МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА А.С. ПУШКИНА
Оценка 4.8

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА А.С. ПУШКИНА

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русская литература
6 кл—11 кл +1
15.09.2021
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА А.С. ПУШКИНА
Музыкальность пушкинского стиха была отмечена и высоко оценена его современниками. Великолепно чувствуя звуковую красоту русской речи, Пушкин средствами обычного обиходного языка сумел создать недосягаемые шедевры поэтической легкости и благозвучия. На многие стихотворения А.С. Пушкина написана музыка, но большинство из этих стихотворений о зиме. Новизну своей работы видим в том, чтобы раскрыть музыкальные созвучия в этих стихотворениях. Предметом исследования является творчество А.С. Пушкина, объектом исследования – музыкальность стихотворений зимнего цикла.
ЛТН работа по Пушкину.docx

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Хангаласское районное управление образованием

МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа №1

с УИОП им. И.М. Яковлева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА А.С. ПУШКИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Луковцева Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ ПСОШ №1 с УИОП

им.И.М. Яковлева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Покровск, 2020 г.

Содержание

 

1.

Введение

Стр.3

2.

Глава 1 Творчество А.С. Пушкина в музыке

Стр.4-7

 

1.1 Оперы по произведениям А.С. Пушкина

Стр.4-5

 

1.2 Музыка к стихотворениям А.С. Пушкина

Стр.5-7

 

Выводы по 1 главе

Стр.7

3.

Глава 2 Зимний цикл стихотворений А.С. Пушкина и музыка

Стр.8-19

 

2.1 Стихотворение «Зимний вечер» в музыке

Стр.8-11

 

2.2 Стихотворение «Зимняя дорога» в музыке

Стр.11-14

 

2.3 Стихотворение «Зимнее утро» в музыке

Стр.14-17

 

2.4 Партитура стихотворений «Зимний вечер», «Зимняя дорога» и «Зимнее утро»

Стр. 17-18

 

Вывод по 2 главе

Стр.18-19

4.

Заключение

Стр.20

5.

Использованные источники

Стр.21

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Столкновение двух вольных стихий искусства — музыки и поэзии рождает немало выдающихся шедевров: песни, романсы, оперы. При этом стихотворение, чтобы стать основой музыкального произведения, должно быть по-особому мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются. Тогда музыка и поэзия становятся неотъемлемой частью друг друга.

Музыкальность пушкинского стиха была отмечена и высоко оценена его современниками. Великолепно чувствуя звуковую красоту русской речи, Пушкин средствами обычного обиходного языка сумел создать недосягаемые шедевры поэтической легкости и благозвучия.

Таким образом, тема, поднятая нами, является актуальной.

На многие стихотворения А.С. Пушкина написана музыка, но большинство из этих стихотворений о зиме. Новизну своей работы видим в том, чтобы раскрыть музыкальные созвучия в этих стихотворениях. Необходимость решения данной проблемы повлияло на выбор темы «Музыкальность творчества А.С. Пушкина (на примере стихотворений зимнего цикла)».

Предметом исследования является творчество А.С. Пушкина, объектом исследования – музыкальность стихотворений зимнего цикла.

Методы исследования:

ü  Работа с теоретической литературой;

ü  Анализ стихотворений;

ü  Анализ полученных результатов.

Цель: выявить истоки музыкальности стихотворений зимнего цикла.

Исходя из цели, поставила следующие задачи:

1.      Найти произведения А.С. Пушкина, на которые была создана музыка;

2.      Прослушать музыкальные произведения на стихи А.С. Пушкина;

3.      Проанализировать стихотворения А.С. Пушкина зимнего цикла;

4.      Выявить музыкальные созвучия в стихотворениях зимнего цикла;

5.      Анализ и обобщение полученных результатов.

Гипотеза: стихотворения зимнего цикла А.С. Пушкина обладают общим музыкальным созвучием, которые вдохновляют композиторов.

Практическая значимость: наша работа будет полезна учащимся  и учителям  в изучении творчества А.С. Пушкина и раскроет другие особенности творчества этого великого поэта.

 

Глава 1 Творчество А.С. Пушкина в музыке

Из наслаждений жизни

одной любви музыка уступает,

но и любовь - мелодия!

А.С.Пушкин

Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров, и концертных залов.
Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по-особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.

1.1  Оперы по произведениям А.С. Пушкина

Опера – жанр музыкально-драматического искусства. Литературная основа оперы – либретто. Воплощается средствами музыкальной драматургии и в первую очередь в формах вокальной музыки. В опере объединяются в едином театральном действии драматургия, музыка, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореография (балет).

Русская музыка всегда была неразрывно связана с классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.

«Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки; «Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского, «Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского; «Пиковая дама» — психологическая опера Чайковского.

Секрет их популярности, их долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями — авторами сюжета и музыки.

Опера «Руслан и Людмила» была написана в 1820 году. Пушкин назвал поэму «Мое игривое творение». Увертюра к опере звучит как музыкальный фейерверк. Опера прозвучала впервые в Петербурге в 1840 году, т.е. через 5 лет после гибели поэта.

Трагедия «Борис Годунов» была написана поэтом в 1825 году. Опера была написана Мусоргским через 44 года, т.е. в 1869 году и поставлена в Петербурге.  Цензура вначале запретила оперу и предложила ввести любовный сюжет. Пришлось создать роль Марины Мнишек.

В 1896 году Н. А. Римский-Корсаков предпринял попытку возродить оперу, создав собственную редакцию. Существует несколько редакций «Бориса Годунова»: две редакции автора , две редакции Римского-Корсакова, редакция и оркестровка Дмитрия Шостаковича. Варианты Римского-Корсакова, в которых были сглажены многие шероховатости музыкального текста Мусоргского, получили наибольшее распространение.

Опера «Евгений Онегин» (семилетний труд Пушкина). Появление ее в 1878 году ознаменовало собой новый этап в русском оперном искусстве.

Велика роль либреттистов Петра Ильича Чайковского и Шиловского, которые, прикоснувшись к творению Пушкина, сумели так органично включить в превосходную ткань оперы отдельные стихотворные тексты: арию Гремина, ариозо Ленского и др.

Образ Татьяны — собирательный. Изумительный дуэт Татьяны и Ольги — не что иное, как стихотворение «Певец», написанное Пушкиным еще в лицее.

