МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-СРЕДСТВО ОЗНА-КОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖАНРАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Оценка 4.7
Игры
docx
музыка
Детсад
17.11.2018
Дети дошкольного возраста проявляют особый интерес к музыке, любят ее во всех ее исполнениях. И от того как преподносится материал по ознакомлению с разновидностями музыкального искусства зависит дальнейшее понимание структуры , формы, содержания музыкальных произведений. Музыку нужно уметь не только слышать и воспроизводить, но и правильно научиться ее понимать.
муз.docx
МУЗЫКАЛЬНОДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРАСРЕДСТВО
ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖАНРАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО
ИСКУССТВА
Выполнила обучающийся курсов профессиональной
переподготовки Дошкольное образование, группы №23 ,
Дельмухаметова Розалия М.
Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и
могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями
которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее
содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности
постоянного общения с ней и желания активно проявлять себя в этой сфере.
Приобщение дошкольников к музыкальной культуре и искусству, развитие у
них способности эмоционально воспринимать мелодию возможно на основе
интеграции музыки и музыкальной деятельности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно
эстетическое развитие предполагает: формирование у дошкольников
элементарных представлений о видах искусства, реализацию самостоятельной
музыкальной творческой деятельности детей. Решая эти задачи, музыкальные
руководители ДОУ рассказывают детям о различных музыкальных жанрах,
развивают у них желание слушать музыку. Ведь в процессе слушания мелодий
у дошкольников формируется умение определять ее настроение, характер и
использованные средства выразительности.
Песня, танец, марш жанры, доступные восприятию дошкольников
даже на начальной стадии их музыкального развития. Именно поэтому
знакомить детей с основными жанрами я начинаю с раннего возраста.
В первой младшей группе проводим с воспитателями игру «Разбудим
Таню» Цель: Учить детей различать музыку разного характера: ласковую
колыбельную, весёлую плясовую. Выполнять действия соответствующие
данной музыке. Игровой материал: кукла, игрушки: собачка, петушок, мишка.
Ход игры: Воспитатель, напевая «Колыбельную», укачивает куклу, а
затем предлагает детям разбудить её. Дети зовут куклу по имени или хлопают
в ладоши под весёлую музыку – «кукла просыпается». При повторном
исполнении песни куклу могут разбудить игрушки: «собачка», «петушок»,
«мишка».
Малышам очень нравится игра «Что делают зайчики?» или «Что
делает кукла?».
Цель данной игры: Развитие слухового восприятия и музыкальной
памяти у детей.
Задачи: учить детей слушать музыку; различать характер музыки –
веселая (плясовая) и спокойная (колыбельная).
Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать
другим.
Игровые действия:
выбор
соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.
Отгадывание характера музыки,
Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили –
были зайцы. Они были очень весёлыми и любили плясать (показывает
картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама
пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог
предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это
своими действиями (дети «спят», дети пляшут) под музыку соответствующего
характера.
Решая задачу ознакомления дошкольников с жанрами музыки, с детьми
старшего дошкольного возраста музыкальные руководители проводят
музыкальнодидактическая игру «Песня, танец, марш».
Цель игры:
1. Дать представления о первичных жанрах музыки (песня, танец,
марш, их характерных особенностях, дать представление о том, что
музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров. Ход игры:
1вариант. Музыкальный руководитель исполняет (или дает
прослушать) детям музыкальное произведение (или отрывок). Приглашает
двух детей. Первый ребёнок выбирает карточку, которая соответствует жанру
этого музыкального произведения и показывает её. Если произведение
известно детям, то говорит его название и имя композитора. Второй ребенок
показывает карточку, на которой изображен характер музыкального
произведения, соответствующий характеру музыки (это может быть
«смайлик», «лицо» спящее, плачущее, весёлое).
Есть несколько вариантов оформления этой игры:
на карточках могут быть изображены флейта (условное изображение
песни, бубен (танец, барабан (марш);
на карточках может быть изображён поющий ребёнок, танцующие
дети, марширующие (дети фишками закрывают картинку, условно
соответствующую прослушанной музыке);
детям могут быть предложены карточки из картона, разделённые на
три квадрата двумя вертикальными линиями и отдельные (такого же размера)
квадраты с изображениями, о которых говорилось ранее; дети прослушивают
три музыкальных произведения, поочерёдно определяют жанр каждого из них
и закрывают пустые квадраты на прямоугольной карточке.
Пособия этого типа можно использовать и для ознакомления детей с
разновидностями внутри одного жанра. Рассмотрим это на примере. При
проведении игры «Чей это марш?» у детей развивается умение различать
характер марша и соответственно на прямоугольной карточке изображены
шагающие дети, марширующие солдаты и игрушечные солдатики.
В подготовительной к школе группе я провожу игры «Три танца». Цель
игры: развивать у детей представление о танцевальных жанрах, умение
различать плясовую, польку, вальс.
Описание. Пособие возможно в двух вариантах. 1й вариант. Такие же карточки, как и в предыдущих играх,
изображены гармошка (для определения звучания плясовой музыки, цитра
(вальс,
бубен (полька). Три фишки.
