№ |
Танцы |
Описание |
||
Музыка (темп, музыкальный размер) |
Фигуры, движения |
Костюм |
||
Средневековье |
||||
1 |
Кэрол является, вероятно, наиболее часто упоминаемым в исторических документах средневековым танцем. Он достиг пика своей популярности в 12-м и 13-м веках в западной части Европы. Кэрол является одним из основных примеров хоровода. |
Танец, представляющий собой круговую хореографическую композицию, участники которой, держась за руки, создавали разнообразные фигуры под аккомпанемент песен. Средневековая танцевальная музыка довольно сильно отличалась в зависимости от различных видов танцев. В ранних средневековых танцах в качестве аккомпанемента использовались как музыкальные инструменты, так и пение. Позже, в некоторых танцах начала использоваться инструментальная музыка в различных вариациях. В основном применяли такие инструменты, как колокольчики, барабаны всевозможных видов и бубны. В то же время другие виды танцев использовали только пение в качестве аккомпанемента. |
В
большинстве танцев в те времена использовались общие движения. К основным
шагам можно отнести следующее: где танцор делал шаг вперед левой ногой, затем
правая нога пристыковывалась носком к пятке левой. Шаг наг делался наоборот,
начинаясь с правой ноги. Стоит отметить, что средневековые танцы отличались некой неуклюжестью, простотой схем и стандартным набором несложных шагов. Такая несуразность в танце объясняется наличием довольно тяжелых и объемных одеяний. В частности, это касалось представительниц прекрасного пола. Но со временем женщины смогли себе позволить во время плясок немного укорачивать подолы своих нарядов, закладывая их за пояс. Это способствовало большей свободе движений. |
Мужчины и женщины высшего класса общества надевали более яркие и экстравагантные наряды для танцев. Женщины в основном носили платья, которые были сделаны из шелка и других дорогостоящих материалов. Некоторые средневековые женские танцевальные костюмы были без бретелей, в то время как у других были более длинные рукава. Также костюмы отличались тем, что в них
использовались различные виды кружев, причем как женщинами, так и мужчинами.
Женщины же под костюмы надевали корсеты и сильно плиссированные юбки, чтобы
сформировать округлые формы нижней части платья. Головные уборы были очень
популярны среди женщин из высшего класса общества, поскольку они играли
важную роль в средневековой формальной одежде — их носили не только во время
танцев, но и во время общественных мероприятий. Мужчины же
носили смелые цветные туники, которые были в основном украшены их
родовыми гербами. Некоторые же цепляли на пояс с правой стороны мечи. Также
была принята кожаная обувь и меховые шляпы, украшенные аксессуарами.
|
2 |
Танец моррис (или мореска) был одним из самых значительных средневековых танцев. |
В качестве музыкального сопровождения для морриса используются разнообразные популярные народные мелодии подвижного темпа в исполнении флейты и барабана, а также скрипки, аккордеона и других инструментов. |
Основан на ритмичных движениях и исполнении хореографии группой танцоров (чаще всего — только мужчин), обычно надевающих колокольчики на голени. Танцоры могут также использовать такой инвентарь, как палки, мечи и платки. Относится к типу линейных танцев, хореография которых состояла из повторяющихся шагов. В отличие от хороводов, где танцоры образовывали круг, в линейном танце исполнители выстраивались в линию или несколько рядов. |
|
3 |
Басданс - аристократический танец |
Обычно исполнялся в двудольном размере, но встречались и трехдольные вариации. Темп меняющийся: от напоминающего полонез до быстрого в финальной части. |
Характерны умеренный, скользящий шаг, поклоны и салюты. Прыжки и подскоки запрещались по правилам этикета, не позволял их делать и покрой одежды – «дамы являлись на бал в длинных платьях из тяжелой ткани с трех-четырехметровыми шлейфами» [1]. Первая часть была собственно басданс, потом шло его повторение, а третья часть тордион – представляло собой танец вприпрыжку – танцовщики будто переставали сдерживать себя. К концу XVI века басданс исчез [3]. |
|
Новое время |
||||
1 |
Менуэт – старинный французский танец. |