Опера «Пиковая дама». Повесть написана поэтом в 1833 году (в течение одного года). Чайковский трудился над оперой 41 день. Трудно себе представить, что за такой короткий срок Чайковский создал произведение, которое является одним из величайших достижений мирового музыкального искусства.

Прообразом старой графини явилась 90-летняя княгиня Голицына, властная дама, которая умудрилась умереть в один год с Пушкиным.

Следует отметить, что опера была впервые поставлена в Париже в 1850 году, на 40 лет раньше, чем в России.

По произведениям Пушкина было создано еще ряд опер: «Мазепа», музыка Чайковского; «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок», «Моцарт и Сальери» — композитор Римский-Корсаков; «Дубровский» — композитор Направник; «Русалка», «Каменный гость» — Даргомыжский; «Скупой рыцарь», «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нулин» написаны Асафьевым; «Пир во время чумы», «Капитанская дочка» — композитор Кюи; «Алеко» — дипломная работа Рахманинова; «Медный всадник» — балет Глиэра; «Барышня — крестьянка» — композитор Минкус.

Великий танцовщик, пушкинист и пропагандист творчества поэта Сергей Лифарь поставил в Париже балет «Пиковая дама», пользовавшийся в течение нескольких сезонов бешеным успехом у взыскательной французской публики.

Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов.

1.2  Музыка к стихотворениям А.С. Пушкина

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной:

Напоминают мне оне

Другую жизнь и берег дальный…

А. С.Пушкин.

Стихи  поэта  отличаются  необыкновенной  музыкальностью,  и  естественно, что  многих  композиторов  привлекали  они.

Романс – (испанское romance от позднелатинского romanice). Камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. В романсе мелодия яснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер, но и поэтичную структуру, но и отдельные образы, ритмичность и интонации в частности.

Так, например,  десять  романсов  Глинки  на  стихи  Пушкина - это  поистине  десять  драгоценных  жемчужин («Не пой, красавица, при мне»1828г., серенада «Я здесь, инезилья» 1834г., философское размышление о вечном обновлении жизни «Где наша роза» 1838г., «Ночной зефир» 1838г., «В крови горит огонь желанья» 1838г., «Я помню чудное мгновенье» 1840г., иронично-шутливое «Признание» 1840г., гимн дружбе и молодости «Заздравный кубок» 1848г., наставление молодости «Адель» 1849г., «Мери» 1849г.). Настроения жизнеутверждения, светлого мировосприятия – черты, которые отличают большинство «пушкинских» романсов Глинки. Глинка безошибочно находит для каждого из десяти избранных им стихотворений нужную жанровую разновидность, мудро и чутко передает не только воодушевлявшие поэта мысли и чувства, но и саму музыку пушкинской речи, классическую стройность поэтической формы.

Выделяются его романсы на слова Пушкина (в т.ч. «Не пой, красавица, при мне», «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья», «Ночной зефир»).

Критик А.Н. Серов говорил, что они представляют собой «две жемчужины музыкальные, вызванные двумя жемчужинами поэтическими». «Изумительно яркая, кипучая страстность, — писал он, вспоминая пение Глинки, — «пылала в каждом звуке коротенькой мелодии: «В крови горит огонь желанья».

Другим образчиком соединения талантов двух корифеев русской культуры - Пушкина и Глинки - стал романс «Я помню чудное мгновение». В этом произведении слово и музыка слились настолько, что почти невозможно произнести пушкинские строки и не услышать музыку Глинки. « Я  помню  чудное  мгновенье» -  романс  самый  совершенный,  прекраснейший  из  десяти. Кто  знает  стихотворение  Пушкина,  тот  помнит, какие  чувства  выражены  в  нём  и  каким  напряженным  внутренним  действием  оно  наполнено. Волнение  и  напряженность передаёт  и  музыка  М. Глинки. В каждой  строфе  романса  Глинки  новые  музыкальные  образы,  будто  это  рассказ  о  целой  жизни  человека.

Примечательно, что история создания этого романса мистическим образом повторяет историю написания стихотворения. Пушкин посвятил свои стихи А.П. Керн. Глинка был знаком с ее дочерью — Е.Е. Керн. Знакомство перешло в глубокую взаимную привязанность. Нежные чувства, которые питал Глинка к Керн, пробуждали музыкальное воображение композитора. С мыслями о ней были сочинены несколько пьес, в том числе поэтичнейший «Вальс–фантазия». Для Керн Глинка написал и романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи, посвященные ее матери.

Другой романс Глинки «Не пой, красавица, при мне» был создан с подачи русского писателя, дипломата и музыканта А.С. Грибоедова. Глинка встретился с Грибоедовым летом 1828 г. Они много говорили о музыке. Грибоедов сыграл как-то слышанную им мелодию грузинской песни. Она понравилась Глинке и вскоре он развил ее в законченную пьесу, а затем исполнил в присутствии Пушкина своим друзьям.

Один из современников вспоминал: «[Глинка] играл на фортепьяно грузинскую мелодию со свойственным ему выражением и искусством. На замечания присутствующих, что ей не достает стихов… для всеобщей известности, Пушкин написал…стихотворение». Так возник романс «Не пой, красавица, при мне».

Выводы по 1 главе. Произведения А.С. Пушкина являются неотъемлемой частью мировой культуры. Слово поэта по-особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи. Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов. Русские композиторы создали более 70 романсов на тексты лирических стихотворений А.С. Пушкина. Большинство этих произведений принадлежат известным всему миру композиторам  Алябьеву, Кюи, Глинке, Свиридову, Титову, Даргомыжскому и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Зимний цикл стихотворений А.С. Пушкина и музыка

2.1 Стихотворение «Зимний вечер» в музыке

Стихотворение «Зимний вечер» обладает особой тональностью и мелодичностью. Его перекладывали на музыку более сорока раз. Среди композиторов, которые создали музыкальную оправу для «Зимнего вечера», – Александр Алябьев (1831), Н.С. Титов (1838), Александр Даргомыжский (1853), Яков Эшпай (1935), Н.К. Метнер (1907), Ц.А. Кюи (1910), Георгий Свиридов (1935) и другие. Но самым популярным остается первый романс композитора Яковлева, с которым Пушкин подружился еще в лицее.

