Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает музыка. Музыка связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Музыка – мощное средство художественного воспитания детей. Особенно важно, чтобы нужное эстетическое воздействие осуществлялось комплексно, с соблюдением естественной преемственности уроков и внеурочных занятий, с продолжением в условиях свободного времени в виде оригинальных творческих заданий и игр с музыкальными элементами. Весёлые тренинги и упражнения, связанные с пением, танцами, музыкальными викторинами и загадками, как правило, оставляют положительное впечатление у школьников, в игровой форме воспитывая у них стремление, заниматься разными видами музыкальной деятельности.
программа МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА 2 часа внеклассной работы.doc
«МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
Рабочая программа внеурочной деятельности
по эстетическому направлению для обучающихся 1-4
классов
Составитель:
Стародубцева М.В.
учитель музыки Введение
Сокровища музыки неисчерпаемы,
И так же неисчерпаемы её возможности в будущем.
Благодаря музыке вы
найдёте в себе новые,
Неведомые вам прежде силы.
Д.Шостакович
Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим
волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир
детского сознания помогает музыка. Музыка связывает детей между
собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребёнок
начинает доверять вам, верить – значит, можно творить,
фантазировать, воображать.
Музыка – мощное средство художественного воспитания детей.
Особенно важно,
чтобы нужное эстетическое воздействие
осуществлялось комплексно,
с соблюдением естественной
преемственности уроков и внеурочных занятий, с продолжением в
условиях свободного времени в виде оригинальных творческих заданий
и игр с музыкальными элементами. Весёлые тренинги и упражнения,
связанные с пением, танцами, музыкальными викторинами и
загадками, как правило, оставляют положительное впечатление у
школьников, в игровой форме воспитывая у них стремление,
заниматься разными видами музыкальной деятельности.
Важность музыкальных занятий, которые проводятся помимо
обязательных школьных уроков, трудно переоценить, поскольку они
помогают ребятам не просто реализовать багаж знаний, полученный на
уроках, но и открывать новые стороны данного вида искусства.
Для успешного художественного развития учащихся надо
позаботиться о том, чтобы запас сведений, который приобретается ими
на уроках, был позднее востребован и творчески пролонгирован в
течение внеурочных занятий.
При постижении школьниками непростого мира музыкального
искусства начальный этап должен быть направлен на возникновение
радости от узнавания отдельных сторон этого мира.
Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с
постоянным успехом.
Вся жизнь детей насыщена музыкой. Она пользуется у детей
неизменной любовью.
Большое и разностороннее влияние музыки на личность ребёнка
позволяет использовать её как сильное,
но ненавязчивое
педагогическое средство, ведь дети, постигая тайны музыки,
чувствуют себя более раскованно, свободно, естественно. Пояснительная записка
традиционному курсу «Музыка»
времени.
Данная программа является дополнением к
за счёт внеурочного
Цель программы:
сформировать художественную культуру учащихся в
контексте различных видов творческого познания
действительности и оптимизировать созидательные качества
личности.
Задачи:
- раскрытие школьникам природы музыкального искусства
как результата
деятельности человека-творца;
- развитие музыкального восприятия как эмоционального
творческого
процесса;
- отбор музыкального материала в соответствии с возрастом
учащихся.
Программа «Музыкальная мозаика» разработана на
четыре года занятий с детьми младшего школьного
возраста. Программа рассчитана на 270 часов (2 часа в
неделю).
школьников
Программа учитывает факторы: преобладания у
младших
эмоционально-чувственного
восприятия действительности, форм игровой деятельности.
Программа направлена на формирование целостного
восприятия ребёнком окружающего мира, укрепление связи
искусства с личным миром младшего школьника, его
мыслями и чувствами. Рабочая программа состоит из разделов: Введения,
Основного содержания,
Пояснительной записки,
Музыкального материала для
слушания музыки и хорового пения, Планируемых
результатов освоения программы и Литературы.
Структуру программы составляют 2 раздела: «Мир
звуков и песен» и «Музыкальные моменты».
СОДЕРЖАНИЕ
1 – 4 КЛАСС (270 ЧАСОВ)
Раздел 1. «Мир звуков и песен» (135 часов)
1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа,
4 класс – 34 часа.
Исследование звучания окружающего мира: природы,
музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки как
исторически сложившиеся обобщения типических
музыкально-языковых и образно-эмоциональных сфер:
«маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное
дыхание».
