Музыкальная гостиная "В мире детского фольклора""
Оценка 5

Музыкальная гостиная "В мире детского фольклора""

Оценка 5
docx
11.11.2021
Музыкальная гостиная "В мире детского фольклора""
в мире детского фольклора.docx

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Михайловская детская школа искусств»

Железногорского района

Курской области

 

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

на тему: «В мире детского фольклора»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

преподаватель

теоретических

дисциплин и хора

Е.А.Чумакова

 

 

 

 

 

2021 г.

 

 

Музыкальная гостиная на тему

«В мире детского фольклора».

Цель: познакомить учащихся с устным народным творчеством на примере различных жанров детского фольклора.

Задачи:

образовательная – расширить кругозор учащихся ДШИ в области устного народного творчества, показать особенности использования фольклора в произведениях композиторов - классиков;

развивающая - развить эмоционально-осознанное отношение к устному народному творчеству, обогащать словарный запас;

воспитательная - воспитывать позитивное отношение к искусству, уважение к традициям русского народа, формировать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Методы: словесный (рассказ), беседа, игровой, наглядно-слуховой (презентация, прослушивание музыкальных номеров ).

Оборудование: ноутбук, музыкальный центр, медиапроектор, презентация Power Point «В мире детского фольклора».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный момент.

Приветствие.

(Слайд 1)

(Слайд 2)

Здравствуйте, ребята! Сегодня в этом зале мы окунёмся в мир устного народного творчества. Очень давно, многие люди не умели читать и писать, но тем не менее они никогда не были оторваны от предшествующих поколений. Свой опыт и знания они передавали из уст в уста, от прадеда к деду, от деда к отцу, от отца к сыну, от поколения к поколению. И делали это через песни, загадки, пословицы.

1.     Колыбельные

С самого раннего детства все мы уже начинаем знакомиться с устным народным творчеством. И знакомство это начинается с фольклорных произведений. Как вы поняли словом фольклор и называют устное народное творчество.

(Слайд 3)

- Ребята, давайте с вами назовём какие бывают периоды в сутках?

- Когда люди спят?

- Зачем нужен сон?

Давайте посмотрим как спят разные животные.

(Слайд 4)

 - А кто же помогает в детстве заснуть?

Вечер, ночь – таинственное время суток. Солнце закатывается за горизонт, на землю спускается тьма, на небе зажигаются звёзды. Всё живое замирает, стремится к своим домам и укрытиям. Птицы прячутся в гнёзда, звери - в норы. Люди возвращаются домой после трудового дня. (Слайд 5) Маленький ребёнок иногда не может уснуть, и потому мама или бабушка поют ему колыбельные песни. В словах колыбельных часто поминаются таинственных персонажи – Дрёма, Угомон. Зная, что кошки любят спать, люди часто упоминают их в колыбельных. (Слайд 6) Кот мурлычет, словно поёт ласковую песенку, или баюкает (тогда его зовут Кот-Баюн). А кто из птиц умеет ворковать? Это голуби, издавна, считавшиеся символом домовитости , нежности, заботы. В колыбельных песнях их зовут «гули» и тоже зовут их помочь уложить спать неспокойного ребёнка. Чтобы охранять дом, людям служили собаки. И собачка тоже часто вспоминается в колыбельных.

(Слайд 7)

Иногда были и колыбельные – «пугалки». Непослушному дитяти обещали, что придёт «серенький волчок и ухватит за бочок». Иногда слышны в колыбельных отголоски татаро-монгольского нашествия, когда непослушного ребёнка пугают Бадяем или Мамаем. Это – татарские имена, которые у наших предков связывались с образом врага.

Чтобы ребёнок успокоился и уснул, у колыбельных всегда были ласковые и певучие слова. Взрослые, заметив, под какие напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.

Слушание колыбельных :

(Слайд 8)

(«Баиньки, баиньки, купим сыну валенки»)

Колыбельные часто звучат и в музыке композиторов- классиков. Сейчас послушаем ещё одну колыбельную из оперы Н.А.Римского-Корсакова.

(Слайд 9)

(оп.«Сказка о царе Салтане» Колыбельная нянюшек царевичу Гвидону, оп. «Садко» Колыбельная Волховы)

Когда Римский –Корсаков писал оперу «Сказка о царе Салтане» эту колыбельную он ввёл в оперу в память о няне своих детей. Именно её нянюшка Авдотья и пела детям композитора.

2.     Пестушки, потешки.

(Слайд 10)

Наверняка у многих из вас есть младшие братья или сестрички. Как развивается маленький человечек? Какой он?