  Яковлев Михаил Лукьянович (1798 - 1868) - русский композитор и певец (баритон). Сын статского советника. Окончил Царскосельский лицей. Лицейский товарищ А. С. Пушкина, друг В. К. Кюхельбекера. Служил в Москве, с 1824 - в Департаменте юстиции в Петербурге. Большое внимание уделял игре на скрипке. Уже в лицее славился как сочинитель песен и романсов, а также как исполнитель комических песен. Был близок к литературному кружку А. А. Дельвига. Пользовался популярностью в музыкальных салонах Петербурга. В 1838-1839 неоднократно выступал с исполнением своих романсов на вечерах у М. И. Глинки, который издал его романс "Вечера вакхических друзей" (в сб. "Собрание музыкальных пьес"). Яковлеву принадлежат романсы, "русские  песни" на слова  Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, Пушкина, Дельвига. В наследии Яковлева выделяются лирические романсы, в т. ч. "Когда, душа, просилась ты" (впоследствии переложен Глинкой для вокального дуэта), "Роза ль ты, розочка", а также "русские песни" - "Пела, пела пташечка", "Кудри", "Сиротинушка-девушка", которые, как и у др. композиторов того времени, представляют промежуточный между песней и романсом жанр. Широко популярен его романс на слова Пушкина "Зимний вечер".

Анализ стихотворения

 Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») было написано в родовом имении поэта, в селе Михайловском в 1825 году в жанре элегии.

История создания знаменитого стихотворения связана с нелегким периодом в жизни Александра Сергеевича. Он вернулся из Южной ссылки, был полон надежд и мечтал вновь окунуться в бурлящий, свободный, пусть и суетливый, мир. Но должен был безвыездно находиться в глухом селе Михайловском.

Насколько тяжело давалось Пушкину это вынужденное отшельничество, можно понять из строк стихотворения «Зимний вечер». Оно весьма точно передает бурю чувств в душе поэта. Это произведение,  создание которого проходило на фоне обостренных ситуацией эмоций, породило целый ряд подобных стихотворений, посвященных противостоянию внешнему миру

Тема стихотворения. Основная тема стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» — это тема борьбы. На кого же направлена эта борьба?

В образе бушующей стихии подразумевается внешний мир, с его спонтанностью, яростью, давлением. И этому миру противостоит личность поэта — свободная, ищущая, несломленная. Источником духовных сил является простая няня, с ее сказками, песнями и бесконечной народной мудростью. Именно ее любовь и забота делают Александра Сергеевича сильнее и устойчивей перед напором жизненного шквала.

Идея. Главная идея данного произведения заложена в основе сюжета. Уже в первой строке чувствуется накал эмоций: «Буря мглою небо кроет…». Далее в стихотворении «Зимний вечер» звучит призыв поэта не покоряться судьбе, а продолжать борьбу с жизненной «бурей».

Композиция. Композиционно стихотворение можно разделить на четыре части (по строфам):

Первая часть целиком посвящена вьюге (или, как называет её автор, буре). Сколько разных оттенков использует для её описания поэт! Он не довольствуется обычными словами: «выла вьюга», — он нашёл яркие зрительные и слуховые образы. Вот какие у него зрительные впечатления: небо  покрыто мглою, неистовый ветер крутит в поле снежные вихри. Слух автора различает множество оттенков: то завывание дикого зверя (наверное, волка), то плач ребенка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко заблудившегося Путника.

Вся первая часть наполнена разнообразными движениями вьюги. Это достигнуто использованием многочисленных глаголов: буря «кроет небо», «крутит вихри», «плачет», «воет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». В этой части поэт использует звукоподражание: завывание метели имитируют часто встречающиеся звуки у, р: (буря, вихри, зверь). Ударение в словах падает преимущественно на звуки а или о, что передаёт завывание вьюги.

Вторая и третья части стихотворения целиком обращены к няне, к «доброй подружке». Они вдвоём в занесённом снегом доме, их душевное состояние очень похоже. Вопрос: «Что же ты, моя старушка, / Приумолкла у окна?» — лирический герой, наверное, мог бы обратить и к себе.

Поэт высказывает различные предположения, почему няне грустно: «Или бури завываньем/ Ты, мой друг, утомлена/ Или дремлешь под жужжаньем/ Своего веретена?»

Мы видим противостояние мира внешнего и внутреннего — мира бушующей стихии и мира «ветхой лачужки». Образ «ветхой лачужки» или «хижины» был традиционен для русской поэзии 19-начала 20 века. В творчестве Пушкина образ дома необыкновенно значителен. Дом для поэта - это такое место, где лирический герой защищён от всех ударов судьбы и любых невзгод.

Внешний мир тёмен и холоден, в нём много дисгармонии: буря плачет и завывает, как зверь, наверное, пытаясь проникнуть в дом. Может быть, буря - не только явление природы? Может быть, дерзкое и злобное кружение метели за окном - образ судьбы, обрекающей поэта на одиночество? Но не в характере Пушкина предаваться печали. И хотя дом - всего лишь «ветхая лачужка», но есть средство выстоять и не пасть духом: «Выпьем, добрая подружка/ Бедной юности моей,/ Выпьем с горя; где же кружка?/ Сердцу будет веселей.».

В четвёртой части стихотворения домашний уют, душевное тепло оказываются сильнее разбушевавшейся вьюги, сильнее недоброй судьбы. Пушкин использует различные средства художественной выразительности. Он употребляет эмоциональные эпитеты (добрая подружка; бедная юность), образные сравнения и метафоры-олицетворения (как зверь, она завоет; заплачет, «а» дитя… ).

Художественные средства. В стихотворении «Зимний вечер» автор использует выразительные средства, чтобы передать образы, эмоции и пейзажные мотивы со всей полнотой, яркостью и силой. Пушкин применяет в данном произведении всю эмоциональную красочность эпитетов: мрачные тучи, добрая подружка, бедная юность.

Метафоры – «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей». Они поражают простотой и выразительной передачей настроения, царящего в «лачужке».

Эпитеты – «кровля обветшалая», «путник запоздалый», «ветхая лачужка и печальна, и темна»,  «добрая подружка», которые подчеркивают детали.

 Сравнения – «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит» - использованы для наполнения описания бури звуками.

В произведении есть антитеза: тишина в доме противопоставляется завываниям бури. Система образов построена на контрасте: холодная погода за окном и теплые отношения с няней.

