Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Михайловская детская школа искусств»
Железногорского района
Курской области
ТВОРЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ
на тему: «В мире детского фольклора»
Подготовила:
преподаватель
теоретических
дисциплин и хора
Е.А.Чумакова
2021 г.
Музыкальная гостиная на тему
«В мире детского фольклора».
Цель: познакомить учащихся с устным народным творчеством на примере различных жанров детского фольклора.
Задачи:
образовательная – расширить кругозор учащихся ДШИ в области устного народного творчества, показать особенности использования фольклора в произведениях композиторов - классиков;
развивающая - развить эмоционально-осознанное отношение к устному народному творчеству, обогащать словарный запас;
воспитательная - воспитывать позитивное отношение к искусству, уважение к традициям русского народа, формировать эстетический вкус, чувство прекрасного.
Методы: словесный (рассказ), беседа, игровой, наглядно-слуховой (презентация, прослушивание музыкальных номеров ).
Оборудование: ноутбук, музыкальный центр, медиапроектор, презентация Power Point «В мире детского фольклора».
Организационный момент.
Приветствие.
(Слайд 1)
(Слайд 2)
Здравствуйте, ребята! Сегодня в этом зале мы окунёмся в мир устного народного творчества. Очень давно, многие люди не умели читать и писать, но тем не менее они никогда не были оторваны от предшествующих поколений. Свой опыт и знания они передавали из уст в уста, от прадеда к деду, от деда к отцу, от отца к сыну, от поколения к поколению. И делали это через песни, загадки, пословицы.
1. Колыбельные
С самого раннего детства все мы уже начинаем знакомиться с устным народным творчеством. И знакомство это начинается с фольклорных произведений. Как вы поняли словом фольклор и называют устное народное творчество.
(Слайд 3)
- Ребята, давайте с вами назовём какие бывают периоды в сутках?
- Когда люди спят?
- Зачем нужен сон?
Давайте посмотрим как спят разные животные.
(Слайд 4)
- А кто же помогает в детстве заснуть?
Вечер, ночь – таинственное время суток. Солнце закатывается за горизонт, на землю спускается тьма, на небе зажигаются звёзды. Всё живое замирает, стремится к своим домам и укрытиям. Птицы прячутся в гнёзда, звери - в норы. Люди возвращаются домой после трудового дня. (Слайд 5) Маленький ребёнок иногда не может уснуть, и потому мама или бабушка поют ему колыбельные песни. В словах колыбельных часто поминаются таинственных персонажи – Дрёма, Угомон. Зная, что кошки любят спать, люди часто упоминают их в колыбельных. (Слайд 6) Кот мурлычет, словно поёт ласковую песенку, или баюкает (тогда его зовут Кот-Баюн). А кто из птиц умеет ворковать? Это голуби, издавна, считавшиеся символом домовитости , нежности, заботы. В колыбельных песнях их зовут «гули» и тоже зовут их помочь уложить спать неспокойного ребёнка. Чтобы охранять дом, людям служили собаки. И собачка тоже часто вспоминается в колыбельных.
(Слайд 7)
Иногда были и колыбельные – «пугалки». Непослушному дитяти обещали, что придёт «серенький волчок и ухватит за бочок». Иногда слышны в колыбельных отголоски татаро-монгольского нашествия, когда непослушного ребёнка пугают Бадяем или Мамаем. Это – татарские имена, которые у наших предков связывались с образом врага.
Чтобы ребёнок успокоился и уснул, у колыбельных всегда были ласковые и певучие слова. Взрослые, заметив, под какие напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.
Слушание колыбельных :
(Слайд 8)
(«Баиньки, баиньки, купим сыну валенки»)
Колыбельные часто звучат и в музыке композиторов- классиков. Сейчас послушаем ещё одну колыбельную из оперы Н.А.Римского-Корсакова.
