Музейные экспонаты как материал для исследований и творческих поисков учащихся

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 06.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Музей в школе - явление уникальное и необходимое. Экспозиции школьного музея помогают установить связь между историческим прошлым и современностью, они незаменимы в наглядном изучении общественных отношений, в познании реалий национального быта народов (в нашей республике – русского, башкирского, чувашского, татарского и других), в изучении науки и техники, экономики и культуры. Школе, в которой я работаю, недавно исполнилось 112 лет. Она сама – отражение истории района, республики и страны в целом. И тот материал, который собран в школьном музее, даёт возможность всё это детально рассмотреть. Школьный музей выполняет не только познавательные и воспитательные функции, он формирует и практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации их самостоятельной и творческой работы. Так, главным направлением работы нашего музея стало создание проекта «Патриот», внутри которого действуют объединение «Поиск»документ Word
Иконка файла материала статья 4.docx
Педагогическая мастерская. Мысли вслух. Музейные экспонаты как материал для исследований и творческих поисков учащихся Музейные экспонаты как материал для исследований и творческих поисков учащихся Образование   детей   в   настоящее   время   предполагает   не   только получение   знаний,   воспитание   гражданина   своей   страны,   но   и   развитие личности,   творческой,   пытливой,   стремящейся   к   самопознанию,   к самоопределению в современном социуме. Думаю,   что   это   будет   возможно   только   тогда,   когда   ребёнок почувствует потребность в реализации собственных творческих способностей. Как же заинтересовать современных подростков?   Каждый учитель, думаю, готов предложить свой вариант. Среди того, что я применяю, важное место занимают экспонаты школьного музея. Музей в школе ­ явление уникальное и необходимое.  Экспозиции   школьного   музея   помогают   установить   связь   между историческим   прошлым   и   современностью,   они   незаменимы   в   наглядном изучении общественных отношений, в познании реалий национального быта народов   (в   нашей   республике   –   русского,   башкирского,   чувашского, татарского и других), в изучении науки и техники, экономики и культуры.  Школе, в которой я работаю, недавно исполнилось 112 лет. Она сама – отражение истории района, республики и страны в целом. И тот материал, который   собран   в   школьном   музее,   даёт   возможность   всё   это   детально рассмотреть. Школьный музей выполняет не только познавательные и воспитательные   он   формирует   и   практические   навыки   поисковой, функции, исследовательской   деятельности,   развивает   инициативу,   общественную активность   школьников,   предоставляет   большие   возможности   для организации их самостоятельной и творческой работы. Шевяхова Э. Ш., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с.Раевский, Республика БашкортостанПедагогическая мастерская. Мысли вслух. Музейные экспонаты как материал для исследований и творческих поисков учащихся Так,   главным   направлением   работы   нашего     музея     стало   создание проекта   «Патриот»,   внутри   которого   действуют   объединение   «Поиск», творческая   мастерская   «Горжусь…»,   школьная   газета   «Моя   школа»,   клуб «Юный экскурсовод». Экспозиция   «Учителя   –   ветераны   труда»   подсказала   идею   выпуска юбилейной газеты (к 110­ летию школы), в которой учениками 7 класса были опубликованы   интервью   с   учителями,   долгие   годы   работавшими   в   нашей школе. Важное место в музее занимает экспозиция «Великая Победа». В центре – материал о земляке, Герое Советского Союза, Щербакове П.Ф. , который до войны учился в нашей школе. Здесь хранятся воспоминания о нём, письма с фронта   сестре   Наде,   рисунки   и   портрет   героя,   написанные   местным художником Тишиным В.А., награды и статьи из фронтовой газеты о герое Павле Щербакове. Познакомившись с этими экспонатами, ученики 8 класса (Даниленко Виталий и Лапин Никита) решили создать проект про Героя. Они изучили   архивные   материалы,   несколько   раз   встречались   с   сестрой Щербакова, живущей сейчас в Казахстане, познакомились с публикациями о нём и создали интересную работу «Шагнувший в бессмертие».  