В некоторых строфах важную роль играет интонация. В обращении к старушке несколько раз используются риторические вопросы.

Поэт использует прием звукописи, чем максимально погружает читателя или слушателя в атмосферу, которая и вдохновила его написать данное стихотворение. Ассонанс (на о у е) – это протяжное и угнетающее завывание вьюги за окном, аллитерация («жужжанье») – это звук прялки, за которой сидит няня. Лирический герой обращается к ней с просьбой спеть: «Спой мне песню, как синица/ Тихо за морем жила;/ Спой мне песню, как девица/ За водой поутру шла»

Образ песни – это вой человеческой души, это отражение чувств. Разговорная речь подчеркивается вопросами, восклицаниями, обращениями и прочими соответствующими фигурами речи: «Что же ты, моя старушка,/Приумолкла у окна?», «Выпьем, добрая подружка/ Бедной юности моей,».

Что касается лексико-семантических особенностей стихотворения, то в тексте множество прилагательных, это вытекает из обилия эпитетов. Также динамизм стихотворению придают различные глагольные формы.

Ритмика стихотворения. Стихотворение написано четырёхстопным хореем, состоит из четырех восьмистрочных строф, рифма — перекрестная.

Буря мглою небо кроет,                U _ U _ U _ U _        А         женская рифма

Вихри снежные крутя;                   U _ U _  _ _ U           Б          мужская

То, как зверь, она завоет,              U _ U _ U _ U _        А         женская

То заплачет, как дитя,..                  U _ U _ U _  U          Б          мужская

                         

2.2 Стихотворение «Зимняя дорога» в музыке

Романс «Зимняя дорога» - один из наиболее популярных, и по сей день часто исполняемых на концертной сцене романсов на стихи Пушкина.  На эти стихи написаны романсы 45 -ю композиторами. Музыку на стихотворение положили А.А. Алябьев (1831), Ц.А. Кюи (1910), Т.Н. Хренников (1935), Г.В. Свиридов (1935), В.А. Соловьёв-Седой (1937). Наибольшую популярность получила мелодия Алябьева и Свиридова.

Музыка всегда занимала ведущее место в творчестве Георгия Васильевича Свиридова (1915-1998). Выдающимся мастером вокальной музыки композитор показал себя очень рано – в 1935г. Именно тогда композитор начал работать над одним из лучших достижений своего творчества – романсами Пушкина («К няне», «Роняет лес багряный свой убор», «Предчувствие», «Зимняя дорога» и др.).

В романсе «Зимняя дорога» сопоставляются два образа: реальность и мечта. Реальность – это сама дорога: мелодия устремлена вперед – «вверх», превышая диапазон октавы, но ритмическая ровность словно «сковывает» ее, а фигурации в фортепианной партии придают оттенок тревоги, но одновременно играют изобразительную роль, живописуя стремительное движение саней. В контрастном среднем разделе – где поэт мечтает «забыться у камина» - движение останавливается, но органный пункт на неустойчивой гармонии напоминает о том, что это только мечта, настоящего успокоения не происходит. И вновь возобновляется стремительный бег.

Анализ стихотворения.

Александру Сергеевичу Пушкину всегда хорошо удавалось выражать свое настроение через картины природы. Ярким примером тому служит стихотворение «Зимняя дорога», написанное в декабре 1826 года, посвященное Софии Федоровне Пушкиной, дальней родственнице, в которую был влюблен поэт. Прошел всего лишь год после восстания декабристов, среди которых было много друзей поэта. Одни уже казнены, другие сосланы в Сибирь. Сам Пушкин отбывал ссылку в Михайловском, поэтому его настроение оставалось подавленным.

История создания. Оно имеет автобиографическую основу. Существуют две версии истории создания произведения. Одни исследователи считают, что оно посвящено дальней родственнице автора – Софии Пушкиной. Немногие знают, что поэт собирался жениться на ней.  Зимой 1826 г. он сделал девушке предложение. Согласно этой гипотезе, под образом таинственной Нины скрывается София.

Другие ученые утверждают, что произведение было написано после поездки в Москву. В сентябре 1826 г.  Пушкина уведомили, что в Москве его ожидает Николай I. Император пообещал поэту свое покровительство и освобождение от контроля со стороны цензуры. Известно, что разговор с императором был напряженным.

Тема стихотворения. В русской литературе многие поэты развивали зимнюю тематику. У Пушкина она тесно связана с душевными переживаниями. Автор раскрывает две темы – красоты зимней природы и «сердечной тоски».

В центре произведения лирический герой, второстепенные образы – Нина и ямщик.

Лирический герой едет по зимней дороге, наблюдая за природой. Уже начальные пейзажные зарисовки дают читателю понять, что настроение у главного героя грустное. Он замечает, как луна бросает печальный свет на печальные поляны. Дорога кажется мужчине скучной и даже колокольчик на борзой тройке не звенит, а гремит, утомляя слух. Лирический герой стихотворения прислушивается к песням ямщика. Напевы вызывают у него смешанные чувства веселья и тоски. По пути ничего не радует глаз, вокруг пустынно: ни огня, ни «хаты». Глушь еще больше угнетает героя.

Скука героя немного развеивается, когда он вспоминает о скорой встрече с Ниной. Воображение начинает рисовать прекрасные минуты в обществе девушки. Заметно, что мужчина влюблен в нее, ведь говорит: «Я забудусь у камина, загляжусь не наглядясь». Героя радует то, что полночный час не разлучит его с возлюбленной. 

В последней строфе путник оставляет грезы и возвращается в реальность. Ему снова становится грустно. Мысленно обращаясь к Нине, он рассказывает о скучном пути и дремлющем ямщике. 

После прочтения произведения становится понятно, какова его главная мысль: даже веселые зимние пейзажи могут превратиться в унылые картины, если рядом нет близкого человека; природа способна отражать все чувства человека.

Композиция. Произведение представляет собой описание природы с элементами авторских размышлений и относится к жанру элегии. Композиция стихотворения – кольцевая и условно делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. В первом четверостишии читатель погружается в зимний пейзаж, а последняя строфа вновь возвращает его в царство зимы. Стихотворение состоит из семи четырехстрочных строф.