Музыкальный размер 3/4. Во второй половине XVIII века менуэт в Европе становится не только танцевальной, но также инструментальной пьесой. Он входит в состав таких жанров музыки как соната, симфония и конечно звучит в операх. В.А.Моцарт, еще будучи ребенком, научился танцевать менуэт в Париже. Один из сборников его детских клавесинных пьес состоит в основном из менуэтов. Дань любви менуэту принесли композиторы и XIX, и XX веков (Бетховен, Шуберт, Чайковский, Дебюсси, Прокофьев). В менуэте XIX века изменяются не только движения рук. Музыкальный размер, определяющий характер основного па менуэта, который в XVII веке занимал два полных такта по 3/4, стал занимать один такт [6]. |
В XVII веке король Людовик XIV открыл моду на этот танец, продержавшийся в музыке несколько столетий. Существовали менуэт Короля, менуэт Королевы и менуэт двора. Пластика танца: поклоны, грациозные жесты и плавные приседания. Умение танцевать считалось неотъемлемой частью хорошего воспитания дворянских детей. Но танцевальные движения были так замысловаты, что проходили не дни, а годы прежде чем аристократы решались танцевать менуэт на придворном балу. Исполнители менуэта двигались по определенной схеме, придерживаясь строгого композиционного рисунка. Схем существовало много, хотя между ними нетрудно найти общие черты. Президент Парижской Академии танца Луи Бошан — учитель Людовика XIV — предложил схему в виде буквы S. Тауберт в своем труде описывает схемы в виде восьмерки, двойки, букв S и Z. Известный танцовщик Пекур, став президентом Академии танцев, настаивает на схеме в виде буквы Z. Постепенно она становится каноничной. При французском дворе менуэт очень скоро стал ведущим танцем. Его называли «королем танцев и танцем королей». Исполнители располагались строго по рангам. В первой паре шли король и королева, после них — дофин с одной из знатных дам. Отсюда возникли названия: менуэт de la Reine и менуэт de Dauphin. Долгое время менуэт исполнялся одной парой, затем число пар стало возрастать. Менуэту обучались долго, несмотря на его незамысловатый основной шаг. Это объясняется тем, что очень трудно давалась манера исполнения. Переход от одного движения к другому должен был совершаться без рывков и в точном ритме, плавно, красиво. Особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Ее следовало элегантно снять во время реверанса, красиво держать попеременно то в одной, то в другой руке, а затем непринужденно надеть. Руки танцующих, мягкие, пластичные, с красивым изгибом кистей, дорисовывали позы менуэта. В менуэтах XVII века они имели своеобразную позировку: их не полагалось поднимать высоко, соединение рук танцующих должно было происходить мягко, плавно. Медленный менуэт в XVIII веке сменил скорый. Если при исполнении медленного менуэта главным было точное выполнение заранее предусмотренной схемы, то для скорого свойственно ускорение темпа, введение ряда сложных движений; руки разрешалось поднимать высоко в различных позах. |
Большое значение для танцев и придворного этикета того времени имели поклоны и реверансы, которые видоизменялись в зависимости от эволюции танцевальных форм и характера костюма. В начале XVII века женские платья уже не имеют форму колокола, а падают свободными складками. Лиф платья короткий, большое декольте, шлейф не очень длинный. Волосы стали завивать локонами, которые спускались на спину и плечи. Носили перчатки, в руках держали красиво расшитые платки, веера. Туфли были на каблуках. Во второй половине XVII века женские платья снова стали шире, удлинился шлейф. Дамы носили платье с большим декольте, длинные, до локтей, перчатки. Талию стягивали особые корсеты из железных пластинок. Мужчины Мужчины стали носить короткие камзолы; панталоны, до колен или икр, завязывались лентами и украшались бантами. Для парадного и бального костюма полагались белые атласные башмаки с красными каблуками, короткий плащ, шпага на перевязи, трость и шляпа, украшенная перьями. Волосы длинные, завитые спускались на плечи. Шляпы с большими полями, приподнятыми с левой стороны, надевали низко на лоб. Перчатки украшались дорогими камнями и расшивались золотом. К концу XVII века мужской костюм несколько меняется, главным образом кафтан, который стал длиннее и закрыл панталоны. Полы кафтана расширялись книзу. Носили очень широкие, до локтей, манжеты, перчатки, а с 80-х годов вошли в моду большие муфты. Штатские носили шпагу на поясной портупее сверх кафтана, а впоследствии — под кафтаном. В моде были длинный завитой; парик и шляпа, поля которой приподнимались с боков и спереди. В XVII веке шляпа была необходимой принадлежностью мужского костюма. При поклоне ее снимали и надевали по тем же правилам, что и в XVI веке. Не допускалось наклонять голову и закрывать лицо. Когда брались за борт шляпы, то кисть руки должна была быть на одном уровне с глазом, а локоть — на уровне плеча. Поправить ее можно было обеими руками. Сняв шляпу, клали ее тульей вверх на левую руку, согнутую в локте, или держали в опущенной вниз правой руке тульей вперед. В шляпе и при шпаге присутствовали на официальных собраниях, балах, визитах -и так далее. Обязательной принадлежностью мужского
