у учащихся умения следить за развитием образа на основе произведений: рассказа «Старый повар» К. Паустовского и музыкальной пьесы «Фантазия» В. – Моцарта;
- активизация эмоционального отклика на музыку, развитие творческих способностей;
- воспитание эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать чувствам, настроениям, переданным в музыке.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Структура урока:
- сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной деятельности;
- подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
- ознакомление с новым материалом;
- осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
- подведение итогов урока.
Оборудование: портреты В.- А. Моцарта, К. Паустовского, раздаточный материал, проигрыватель, фонохрестоматия, доска, мел.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Дети выполняют.
Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и открытиями.
II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
Музыка в рассказе К. Паустовского..docx
Музыка в рассказе К. Паустовского
«Старый повар»
Цели:
- формирование у учащихся умения следить за развитием
образа на основе произведений: рассказа «Старый повар» К.
Паустовского и музыкальной пьесы «Фантазия» В. – Моцарта;
- активизация эмоционального отклика на музыку, развитие
творческих способностей;
- воспитание эмоциональной отзывчивости, умения
сопереживать чувствам, настроениям, переданным в музыке.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Структура урока:
- сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной
деятельности;
- подготовка к изучению нового материала через повторение и
актуализацию опорных знаний;
- ознакомление с новым материалом;
- осмысление и закрепление связей и отношений в объектах
изучения;
- подведение итогов урока.
Оборудование: портреты В.- А. Моцарта, К. Паустовского,
раздаточный материал, проигрыватель, фонохрестоматия,
доска, мел.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза,
улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения
другому.
Дети выполняют.
Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в
классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми
впечатлениями и открытиями.
II. Подготовка к изучению нового материала через
повторение и актуализацию опорных знаний.
- Верите ли вы счастье?
- А что такое, по-вашему, счастье?
- Приведите примеры посетившего вас чувства счастья?
- А для меня будет счастьем спеть любимую песню. Вы любите
песни? Любите петь? Я предлагаю исполнить первый куплет
песни «Иногда» из репертуара Алсу.
-Знаете, ребята, я вас тоже давно ищу, чтобы с вами быть
счастливой. Видеть ваши умные глаза и добрые лица. Для меня
это тоже счастье.
III. Сообщение темы, целей, задач урока и мотивация
учебной деятельности.
Учитель зачитывает эпиграф.
А ведь: Каждый счастье понимает посвоему.
У каждого оно своё. Но есть вещи,
Которые вызывают подъем и чувство счастья.
Какие?
Ну, хотя бы музыка. Или картины…
К. Паустовский «Фенино счастье»
Чьи это слова? А кто такой К. Паустовский? (Писатель)
Какие слова являются главными в эпиграфе? (счастье, музыка
вывешиваются на доске). Мы к ним еще вернемся в конце урока.
Тема нашего сегодняшнего урока «Музыка в рассказах». К. Паустовского
называют «музыкальным писателем». Почему? (Потому что музыка часто
звучит в его рассказах).
Мы послушаем отрывок из рассказа «Старый повар». А вы, послушав его,
ответьте на вопрос: «Можно ли увидеть, услышать или почувствовать счастье?»
(Прослушивание записи. После прослушивания)
Кто увидел счастье? Кто услышал счастье? Кто почувствовал счастье?
1. Ознакомление с новым материалом.
(Ответы детей)
Учитель. Вот краткое изложение рассказа «Старый повар» К.
Паустовского.
«Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Австрии)
в маленьком
деревянном доме умирал слепой старик – бывший повар графини
Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли: кровать,
хромые скамейки,
грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и,
наконец, клавесин –
единственное богатство жившей вместе с поваром его 18летней
дочери Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую
рубаху, старик
сказал: «Я никогда не любил священников и монахов. Но мне
нужно перед
смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного
зайти в наш дом,
чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».
Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась на
улице. Долго
она ждала прохожего. Наконец она вернулась домой. Вместе с
ней в комнату
вошел очень молодой, худой маленький человек. Совсем по-
мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик,
быстро придвинул к кровати
табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо
умирающему. «Говорите! – сказал он. – Может, властью, данной
мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние
минуты и сниму тяжесть с вашей души».
И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда--
то, когда его
жена Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие
лекарства и приказал
кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим
красным вином, он
украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил
его на куски и
продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от
дочери: я научил
ее не трогать ни пылинки с чужого стола».
Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей
Марте, разве я
мог бы украсть!». «То, что вы совершили, не есть грех и не
является кражей, –
сказал незнакомец, – а наоборот, может быть зачтено вам как
подвиг любви. А
теперь скажите мне вашу последнюю волю».
«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!» – «Я сделаю
это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и
громко сказал: «Я
хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в
молодости.
Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это
невозможно, сударь.
Не сердитесь на меня за глупые слова».
«Хорошо, – сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и
сел перед ним
на табурет. – Хорошо, – повторил он, – Слушайте и смотрите». И
он заиграл.
Незнакомец перестал играть. Он сидел перед клавесином, не
двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария
вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик
сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад,
но я не хотел бы умереть, не узнав… имя. Имя!»
-«Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт», – ответил незнакомец.
2. Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
- Каких героев Вы запомнили из этого произведения? Какую
роль сыграла музыка в рассказе?
- А можно ли её назвать главным героем?
- Я Вас попрошу ещё раз мысленно вспомнить музыку.
Закроем глаза, попробуем увидеть, услышать, почувствовать
образ счастья.
- А помогает ли музыка быть счастливым?
(Ответы детей)
- Мы сейчас это проверим, выполнив задание по группам.
Задание 1 группе:
Дайте название музыкальному произведению, услышанному
в рассказе К. Паустовского «Старый повар».
Если затрудняетесь, воспользуйтесь подсказкой на обороте.
( На обороте предложены варианты: «Мелодия», «Счастье»,
«Фантазия», «Пробуждение чувств». Дети доказывают,
почему выбрали данное название.)
Задание 2 группе:
Задание 3 группе:
Нарисуйте образ счастья, услышанный в музыке. (Работа
коллективная ).
Среди карт настроений выберите ту, которая соответствует
эмоциональному состоянию повара к услышанному
произведению. Докажи. (На карте настроений предложены: радость, обида, гнев, грусть, удивление, внимание.)
-Музыка помогает стать счастливым?
-Вы любите чудеса? Любите превращения? Я сейчас вместе с
вами превращусь в повара. А какими словами необходимо
совершить превращение? (Крибле, Крабле, Бумс!)
- Встаем, закрываем глаза и говорим заветные слова вслух,
дружно: «Крибле, Крабле, Бумс!». Открыли глаза. Мы с вами в
рассказе «Старый повар».
-Какое желание было у старика?
(«Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил её
в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветает
весной»).
Одно-единственное желание было у старика. А у нас есть
возможность загадать ещё одно от имени повара. Нам в этом
помогут. Нам в этом помогут карточки-пожелания «Я очень
хочу».
(Выполняют задания, делятся впечатлениями).
IV. Итог урока:
- Прочитайте ещё раз эпиграф. Отражает ли он то, о чем мы
говорили на уроке? А почему Вы так думаете?
- Кто помог увидеть, услышать, почувствовать счастье?
(Паустовский, Моцарт)
- А за что они вас бы похвалили?
- А как бы оценили вашу работу писатель, композитор? От
имени В.- Моцарта, Паустовского.
Рефлексия
У Вас на парте осталось солнышко. Я ещё раз включу «Фантазию» В.А.
Моцарта, а вы под её звуки изобразите условно ваше настроение от урока.
Дорисуйте очертание рта: радость, грусть, безразличие.
Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»
Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»
Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»
Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»
Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»
Музыка в рассказе К. Паустовского «Старый повар»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.