Итогом   поисковой   деятельности   ребят   стала   не   только исследовательская работа, но и документальный фильм.  Другим результатом творческой работы на основе этих же экспонатов о Щербакове стало написание ученицей 8 класса Цыплюк Викторией «Баллады о солдате». Так что имя Павла Фёдоровича Щербакова достойно увековечено в   нашей   школе.   И   Анастасия   Фёдоровна   Бабаджанян­Щербакова,   сестра героя, выразила глубокую благодарность за память о своём брате. Хотелось   бы   сказать,   что   обе   работы   были   представлены   на краеведческих   конкурсах   разных   уровней   и   высоко   отмечены   жюри   этих Шевяхова Э. Ш., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с.Раевский, Республика БашкортостанПедагогическая мастерская. Мысли вслух. Музейные экспонаты как материал для исследований и творческих поисков учащихся конкурсов:   Виталий   и   Никита   стали   победителями   республиканского конкурса «Дорогами Отечества» в номинации «Земляки» в 2014 г., а Вика – лауреат этого конкурса в номинации «Литературное краеведение» в 2013 г.    Ярким стало исследование ребят, раскрывшее неизвестные страницы жизни ветерана Великой Отечественной войны, учителя Кабашурова Виктора Яковлевича, бессменного музыкального руководителя, личности, известной не только в школе, но и во всём районе. Началом послужили такие экспонаты, как   военная   форма   Виктора   Яковлевича   и   его   фотография   на   стенде «Учителя – фронтовики». Кропотливая поисковая работа учеников включала изучение   биографических   сведений,   архивных   данных,   встречи   с   живыми информаторами,   знавшими   этого   человека   лично(с   коллегами,   бывшими учениками,  с родственниками). В  итоге  в  ней  нашли  отражение  и  военная биография   Кабашурова,   и   его   жизнь   в   послевоенное   время:   работа   в организациях культуры, в нашей школе. По результатам исследования был снят документальный фильм «Простой великий человек». Эта работа стала победителем   районного   конкурса   и   призёром   республиканского   конкурса «Дорогами Отечества», победителем республиканского конкурса КРИТ (по информационным технологиям) в 2015 г. Таких примеров можно привести ещё много.  В   школьном   музее   ребята   находят   материал   для   творческой   и поисковой работы об истории своего села, о создании и функционировании родной   школы,   об   известных   людях.  Так,  в   последние   годы   подготовлены исследования   о   директоре   школы   Вырмаскине   Валерии   Васильевиче,   об известном   артисте   Эдуарде   Хиле,   чьи   имена   навеки   вплетены   в   историю нашей школы.   В   рамках   внеурочной   деятельности   по   ФГОС   в   этом   учебном   году принят   к   разработке   творческий   проект   «Быт   народов   Республики Шевяхова Э. Ш., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с.Раевский, Республика БашкортостанПедагогическая мастерская. Мысли вслух. Музейные экспонаты как материал для исследований и творческих поисков учащихся Башкортостан».   Музей   предлагает   рассмотреть   предметы   быта   разных народов:   от   лаптей,   глиняных   кувшинов   до   люлек   и   самоваров.   Так   что ребятам предоставляется  огромный простор для исследований. Необходимо   поддерживать   в   детях   интерес   к   исследовательской деятельности   на   краеведческом   материале.   Эта   работа,   кроме   того,   что воспитывает юных патриотов, сопричастных к жизни своей страны, помогает раскрыться   ребятам,   ещё   и   позволяет   пополнить   музейные   экспозиции проектами юных исследователей. Большая заслуга в этой деятельности принадлежит руководителю музея –   Таняевой   Л.И.   Она   готовит   экскурсоводов   и   проводит   экскурсии   по школьному   музею,   организует   встречи   представителей   разных   поколений, становится инициатором многих школьных мероприятий.  Школа   и   музей   должны   действовать   сообща,   без   этой   работы невозможно   воспитать   любовь   к   малой   родине,   пробудить   чувство милосердия,   уважения   к   людям   старшего   поколения,   ветеранам   войны   и труда,   развить   творческую   активность   и   исследовательскую   самостоятельность ребят. Шевяхова Э. Ш., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с.Раевский, Республика БашкортостанПедагогическая мастерская. Мысли вслух. Музейные экспонаты как материал для исследований и творческих поисков учащихся Шевяхова Э. Ш., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с.Раевский, Республика Башкортостан