Музыка - главный герой басни

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: формирование новых знаний, изучение нового материала Цель: На примере басни Крылова «Квартет» определить роль музыки в литературном жанре «басня». Задачи: познавательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем - И.А.Крыловым; закрепление понятия «квартет». развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения; воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства; учебные: формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня. Методы: организации и осуществления учено-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный частично-поисковый стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: ситуация занимательности сравнение, анализ, обобщение приём сопоставления со смежными видами искусств по источнику информации и характеру деятельности: словесные наглядные практические
Иконка файла материала конспект.docx
План­конспект урока музыки в 5 классе. 2 четверть 3 урок Тема урока: "Музыка – главный герой басни" Тип урока: формирование новых знаний, изучение нового материала Цель:  На примере басни Крылова «Квартет» определить роль музыки в литературном  жанре «басня». Задачи: познавательные:  знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора  А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем ­ И.А.Крыловым;  закрепление понятия «квартет».  развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и  воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально­ хоровые навыки выразительного исполнения; воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на  произведениях музыкального и литературного искусства;  учебные: формирование понятия роли музыки  в литературном жанре басня. Методы:  организации и осуществления учено­познавательной деятельности: *объяснительно­иллюстративный *частично­поисковый стимулирования и мотивации учебно­познавательной деятельности: *ситуация занимательности *сравнение, анализ, обобщение *приём сопоставления со смежными видами искусств по источнику информации и характеру деятельности: *словесные *наглядные *практические по назначению и дидактическим задачам *приобретение знаний *формирование умений и навыков *применение знаний  *повторение Приёмы: слушание, исполнение, сюжетно­ролевая игра Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, музыкальный  центр Программное обеспечение:  компьютерная презентация. Материалы к уроку:  Зрительный ряд:    Портрет И.А.Крылова, А.П.Бородина.  Выставка книг И.А.Крылова  Музыкальные инструменты – скрипка, виолончель.  Карточки, тесты.  Мультимедийная презентация в PowerPoint Литературный ряд:  И.А.Крылов, басня «Квартет» Музыкальный  ряд: 1. С.В.Рахманинов «Вокализ» 12. Ю.Чичков «Из чего же» 3. А.П.Бородин «Второй квартет», 3 часть «Ноктюрн» 4. Я.Дубравин «Мы в доме одном живем»     Структура урока:                                         1 мин 1. Организационный момент                                          3 мин 2. Музыкальное приветствие 3. Беседа по теме                                         6 мин 4. Слушание басни И.А.Крылова «Квартет»                                        4 мин 5. Исполнение произведения Ю.Чичков «Из чего же»                        3 мин 5. Слушание А.П.Бородин Струнный квартет №2  3 ч «Ноктюрн»   4 мин 6. Викторина 7. вокально­хоровая работа с песней  «Мы в доме одном живем»  5 мин 8. Диагностика обученности: тесты.                                                      6мин 9. Итог урока  10. Домашнее задание                              3 мин                              2 мин                                                      5 мин Эпиграф к уроку Чтоб  музыкантом быть, так надобно уменье…  И.А.Крылов  Ход урока: I. Организационный момент. Звучит музыка С.Рахманинова «Вокализ», ребята входят в класс. Музыкальное приветствие. Учитель: (пропевает) Здравствуйте, здравствуйте,  Встретились мы снова,  Слушать музыку и петь Вы уже готовы? Ученики:  Здравствуйте, здравствуйте,  Встретились мы снова,  Слушать музыку и петь  Мы уже готовы! Учитель: Добрый день ребята, вы сегодня зашли в класс под музыку. Кто узнал данное  произведение? Кто помнит автора?  Ученики: Прозвучал «Вокализ» С.Рахманинова. Учитель: У вас хорошая память, это действительно прозвучало произведение великого  русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. А какой инструмент солировал в  аккомпанименте произведения? Ученики: скрипка.  Учитель (обращает внимание ребят на выставку инструментов). Замечательно. Сегодня  нас в путешествие приглашает грациозная скрипка, а кто вспомнит тему нашей четверти?  Ученики: тема четверти «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» 2еа аа Учитель: Ребята, на предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в  сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы.  Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”,  “Кукушка и петух”. Какому литературному жанру можно отнести эти произведения?  Ученики: Басня  Учитель:Кто написал эти басни? оа Ученики:  Ив н Андр евич Крыл в. Учитель: мы видим сразу два слова ­ музыка и литература. Как вы думаете, какая тема  сегодняшнего урока? Ученики: Музыка – главный герой басни. Учитель: как вы думаете, какие задачи мы сегодня должны решить на уроке? Ученики:  1. Изучить литературный жанр басня. 2. Узнать взаимосвязь музыки и литературного жанра «Басня» 3. Познакомиться с новыми произведениями и проанализировать их. 3. Научиться красиво петь. Учитель: Ребята давайте обратимся к литературному жанру басня, а что это такое, как  давно люди читают басни? Ученики: (выслушиваем ответы ребят) … Учитель: Вы правы, басня это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного  характера, в котором есть вывод – мораль. Действующие лица в баснях животные, под  образами которых автор подразумевает людей. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние  времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен.  Для чего нужна музыка в баснях? Ученики:  Для высмеивания пороков других людей.  Учитель: Да, это так. Басни носят назидательный смысл, имеют веселый характер. Ребята  мы с вами тоже очень веселые и давайте исполним шутливую песню. А какую веселую  песню мы с вами изучали? Ученики: Песню «Из чего же» Исполнение песни Ю.