Экспериментирование со «звучащей материей», поиск в
собственной музыкально-художественной деятельности
общечеловеческих истоков музыкального искусства.
Искусство выражения в музыкально-художественных
образах жизненных явлений.
Раздел 2. «Музыкальные моменты» (135 часов)
1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа,
4 класс – 34 часа.
Опора на уже имеющиеся у учащихся знания из области
музыкального
искусства – знакомые песни,
двигательно-звуковые
ассоциации, возникающие при исполнении того или иного произведения. Использование игровых приёмов – «Споём
знакомую мелодию», «Покажи высоту звука», «Ты –
дирижёр», «Музыкальная копилка терминов», «Угадай
музыкальный инструмент», «Музыкальный сюрприз». В
каждом виде музыкальной деятельности используются
слуховые и ритмико-двигательные навыки, при выполнении
заданий ребятами приобретаются ещё дополнительные
музыкально-интеллектуальные умения.
Занятия в 1 классе носят вводный характер и
предполагают знакомство с музыкой в игровой форме.
Начальный этап представляет собой период активного
эмоционального вхождения в мир музыки; предполагает
оптимизацию через игровую деятельность присущих данному
возрасту качеств: яркости и непосредственности восприятия,
лёгкости перевоплощения в образы героев, разрешения
соответствующих нравственно – эстетических вопросов.
Второй год обучения представляет собой дальнейшую
ступень в углублении представлений о связи различных
видов искусства с действительностью, внутренним миром
человека. На основе многопланового восприятия родной
природы и её художественных интерпретаций формируется
духовная культура учащихся, обогащаются нравственно –
эстетические и эмоциональные установки, активизируется
познание различных образных связей в поэтическом решении
сюжетных построений. Особое внимание уделяется проблеме
художественного образа – музыкального, поэтического,
живописного,
а также средствам его воплощения
(авторскому и исполнительскому).
Третий и четвёртый год обучения заключается в
формировании целостного и дифференцированного
представления о неразрывной связи искусства с
окружающим миром и деятельностью человека. Процесс
приобщения к художественному творчеству должен носить
продуктивный характер, выводить на качественно более
высокий уровень ассоциативного проникновения в
музыкальное искусство. Творческий подход учителя музыки к данной программе –
залог успеха его внеклассной музыкальной деятельности.
Музыкальный материал
Слушание музыки
И. Дунаевский. Марш из кинофильма «Весёлые ребята»
С. Майкапар. «Маленький командир»
М. Зив. «Озорная девчонка»
Г. Корчмар «Задира»
М.Блантер, слова М.Исаковского . «Колыбельная»
И. Морозов, слова А. Коваленкова. «Про сверчка»
А. Сапожников. «Брошенный щенок»
Э. Григ. «Птичка»
Т. Попатенко, слова М. Ивенсен «Скворушка прошается»
М. Иорданский, слова А. Пришельца. «У дороги чибис»
Г.Свиридов. «Колдун»
Н. Потоловский, слова Н.Новикова «Баба Яга»
М. Глинка. «Марш Черномора»
С. Прокофьев. «Сказочка»
М. Раухвергер, слова А. Барто. «Вороны», «Синица»
В. Жубинская. «Петушок-забияка»
В. Агафонников. «Драчун» Хоровое пение
М. Парцхаладзе, слова Л. Некрасовой. «Здравствуй, школа!»
М. Мильман, слова Н. Сакорской. «Песня первоклассника»
Г. Фрид, слова А.Бродского. «Песенка о буквах»
Б. Савельев, слова Э. Успенского. «Ну-ка, повтори»
Ю. Верижников. Дождик
Ю. Верижников.Чудная пора
А. Филиппенко. Урожай
РНП: «Зимой», «Как у наших у ворот», «Петухи запели»
В. Витлин, слова А. Усановой. «Балалайка»
К. Костин. Жёлтый страусёнок
К. Костин. Три весёлых зайчика
К. Костин. Гномики
М. Матвеев. «Я разбила чашку»
Э. Тетцель. «Два старика»
Л. Бекман, слова Р. Кудашевой. «Ёлочка»
Е. Пекки «Жёлтый апельсин»
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Главным критерием выступает артистизм детей,
проявляющийся в готовности увлечённо и живо «впитывать»
музыкальные впечатления, воспринимать произведения,
проявляя способность к размышлению:
- о происхождении музыки, о роли и значении человека в
этом процессе;
- о способности и способах воспроизводить музыкой явления
окружающего
мира и внутреннего мира человека.