(Слайд 9)
(оп.«Сказка о царе Салтане» Колыбельная нянюшек царевичу Гвидону, оп. «Садко» Колыбельная Волховы)
Когда Римский –Корсаков писал оперу «Сказка о царе Салтане» эту колыбельную он ввёл в оперу в память о няне своих детей. Именно её нянюшка Авдотья и пела детям композитора.
2. Пестушки, потешки.
(Слайд 10)
Наверняка у многих из вас есть младшие братья или сестрички. Как развивается маленький человечек? Какой он?
Чтобы помочь маленькому ребёнку расти, развить его, в народе существовали специальные песенки, которые ласково называли «пестушки», от слова «пестовать» - нянчить, ухаживать за ребёнком, заботиться, воспитывать.
Прежде всего ребёнка приучали общаться с отцом, матерью, бабушкой, братьями и сёстрами. Когда ребёнок слышал вокруг себя их голоса, видел их, он умственно и эмоционально быстрее развивался, старался улыбкой и жестами выразить свою радость.
Чтобы научить ребёнка ловкости, использовали игры с пальчиками (ведь наша рука связана с важными центрами мозга и стимулирует умственную деятельность!). Простейшими играми были «Ладушки». Наверно и с вами в детстве играли в них?
(Слайд 11)
Давайте послушаем народную песню «Ладушки».
(Слушание «Ладушки»)
Есть ещё одна интересная пестушка, которая помогает ребёнку осознать, где у него руки, ноги, голова и что на ней где находится. А в конце эта пестушка побуждала присоединиться к радостному возгласу взрослого «Ура!». Сказать «Ура» малыш ещё толком не мог, но всё равно всем было весело.
(Слушание «Кулачками постучали, ножками потопали..»)
(Слайд 12)
Кроме пестушек ещё существовали песни – прибаутки. Думаю, всем известна прибаутка про сороку. Есть несколько вариантов слов прибаутки. Сейчас вы их видите на экране.
Давайте вспомним вместе, как веселили маленького ребёнка под эту прибаутку.
А чтобы развеселить загрустившего ребёнка, существовали специальные песенки – потешки. В них жили забавные персонажи, которые делали всё наоборот. Потешки писали и композиторы. Сейчас мы послушаем потешки , которые написали композиторы М.П.Мусоргский и В.А.Гаврилин. У них даже названия потешные!
(Слушание М.П.Мусоргский. «Борис Годунов». Шуточная песня царя Фёдора «Сказочка про то и про сё..»
В.А.Гаврилин. Хоровая симфония-действо «Перезвоны». Хор «Ерунда»)
3. Игровой фольклор.
Когда дети подрастали, они сами начинали участвовать в обрядах, связанных с народными праздниками. Дети открывали для себя огромный мир природы и учились с ним разговаривать. Давайте послушаем одну из таких песенок.
(Слайд 13)
(Слушание приговорки«Улитка, улитка высуни рога, дам пирога»)
Дети всегда любили и любят соревноваться друг с другом. И сейчас я предлагаю поиграть в одну старинную русскую игру, которая называется «Золотые ворота».
Игра «Золотые ворота»
Двое ребят, изображающие ворота, пропускают вереницы мальчиков и девочек под музыку, опуская руки на словах «не пропустим вас».
Золотые ворота,
Проходите, господа.
Первая мать прошла,
Всех детей провела.
Первый раз прощается,
Другой раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
(Ворота закрываются при последнем слове, у задержанного спрашивают, что ему надо, произнося «трава» или «цветок», «мяч» или «лапта». Задержанный выбирает. Так происходит разделение игроков на две команды).
Ну а теперь само испытание! Будем соревноваться в чистой и быстрой речи. Чья команда лучше и больше расскажет скороговорок, та и победила! (За каждую скороговорку выдаётся жетончик. )
Помимо приговорок, скороговорок существовали ещё различные песенки-дразнилки, любимые всеми детьми загадки, считалки и разные игры, которые сопровождались песнями.
И если вы знаете какие-то подвижные игры на воздухе, то обязательно играйте в них, ведь это так весело!
На этом наше путешествие по миру детского фольклора закончено. Всего хорошего!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.