Музейные уроки в начальных классах
Большую часть своего детства человек проводит в образовательных учреждениях. Для каждого ребенка - это не просто учреждения, где он получает набор определенных знаний по разным предметам. Школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни.
Обучение и воспитание – это единый неразрывный процесс. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем. Процесс воспитания сводится к формированию развитой, коммуникативной личности, способной адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, физически и морально здоровой.
Основными направлениями работы педагога являются здоровье-сберегающее, социальное, интеллектуально-нравственное.
Интеллектуально-нравственное направление делится на следующие разделы: участие в различных конкурсах, изучение родного края, экскурсии. Мы используем в нашей работе ресурсы нашего города – библиотеки, музеи, театры, выставочные залы, парки, спортивные площадки.
Совсем недавно зародилась такая технология, как музейная педагогика. Она позволяет превратить обучение в модель социального общения личности в реальной творческой, продуктивной, познавательной деятельности.
На таких занятиях ученики активно осваивают новые знания, формируют собственное мнение, инициативу, умение работать в команде, у детей формируются те качества, которые востребованы современным обществом.
Цель музейной педагогики –
1. Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
2. Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
3. Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
4. Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
5. Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
6. Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
7. Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педагогики», как инновационной технологии для стимулирования познавательно-исследовательской активности и личностного воспитания детей, способ взаимодействия с родителями.
Как передать культурное наследие наших предков сегодняшним поколениям? Как объяснить им то, что мне кажется естественным и простым? Как не дать прерваться памяти поколений?
На наш взгляд, именно музейная педагогика помогает решать многие проблемы в воспитании и обучении детей.
В этом нам могут помочь музейные занятия.
В Мурманске очень много музеев:
1. Мурманский областной краеведческий музей;
2. Мурманский областной художественный музей;
3. Военно – морской музей Северного флота;
4. Музей Мурманского морского пароходства;
5. Мурманский городской выставочный зал;
6. Отдел народного искусства и ремёсел Мурманского областного художественного музея;
7. Музей Мурманского торгового порта;
8. Музей занимательных наук «Фокус»;
9. Музей боевой славы;
10. Музей пожарной охраны
Существуют разные классификации форм музейной деятельности.
1) формы, производные от образовательно-воспитательной функции музея (беседа, консультация, музейное занятие);
2) формы, производные от рекреационной функции музея (экскурсия, спектакль, концерт, мастер-класс, виртуальный музей).
Традиционная форма занятий в музее — экскурсия, в настоящее время заменяется и комбинируется с нетрадиционной, проводятся интерактивные занятия, используются современные технологии.
Музейные занятия можно приравнивать по значению с занятием по ознакомлению с окружающим миром, при условии содержания соответствующего тематике материала.
К нетрадиционным моделям проведения занятий, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:
- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
- занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
- занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников;
- занятия с использованием фантазии: занятие-сказка, занятие -сюрприз;
Особенно эффективна в музейной педагогике технология коллективных творческих дел, а именно создание музейных экспозиций.
Музейные уроки познавательны и интересны для детей, потому что представляют собой коммуникативное пространство, где каждый включен в активную деятельность. На таком уроке происходит постоянный диалог, в котором каждый из ребят и собеседник, и партнер. Ребенок имеет возможность полного или же частичного погружения в среду эпохи, представленной на музейном уроке. Кроме того, следует обратить внимание и на еще одну ценность подобных занятий - это возможность общения детей и взрослых, разных этнических и социальных групп, возможность для каждого участника урока передать свои знания другим, открыть для себя что-то новое и неизведанное, а все это в итоге - способ социализации личности ребенка
Музейные уроки готовятся и проводятся в 3 этапа:
1-й этап проводится учителем, предполагается освоение теоретического материала и терминологии.
2-й этап - проводится непосредственно в музее экскурсоводом.
3-й этап - предполагает самостоятельную творческую работу по предложенным темам.
Ребята, выполнившие все задания, сдают маршрутные листы.
Нашим самым заинтересованным социальным партнёром
является Мурманский областной краеведческий музей, с которым мы тесно
сотрудничаем.
В музее есть богатые фонды. В нем работают высококвалифицированные научные
сотрудники. Это то место, где школьник может развить исследовательские умения и
навыки.
Неординарность ситуации учебного процесса (музейная среда) стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию, а наличие незнакомых прежде предметов вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации.
Такие занятия глубоко воздействуют на обучающегося, он - активный участник всего того, что представлено на уроке.
Один из музейных уроков в первом классе называется «Язык саамских узоров». Учащиеся знакомятся с историей родного края, историей коренных жителей Кольского полуострова – саамов, их традициями. При посещении музея ребятам рассказали и показали, где проживали саамы, чем занимались, более подробно экскурсовод остановился на одежде саамов, как коренные жители украшали свои одежды. На уроках технологии и ИЗО ребята продолжили знакомиться с историей родного края, познакомились с народным орнаментом в саамском искусстве.
Работа продолжается и в группе продлённого дня. После посещения Краеведческого музея по теме «Матрёшка – символ русского народного искусства» мы с ребятами выполнили такую работу – матрёшку.
На уроке «Что носили в мешках деды, одержавшие Победу» ребята узнают, что такое плащ-палатка, шинель – скрутка, вещмешок, портянки. Ученики выполняют задания, пишут письма фронтовикам, бывают на призывном пункте, в партизанской землянке и многое другое…
В музеях совместно с сотрудниками проводим праздники, тематические вечера, встречи с интересными людьми, классные часы, конкурсы, викторины, игры по станциям.
К здоровье-сберегающему направлению относится изучение правил дорожного движения (ребята встречаются с работниками ГИБДД, участвуют в соревнованиях, конкурсах), изучение правил пожарной безопасности (ребята посещают Музей пожарной охраны, где не только слушают беседы сотрудников музея, но и принимают участие в различных конкурсах и викторинах, ежегодно ученики ходят в пожарную часть на улице Радищева, где пожарные увлекательно рассказывают ребятам о своей нелёгкой службе, помогают пройти полосу препятствий, объясняют правила поведения на пожаре).
Уроки в музее активизируют в равной степени и сильных, и слабых учеников, так как создаётся возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной информации.
Таким образом, можно отметить, что музейный урок позволяет преодолеть проблему разорванности научных знаний друг с другом и с жизнью. Поэтому музейные уроки способствуют развитию интереса ребенка к истории родного края, учат его видеть, понимать и ценить то, что окружает его с самого раннего детства, что так дорого его маленькому сердцу, ведь все это - Родина.
Музей – это храм Прошлого, отражение Настоящего, окно в Будущее.
Покидая музей, мы выходим из него богаче, чем были, когда входили в его двери.
Хорошо, что в есть музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе все-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
Ты в музей пришёл не просто гостем,
Память сердца здесь ты оживи.
Может, станет хоть немного проще
Нам понять сегодняшние дни.
Подготовила воспитатель группы продлённого дня
МБОУ «Гимназии № 8»
г. Мурманска Фомина С. Е.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.