Уметь:
- откликаться на музыку разного характера и различать его;
- понимать, что музыка имеет содержание, воспринимать её
выразительно-
изобразительные средства;
- различать яркие средства музыкальной выразительности,
наиболее характерные интонации;
- осознанно применять элементы музыкальной речи в
различных видах творческой деятельности: пение, сочинение
и импровизация, художественное движение.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Агапова И., Давыдова М. Музыкальные игры. М.: «Дом.ХХI
век», 2007.
2. Васько Е. Развиваем музыкальные способности. М.: «Мой
Мир», 2007.
3. Давыдова М. Мастерская учителя. М.: ВАКО, 2008.
4. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Кн.
для учащихся и учителей. – М.: Просвещение, 1994.
5. Кононова Н. Музыкально-дидактические игры для младших
школьников.
М.: 2007.
6.Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для
детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч.
Ч.1: Учеб.-метод. пособие. – М.: Владос, 2001.
7.Методика музыкального воспитания школьников 1-4
классов (пособие для учителей пения. И.В.Артемьева,
Е.Е.Лопатина,
Г.В.Белова,
Н.М.Шереметьева,
Издательство
В.В.Каменский,
Н.Д.Яковлев,
М.П.Блинова, «Просвещение» Москва-1965г. - Ленинград
8.Мерзлякова С.И., Струве Г.А. Музыкально-литературный
материал для детей 5-8 лет. – М.: Владос, 2001
9. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей
детей. Ярославль:
Академия развития, 1997.
10.Спутник учителя музыки /С.С.Балашова, В.В.Медушевский
и др.; сост. Т.В.Челышева. – М.: Просвещение,1993.).
11. Франкенштейн В.А. Музыка от А до Я. – М., 1995.
12. Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития.
М., 1994.
Тематическое планирование
Тема
1 класс, 66 часов в год, 2 часа в неделю
Кол-во
часов
1
1
2
2
3
4
«Здравствуй, мир звуков и песен!»
Первые краски школы.
Музыкальные портреты школьников.
Где живут звуки?
Звуки музыки.
Музыкальная азбука.
№ Урока
1
2
3,4
5,6
7,8,9
10,11,12,
13
14,15,16
17,18
История музыкальных инструментов.
Путешествие в страну музыкальных
инструментов.
19,20,21, Музыка о доме.
3
2
4 Поиграем с музыкой.
Поиграем, пошалим.
С песенкой по лесенке.
Музыкальные игры.
22
Природа и музыка.
23,24
«Слова и музыка – едины».
25,26
27,28
Моя любимая песня.
29,30,31 Музыка моей семьи.
Ни дня без песенки.
32,33
Музыкальные моменты.
34
35,36,37,
Детские игры, танцы.
38
39,40
41,42
43,44
45,46,47,
48
49,50,51
52,53,54
55,56
57,58
59,60
61
62
63,64
65
66
Итого:
В ритме музыки.
Учимся сочинять.
Сказка в музыке.
Музыкальные волшебники.
Музыкальные странички.
Музыкальный мир детства.
Радость музыки.
Музыка и движение.
Мы идём на концерт.
Концерт «Песенная история».
2
2
2
3
2
1
4
2
2
2
4
3
3
2
2
2
1
1
2
1
1
66 ч.
Тематическое планирование 2 класс ( 68 часов в год, 2 часа в
неделю)
ТЕМА
недел
я
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Музыкальный разговор.
Музыкальный разговор.
Музыкальный разговор. Импровизация.
Импровизация. Музыкальный разговор животных по мотивам разных песен.
Музыкальная сказка.
Музыкальная сказка.
Музыкальная сказка.
Сочинение мелодий на стихотворный текст.
Сочинение мелодий на стихотворный текст.
Импровизация на знакомые детям стихи А.Барто.
Словесная фантазийная игра «Добавь слово».
Сочинение колыбельной песенки.
Импровизация на заданный текст.
Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33-
34
Итог
о:
Импровизация на заданный текст.
Музыкальный спектакль «Мои игрушки».
«Мы гуляли в поле и в лесу».
«Навстречу песне».
Музыкальнодидактические игры.
Музыкальнодидактические игры.
Придумай свою игру.
Придумай свою игру.
Танцуем и играем.
Танцуем и играем.
Танцуем и играем.
