Музыкальное занятие построено в игровой - исследовательской технологии. Дети узнают, как появилась русская матрешка, выполненная из дерева. Присутствуют все виды музыкальной деятельности, что позволяет разнообразить приемы на занятии. Увлекательное повествование о истории русской матрешки, практические действия с игрушкой (музицирование, танцевальные движения), пение "Каравая" русской куколке вызовут яркий эмоциональный отклик детей.Конспект НОД - музыкального занятия для средней группы на тему "Из чего сделаны игрушки"
Цель. Познакомить детей с появлением в России деревянной куклы Матрешки.
Программные задачи:
1. Закреплять навык коллективного пения в одном темпе. Петь, не напрягая
голос, ясно и четко произносить слова в песне.
2. Развивать самостоятельность в нахождении интонации и пропевании фраз в
диалоговой форме.
3. Совершенствовать умение различать звучание детских музыкальных
инструментов. Учить играть в ансамбле и оркестре, слушая друг друга. Слышать и
передавать и игре музыкальную форму, ритм, динамические оттенки.
4.
Закреплять навык движений с платочком. Менять движения в соответствии
с 3 –х частной формой музыки. Совершенствовать умение ритмично и
выразительно выполнять движения в свободной пляске с предметом (платочком).
5. Эмоционально выразительно передавать в движении игровые образы
(горделивого петушка, хлопотливых курочек).
Материал для проведения занятия: набор матрешек, японский монах, цветные
платочки, игрушечный петушок, лукошко, большая плоскостная нарядная
Матрешка из картона, музыкальные инструменты: деревянные ложки, палочки,
трещотка, маракасы, бубенцы.
Ход занятия.
Дети входят в зал цепочкой, держась за руки. Двигаясь по кругу за музыкальным
руководителем, заводят хоровод вокруг Матрешки большого размера. Идут по
кругу и поют на муз. р.н.м. «Ах вы, сени»:
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли Матрешки,
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
После песни (поют 2 раза) муз. руководитель предлагает сесть вокруг
Матрешки и послушать сказку о рождении деревянной куклы:
Дети, для кого мы водили хоровод? (для Матрешки)
Похожа Матрешка на обычную куклу?
Знаете ли вы, как появилась матрешка на Руси?
Хотите послушать сказку про матрешку? Тогда сядем рядком и послушаем.
Музыкальный руководитель: В некотором царстве, в нашем государстве
жил–был богатый и мудрый купец (человек, который продает и покупает).
Однажды отправился он торговать за горы и долины, за синие моря – океаны в
дальние заморские страны. И приехал он в страну восходящего солнца – Японию.
Удачно торговал он соболями да куницами, жемчугом скатным и другим красным
товаром. Да так подружился с одним японским купцом, что тот на прощаниеподарил ему удивительную деревянную игрушку – монаха, сделанного из дерева,
да не простого – только дотронешься до игрушки, а она качается. Как будто монах
все своему богу, Будде, молится.
Поблагодарил Купец за знатную игрушку и опять через моря – окияны, горы,
леса и долины возвратился в Россию, в свое царство – государство.
Как приехал, перво наперво побежал он к известному в его деревне мастеру –
игрушечнику и показал ему затейливую игрушку из заморских стран. Да и говорит
мастеру: «Можешь ли сделать для наших ребятишек такую красоту?»
Мастер и отвечает: «Отчего не сделать? Сделать – то можно, да уж больно
чудная она, да и непонятная будет нашим ребятишкам.
Попросил купец Мастера сделать к утру японского монаха и ушел. А тут в избу
прибежала мастерова дочка – Матрена, с любимым другом петушком.
(Показывает куклу в народном сарафане и игрушечного петушка.) Посмотрела
Матрена на японского монаха, залюбовалась и стала играть. А Мастер смотрит на
дочку и думает: «Вот Матрене моей завтра именины(9 апреля), дайка я сделаю ей
подарочек». И стал точить из дерева куколку. Выточил да и расписал: платочек,
сарафанчик – как у Матренушки, а в руках будто петушка дружка держит. Одну
куколку для Матренушки сделал, а другую для купца. Пришел рано утром купец,
смотрит – что за чудо: маленькая девочка, как живая, глазки блестят, бровки
тонкие, губки алые, щечки румяные. (Дети рассматривают Матрешку.)
Залюбовался купец работой Мастера и заказал ему аж 100 таких Матрен и денег
много дал. Прибежала утром Матренушка да так и ахнула – себя узнала.
Поцеловала отца и скорей – подружкам хвастать. Прибежали подружки в избу к
Мастеру. Все просят такую же Матрешку. Всем сделал по куколке Мастер, а сам
задумался: «Вон сколько у Матрены подруг, дайка сделаю разных кукол и всех в
одну положу. Будет Матрешка с секретом.» Выточил он большую куклу, потом
поменьше, и еще поменьше…(Из большой Матрешки вынимаются маленькие и
раздаются детям.) И расписал Мастер их нарядными, красивыми, как будто
пришли они к Матрене на именины в цветных платочках и красных сарафанах.
Стали по очереди Матрену поздравлять, а она их благодарить.
Пропевают индивидуально, импровизируя: «Матрена, с именинами,
поздравляю, будь здорова…)
Кукла – Матрена: «Спасибо, Катя…Саша…(называя имя ребенка)
Расставили девочки своих матрешек в круг. Сами взялись за руки и пошли в
хороводе с песней, как мы сейчас.
Дети ставят в центр круга своих матрешек и заводят хоровод «Каравай»:
Как на Матренины именины
Испекли мы каравай…
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ширины.
Вот такой ужины,Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Муз.рук. : Матрена любит поиграть, с платочками поплясать!
Из большой матрешки музыкальный руководитель достает платочки, предлагает
потанцевать.
Танец с платочками «Найди себе пару» лат.нар.мел.
Муз.рук.: Как у наших у ворот
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочек зовет.
Игра «Курочки и петушок» р.н.м.
Муз. рук.: Какой у нас петушок заботливый, как заливисто кукарекал, всех
курочек накормил, никого не забыл. А курочки в благодарность снесли яички, да
не простые, а музыкальные (показывает лукошко с маленькими маракасами,
играет, определяют звучание: легкое, шуршащее, веселое).
Муз. рук.: Из какого материала сделана Матрешка? Какие музыкальные
инструменты тоже сделаны из этого материала (деревянные)?
(деревянные палочки, ложки, трещотка).
Давайте поиграем в оркестре на музыкальных инструментах, повеселим
матрешек.
Оркестр «Калинка» р.н.м. (на 1 часть музыки играют ложки, на 2 часть музыки
– маракасы, бубен, трещотка, бубенцы).
Муз.рук.: С какой куклой мы сегодня познакомились? Из чего она сделана? Для
чего нужна матрешка?
Русская кукла деревянная матрешка очень нарядная, красивая, радует детей и
взрослых.
Муз.рук.: Мы сегодня весело играли,
Пели звонко и плясали.
А матрешки всем улыбаются,
С нами прощаются.
Поют: «До свидания!»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8
Конспект
музыкального занятия на тему
«Из чего сделаны игрушки?»
для средней группы
Музыкальный руководитель: Горбунова Светлана Викторовнаг.Можга
февраль 2014 г.