Художественные средства. Зимний пейзаж создается помощи средств выразительности. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Преобладают в тексте эпитеты:  «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «черная хата», «версты полосаты». Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают метафоры: «пробирается луна на печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик». Сравнения поэт не использует. Смешанные чувства лирического героя передаются при помощи антитезы, например, описывая песню ямщика, он говорит, что в ней чувствуется: «То разгулье удалое, то сердечная тоска».

Для того чтобы передать печаль героя А. С. Пушкин в трех катренах использует оборванные предложения.

Свое грустное и унылое настроение автор раскрывает с помощью эпитетов: «печальные», «однозвучный», «скучный». Усиливает впечатление инверсия: «по дороге скучной», «колокольчик однозвучный», «тройка борзая», «стрелка часовая». Повторяющиеся несколько раз однокоренные слова характеризуют настроение автора и бесконечно длинную зимнюю дорогу, подчеркивая ее однообразие: «печальные», «печально», «скучной», «скучно», «скучен».

В третьем четверостишии присутствуют эпитеты, выражающие отношение Александра Пушкина к русской песне. В двух соседних строках читатель встречает противоположные понятия тоски и удалого веселья, которые помогают автору намекнуть на противоречивость характера русского человека: «то разгулье удалое, то сердечная тоска».

В четвертой строфе мы словно слышим топот конских копыт. Такое впечатление создается за счет повторения согласных «п» и «т». В пятом четверостишии Пушкин использует аллитерацию со звуком «з», который встречается в пяти словах из одиннадцати. В этой части стихотворения в двух строках подряд повторяется слово «завтра», усиливая чувство ожидания встречи с любимой. В шестой строфе часто повторяются звуки «ч», «с», характерные для тиканья часов.

Завершающая седьмая строфа повторяет мотив пятой, но уже в иной интерпретации. Слово «путь» употреблено здесь в переносном смысле. Звуки «н», «л» в сочетании с ударным «у» вновь создают ощущение грусти, тоски и бесконечно длинной дороги.

Большинство глаголов в «Зимней дороге» раскрывают душевные переживания лирического героя. Особую мистичность и таинственность пейзажу придают олицетворения: луна «пробирается» сквозь туман, печально льет свет, лунный лик «отуманен».

Стихотворение «Зимняя дорога» впервые было опубликовано в 1828 году в журнале «Московский вестник». Его музыкальность и стилистическая красота и по сей день привлекают внимание композиторов. Более пятидесяти авторов написали музыку к «Зимней дороге». Песни о ямщике и борзой тройке снискали огромную популярность, многие из них уже давно стали народными.

Ритмика стихотворения. Произведение написано четырехстопным хореем, состоит семи четырехстрочных строф, рифма перекрестная.

Сквозь волнистые туманы                       U _  U _  _ _ U _        А         женская рифма

Пробирается луна,                                    _ _   U _  _ _ U           В         мужская

На печальные поляны                               _ _   U _  _ _ U _        А         женская

Льет печально свет она.                           U _  U _  _ _ U           В         мужская

 

2.3 Стихотворение «Зимнее утро» в музыке

С ослепительно солнечного зимнего утра, с торжествующего гимна русской природе, начинается хоровой концерт «Пушкинский венок» Г.В.Свиридова: «Мороз и солнце, день чудесный». Номер «Зимнее утро» представляет собой пейзажную зарисовку, в тоже время образ не статичен - это целая «вереница» светлых, ясных образов. Жанр этого произведения –  хоровая миниатюра. В хоровом  произведении музыка гармонично  сочетается с литературным текстом.  Как слова, так и звуки передают  красоту зимней природы. Романсов на это стихотворение не написано.

                                                             Анализ стихотворения.

“Зимнее утро” – это один из лучших образцов пейзажной лирики Пушкина, произведение, пронизанное трепетной радостью от созерцания прекрасной русской зимы.

История создания. 1829 год выдался для Пушкина очень тяжелым. Он находился в опале и под постоянным полицейским надзором. Друзья поэта, стремясь подарить ему немного спокойной жизни, звали его к себе погостить. И вот, будучи в гостях у Петра Вульфа, Пушкин пишет чудесный стих, воспевающий красоту окружающего его мира. История создания этого произведения тесно связано с тем, кому посвящено стихотворение. Литературные критики считают, что оно посвящено двум любимым женщинам поэта – его жене Наталье Гончаровой, и его Няне Арине Родионовне.

Находясь среди близких людей, в дружелюбном окружении, Александ Сергеевич не просто отдыхает душой, но и ощущает потребность творить. Созданное им “Зимнее утро” пронизано радостью от общения с природой, от того, что можно просто насладиться ее красотами и не думать больше ни о чем. Опубликовано стихотворение год спустя в альманахе “Царское село”.

Тема. Посвящено это произведение русской природе. Поэт всегда особенно любил зиму – его завораживали заснеженные пейзажи, волшебство русской природы вызывало трепет в его сердце. Неудивительно, что темой одного из лучших его произведений стал именно зимний пейзаж. Очевидно, что оно написано под впечатлением от реальной картины, которую он увидел, пока гостил в имении, и которую стремился не просто описать, но и передать свое настроение.

Главная мысль этого произведения достаточно проста: человека в любой время года окружает красота. Важно не проспать ее, не упустить возможность полюбоваться миром вокруг и насладиться его чудесами.

Композиция. Классическая линейная композиция, тем не менее, заслуживает подробного разбора.

В первом шестистишии главный герой этого лирического произведения восхищается красотой зимы. Он приходит, чтобы разбудить возлюбленную и показать ей, как прекрасен зимний мир за окном.

Вторая строфа построена на антитезе между вчерашним вечером, когда за окном была буря, а возлюбленная сидела в печали, и нынешним состоянием природы. Именно антитеза делает произведение особенным, придает ему колорит.

В третьей строфе показано прекрасное зимнее утро, которое поэт описывает самым восхищенным способом, а в четвертой лирический герой возвращается в комнату, где очень тепло, и можно наслаждаться тем, как весело трещат поленья в камине.

Но последняя строфа вновь возвращает читателя на улицу: Пушкин приглашает его на зимнюю прогулку в санях, чтобы вволю налюбоваться окружающей красотой.

Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают прекрасную картину.