«Мы – композиторы!»
Гуляем в лесу.
Времена года.
Времена года.
Музыкальные картины.
Музыкальные картины.
Моя песенка.
Моя песенка.
Поём, танцуем, играем!!!
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2+2
68
часов
Программа «Музыкальная мозаика» (2 год обучения)
Тема
"Музыкальный
разговор"
Цель
Формирование у детей
интереса к творческой
деятельности
"Музыкальная
сказка"
"Музыкальная
сказка"
(продолжение)
Формирование у детей
интереса к хоровому пению,
развитие речи, инициативы,
самостоятельности, фантазии,
умения общаться в коллективе
сверстников
Формирование интереса к
хоровому пению, развитие
речи, инициативы, смелости,
фантазии, самостоятельности,
умения общаться в
коллективе, артистических
способностей
Обучение детей
воспроизведению сыгранных
на фортепиано или спетых
звуков, отработка отдельных
певческих интонаций,
Методические приемы
Педагог пропевает и прохлопывает на слог
"ля", затем предлагает ребенку
продолжить. Если дети затрудняются с
ответом, продолжается работа над
начальной незавершенной интонацией
Педагог исполняет музыкальную сказку (на
выбор, в данном случае об обитателях
леса): дети отвечают на его вопросы
попевками. Они поют без сопровождения,
указывая рукой высотность, протяжность
звучания
Дошкольники повторяют сказку с новыми
персонажами, сами проводят игру.
Домашнее задание: придумать новых
музыкальных птиц и зверей
Предложить двум дошкольникам
рассказать сказку. Остальные воспитанники
помогают им петь попевки. Дети добавляют
еще одного музыкального персонажа и
вариант его пения. Педагог выбирает "Музыкальная
сказка"
(продолжение)
"Музыкальный
разговор"
расширение диапазона
Обучение детей
воспроизведению сыгранных
на фортепиано или спетых
звуков, отработка отдельных
певческих интонаций,
расширение диапазона
Придание импровизации
характера оживленного,
радостного или грустного
разговора
Обучение сочинению мелодии
на определенные строки
текста песни в соответствии с
характером "героя"
Импровизация
"Музыкальный
разговор животных"
по мотивам песни
"Теньтень", муз.
В. Калинникова,
сл. народные
"Музыкальный
разговор животных"
(продолжение)
Обучение детей сочинению
мелодии на определенные
строки текста песни в
соответствии с характером
"героя"
Сочинение мелодий
на стихотворный
текст
Создание яркого
эмоционального образа,
формирование у детей
навыков работы над словом,
при чтении стихов
Импровизация на
знакомые детям
стихи А. Барто
Создание яркого
эмоционального образа,
формирование у детей
навыков работы над словом,
при чтении стихов
удачные варианты
Педагог предлагает придумать новые
попевки (например, мамы зовут своих детей
домой; малыши радостно приветствуют
солнышко и т. д.) и выбирает наиболее
подходящие для моделирования интонаций
Сравнить мелодию с разговором людей,
которые шутят, радуются, и определить,
каким будет ее характер. Педагог
обращается поочередно к каждому ребенку,
помогает найти подходящую для ответа
интонацию. Для начала "разговора"
использовать первые такты "Вальсашутки"
Д. Шостаковича. Грустный и печальный
разговор напомнить пьесой П.И.
Чайковского "Болезнь куклы", провести
беседу об игрушках. Представить, что
любимая кукла заболела, и предположить,
какой в этом случае должна быть мелодия
Предварительная беседа о характере
животных и их музыкальных тем. Педагог
распределяет роли, дети предлагают свои
варианты мелодии для каждого персонажа
Педагог читает текст песни: первый куплет
и фразы. Дети изображают героев на фоне
исполнения своей мелодии. Перед началом
импровизации и выступлениями каждого
ребенка педагог подбирает на фортепиано
удобную для пения тональность. В каждый
ансамбль наряду с малоактивными детьми
следует включать дошкольников, ярко
проявивших себя в ходе беседы
Этапы создания певческой импровизации на
стихотворный текст: изучение содержания
текста и беседа
о нем, пояснение образных слов и
выражений, выразительное чтение
стихотворения. Домашнее задание: выучить
с ребенком любимое стихотворение А.