аристократического костюма была белоснежная рубашка из тонкого полотна с
пышными кружевными манжетами и разрезом, спереди украшенным кружевными
оборками — «жабо». Также носили «кюлоты» — узкие штаны
длиной до колена или немного ниже его. Они застегивались внизу на пуговицу, и
иногда у них были карманы. Поверх кюлотов дворяне иногда надевали белые
шелковые чулки, а буржуа — цветные. Женщины Женщина в костюме эпохи рококо напоминала изящную фарфоровую статуэтку. Силуэт костюма ярких и светлых тонов был очень женственным и подчеркивал нежность хрупких плеч, тонкую талию и округлость бедер. Изменилась форма декольте: первоначально овальная, она постепенно превратилась в неглубокое каре. Воротник исчез, вырез лифа обшивался оборкой или кружевами. Одна из излюбленных отделок лифа — «лестница» — декодирование его бантами по всей длине, от выреза до талии (при этом банты сверху вниз уменьшались). Женщины носили нижнюю сорочку, корсет и
«фижмы» — облегченный каркас, на котором юбка лежала свободно, падая широкими
складками. Фижмы, а во Франции «панье», делали из ивовых прутьев или китового
уса, прокладывая валиками и слоями простеганной ткани. Спустя десятилетие
панье сильно расширились, приобретя форму эллипса. Проходить в двери,
садиться в карету в них было очень неудобно, и при изготовлении каркаса стали
использовать шарниры. Чулки у дам были светлые шелковые с вышивкой золотом или серебром Туфли знатных дам шились из бархата или парчи, с узким заостренным носком, на высоком, выгнутом «французском» каблуке. В 18 веке в моде были румяна, пудра, духи, мушки (мушки прикрывали следы от оспы) Пудрили волосы и парики. И мужской, и женский костюм эпохи рококо дополнялся большим количеством украшений, в том числе и ювелирных. В одежде присутствовали кружева, банты, рюши, богатейшие вышивки. Между 70-80-и гг. 18 века возникла сложная парадная дамская прическа — «куафюра», составлявшая одно целое с головным убором. Волосы поднимались надо лбом на высоту иногда до 60 см и закреплялись на легком каркасе, который устанавливался на макушке головы. Потом их завивали, укрепляли шпильками, помадили, пудрили и украшали лентами, перьями, кружевами, цветами, массой драгоценностей. Поверх прически на голову водружали целые корзины с цветами, фруктами или даже макеты парусных кораблей. Для второй половины XVII и XVIII вв. характерна значимость веера, как предмета изысканного быта и костюма. В это время появляется “язык вееров”
|
2 |
Полонез –танец, имеющий польское происхождение.
Став танцем знати, полонез в XVIII веке исполняется и в других европейских
странах. Но особенно широко распространился он после того, как вошёл в моду
во Франции. Поэтому танец и называется французским словом "Полонез"
("Польский"). |
Торжественный танец-шествие в умеренном
темпе. Музыкальный размер танца – 3/4. Как и все бальные танцы, попав в
аристократические салоны, полонез стал более сдержанным, чопорным и
блестящим. В полонезе, как ни в каком другом танце, появились свойственные
польской шляхте надменность и вместе с тем галантность. |
Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В первой паре танцевал обычно хозяин дома или маршал бала, который указывал порядок фигур. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами – геометрическим фигурам. В России полонез известен с петровских времён. В быту его называли "ходячий разговор", так как во время несложного танца можно было вести беседу. |
|
3 |
Полька – чешский
танец. Название этого танца происходит от основного движения
"полька" (половина) - это полшага, то есть маленький шаг на
полупальцах. |
Полька – очень живой, весёлый танец, построенный на мелких подпрыгивающих движениях. Музыкальный размер танца – 2/4, 4/4. Во второй половине XIX века увлечение полькой прошло, но композиторы и до сего дня обращаются в своих сочинениях к жанру польки. |
Определённых фигур полька не имеет.
