МУЗЫКА – ТЕАТР – ИГРА - ОБУЧЕНИЕ = ИНТЕГРАЦИЯ
…трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веком; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души…
Платон
Аннотация: описание интегрированного занятия «Непослушные башмачки».
Ключевые слова: педагог, интеграция, музыка, занятие, участники, представление, психологическое раскре- пощение.
Психологические особенности детей 4-7 лет таковы: одновременно с интеллектуальным постижением окру- жающего мира, требуется так называемое «эмоциональное насыщение». Подобный эмоциональный комфорт детям обеспечивают занятия музыкальным искусством – пение, слушание музыки и творческая импровизация (вокальная, инструментальная, ритмико-двигательная). Педагогические исследования подтверждают, что до- школьники и младшие школьники чаще всего своими любимыми занятиями называют различные виды музы- кальной деятельности. Занятия пением постоянно совершенствуют слуховые и речевые навыки. Занятия рит- мическими движениями развивают двигательную и танцевальную активность. Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают музыкальный опыт и начала творчества. Приобретение первичных умений приносит детям истинную радость, при этом у ребят раз-
двигаются рамки художественного видения мира. Моя задача рассказать не только о музыкальных занятиях и их влиянии. Хочется поделиться своим опытом в проведении интегрированных занятий и праздников.
Интеграция – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функ- ций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации.
Интегрированное занятие, о котором можно рассказывать называется «Непослушные башмачки». Рассчита- но на возраст детей 4–7 лет. В занятии принимали педагоги: воспитатели подготовительной группы, музыкаль- ный руководитель, педагог хореограф, педагог по театральной деятельности. История, которая лежит в основе сюжета, стимулирует детей с воодушевлением быть «котом Томом», а поэтому и выполнять все движения, пе- ревоплощаясь в самые разные образы. Интегрированное занятие необычно по форме и по содержанию, его можно назвать музыкально – двигательной сказкой. Одной из главных задач такого занятия является создание условий для творческого исследования детьми возможностей движения в тех рамках, которые определяются сюжетом сказки. К этому занятию не было специальной подготовки в части движения. В процессе занятия дети стали участниками интересного представления, которое разворачивалось у них на глазах, где героями этого маленького спектакля становились сами дети. Длительное разучивание музыкального репертуара снижает ин- терес детей. Занятие стала для детей сюрпризом. Чем неожиданней для дошкольников происходящее, тем ярче становились их эмоции и интерес.
В проведении очень многое зависит от артистичности педагога и его способности «вести историю», просто наблюдая, подбадривая, но не давая детям негативных оценок их действий. Действуя этим правилам, только в этом случае получится настоящее погружение детей в образы с переживанием эмоций и самозабвенное творче- ское участие во всех экспериментах с движениями. Дети развивают при этом своё владение телом, начинают выполнять движения в пространстве, взаимодействуют с окружающими. Они интенсивно учатся не только в процессе своего собственного творческого опыта, но и наблюдают за опытом других детей, непроизвольно сравнивая и запоминая. По ходу изложения дети всё время выполняют действия, подсказанные сюжетом, но каждый по-своему. Получается спонтанная театрализация.
Взрослые на протяжении всего занятия принимали участие вместе с детьми, это способствовало их психоло- гическому раскрепощению. Своим участием педагоги дают детям образец творческого поведения, подсказывая им, чего от них хотят и ждут. Но надо отчётливо понимать, что дети, воспитанные в рамках авторитарной педа- гогики «делай, как я тебе скажу», крайне недоверчиво относятся к разрешению взрослых «делай, как ты хо- чешь». Поэтому пример взрослого, включающегося в творческое исследование движения и не боящегося упасть на пол по сюжету сказки, лучше всяких слов убедит детей в позволительности играть и веселиться по ходу занятия.
Конечным итогом театрализованного представления кота Тома становится общий танец на дне рождения его друга Барсика, движения которого незаметно были выучены по ходу этой забавной истории, а также игра в оркестре.
В нашем детском саду сложилась хорошая традиция проводить не только интегрированные занятия и празд- ники, но и музыкальные сказки. Прежде чем подготовить выбранную сказку нужно ознакомить детей с её со- держанием. Совместно с детьми мы распределяем роли. В проведении сказок большую помощь оказывают ро- дители, они не только закрепляют с детьми слова, но и сами становятся героями сказки. В удобное для родите- лей время разучивается действие, песни, танцы, игра на музыкальных инструментах.
Также праздники проводим в нетрадиционной форме совместно с родителями, детьми и педагогами на при- роде. На таких мероприятиях родители также принимают активное участие в организации и проведении празд- ника.
Таким образом, интегрированные занятия, праздники, сказки не только обогащают знания детей об окружа- ющем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.
И в заключении хотелось бы сказать о том, как часто следует проводить с детьми интегрированные занятия или сказки в дошкольном образовательном учреждении. Более сложные по насыщенности, требующие серьёз- ной и систематической предварительной работы, определённой подготовки детей к восприятию того или иного материала, как правило, проводятся один раз в квартал. Продолжительность составляет ровно столько, сколько длится основное занятие. Задачи должны соответствовать возрасту детей.
Библиографический список
1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1983.
2. Журнал «Музыкальный руководитель». – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». Вып. 2004-2008гг.
3. Карла Орфа Л., Система детского музыкального воспитания 1970.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.