Жанр. Его легко определить уже по названию, которое обещает прекрасные описания русской природы и зимние пейзажи. Итак, жанр – это пейзажная лирика. Пушкин использует достаточно простой и традиционный для себя стихотворный размер – четырехстопный ямб. Он придает стихотворению особенную мелодичность. Интересен и способ рифмовки – так называемый смешанный: женская рифма в сочетании с мужской работает на передачу настроения.

Средства выразительности. Пушкин использует в своем произведении самые разные выразительные средства, например:

Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.

Сравнение – “как бледное пятно”.

Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”.

Кроме того, широко используются разнообразные обращения, такие как “подруга дней моих суровых”, “красавица”.

В произведении радостные эпитеты сочетаются с мрачными, создающими противопоставление, чтобы еще больше подчеркнуть красоту зимнего утра. Есть в нем и метафоры (например, снег “лежит”, блестя на солнце), гипербола, аллитерации и анафоры. Все это работает на художественную идею и помогает создать лирическое настроение.

В стихотворении «Зимнее утро» есть строчки, передающие не только игру света, но и широту и раздолье российских просторов: «Под голубыми небесами/ Великолепными коврами…».

     Это ощущение создаётся многосложными словами с почти одинаковыми окончаниями и игрой на гласных У-О-Е-И.

А в строчке: «Блестя на солнце, снег лежит…» - мы будто бы слышим, как ломаются тонкие утренние льдинки на снегу благодаря повторяющемуся звуку [с] и [ц].

   И всё же до сих пор поэт давал нам лишь зрительные образы, но вот в четвёртой строфе мы не только видим этот янтарный отблеск огня, но и слышим потрескивание сухих, охваченных пламенем поленьев благодаря аллитерации – игре на согласных звуках (звукопись): « …Веселым треском/ Трещит затопленная печь» ([т], [р] и [щ-ч-ск].)

 

 

 

Ритмика стихотворения. Произведение написано четырёхстопным ямбом, состоит пяти шестистрочных строф, рифма параллельно-перектрестная.

Мороз и солнце; день чудесный!               _ U _ U _ U _ U  _     А         женская рифма

Еще ты дремлешь, друг прелестный —   _ U  _ U _ U _ U  _     А         женская

Пора, красавица, проснись:                              _ U _ U _ U _ U         В         мужская

Открой сомкнуты негой взоры…              _ U _ U _ U _ U  _     А         женская

Навстречу северной Авроры,                            _ U _ U _ U _ U  _     А         женская

Звездою севера явись!                                           _ U _ U  _ _ _ U         В         мужская

2.4 Партитура стихотворений

«Зимний вечер», «Зимняя дорога» и «Зимнее утро»

Читая Пушкина, мы не можем не обратить внимание на звуко-цветовую, интонационную сторону его произведений, на музыку слова в пушкинских произведениях, на несравненное умение поэта пользоваться там, где это нужно, выразительностью самих слов.

А.П. Журавлев, доктор филологических наук, профессор, в книге «Звук и смысл» пишет о том, что у каждого звука есть свой цвет. Таблица звуко-цветового соответствия прилагается в таблице 1 в приложении. Пользуясь данной таблицей, мы составили звуковой тон стихотворений А.С. Пушкина зимнего цикла.

Стихотворения

Количество согласных звуков

Количество гласных звуков

Цветовая символика звуков по Журавлеву

Вывод

«Зимний вечер»

[р]/ [т]/ [н]/ [в]:

29/ 33/25/ 23

[о]/ [а]/ [и]/ [э]:

24/ 80/36/ 36

Бордовый, синий, розовый, белый, густо-красный, зеленый

Во всех трех стихотворениях преобладает количество следующих повторяющихся согласных звуков как [р], [т], [н], [с] – такие звуки символизируют бордовый, синий, голубой цвета. Также из гласных звуков чаще всего встречаются звуки [а], [и] – данные звуки обозначают густо-красный и синий цвета. Все эти цвета можно увидеть в отражении снега. Таким образом, частое использование этих звуков создает ритм и мелодичность стихотворений. 

«Зимняя дорога»

[с]/ [р]/ [т]/ [н]:

27/ 23/25/ 46

[о]/ [а]/ [и]/ [э]:

/ 90/32/ 19

Голубой, бордовый, синий, оранжевый, белый, густо-красный, зеленый

«Зимнее утро»

[с]/ [р]/ [л]/ [н]:

33/ 33/ 37/ 48

[о]/ [а]/ [и]/ [э]:

16/ 71/53/42

Голубой, бордовый, фиолетовый, оранжевый, белый, густо-красный, зеленый

 

Также в анализе стихотворения необходимо обратиться к интонационному оформлению стиха, которое тоже накладывает свой музыкальный строй произведения. Основные партитурные знаки приводятся в таблице 2 в приложении.               

«Зимний вечер»

«Зимняя дорога»

«Зимнее утро»

n Буря мглою/ небо кроет,/

___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___

Вихри снежные крутя;/

То, z как зверь,/ она завоет,/

То заплачет,/ как дитя,/

То z по кровле обветшалой/

Вдруг соломой зашумит,/

То,/ как путник запоздалый,/

К нам в окошко застучит.//

___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   __

 

 

Наша ветхая лачужка/

И печальна/ и темна./

^oЧто z же z ты,/ моя старушка,/

Приумолкла у z окна?/

Или бури завываньем/

Ты, z мой друг,/ утомлена,/

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?//

Выпьем,/ добрая подружка/

Бедной юности моей,/

Выпьем с горя;/ где z же кружка?/

Сердцу будет веселей./

Спой мне песню,/ как синица

Тихо за морем жила;/

Спой мне песню,/ как девица

За z водой поутру шла.///

 

^ n Буря мглою/ небо кроет,/

___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   __

Вихри снежные крутя;/

То, z как зверь,/ она завоет,/

То заплачет,/ как дитя./

___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   __

Выпьем,/ добрая подружка/

Бедной юности моей,/

Выпьем с горя;/ где z же кружка?/

Сердцу будет веселей.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На  z печальные поляны

Льет печально свет она./

___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___

По z  дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит./

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:/

То  z разгулье удалое,/

То  z сердечная тоска...//

Ни  z огня, /ни  z черной хаты,/

Глушь и снег...// Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне...//

Скучно,/ грустно...// Завтра, Нина,

Завтра к милой возвратясь,

Я  z забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь./

Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит,

И, z  докучных удаляя,

Полночь нас не разлучит./

Грустно, Нина:/ путь мой скучен,/

Дремля смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

oМороз /и  z солнце;// день чудесный!//

Еще  z ты  z oдремлешь, друг прелестный —

oПора,/ oкрасавица,/ oпроснись:/

oОткрой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

oЗвездою севера/ явись!//

^Вечор, /ты  помнишь, /вьюга

 злилась,/

___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   __

На z  мутном небе мгла носилась;