2й вариант. Вместо изображений инструментов можно использовать
цветные карточки (например, зелёная соответствует плясовой, голубая –
вальсу, оранжевая – польке.);
Детям очень нравится игралото «Три кита музыки»
Данный дидактический материал представляет наборы карточек с
изображением различных музыкальных жанров: танец, песня, марш.
Музыкальнодидактическая игра «Три кита» (как и любая другая)
имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо
соблюдать.
Особенностью музыкальнодидактической игры «Три кита» является и
то, что она может использоваться и на занятиях с дошкольниками, а также
использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий в игровой
деятельности.
Организую музыкальнодидактическую игру «Что играет крокодил
Гена?»
Цель игры: обогащать музыкальный опыт детей, развивать умение
определять жанр музыкального произведения в процессе слушания музыки.
Необходимый материал: карточки с изображением крокодила Гены и
картинками, соответствующими основным жанрам музыки
Ход игры:
Музыкальный руководитель говорит, что сегодня в гости к ребятам
пришел крокодил Гена с гармошкой. Он знает много различных мелодий и
куплетов, но как эта музыка правильно называется не знает. И просит
помочь разобраться ребят! Напоминает ребятам, что в музыке существует три
основных жанра песня, танец, марш. Затем дети слушают предложенные
музыкальные отрывки и определяют к какому жанру музыки они относятся. Дети передвигают ленточку на гармошке и показывают свой результат.
Музыкальный материал к игре программные произведения соответствующие
возрасту детей и реализуемой программе детского сада. А ещё ребятам
нравится игра – моделирование на знание жанров музыки «Волшебный веер».
Игровой материал: Кукла, корзиночка, веера по количеству играющих
детей, сложенные из цветной двусторонней бумаги.
Цель: развивать воображение и творчество, закрепить знание жанров
музыки, формировать устойчивый интерес к различным видам и жанрам
музыкального искусства.
Методика проведения: Педагог показывает куклу с веером и
корзиночку с веерами для детей. Кукла говорит: «Дружок, становись со мной
в кружок!» Значит нас, детвора, ждёт весёлая игра». Дети встают в круг.
Педагог продолжает: «Есть у куклы Кати волшебный веер. Да не один,
вот как много. (Раздаёт детям веера, куклу сажает в центр круга). Он может
превращаться в различные предметы. Подумайте, что ещё можно сделать из
веера, как его можно сложить? В этой игре нам поможет музыка. Дети знают,
что музыка бывает разная. Какие вы знаете музыкальные жанры? (Ответ
детей). Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш –
сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а
если зазвучит песенка веер станет гармошкой.
Интересно проходит игра «Что делают в домике?»
Игровой материал. На планшете изображены сказочные домики с
открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки,
соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная. Музыкальный центр и
поощрительные значки.
Ход игры. Педагогведущий предлагает детям послушать музыку и
угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель (воспитатель,
если игра проводится в группе) играет на фортепиано (или звучит мелодия на
СД). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки,
Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей.
За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто
получит большее число значков. Игра проводится при проведении НОД и в
свободной деятельности.
Игра «Удивительный светофор»
Игровой материал: фланелеграф, большой светофор.
Раздаточный: карточки на каждого ребенка с изображением светофора
и три фишки. Внутри кружочковфонарей на светофорах дети, выполняющие
три действия: спят, маршируют, пляшут.
Ход игры:
Педагог (показывает большой светофор) и говорит:
Вот горит светофор. С ним, дружок мой, ты не спорь!
Что покажет он — узнай, а захочешь — выполняй!
Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Педагог
проигрывает произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок
на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на
большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение,
определяют характер музыки. Под музыкальные произведения, условно
относящиеся к зеленому сигналу светофора, дети могут передвигаться в
пространстве, проявляя свое творчество в движении. Игру можно проводить
на музыкальном занятии или в свободное время.
Кроме перечисленных игр, педагоги могут сделать своими руками
игры на закрепление детьми знаний жанров музыки «Лото», «Домино».
Итак, музыкальнодидактические игры являются важным средством
развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в
доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том,
что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание
участвовать в них. Как показывает практика, систематическое применение в
работе с дошкольниками музыкально дидактических игр повышает у
воспитанников интерес к музыке, к жанрам музыкального искусства, обогащает их новыми знаниями и способствует быстрому овладению детьми
музыкального репертуара.
Литература:
1) Л. Н. Комиссарова. «Наглядные средства в музыкальном воспитании
дошкольников» – М.: «Просвещение», 1986.
2) Н. Г. Кононова. «Музыкально – дидактические игры для
дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя».
3)Н. А. Ветлугина «Музыкальнодидактические игры, развивающие
чувственное восприятие музыки»;
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-СРЕДСТВО ОЗНА-КОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖАНРАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-СРЕДСТВО ОЗНА-КОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖАНРАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-СРЕДСТВО ОЗНА-КОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖАНРАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-СРЕДСТВО ОЗНА-КОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖАНРАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-СРЕДСТВО ОЗНА-КОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖАНРАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-СРЕДСТВО ОЗНА-КОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖАНРАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-СРЕДСТВО ОЗНА-КОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖАНРАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-СРЕДСТВО ОЗНА-КОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖАНРАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.