Танцующие двигались парами по кругу по своему усмотрению. |
|
XX век |
||||
1 |
Фокстрот |
Музыкальный размер фокстрота — 4/4, а темп зависит от вида танца — медленный фокстрот — 28-30 тактов в минуту, в то время как быстрый фокстрот (квикстеп) — 50-52 такта в минуту. Оказавший существенное влияние на развитие бальных танцев, фокстрот не мог не войти в Стандарт-программу европейских танцев, по которой проводятся конкурсы и соревнования во всем мире. |
Есть несколько версий происхождения фокстрота. По одной из них, его придумал постановщик водевилей Чарльз Фокс — и танец назван в его честь. Согласно другой версии, фокстрот (англ. fox trot — «шаг лисы») относится к группе так называемых танцев животных (animal dances), которые появились в Америке еще до Первой мировой войны. Это веселые парные танцы, которые танцевали под регтайм, имитируя движения зверей и птиц (были, например, танцы «Шаг индюка», «Объятия кролика», «Медведь гризли» и проч.). В основе фокстрота — простой шаг вперед, назад или в сторону. Два «длинных», или «медленных», шага сменяются двумя короткими и быстрыми. Поэтому фокстрот иногда считают соединением медленного уанстепа (one-step) с быстрым тустепом (two-step). Изначально фокстрот был достаточно темпераментным танцем, включающим прыжки и махи ногами. Но, распространившись в Европе после Первой мировой войны, он сильно видоизменился. Сменился ритм, взамен «рыси» появились гладкие «прогуливающиеся» шаги (saunter). С фокстротом связывают и революционную замену положения стоп – вместо выворотной позиции появилась параллельная постановка. В развитии фокстрота большой вклад внесли известные танцоры тех времен. Благодаря американцу Моргану появился «открытый спин-поворот», Андерсон и Жозефина Бредли придумали «смену направления» и «шаг перо», а Фрэнк Форд — «каблучный поворот» и т.д. Простые и грациозные движения танца освоить может любая пара, но возможность постичь глубину этого танца, его элегантную утонченность появляется только в постоянной практике.
|
Женская одежда для исполнения фокстрота представлена длинным бальным платьем в пол (может быть короче), изготовленное из струящегося материала, обычно имеет «крылья» из ткани, которые прикрепляются на указательный палец или перчатки длиной до локтя. Юбочная часть платья довольно объемная, понизу пущены воланы под юбкой может быть пышный подъюбник. Спина у платья, как правило, открыта, а спереди бретель-петля. Обувь – босоножки с открытой пяткой и носком с ремешком на щиколотке, во избежание падения или снятия туфли во время танца. Прическа женщины - пучок или шишка, присутствует яркий макияж. Мужской костюм обычно представлен рубашкой, пиджаком, бабочкой и брюками. Обувь партнера - туфли на низком каблуке.
Наибольшую популярность танец приобрёл в 30-40-х годах ХХ века. В тот же период в этой культуре зародился и особый дресс-код, требующий для женщин и мужчин красивой стильной одежды: нетривиального платья и обязательного галстука-«бабочки». Соревнования
Отличительные характеристики костюма в стиле рок-н-ролл:
Костюм может состоять из сочетания рубахи или футболки с изображением любимых музыкантов, и рваных джинсов или необычного кроя юбки. Также повсеместно используются кожаные куртки, жилеты, широкие ремни с тяжелыми металлическими пряжками. Особое внимание уделяется аксессуарам – серьги, браслеты, бусы. Основной цвет этого стиля – черный, красный, белый, однако в последнее время огромную популярность приобрели сочетания черного с ярко-розовым или салатовым. Однако главное правило тут – отсутствие всяких правил. Яркий, необычный макияж и прическа отлично дополняют костюмы для рок-н-ролла. Волосы укладываются с имитацией небрежности, короткие можно растрепать и надежно закрепить лаком или гелем. Иногда, наоборот, создаются сложные конструкции, имитирующие шипы, укладываются высокие прически «ирокез», особо бесстрашные последователи стиля могут выбрить часть волос, например, на висках.
|
2 |
Линди-хоп |
Линди-хоп — это самая сложная форма свинга, а свинг (от англ. swing — «качание») — общее название танцев под североамериканский джаз, которые появились благодаря возникновению больших джазовых оркестров: их игра была более полнозвучной, чем игра маленьких джаз-бандов, и буквально «раскачивала» танцующих. Именно такой оркестр играл, например, в Savoy Ballroоm — танцевальном сердце Гарлема. Музыкальный размер танца – 4/4. |
Собственно линди представляет собой микс из чарльстона и степа. В дальнейшем он стал родоначальником европейского буги-вуги, переросшего затем в рок-н-ролл. Известны парные и одиночные выступления в этом жанре, все движения которого строятся на основе базовых шагов и наполнены ритмичной импровизацией. Открытая позиция: рука одного партнёра находится в руке другого. Закрытая: руки лежат, как в вальсе.
