Музейный урок "Преданья старины глубокой"
Оценка 4.7

Музейный урок "Преданья старины глубокой"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
МХК +1
5 кл—11 кл +1
20.06.2017
Музейный урок "Преданья старины глубокой"
Урок "Преданья старины глубокой" проводился в отделе школьного музея "Сердцем прикоснись к истории". В игровой форме ребята познакомились с предметами быта, с традициями и обычаями наших предков. В сценарии принимали участие как учащиеся, так и взрослые. Ребята исполняли частушки, заклички.Музейный урок "Преданья старины глубокой"
Музейный урок.docx
Музейный урок «Преданья старины глубокой…» Провела: Губанова Н.Н., руководитель отдела школьного музея «Сердцем прикоснись к истории» Цели: 1. Познакомить учащихся с бытом русских крестьян на примере школьного  этнографического уголка. 2. Содействовать воспитанию любви к истории своей малой родины. Задачи: 1. Изучать историю родного края, его культурные ценности. 2. Приобщать учащихся к сбору краеведческого материала, работе с ним, составлению  сценариев на основе собранного материала и распространению среди учащихся знаний,  полученных при встречах со старшим поколением. 3. Формировать навыки работы в музее. Оборудование: предметы экспозиции, стенд «Преданья старины глубокой…», творческие  работы учащихся, магнитофон. Предварительная подготовка : индивидуальные задания экскурсоводам, конкурс рисунков и  творческих работ «Предметы быта русского народа». Место проведения: школьный музей. План проведения экскурсии. 1. Введение. Вступительное слово учителя. 2. Основная часть. Быт русского народа. ­ внутреннее устройство дома; ­народные ремесла; ­ посиделки. 3. Заключение. 4. Рефлексия. 1. Введение. Учитель: Россия со времен Киевской Руси и вплоть до отмены крепостного права в 1861 году  была аграрной страной, где сельское хозяйство было главным занятием населения. Именно  крестьянскому хозяйству принадлежала ведущая роль в аграрной экономике России. Природа  для крестьянина была средой жизнеобеспечения. Она определяла уклад его жизни, занятия. Под ее влиянием сложились культура и традиции русского народа. Своя культура и свои традиции  сложились и на территории нашего родного края. 2. Основная часть. Быт русского народа. 1­ый ведущий: Вы находитесь в этнографическом уголке нашего школьного музея, который  был создан усилиями учителей и учеников школы. Экспонаты для него собираются с 1996 года. Скоморох: Проходите, гости, к нам. Очень рады будем вам. Все хорошее покажем. Всяку всячину расскажем. 2­ой ведущий: Внутреннее убранство домов богатством не отличалось. Крестьяне  довольствовались небольшой избой с простой обстановкой. Центральное место в нем занимал  красный угол с образами и столом. На пол стелили солому и спали. Даже когда в домах стали  ставить кровати, на них стелили матрац, набитый соломой, а сверху кровати заправляли  лоскутными одеялами. Наволочки на подушки шили из полотна и красили натуральными  красителями, например, свеклой. Позже наволочки стали вышивать или выбивать. 1­ый ведущий: Мебели в доме почти не было: стол с перекрещенными ножками, длинные  скамьи да сундуки. На стол стелили скатерть: полотно сшивали и посередине пропускали  кружево.  Скатерти у нас нет, а вот накомодник есть. Он был передан Крюковой Анной  Григорьевной, а принадлежал её маме Климовой Ефросинье Дмитриевне. Сундук  передала  Калашникова Мария Павловна, учитель химии. Бабушка: Как из белых мхов Из того ли сруба дубового Вытекала речка тихоструйная. Как из белой­то кудели Да из долгого льна Да с того ли донца расписного Выпрядала девица тонкую нить, Нитку тонкую, нитку прочную. Ванечка: Ой, вы точно моя бабушка – так же интересно рассказываете. Но вот она мне  говорила, что без специальной волшебной палочки и не спрядешь ничего. Бабушка: Это ты, наверное, Ванечка, про веретено говоришь? Ванечка: Точно, точно. Бабушка: Веретено, Ванечка, главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое,  изящное. У каждой девушки было свое веретено. Чужим пользоваться было не с руки. Ванечка: Знаю, знаю. А вот делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой  девушки. Смастерить веретено не так просто, как кажется. Недаром приговаривали: «Как стал  Ваня веретенце мастерить, все сени перестрогал». Бабушка: Без веретена невозможно было сделать нить, полотно начать ткать. 