___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   __

Луна,/ как бледное пятно,

___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   __

Сквозь тучи мрачные желтела,/

___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   __

^И  z ты/ печальная сидела —/

___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   __

А  z нынче.../ погляди в окно://

Под oголубыми небесами

 


Великолепными коврами,

oБлестя на  z солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И z  ель сквозь иней зеленеет,

И z  речка подо льдом блестит.//

Вся комната янтарным блеском

Озарена./ Веселым треском

Трещит затопленная печь./

Приятно думать у  z лежанки./

Но z  знаешь: /не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?/

oСкользя по утреннему снегу,

Друг милый,/ предадимся бегу

Нетерпеливого коня/

И  z навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,/

И  z берег,/ милый для меня.

Акцентные слова: сущ-е - буря, вихри, зверь, старушка, завыванье, жужжанье, подружка, синица, девица, дитя, горе, сердце - 12; глаголы – крутя, заплачет, зашумит, застучит, спой - 5; прилаг-ые – снежные, обветшалый, запоздалый, печальна, темна, добрая, веселей, утомлена – 8. Таким образом, можно сделать вывод, что в стихотворении преобладают акцентные существительные, которые показывают статичность, беспеременность происходящего.

Акцентные слова: сущ-е – разгулье, тоска, глушь, снег, версты, круг, колокольчик – 7; прилаг-ые – волнистые, печальные, зимней, скучной, однозвучный, утомительно, сердечная, полосаты, мерный, грустно, скучно – 11. В стихотворении преобладают описательные слова, характеризующие внутреннее угнетенное состояние человека. 

Акцентные слова: сущ-е – мороз, солнце, звезда, вьюга, мгла, луна, ель, речка, комната, блеск, треск, поля, леса, берег – 14; глаголы – дремлешь, проснись, открой, явись, злилась, носилась, желтела, сидела, блестя, чернеет, зеленеет, блестит, трещит, знаешь, скользя – 15; прилаг-ые – северной, бледное, печальная, голубыми, утреннему, пустые, густые – 7.  В стихотворении практически одинаковое количество акцентных существительных и глаголов, что говорит о том, что человек находится в смятении, хаотичном состоянии, он разрывается между покоем и движением.

Слова, объединяющие стихотворения: печальная-печальна, темна-темнеет-черный, добрая подружка-друг милый-к милой, сердце-сердечная, снег-снежные, дремлешь-дремля, луна. Данные слова и акцентные слова раскрывают внутреннее состояние поэта, его боль, переживания. Отсюда и грустная, печальная мелодика всех стихотворений.

На музыкальную сторону стихотворений также немаловажную роль играют выразительные средства. Мы проанализировали все три стихотворения и выполнили сравнительный анализ выразительных средств произведений.

 

«Зимний вечер»

«Зимняя дорога»

«Зимнее утро»

Эпитеты

вихри снежные

кровле обветшалой

путник запоздалый

ветхая лачужка

печальна и темна

добрая подружка

бедной юности

тихо жила

волнистые туманы

печальные поляны

льет печально

дороге зимней, скучной

тройка борзая

колокольчик однозвучный

утомительно гремит

долгих песнях

разгулье удалое

сердечная тоска

черной хаты

версты полосаты

звучно стрелка

мерный круг

докучных удаляя

путь скучен

колокольчик однозвучен

лунный лик

чудесный день

прелестный друг

северной Авроры

на мутном небе

тучи мрачные

ты печальная

голубыми небесами

великолепными коврами

прозрачный лес

янтарным блеском

веселым треском

утреннему снегу

нетерпеливого коня

поля пустые

леса густые

берег милый

Метафоры

жужжанье веретена — речь идет о процессе прядения, когда из шерсти получается нить, при этом используется веретено, которое крутится и «жужжит»

подружка бедной юности моей — няня поэта не только занималась его воспитанием в детстве, но и жила с ним во время Михайловской ссылки, поддерживала его в трудное время

сердцу будет веселей — подразумевается, что от выпитого вина настроение улучшится

льет свет — светит

пробирается луна — выглядывает сквозь туман

забудусь у камина — погружусь в мысли

полночь нас не разлучит — будем вместе

путь мой — жизнь

навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру

звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой

снег лежит коврами — снег все покрыл

берег милый для меня — любимое место

Сравнения

как зверь, она завоет

заплачет, как дитя

как путник запоздалый

 

звездою севера — автор сравнивает свою возлюбленную со звездой, то есть самой яркой и красивой из всех.

луна, как бледное пятно

Антитеза

как зверь завоет — как дитя заплачет

приумолкла — спой мне песню

печальна — веселей

Разгулье - тоска

«Мороз и солнце» — противопоставление холодного и горячего

«Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись«

«Открой сомкнуты» — открыть закрытые

«мутное небо» и «голубые небеса» — противопоставление мрачного и ясного пейзажа

Кроме того, в стихотворении используется противопоставление ясного зимнего утра и мрачной вечерней зимней бури — это тоже антитеза.

 

Как видно из таблицы, А.С. Пушкин активно использовал эпитеты, метафоры, антитезы. Эти выразительные средства изобилуют во всех трех стихотворениях, что тоже создает некий образ героя и тем самым у композиторов возникала мелодия к стихотворению.

Выводы по 2 главе. Все стихотворения объединяет одна тема – зимы, написанные в тяжелые моменты жизни поэта. Отсюда и печальные, грустные нотки в произведениях, которые повторяются в стихотворениях (печальный, снег, луна, темный). Пушкин использует в своем произведении самые разные выразительные средства, которые создают яркий образ и вдохновляют композиторов. Во всех трех стихотворениях преобладает количество повторяющихся согласных звуков как [р], [т], [н], [с], которые символизируют бордовый, синий, голубой цвета. Также из гласных звуков чаще всего встречаются звуки [а], [и] – данные звуки обозначают густо-красный и синий цвета. Все эти цвета можно увидеть в отражении снега. Таким образом, частое использование этих звуков создает ритм и мелодичность стихотворений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

А.С. Пушкин не играл на музыкальных инструментах, не обладал певческим голосом, но всё же обладал музыкальной одарённостью, так как в его стихах прослеживается искреннее внимание к музыке через игру звуков, образов, череду повторов и выразительных средств. Великолепно чувствуя звуковую красоту русской речи, Пушкин средствами языка сумел создать недосягаемые шедевры поэтической легкости и благозвучия.