Линди-хоп — это первый социальный танец, в котором появились акробатические элементы. Как и другие танцы под регтайм и джаз, его быстро заметили продюсеры Бродвея и Голливуда. Сформировались команды музыкантов и танцовщиков (одна из самых известных — Whitey’s Lindy Hoppers), которые выступали на сцене и снимались в кино. Так рожденный в Гарлеме линди-хоп отправился путешествовать по миру. |
|
3 |
рок-н-ролл |
Музыкальный размер танца – 4/4. Эта хореографическая постановка сделала настоящий переворот в культуре, искусстве и жизни общества. Рок-н-ролл появился в 50-х годах в Америке. Его зарождение, прежде всего, началось с музыки, которая дала толчок к возникновению этого вида танца. Рок-н-ролл покорил молодые сердца во всем мире своим драйвом, «искрой» и невероятной динамичностью. |
Танцевали, используя все движения свинговых танцев, но энергичнее и с большей долей импровизации. Для этого танца характерны очень сложные поддержки, прыжки, броски и некое небрежное отношение партнера к партнерше. Слоган рок-н-ролла звучал как «sex, drugs and rock-n-roll», поэтому из-за излишней откровенности и даже вульгарности этот вид танца считался аморальным. Но это не помешало ему оставаться сверхпопулярным в 20-х годах и даже в наше время. |
|
XXI век |
||||
1 |
Джампстайл Джампстайл распространился в Европе уже в XXI веке, в основном в Нидерландах, Бельгии, Франции и Германии. |
Джампстайл — это танцевальный стиль, название которого происходит от английского слова прыжок. Танцуют под энергичную электронную музыку. Музыкальный размер танца – 2/4, 4/4. |
Каждый танцор в ритм музыки, но на свой манер совершает движения, похожие на прыжки. Танцоры не должны касаться друг друга. Приветствуются несинхронные прыжки разными танцорами |
Неформальный.
DnB dance исполняют в кроссовках на плоской подошве и в брюках-штанах, не сковывающих движений.
Неформальный.
|
2 |
DnB step Drum and Bass step — уличный танец, появившийся в молодежной субкультуре драм-н-бэйс. |
Основан на элементах и музыкальном стиле брейк-бита и хип-хопа. Музыкальный размер танца – 2/4, 4/4. |
Основной акцент при исполнении этого вида танца делается на движении ног (так называемые «финты» ногами): чередование «носок — пятка, носок — пятка», махи вперёд и в стороны, скрещивание ног; повороты и полуповороты на пятке, на носке и в воздухе на 180, 360 и более градусов. |
|
3 |
Крамп. Его история едва ли насчитывает два десятилетия. |
Танцуют под энергичную электронную музыку. Это танец, призванный показать силу и энергию исполнителя. Его экспрессия заложена в освобождении танцора от отрицательных эмоций, в выплескивании гнева и негатива. Музыкальный размер танца – 2/4, 4/4. |
Современные танцы не имеют четких норм и стандартов. Их характерная особенность – акцент на свободе исполнения и импровизации. Современные танцы включают в себя множество видов и стилей. Объединяет их все сфера применения и демонстрации своего искусства. Почти все танцы 21-го столетия танцуются на дискотеках, в ночных клубах. Еще один способ демонстрации хореографического мастерства – баттлы – импровизированные соревнования танцоров. Вбирая в себя все новые тенденции, современные танцы не перестают видоизменяться. |
Литература:
1. Эльяш Николай. Образы танца. Серия: Народный университет. М. Знание 1970г. 240 с., илл.
2. Худяков С.Н. всеобщая история танца. М.: Эксмо, 2010. — 628 с.
3. http://welovedance.ru/site/styles/basdans
4. https://var-veka.ru/blog/srednevekovye-tancy.html
5. https://velskdshi.ru/p17aa1detales5.html
6. Васильева-Рождественская М. В. «Историко-бытовой танец» — М. — «Искусство» — 1987.
7. https://shopavers.ru/poleznye-stati/kostymy-eskizy-kostymov-dlja-rock-n-rolla
8. http://hnb.com.ua/articles/s-sport-entsiklopediya_tantsa_sovremennye_tantsy-2561
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.