2­ой ведущий: И не только без веретена, но и без прялки. В крестьянском обиходе на  протяжении многих столетий дерево служило основным материалом, из которого делали  орудия труда и предметы повседневного быта. Из них лучше всего сохранились прялки и это не  удивительно. Прялка сопровождала крестьянскую женщину на протяжении всей жизни – от  юности до глубокой старости. Прялку бережно передавали из поколения в поколение. Мастера,  делавшие прялки, вкладывали в них все свое умение и сноровку. Существует множество  разновидностей прялки – ведь не только в каждой области или районе, но порой и в каждой  деревне они отличались своими неповторимыми чертами и особенностями. Эту прялку нам в  музей подарила семья Сутуриных из с.Жипковщина. Прялка принадлежала их прапрабабушке   Писаренко Федосье Степановне 1­ый ведущий: Полотно изготавливали сами из конопли или льна. Коноплю и лен осенью  дергали, сушили и на специальном верстачке ломали. Кострица (солома) выпадала, остальное  продолжали мять босиком и выминали кострицу до конца; затем оставшееся одевали на  гребень, подаренный нам Анакиной Т.М. и чесали. Получалась шерсть, наподобие овечьей.  Затем пряли пряжу, а из нее ткали полотно. 2­ой ведущий: Изо льна полотно получалось мягкое, а из конопли – грубое. Это полотно  расстилали на солнце, сушили, затем мочили и так повторяли несколько раз. Затем полотно  помещали в «жлук» ­ деревянную бочку без дна, которую ставили на деревянную лохань,  добавляли древесную золу и заливали кипяченой водой. Так полотно замачивали и отбеливали,  после чего скатывали в тюки. Тонкое полотно называлось «рядно», его сшивали, как простыни,  а «рядюга» ­ толстое полотно, им укрывались и застилали кровати. Чтец: Подарил мне батюшка Чудо­веретенышко Серебряное донышко. Нитка белая бежит, Веретенышко дрожит. Ты вертись, моя вертушка, Дорогая мне игрушка. Мне и весело, и жарко. Я­то день­деньской кручу, Нитки тонкие сучу. Бабушка: Замечательные стихи. Действительно, работали раньше день­деньской и даже  вечером, когда на улице уже темно. Наступали холода, в печке огонь зажигали. Печь, Ванечка, в доме занимала большое место. Она и грела, и лечила, и кормила. На ней спали старики, в ней  мылись, если не было бани. В ней и еду готовили (показывает, как с помощью ухвата ставили  чугуны в печь, а «чаплей»­сковороду). Весело поленья трещали в печке. В переднем углу светец ставили, лучину зажигали, а позже и лампу. В нашем музее хранится керосиновая лампа,  которой пользовались в 50­60­х гг. прошлого столетия. А макет этой печи был изготовлен  выпускниками нашей школы. Между прочим, у русской печи есть свой день, его отмечают 19  мая Ванечка: Помню я лучину, и лампу помню. Да, работы было в то время много. Вот только  забыл, как же люди в гости ходили, с подругами и друзьями встречались? Работу ведь нельзя  было бросить? Бабушка: А работу и не бросали. Девушки брали с собой прялки, донца, веретенца и  собирались вечером в одной избе. Рассаживались на лавки и принимались за рукоделие. Такие  вечера назывались посиделками. Входят девушки. Бабушка: Ну, проходите к огню, усаживайтесь, да за работу принимайтесь. Поди работы­то  матери всем надавали с собой немало. Девушки усаживаются на лавки. Ванечка: Бабушка, а что же на таких посиделках только девушки бывали? А парни как же? Бабушка: И парни тоже приходили. Входят парни: А мы идем, идем, Земля колых, колых. А девки хитрые, А мы хитрее их Каждая девушка подходит с частушкой к парню и усаживает его на стул. 1­ая девушка: Не стой, милый, на порожке, Не большая тебе честь. Иди, сядь ко мне на лавку, Для тебя местечко есть. 2­ая девушка: Не стой, милый, у порога, Проходи на лавочку. Не спесивься, пододвинь Мою точену прялочку. 3­я девушка: Дайте, дайте, дайте лен, Дайте сорок веретен. Буду прясть­попрядывать Да на дружка поглядывать. 4­я девушка: Сяду прясть­попрядывать, На дружка поглядывать. Нитки рвутся – не вяжу, На милого все гляжу. Все усаживаются на лавку. Бабушка: Парни тоже работу с собой приносили. Кто лапти плел, кто упряжью конской  занимался. Представляешь, Яша, на таких посиделках иногда парни даже варежки вязали, а  девушки вышивали. 1­ый ведущий: В конце 50­х годов 20 века по воспоминаниям старожилов стали продавать  нитки для вязания и вышивания. Вышивали много: от уголков для этажерок до настоящих  картин.  В нашем музее есть и этажерка, подаренная Карповой Натальей Анатольевной, и  полотенца, подзоры , связанные крючком, и вышивка, подаренная Бочкарниковой Раисой  Сергеевной. 2­ой ведущий: Вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства.  Орнаменты народной вышивки уходят своими корнями в глубокую древность. Помещая на  своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женские фигуры как  символы жизненной силы, счастья, люди верили, что они принесут в дом благополучие. Ванечка: Вот это здорово! А что еще делали на таких посиделках? Бабушка: Песни пели, игры играли, праздники отмечали.    Ванечка: Бабушка, а мы ведь совсем забыли про праздники.   