Чичков «Из чего же»                         Учитель: Вы очень весело, ярко, красочно исполнили произведение. Сегодня мы с вами  вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова,  название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение: Дуэт + квинтет ­ трио = ?  /квартет/ Учитель: Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”. Учитель: Что такое квартет?  Ученики: Исполнение четырьмя музыкантами произведения. Учитель: Вы почти правильно сказали. Я бы немного дополнила ваш ответ, что слово  квартет  произошло от слова кварта, в переводе с латинского «Квартус» четвёртый.  Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.  Теперь вам понятно, что такое квартет?  Приведите примеры квартетов. Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет.  Учитель: Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто  звучат струнные квартеты.  Прослушайте фрагмент басни и назовите музыкальные  инструменты.  Проказница Мартышка, Осёл, Козёл  Да Косолапый Мишка 3Затеяли сыграть квартет Достали нот, баса, альта, две скрипки  И сели на лужок под липки  Пленять своим искусством свет… Анализ фрагмента. Учитель: Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне.  Ученики: скрипка, альт, бас. Учитель: Почему виолончель Крылов называет “басом”?  Ученики: Виолончель ­ самый низкий инструмент в квартете.  Учитель: Кто участвует в басне? Ученики: Асел, козел, мартышка и косолапый мишка. Учитель: Ребята послушайте, пожалуйста, басню, и ответьте на вопросы: Какую роль играет музыка? С какой целью она использована?   Слушание басни  “Квартет”. Анализ басни. Учитель: Какую роль играет музыка? С какой целью она здесь использована? Ученики: Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в  которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора. Учитель: В чем мораль сей басни? Ученики:  Чтобы сделать какое­либо дело, нужно согласие, умение, старание и это  относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда. Учитель: Ребята мало кто знает, но сам Иван Андреевич был страстным любителем  музыки благодаря встрече с уличным музыкантом – итальянцем синьором Луиджи, он стал  понимать итальянский язык и научился играть на скрипке. А.О.Смирнова­Россет ­  мемуаристка, пишет в своих заметках: "Весьма немногие знают, что Крылов страстно  любил музыку, сам играл в квартетах Гайдна, Моцарта и Бетховена, но особенно любил  квартеты Боккерини. Он играл на первой скрипке... Предлагаю послушать фрагмент  музыки, которая могла бы быть исполнена автором. Слушание фрагмента  А.П.Бородин Струнный квартет №2  3 ч «Ноктюрн»    Учитель: Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни. Ученики: (выслушиваем ответы ребят) … Учитель: При повторном слушании попытайтесь определить, что хотел сказать  композитор этим произведением, какова главная мысль этой музыки, зачем он ее написал? Повторное слушание А.П.Бородин Струнный квартет №2  3 ч «Ноктюрн»    Учитель: Как звучала музыка?  Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно Учитель: Звучание  каких музыкальных инструментов вы услышали? Ученики: Скрипка, виолончель – струнный квартет  Учитель: Кто исполнял эту музыку? Ученики: Инструментальный ансамбль Учитель: Квартет № 2­ это произведение программное, камерное, то есть в его основе  лежит программа: состоит из 4 частей. Каждая часть имеет своё название. Мы прослушали  3 часть, которая называется “Ноктюрн” Ноктюрн – в переводе с французского – ночной,  это инструментальная пьеса лирического характера. На доске пластинки из цветного картона, на них написаны названия произведений. Звучит  фрагмент музыкального произведения. Ученик выходит, выбирает нужную пластинку. На  обратной стороне слоги  /Бо/, /ро/, /дин/.  4Учитель: Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин ­  русский композитор и учёный­химик. Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт­ Петербурге в  1833 году. Его мать простая мещанка, хотя и не имела никакого  образования, понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Из­за  слабого здоровья Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам  гимназического курса. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским,  английским языками, а позднее и итальянским. Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое музыкальное  произведение. Обучался игре на музыкальных инструментах — в начале на флейте и  фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное  музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано. Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. Учитель: Глядя на портрет, что вы можете сказать о композиторе как о человеке? Ученики:  Добрый ­ жизнерадостный – влюбленный ­ мужественный.... Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами  нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку?  Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением.  В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно.  Учитель: Ребята, а как бы было здорово, если бы все на Земле научились понимать друг­ друга, любить друг­друга, не правда ли? Послушайте, пожалуста песню Я.Дубравина «Мы в доме одном живем!» какая главная мысль произведения? Исполнение песни учителем «Мы в доме одном живем!»   Ученики: Главная мысль – толерантное отношение друг к другу, любовь к окружающей  нас природе, любовь ко всем живым существам нашей планеты. Учитель: Замечательно ребята, давайте попробуем и мы исполнить эту хорошую песню!  Вокально­хоровая работа «Мы в доме одном живем» Учитель: Ребята, у вас на столах есть тестовые задания, с которыми я думаю, вы легко  справитесь. Прошу вас  внимательно прочитать и выбрать верный ответ. Диагностика обученности (тесты). Учитель:  ребята чего мы добились на уроке? Ученики: Мы познакомились и больше узнали о литературном жанре «Басня». Мы выяснили, что существует взаимосвязь музыки и литературного жанра «Басня» Мы познакомиться с произведениями  А.П.Бородина Струнный квартет №2  3 ч  «Ноктюрн»,    и песней Я.Дубравина «Мы в доме одном живем» и проанализировать их. Мы научились  красиво петь на уроке. Учитель:  И в заключении нашего урока давайте подведём итог: какую же роль играет  музыка в  литературе? Ученики: Музыка обогащает литературу. Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку.  Домашнее задание: Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока или  составьте, кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово «квартет». 5