Проведя исследование, мы пришли к таким результатам:

1. По произведениям поэта создано более 20 опер, 10 балетов и 70 песен.

2. Тема стихотворений – о зиме, в ее разных образах.

3. Пушкин активно применяет эпитеты, метафоры, антитезы, они создают определенный образ героя, и, тем самым, у композиторов возникает мелодия к стихотворению.

4.  В стихотворениях имеются повторяющиеся согласные звуки: [р], [т], [н], [с], которые символизируют бордовый, синий, голубой цвета, и гласные звуки [а], [и] –обозначают густо-красный и синий цвета. Эти цвета можно увидеть в отражении снега, и это создает некий тональный тембр стихов. Частое использование этих звуков создает ритм и мелодичность.

5. Лексико-семантическая особенность стихотворений (обилие прилагательных, глаголов) придают динамизм стихотворениям.

Таким образом, по итогам результатов своего исследования пришли к выводу, что гипотеза, выдвинутая нами «стихотворения зимнего цикла А.С. Пушкина обладают общим музыкальным созвучием, которые вдохновляют композиторов» является верной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные источники:

1.      Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики//Нижний Новгород 1994 год, стр. 9.

2.      Из истории музыки 20 века. Изд. «Музыка», Москва,1971

3.      Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.:Искусство – Спб,1995

4.      Музыкальная энциклопедия в 6 томах. Изд. «Советская                 энциклопедия», Москва,1976г.

5.      Рождественский В. С. «Читая Пушкина», Ленинград 1986

6.      Сборник стихотворений А.С. Пушкина

7.      http://create-daydream.narod.ru/index/0-22

8.      http://www.li.ru/interface/pda/?jid=4989775&pid=416212442&redirected=1&page=0&backurl=/community/4989775/post416212442/

9.      http://velikiy-pushkin.ru/936-Glinka,-Sodrughestvo-Poezii-i-Muzyki

10.  https://studopedia.ru/13_159181_p-o-s-t-a-n-o-v-l-e-n-i-e--a-.html

11.  http://poetpushkin.ru/stihi/pejzazhnaya-lirika/zimnij-vecher-analiz-stihotvoreniya.html

12.  http://cyclowiki.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F_%D0%BC%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D1%8E_%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%BE_%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B5%D1%82_(%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81)

13.  http://poetpushkin.ru/stihi/pejzazhnaya-lirika/zimnij-vecher-analiz-stihotvoreniya.html

14.  https://goldlit.ru/pushkin/747-zimnii-vecher-analiz

15.  http://a-pesni.org/romans/zimdoroga.htm

16.  https://musicseasons.org/persones/kompozitory/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

https://blog.gekos.ru/wp-content/uploads/2006/12/%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B8.gif



 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования Республики

Министерство образования Республики

Содержание 1. Введение

Содержание 1. Введение

Введение Столкновение двух вольных стихий искусства — музыки и поэзии рождает немало выдающихся шедевров: песни, романсы, оперы

Введение Столкновение двух вольных стихий искусства — музыки и поэзии рождает немало выдающихся шедевров: песни, романсы, оперы

Глава 1 Творчество А.С. Пушкина в музыке

Глава 1 Творчество А.С. Пушкина в музыке

Мусоргского, получили наибольшее распространение

Мусоргского, получили наибольшее распространение

Стихи поэта отличаются необыкновенной музыкальностью, и естественно, что многих композиторов привлекали они

Стихи поэта отличаются необыкновенной музыкальностью, и естественно, что многих композиторов привлекали они

Глинка был знаком с ее дочерью —

Глинка был знаком с ее дочерью —

Глава 2 Зимний цикл стихотворений

Глава 2 Зимний цикл стихотворений

Тема стихотворения. Основная тема стихотворения

Тема стихотворения. Основная тема стихотворения

Дом для поэта - это такое место, где лирический герой защищён от всех ударов судьбы и любых невзгод

Дом для поэта - это такое место, где лирический герой защищён от всех ударов судьбы и любых невзгод

Спой мне песню, как синица/ Тихо за морем жила;/

Спой мне песню, как синица/ Тихо за морем жила;/

Анализ стихотворения. Александру

Анализ стихотворения. Александру

В последней строфе путник оставляет грезы и возвращается в реальность

В последней строфе путник оставляет грезы и возвращается в реальность

В этой части стихотворения в двух строках подряд повторяется слово «завтра», усиливая чувство ожидания встречи с любимой

В этой части стихотворения в двух строках подряд повторяется слово «завтра», усиливая чувство ожидания встречи с любимой

История создания. 1829 год выдался для

История создания. 1829 год выдался для

Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают прекрасную картину

Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают прекрасную картину

Ритмика стихотворения. Произведение написано четырёхстопным ямбом, состоит пяти шестистрочных строф, рифма параллельно-перектрестная

Ритмика стихотворения. Произведение написано четырёхстопным ямбом, состоит пяти шестистрочных строф, рифма параллельно-перектрестная

Буря мгло ю/ небо кроет,/ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___

Буря мгло ю/ небо кроет,/ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___

Зимний вечер» «Зимняя дорога» «Зимнее утро»

Зимний вечер» «Зимняя дорога» «Зимнее утро»

Как видно из таблицы, А.С. Пушкин активно использовал эпитеты, метафоры, антитезы

Как видно из таблицы, А.С. Пушкин активно использовал эпитеты, метафоры, антитезы

Заключение А.С. Пушкин не играл на музыкальных инструментах, не обладал певческим голосом, но всё же обладал музыкальной одарённостью, так как в его стихах прослеживается искреннее…

Заключение А.С. Пушкин не играл на музыкальных инструментах, не обладал певческим голосом, но всё же обладал музыкальной одарённостью, так как в его стихах прослеживается искреннее…

Использованные источники: 1

Использованные источники: 1

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 1
Скачать файл