Барто
Выразительное чтение вместе с детьми
стихотворения, акцент на кульминационных
строчках. Обсудить варианты мелодий,
выбрать удачные. Педагог записывает
особенно понравившуюся детям мелодию и
гармонизирует ее, чтобы исполнить на
следующем занятии Словесная
фантазийная игра
"Добавь слово"
Сочинение
колыбельной
песенки
Сочинение
колыбельной
песенки
Закрепление умений детей
добавлять новое слово или
строчки для создания версии
любимого стиха или песни,
искать слово, подходящее по
ритму к заданной модели
Формирование у детей в
комплексе ладового чувства,
чувства ритма, чувства
классической формы
Формирование у детей в
комплексе ладового чувства,
чувства ритма, чувства
классической формы
Импровизация на
заданный текст
Приобщение детей к активной
творческой деятельности
Музыкальный
спектакль "Мои
игрушки"
"Мы гуляли в поле
и в лесу"
"Навстречу песне"
Музыкально
дидактические игры
Приобщение детей к активной
творческой деятельности
(импровизация на
эмоциональнообразную
ситуацию)
Приобщение детей к активной
творческой деятельности
(импровизация на образную
ситуацию)
Приобщение детей к активной
творческой деятельности
(импровизация на
определенное настроение)
Выразительная передача
образа или взаимосвязи
нескольких персонажей
"Придумай свою
игру"
Развитие творческого
воображения по мере
самостоятельного создания
музыкальных игр
Дети составляют комбинации из цепочки
слов, ритмично произносят текст на фоне
звучащей музыки
Педагог рассказывает, какой должна быть
мелодия (ласковой, небыстрой, негромкой),
как ее надо исполнить (мягко, напевно).
Дети импровизируют на последние две
строчки, определяют ритм, проговаривают
текст, отхлопывают ритмический рисунок
Сочинение мелодии происходит
"цепочкой": каждый ребенок пробует
сочинить небольшую мелодию из двух
тактов, одновременно мягко отхлопывая
ритм. Выбираются удачные варианты,
составляется песенка, которая исполняется
всеми детьми
Работа начинается с выразительного чтения
текста педагогом и анализа содержания,
затем дети учат его наизусть
Дети по очереди поют песни игрушкам:
радостную мелодию (новая игрушка,
красивая кукла) и тревожную, печальную,
жалобную (кукла заболела, машинка
сломалась)
Разыграть сценки: дети поют радостную
мелодию, кружась на солнечном лугу, и
тревожную, печальную, жалобную, когда
они заблудились в лесу
Задание: спеть веселую и грустную
мелодии, задумчивую песенку. Вокальную
импровизацию соединить с импровизацией
на текст соответствующего содержания
Музыкальнодидактические игры ("Гуси",
"Савка и Гришка", "Котик и козлик").
Задания: придумать позу, жест, мимику,
характерные для того или иного образа;
сочинить песню с определенной
интонацией, тембром для конкретного
образа; самостоятельно инсценировать
песню, не прибегая к наглядному показу;
создать словесную картинку, обсудить с
детьми характер каждого образа
Дошкольники сочиняют колыбельную, на
слог "ля", придумывают ритмический
рисунок на нетрадиционных шумовых и
музыкальных инструментах. Задания:
потрясти шумовые коробочки, постучать по
ним пальцами; сыграть на шумовом
инструменте с ключами музыку грома,
дождя "Танцуем и играем"
Развитие умения передавать в
движении заданный ритм
"Мы –
композиторы!"
Приобщение детей к активной
творческой деятельности
(сочинение мелодии на
заданный жанр)
"Гуляем в лесу"
"Времена года"
Диагностика знаний
и умений детей
Приобщение детей к активной
творческой деятельности
(сочинение мелодии на
заданный текст)
Приобщение детей к активной
творческой деятельности
(сочинение мелодии на
заданный жанр)
Одни дети импровизированно танцуют,
другие сопровождают их танец
импровизацией на музыкальных
инструментах
Предварительная работа: знакомство детей
с творчеством композитора
П.И. Чайковского, рассказ о его детстве.
Дошкольники разыгрывают сценку, где
гости просят композиторов сочинить
польку. Детигости поют начало песни, а
детикомпозиторы сочиняют ее окончание.
Таким образом все участвуют в творческом
процессе
Педагог предлагает детям придумать
продолжение выбранного им рассказа
Педагог предлагает детям придумать
продолжение музыки для танца (песни)
«МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
«МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
«МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
«МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
«МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
«МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
«МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
«МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
«МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
«МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
«МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
«МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
«МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
«МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.