Музыка 4 класс

Музыка 4 класс

docx
08.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

родной обычай старины.docx

Класс: 4

Тема урока: « Родной обычай старины»

Цель: Знакомство с традициями празднования православного праздника Пасхи.

Задачи:

Образовательные:

раскрыть характерные черты праздника в разных видах искусства; познакомить учащихся с творчеством С.Рахманинова; интерпретировать интонационно-образное содержание прослушанного произведения в процессе обсуждения и дискуссий; закрепить понятие сюита-фантазия; проверить знания понятийного материала по изученной теме.

Развивающие: развивать образно-ассоциативное мышление учащихся, вокально-хоровые навыки; развить творческие способности.

Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству, чувства прекрасного через музыку и другие виды искусства; обогащение духовного мира ребенка.

 

Ход урока

I. Организационный момент

-Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте оставим все неприятные ощущения за порогом класса, настроимся только на положительные эмоции.

 

II.Актуализация знаний  

-Каждый народ имеет  свои обряды и традиции. Весна! Прекрасное время года! Все пробуждается, оживает. Посмотрите на картину. Какое время года изображено на ней?  (Весна). Нравится картина? Вы можете сегодня приобрести эту картину у нас на уроке. Мы проведем игру «Аукцион». Условие: чтобы «выкупить» эту картину, вы должны «сделать ставки»  (ответить на вопросы – кто назовет больше правильных ответов – тот  победитель)

1)    Посмотрите на рисунки. Какие виды искусства они символизируют? (литература, кино, хореография, цирк, телевидение, театр, архитектура, фотография, живопись, скульптура, музыка)

2)    Назовите жанр музыкального произведения: «Весна священная» И.Стравинский – балет.

3)    Назовите автора этого произведения: «Аве Мария» - Ф.Шуберт

4)    Какое музыкальное произведение передает колокольный звон? – Прелюдия до- диез минор С.Рахманинова.

5)    Какие формы музыкальных произведений вы знаете? Как называется форма музыкального произведения, которая состоит  из главной темы  и видоизмененных повторений? Форма вариации.

-Подведем итоги игры «Аукцион». Поздравляем вас с приобретением картины.

 

III.Постановка учебной задачи

Слушание (русская народная песня «Не шум шумит»)

-Весна нам дарит красоту, песни, танцы, праздник.  Весна – это не только обновление природы, но и человеческой души. Вместе с весной наступает  один из самых светлых христианских  праздников. А кто знает, как называется этот праздник?  Это Пасха. А что является главным символом Пасхи?  Писанка. 

-Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

              

IV. Открытие нового знания

-Множество легенд и поверий связанно с этим удивительными яйцами – пасхальными. Вот одна из них: « Давным-давно в далеких местах жил злой дух Ирод, который сеял среди людей вражду, нес  им горе, болезни, смерти. Боги наказали этого Ирода, приковав его на вершине самой высокой скалы двенадцатью крепкими цепями. Но каждый год Ирод посылал из тех мест по всей земле своих слуг узнать, как живется людям. Когда слуги возвращались назад, дух спрашивал: «как живут люди на земле в добре, в мире? Уважают ли дети отцов своих?». И если слуги отвечали, что в мире еще много зла, зависти, вражды, то злой дух радовался, а цепи его слабели, и казалось, что он сейчас разорвет, эти цепи его слабели, и казалось, что он сейчас разорвет эти цепи и снова вырвется на свободу. Еще спрашивал дух: «А пишут ли люди свои писанки?». Если ему отвечали, что пишут, то он захлебывался от слез, а цепи становились крепкими – крепкими. Сила злого духа слабела, и не мог он разорвать свои путы.  До тех пор, пока дети почитают старших, люди живут между собой в мире и согласии, придерживаются своих обычаев, а мастерицы пишут свои писанки, до тех пор злой дух будет прикован к скале. Как только люди перестанут это делать, ирод сорвется с оков и на земле восторжествует зло».

-Какими чувствами  отозвалась в вашей душе эта легенда? (ученики обмениваются мнениями)

 

V.Работа по теме урока

-Поработаем в парах. «Поиск информации» (учебник Е.Д.Критская «Музыка» 4 класс, с.36-39)

-Прочитайте текст, составьте по 2 вопроса.

Примеры вопросов : Что такое Пасха? С чем связан обычай расписывания яиц?О чем рассказывают звон колоколов? Каким видом искусства было расписывание яиц? Как создавались особые песни? Кем является С.Рахманинов? В каких музыкальных жанрах отразилось творчество С.Рахманинова? 

 

Это интересно: В городе Коломия существует единственный в мире Музей писанки. Его коллекция насчитывает около 6 тысяч писанок, собранных из областей Украины, а также из Пакистана, Шри-Ланки, Белоруссии, Польши.  Музей в Коломии – архитектурное воплощение образа писанки, а в творчестве С.Рахманинова образ колоколов – фортепианный.

Игра «Психологи» Вы прослушаете сейчас музыкальный рассказ С.Рахманинова о светлом празднике. О чем расскажет вам ваш собеседник Музыка?

Слушание. С.Рахманинов фрагмент финала «Светлый праздник» из сюиты – фантазии для двух фортепиано.

-Что вы почувствовали, слушая музыку? Почему давняя традиция расписывания яиц, колокольного звона  вдохновила композитора на создание произведения? Как изменяется тема в финале? Передайте образы светлого праздника из музыки С.В.Рахманинова в своих творческих мини-проектах.

 

Работа в группах

1группа создает «акростих»

Пасхальные  звучат колокола

И возвещают светлый праздник

Счастливая сегодня детвора.

Ах,  этот праздник в красках

Как музыка в цветах

И счастлива народная душа.

 

2   группа  расписывает  писанку

 

3 группа пишет мини – сочинение «Я слушаю Сергея Рахманинова…»

Представление учащимися своих творческих мини – проектов.

 

VI. Итог урока

-В каких видах искусства нашли свое воплощение образы Пасхи? (Музыка, литература, архитектура, народное творчество). Что в музыке С.Рахманинова вы не увидели глазами, но самое главное вам подсказало сердце?

Пасха– это праздник в красках, это музыка в цвете. Пусть и ваша жизнь будет яркой, содержательной и без углов, как музыка! Прислушайтесь к своим сердцам. Сколько в них доброты, тепла. Несите это в себе всегда и дарите другим людям.

 

VII.Рефлексия

-Наш урок окончен. Покажите при помощи смайликов (красный, зелёный, жёлтый) настроение от сегодняшнего урока.


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)