Чтобы помочь маленькому ребёнку расти, развить его, в народе существовали специальные песенки, которые ласково называли «пестушки», от слова «пестовать» - нянчить, ухаживать за ребёнком, заботиться, воспитывать.

Прежде всего ребёнка приучали общаться с отцом, матерью, бабушкой, братьями и сёстрами. Когда ребёнок слышал вокруг себя их голоса, видел их, он умственно и эмоционально быстрее развивался, старался улыбкой и жестами выразить свою радость.

Чтобы научить ребёнка ловкости, использовали игры с пальчиками (ведь наша рука связана с важными центрами мозга и стимулирует умственную деятельность!). Простейшими играми были «Ладушки». Наверно и с вами в детстве играли в них?

(Слайд 11)

Давайте послушаем народную песню «Ладушки».

(Слушание «Ладушки»)

Есть ещё одна интересная пестушка, которая помогает ребёнку осознать, где у него руки, ноги, голова и что на ней где находится. А в конце эта пестушка побуждала присоединиться к радостному возгласу взрослого «Ура!».  Сказать «Ура» малыш ещё толком не мог, но всё равно всем было весело.

(Слушание «Кулачками постучали, ножками потопали..»)

(Слайд 12)

Кроме пестушек ещё существовали песни – прибаутки. Думаю, всем известна прибаутка про сороку.  Есть несколько вариантов слов прибаутки. Сейчас вы их видите на экране.

Давайте вспомним вместе, как веселили маленького ребёнка под эту прибаутку.

А чтобы развеселить загрустившего ребёнка, существовали специальные песенки – потешки. В них жили забавные персонажи, которые делали всё наоборот. Потешки писали и композиторы. Сейчас мы послушаем потешки , которые написали композиторы М.П.Мусоргский и В.А.Гаврилин. У них даже названия потешные!

(Слушание М.П.Мусоргский. «Борис Годунов». Шуточная песня царя Фёдора «Сказочка про то и про сё..»

В.А.Гаврилин. Хоровая симфония-действо «Перезвоны». Хор «Ерунда»)

3.  Игровой фольклор.

Когда дети подрастали, они сами начинали участвовать в обрядах, связанных с народными праздниками. Дети открывали для себя огромный мир природы и учились с ним разговаривать. Давайте послушаем одну из таких песенок.

(Слайд 13)

(Слушание приговорки«Улитка, улитка высуни рога, дам пирога»)

Дети всегда любили и любят соревноваться друг с другом. И сейчас я предлагаю поиграть  в одну старинную русскую игру, которая называется «Золотые ворота».

Игра «Золотые ворота»

Двое ребят, изображающие ворота, пропускают вереницы мальчиков и девочек под музыку, опуская руки на словах «не пропустим вас».

Золотые ворота,

Проходите, господа.

Первая мать прошла,

Всех детей провела.

Первый раз прощается,

Другой раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

(Ворота закрываются при последнем слове, у задержанного спрашивают, что ему надо, произнося «трава» или «цветок», «мяч» или «лапта». Задержанный выбирает. Так происходит разделение игроков на две команды).

Ну а теперь само испытание! Будем соревноваться в чистой и быстрой речи. Чья команда лучше и больше расскажет скороговорок, та и победила! (За каждую скороговорку выдаётся жетончик. )

Помимо приговорок, скороговорок существовали ещё  различные песенки-дразнилки, любимые всеми детьми загадки, считалки и разные игры, которые сопровождались песнями.

И если вы знаете какие-то подвижные игры на воздухе, то обязательно играйте в них, ведь это так весело!

На этом наше путешествие по миру детского фольклора закончено. Всего хорошего!

 

 

 


 

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Михайловская детская школа искусств»

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Михайловская детская школа искусств»

Музыкальная гостиная на тему «В мире детского фольклора»

Музыкальная гостиная на тему «В мире детского фольклора»

Организационный момент. Приветствие

Организационный момент. Приветствие

Кот-Баюн). А кто из птиц умеет ворковать?

Кот-Баюн). А кто из птиц умеет ворковать?

Чтобы помочь маленькому ребёнку расти, развить его, в народе существовали специальные песенки, которые ласково называли «пестушки», от слова «пестовать» - нянчить, ухаживать за ребёнком, заботиться,…

Чтобы помочь маленькому ребёнку расти, развить его, в народе существовали специальные песенки, которые ласково называли «пестушки», от слова «пестовать» - нянчить, ухаживать за ребёнком, заботиться,…

М.П.Мусоргский и В.А.Гаврилин.

М.П.Мусоргский и В.А.Гаврилин.

Ну а теперь само испытание! Будем соревноваться в чистой и быстрой речи

Ну а теперь само испытание! Будем соревноваться в чистой и быстрой речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2021