Музей в школе - явление уникальное и необходимое.
Экспозиции школьного музея помогают установить связь между историческим прошлым и современностью, они незаменимы в наглядном изучении общественных отношений, в познании реалий национального быта народов (в нашей республике – русского, башкирского, чувашского, татарского и других), в изучении науки и техники, экономики и культуры.
Школе, в которой я работаю, недавно исполнилось 112 лет. Она сама – отражение истории района, республики и страны в целом. И тот материал, который собран в школьном музее, даёт возможность всё это детально рассмотреть.
Школьный музей выполняет не только познавательные и воспитательные функции, он формирует и практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации их самостоятельной и творческой работы.
Так, главным направлением работы нашего музея стало создание проекта «Патриот», внутри которого действуют объединение «Поиск»документ Word
Педагогическая мастерская. Мысли вслух.
Музейные экспонаты как материал для исследований и творческих поисков
учащихся
Музейные экспонаты как материал для исследований и творческих
поисков учащихся
Образование детей в настоящее время предполагает не только
получение знаний, воспитание гражданина своей страны, но и развитие
личности, творческой, пытливой, стремящейся к самопознанию, к
самоопределению в современном социуме.
Думаю, что это будет возможно только тогда, когда ребёнок
почувствует потребность в реализации собственных творческих способностей.
Как же заинтересовать современных подростков? Каждый учитель, думаю,
готов предложить свой вариант. Среди того, что я применяю, важное место
занимают экспонаты школьного музея.
Музей в школе явление уникальное и необходимое.
Экспозиции школьного музея помогают установить связь между
историческим прошлым и современностью, они незаменимы в наглядном
изучении общественных отношений, в познании реалий национального быта
народов (в нашей республике – русского, башкирского, чувашского,
татарского и других), в изучении науки и техники, экономики и культуры.
Школе, в которой я работаю, недавно исполнилось 112 лет. Она сама –
отражение истории района, республики и страны в целом. И тот материал,
который собран в школьном музее, даёт возможность всё это детально
рассмотреть.
Школьный музей выполняет не только познавательные и воспитательные
он формирует и практические навыки поисковой,
функции,
исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную
активность школьников,
предоставляет большие возможности для
организации их самостоятельной и творческой работы.
Шевяхова Э. Ш., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с.Раевский, Республика
БашкортостанПедагогическая мастерская. Мысли вслух.
Музейные экспонаты как материал для исследований и творческих поисков
учащихся
Так, главным направлением работы нашего музея стало создание
проекта «Патриот», внутри которого действуют объединение «Поиск»,
творческая мастерская «Горжусь…», школьная газета «Моя школа», клуб
«Юный экскурсовод».
Экспозиция «Учителя – ветераны труда» подсказала идею выпуска
юбилейной газеты (к 110 летию школы), в которой учениками 7 класса были
опубликованы интервью с учителями, долгие годы работавшими в нашей
школе.
Важное место в музее занимает экспозиция «Великая Победа». В центре
– материал о земляке, Герое Советского Союза, Щербакове П.Ф. , который до
войны учился в нашей школе. Здесь хранятся воспоминания о нём, письма с
фронта сестре Наде, рисунки и портрет героя, написанные местным
художником Тишиным В.А., награды и статьи из фронтовой газеты о герое
Павле Щербакове. Познакомившись с этими экспонатами, ученики 8 класса
(Даниленко Виталий и Лапин Никита) решили создать проект про Героя. Они
изучили архивные материалы, несколько раз встречались с сестрой
Щербакова, живущей сейчас в Казахстане, познакомились с публикациями о
нём и создали интересную работу «Шагнувший в бессмертие».
Итогом поисковой деятельности ребят стала не только
исследовательская работа, но и документальный фильм.
Другим результатом творческой работы на основе этих же экспонатов о
Щербакове стало написание ученицей 8 класса Цыплюк Викторией «Баллады
о солдате». Так что имя Павла Фёдоровича Щербакова достойно увековечено
в нашей школе. И Анастасия Фёдоровна БабаджанянЩербакова, сестра
героя, выразила глубокую благодарность за память о своём брате.
Хотелось бы сказать, что обе работы были представлены на
краеведческих конкурсах разных уровней и высоко отмечены жюри этих
Шевяхова Э. Ш., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с.Раевский, Республика
БашкортостанПедагогическая мастерская. Мысли вслух.
Музейные экспонаты как материал для исследований и творческих поисков
учащихся
конкурсов: Виталий и Никита стали победителями республиканского
конкурса «Дорогами Отечества» в номинации «Земляки» в 2014 г., а Вика –
лауреат этого конкурса в номинации «Литературное краеведение» в 2013 г.
Ярким стало исследование ребят, раскрывшее неизвестные страницы
жизни ветерана Великой Отечественной войны, учителя Кабашурова Виктора
Яковлевича, бессменного музыкального руководителя, личности, известной не
только в школе, но и во всём районе. Началом послужили такие экспонаты,
как военная форма Виктора Яковлевича и его фотография на стенде
«Учителя – фронтовики». Кропотливая поисковая работа учеников включала
изучение биографических сведений, архивных данных, встречи с живыми
информаторами, знавшими этого человека лично(с коллегами, бывшими
учениками, с родственниками). В итоге в ней нашли отражение и военная
биография Кабашурова, и его жизнь в послевоенное время: работа в
организациях культуры, в нашей школе. По результатам исследования был
снят документальный фильм «Простой великий человек». Эта работа стала
победителем районного конкурса и призёром республиканского конкурса
«Дорогами Отечества», победителем республиканского конкурса КРИТ (по
информационным технологиям) в 2015 г.
Таких примеров можно привести ещё много.
В школьном музее ребята находят материал для творческой и
поисковой работы об истории своего села, о создании и функционировании
родной школы, об известных людях. Так, в последние годы подготовлены
исследования о директоре школы Вырмаскине Валерии Васильевиче, об
известном артисте Эдуарде Хиле, чьи имена навеки вплетены в историю
нашей школы.
В рамках внеурочной деятельности по ФГОС в этом учебном году
принят к разработке творческий проект «Быт народов Республики
Шевяхова Э. Ш., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с.Раевский, Республика
БашкортостанПедагогическая мастерская. Мысли вслух.
Музейные экспонаты как материал для исследований и творческих поисков
учащихся
Башкортостан». Музей предлагает рассмотреть предметы быта разных
народов: от лаптей, глиняных кувшинов до люлек и самоваров. Так что
ребятам предоставляется огромный простор для исследований.
Необходимо поддерживать в детях интерес к исследовательской
деятельности на краеведческом материале. Эта работа, кроме того, что
воспитывает юных патриотов, сопричастных к жизни своей страны, помогает
раскрыться ребятам, ещё и позволяет пополнить музейные экспозиции
проектами юных исследователей.
Большая заслуга в этой деятельности принадлежит руководителю музея
– Таняевой Л.И. Она готовит экскурсоводов и проводит экскурсии по
школьному музею, организует встречи представителей разных поколений,
становится инициатором многих школьных мероприятий.
Школа и музей должны действовать сообща, без этой работы
невозможно воспитать любовь к малой родине, пробудить чувство
милосердия, уважения к людям старшего поколения, ветеранам войны и
труда,
развить творческую активность и исследовательскую
самостоятельность ребят.
Шевяхова Э. Ш., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с.Раевский, Республика
БашкортостанПедагогическая мастерская. Мысли вслух.
Музейные экспонаты как материал для исследований и творческих поисков
учащихся
Шевяхова Э. Ш., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с.Раевский, Республика
Башкортостан