Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»
Оценка 4.9

Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
музыка +1
5 кл
23.04.2019
Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»
у учащихся умения следить за развитием образа на основе произведений: рассказа «Старый повар» К. Паустовского и музыкальной пьесы «Фантазия» В. – Моцарта; - активизация эмоционального отклика на музыку, развитие творческих способностей; - воспитание эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать чувствам, настроениям, переданным в музыке. Тип урока: урок изучения нового материала. Структура урока: - сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной деятельности; - подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний; - ознакомление с новым материалом; - осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения; - подведение итогов урока. Оборудование: портреты В.- А. Моцарта, К. Паустовского, раздаточный материал, проигрыватель, фонохрестоматия, доска, мел. Ход урока I. Организационный момент. Учитель. Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Дети выполняют. Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и открытиями. II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
Музыка в рассказе К. Паустовского..docx
Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар» Цели: - формирование у учащихся умения следить за развитием образа на основе произведений: рассказа «Старый повар» К. Паустовского и музыкальной пьесы «Фантазия» В. – Моцарта; - активизация эмоционального отклика на музыку, развитие творческих способностей; - воспитание эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать чувствам, настроениям, переданным в музыке. Тип урока: урок изучения нового материала. Структура урока: - сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной деятельности; - подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний; - ознакомление с новым материалом; - осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения; - подведение итогов урока. Оборудование: портреты В.- А. Моцарта, К. Паустовского, раздаточный материал, проигрыватель, фонохрестоматия, доска, мел. Ход урока I. Организационный момент. Учитель. Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Дети выполняют. Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и открытиями. II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. - Верите ли вы счастье? - А что такое, по-вашему, счастье? - Приведите примеры посетившего вас чувства счастья? - А для меня будет счастьем спеть любимую песню. Вы любите песни? Любите петь? Я предлагаю исполнить первый куплет песни «Иногда» из репертуара Алсу. -Знаете, ребята, я вас тоже давно ищу, чтобы с вами быть счастливой. Видеть ваши умные глаза и добрые лица. Для меня это тоже счастье. III. Сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной деятельности. Учитель зачитывает эпиграф. А ведь: Каждый счастье понимает по­своему. У каждого оно своё. Но есть вещи, Которые вызывают подъем и чувство счастья. ­Какие? ­Ну, хотя бы музыка. Или картины… К. Паустовский «Фенино счастье» ­ Чьи это слова? А кто такой К. Паустовский? (Писатель)   ­ Какие слова являются главными в эпиграфе? (счастье, музыка  вывешиваются на доске). Мы к ним еще вернемся в конце урока.  Тема нашего сегодняшнего урока «Музыка в рассказах». К. Паустовского  называют «музыкальным писателем». Почему? (Потому что музыка часто  звучит в его рассказах). ­ Мы послушаем отрывок из рассказа «Старый повар». А вы, послушав его,  ответьте на вопрос: «Можно ли увидеть, услышать или почувствовать счастье?» (Прослушивание записи. После прослушивания) ­ Кто увидел счастье? Кто услышал счастье? Кто почувствовал счастье?  1. Ознакомление с новым материалом. (Ответы детей) Учитель. Вот краткое изложение рассказа «Старый повар» К. Паустовского. «Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли: кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин – единственное богатство жившей вместе с поваром его 18летней дочери Марии. Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я никогда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет». Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой маленький человек. Совсем по- мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. «Говорите! – сказал он. – Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души». И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда-- то, когда его жена Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола». Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!». «То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, – сказал незнакомец, – а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю». «Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!» – «Я сделаю это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова». «Хорошо, – сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. – Хорошо, – повторил он, – Слушайте и смотрите». И он заиграл. Незнакомец перестал играть. Он сидел перед клавесином, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав… имя. Имя!» -«Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт», – ответил незнакомец. 2. Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения - Каких героев Вы запомнили из этого произведения? Какую роль сыграла музыка в рассказе? - А можно ли её назвать главным героем? - Я Вас попрошу ещё раз мысленно вспомнить музыку. Закроем глаза, попробуем увидеть, услышать, почувствовать образ счастья. - А помогает ли музыка быть счастливым? (Ответы детей) - Мы сейчас это проверим, выполнив задание по группам. Задание 1 группе: Дайте название музыкальному произведению, услышанному в рассказе К. Паустовского «Старый повар». Если затрудняетесь, воспользуйтесь подсказкой на обороте. ( На обороте предложены варианты: «Мелодия», «Счастье», «Фантазия», «Пробуждение чувств». Дети доказывают, почему выбрали данное название.) Задание 2 группе: Задание 3 группе: Нарисуйте образ счастья, услышанный в музыке. (Работа коллективная ). Среди карт настроений выберите ту, которая соответствует эмоциональному состоянию повара к услышанному произведению. Докажи. (На карте настроений предложены: радость, обида, гнев, грусть, удивление, внимание.) -Музыка помогает стать счастливым? -Вы любите чудеса? Любите превращения? Я сейчас вместе с вами превращусь в повара. А какими словами необходимо совершить превращение? (Крибле, Крабле, Бумс!) - Встаем, закрываем глаза и говорим заветные слова вслух, дружно: «Крибле, Крабле, Бумс!». Открыли глаза. Мы с вами в рассказе «Старый повар». -Какое желание было у старика? («Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветает весной»). Одно-единственное желание было у старика. А у нас есть возможность загадать ещё одно от имени повара. Нам в этом помогут. Нам в этом помогут карточки-пожелания «Я очень хочу». (Выполняют задания, делятся впечатлениями). IV. Итог урока: - Прочитайте ещё раз эпиграф. Отражает ли он то, о чем мы говорили на уроке? А почему Вы так думаете? - Кто помог увидеть, услышать, почувствовать счастье? (Паустовский, Моцарт) - А за что они вас бы похвалили? - А как бы оценили вашу работу писатель, композитор? От имени В.- Моцарта, Паустовского. Рефлексия У Вас на парте осталось солнышко. Я ещё раз включу «Фантазию» В.­А.  Моцарта, а вы под её звуки изобразите условно ваше настроение от урока.  Дорисуйте очертание рта: радость, грусть, безразличие.

Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»

Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»

Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»

Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»

Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»

Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»

Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»

Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»

Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»

Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»

Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»

Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2019