радищева, где пожарные увлекательно рассказывают ребятам о своей нелёгкой службе, помогают пройти полосу препятствий, объясняют правила поведения на пожаре).

Уроки в музее активизируют в равной степени и сильных, и слабых учеников, так как создаётся возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной информации.

Таким образом, можно отметить, что музейный урок позволяет преодолеть проблему разорванности научных знаний друг с другом и с жизнью. Поэтому музейные уроки способствуют развитию интереса ребенка к истории родного края, учат его видеть, понимать и ценить то, что окружает его с самого раннего детства, что так дорого его маленькому сердцу, ведь все это - Родина.

Музей – это храм Прошлого, отражение Настоящего, окно в Будущее.

Покидая музей, мы выходим из него богаче, чем были, когда входили в его двери.

Хорошо, что в есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Ты в музей пришёл не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни.

 

 

 

 

 

 

                        

                                                                  Подготовила воспитатель группы продлённого дня

МБОУ «Гимназии № 8»

г. Мурманска Фомина С. Е.


 

Музейные уроки в начальных классах

Музейные уроки в начальных классах

Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире; 2

Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире; 2

Музей боевой славы; 10.

Музей боевой славы; 10.

Музейные уроки познавательны и интересны для детей, потому что представляют собой коммуникативное пространство, где каждый включен в активную деятельность

Музейные уроки познавательны и интересны для детей, потому что представляют собой коммуникативное пространство, где каждый включен в активную деятельность

Один из музейных уроков в первом классе называется «Язык саамских узоров»

Один из музейных уроков в первом классе называется «Язык саамских узоров»

Таким образом, можно отметить, что музейный урок позволяет преодолеть проблему разорванности научных знаний друг с другом и с жизнью

Таким образом, можно отметить, что музейный урок позволяет преодолеть проблему разорванности научных знаний друг с другом и с жизнью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2024