Бабушка: Верно, Ванечка, старинные праздники обязательно чествовали. Ребята, скажите какой сейчас месяц по календарю…..Верно, март. В старину с наступлением весны, когда сама природа открывает свои объятия солнышку­Ярило, у каждого весеннего месяца были свои праздники, свои приметы и обычаи. Наши предки в эти дни водили хороводы, пели песни, играли в игры. У славян новый год начинался с весны, с марта.  1­ый Ведущий: Как называл русский народ месяц март? (протальник)  2­ой ведущий:  Будем сейчас закликать солнце­Ярилу, Чтобы дал жизни силу. Чтоб катилось красным колесом к теплу, к лету. Встаём в круг, кладём руки на плечи соседу и произносим: Солнышко, солнышко, Красное ведрышко! Выгляни из­за горы До вешней до поры! 1­ый Ведущий:  Сейчас вам предстоит солнышку все лучи привязать И пословицу весеннюю собрать. Пусть оно символом весенних праздников будет И нам в окошко посветить не забудет.  (каждой команде даётся жёлтый круг, по его краям проколоты отверстия. Нужно в каждое отверстие пропустить ленточку и завязать лучик. Затем на обратной стороне из слов собрать пословицу).  2­ой ведущий:   Как назывался праздник, который проходил в день равноденствия – 22 марта?  Обычно в этот день ожидался прилёт жаворонков, ребята закликали весну словами: «Жаворонки прилетите, красно лето принесите!»  ( Сороки (начинался прилёт птиц «сорок птиц прилетает». По старой традиции совершали такой обряд: закликали весну быть доброй и пекли из теста вестников весны, пряча во внутрь льняное   семя). 1­ый   Ведущий:  Вот   и   мы   вам   хотим   подарить   таких   жаворонков,   чтобы   вы   с   нами закликали весну. Повторяйте за нами: «Жаворонки прилетите, красно лето принесите!» Бабушка: Но не только веселились, но и друг к другу присматривались, суженого своего  искали. Парни смотрели не только на девичью красу, но и на работу внимание обращали, быстра ли, умела ли в женских делах хлопотных. По спряденной ниточке и характер определяли. Если  нитка тонкая, да ровная, значит девушка спокойная, рукодельная. Если нитка вся в узлах,  рвется часто, то и нрав у девушки непокладистый, горячий. Учитель:: Гончарное ремесло также издавна развивалось на Руси. Понятие «керамика»  включает все виды изделий, выполняемых из белой и красной глины. Изделия из обожженной  глины – очень древний вид народного художественного ремесла. Это кувшины, миски, чашки.  Наши предки пользовались в основном деревянной, берестяной  и глиняной посудой. Здесь  представлены туесок, маслобойка из берёсты, кувшины керамические.   Заключение. Учитель: Трудно перечислить все виды народного искусства России. Знакомясь с ними, вводя  их в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем слились воедино  нравственные, эстетические начала, целесообразность и красота. Сегодня что­то из этих  предметов прочно вошло в наш быт как необходимое, что­то вы видите впервые. Но все это  опыт мудрого, трудолюбивого народа, который может постоянно возрождаться, если хоть  капелька памяти сохранится в душах людей. Бабушка: Вот и закончились наши посиделки. Мы и кашу ели, и песни пели, и стихи читали, и кое­что на ус мотали. До свиданья! До следующей встречи! Рефлексия. Ведущий проводит блиц­опрос. 1. Что такое лен? (Растение). 2. Почему лен – универсальное растение? (Лен и кормит и одевает). 3. Из какой части льна получают волокно? (Из стебля льна). 4. Как наши предки убирали лен? (Убирали лен вручную, дергали лен прямо с корнями). 5. Какие инструменты служат для прядения волокна? (Прялка, веретено). 6. При помощи какого ручного инструмента создавалось домотканое полотно?(При  помощи ручного ткацкого станка). 7. Как называется узор на домотканой одежде? (Орнамент). 8. Что такое рубель и скалка? (Это деревянные гладильные инструменты)

Музейный урок "Преданья старины глубокой"

Музейный урок "Преданья старины глубокой"

Музейный урок "Преданья старины глубокой"

Музейный урок "Преданья старины глубокой"

Музейный урок "Преданья старины глубокой"

Музейный урок "Преданья старины глубокой"

Музейный урок "Преданья старины глубокой"

Музейный урок "Преданья старины глубокой"

Музейный урок "Преданья старины глубокой"

Музейный урок "Преданья старины глубокой"

Музейный урок "Преданья старины глубокой"

Музейный урок "Преданья старины глубокой"

Музейный урок "Преданья старины глубокой"

Музейный урок "Преданья старины глубокой"

Музейный урок "Преданья старины глубокой"

Музейный урок "Преданья старины глубокой"

Музейный урок "Преданья старины глубокой"

Музейный урок "Преданья старины глубокой"

Музейный урок "Преданья старины глубокой"

Музейный урок "Преданья старины глубокой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017