Музыкальные подвижные и коммуникативные игры для дошкольников
Музыкальные коммуникативные игры представляют собой синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. Музыкальные коммуникативные игры помогают наладить отношения между детьми, найти себе друзей, создают хорошие условия для проявления индивидуальных качеств ребенка. Коммуникативные игры являются школой сотрудничества. Здесь у ребят вырабатывается умение действовать в игре, эмоционально откликаться на состояние другого, «болеть» за партнера. Дети начинают понимать, что выручить своего товарища – это не стыдно, что надо не бояться выручить своих друзей в нужную минуту. Коммуникативные игры разнообразны по форме. Игры - пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Бабочка и ветерок», «Бабочки и жуки», «Водоросли»). Игры - зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения «Море волнуется», «Зеркало», «Тряпичная кукла». Обычные сюжетно- ролевые игры также могут быть отнесены к коммуникативным играм с эпизодическим применением музыкального репертуара, включением в общий сюжет песенок, танцев, которые помогают воплотить замысел игры. Коммуникативные игры помогают заинтересовать, эмоционально увлечь ребят или же переключить их внимание, снять утомление, создать приподнятое настроение. Цель коммуникативных игр: развитие общения между детьми, легкости вступления в контакт, инициативности; развитие сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения; развитие позитивного самоощущения, закрепощенности, уверенности в себе, ощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, формирования положительной самооценки. Танцы со сменой партнёров. В основе танцевальных сюжетов - образы дружелюбия, партнерской поддержки. Фигуры танцев - простые, несложные для запоминания жесты и движения. Такие танцы выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Как правило, у каждого танца есть игровой сюжет, что ещё больше облегчает их запоминание. Танцы-игры со сменой партнёров снимают барьеры между более раскрепощёнными, инициативными и напротив, неуверенными в себе детьми. Тем самым создаются равные условия общения для всех ребят. Дети с заниженной самооценкой в таких танцах чувствуют себя полноправными членами коллектива. Дети, которые лидируют в группе и привыкли пренебрегать «тихонями» и «задирами», открывают для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все. Тактильный контакт танцующих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе. В танцах со сменой партнеров нет процесса оценивания, это раскрепощает и ободряет каждого участника игры-танца. Несложные фольклорные танцы со сменой партнёров также являются одной из форм коммуникативных музыкальных игр. Такие танцы есть в фольклоре разных народов. Примеры коммуникативных танцев и игр.
Танец «Приветствие» объединяет участников, создает атмосферу доверия. Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой.
Танец «Лавата» сближает малознакомых детей, создает дружескую атмосферу, способствует снятию барьеров в общении.
Дети, взявшись за руки, идут, выполняя движения по тексту.
«Ручеёк».
Дети выстраиваются парами в колонну, каждый из них берётся за руку с партнёром, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встаёт напротив всей колонны и начинает движение в глубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей в глубь ручейка пары и т. д. Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь её завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на мосте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение в глубь ручейка. Движение продолжается до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своём месте, дожидаясь, пока и все остальные не придут на свои места. Затем назначается следующая фигура.
«Тетера».
Дети встают в колонну парами лицом к ведущей паре, но отпускают руки партнёра и отодвигаются в стороны, образуя две шеренги. Ведущая пара поворачивается лицом друг к другу, как бы закругляя шеренгу. Дети ведущей пары берутся за правые руки: обходят друг друга, левой рукой ухватываясь за левую руку стоящего в противоположной шеренге. Движение, начатое ведущей парой, продолжается по всей шеренге теми, до кого дошла очередь, и до тех пор, пока все, начиная с ведущей пары, не окажутся на своих местах. Далее фигуры танца снова могут назначаться ведущей парой и исполняться до тех пор, пока звучит песня. Игры, на развитие навыков общения. Такие игры помогают наладить сотрудничество в группе, умение согласовывать свои действия с действиями других, концентрировать свое внимание. «Цветные клавиши» Игровой материал: ударные инструменты по количеству участников, цветные клавиши из картона. Дети делятся, на четыре группы, каждой из которых раздаются муз. инструменты. В центре находится дирижер, перед которым лежат на полу 4 разноцветные клавиши. Каждой группе инструментов принадлежит своя цветная клавиша. Дирижер поднимает одну из клавиш - играет та группа инструментов, которой принадлежит эта клавиша. Дирижер может поднять 2 клавиши, тогда играют 2 группы инструментов и т. д. Игра повторяется с другими инструментами под любую ритмичную музыку. Игры на преодоление застенчивости. Такие игры помогают преодолеть застенчивость детей через телесный контакт, дети становятся более уверенными в себе. «Пугало» Игровой материал: небольшие цветные лоскутки, по одному на каждого ребенка. Дети садятся в круг. Каждый участник выбирает себе лоскут. Один из детей встает в центр круга, разведя руки в стороны. Остальные подходят к нему и развешивают лоскутки у него на голове, руках, плечах. Затем все, кроме «пугала», возвращаются на свои места и поют песню: Пугало вертится и скрипит. Кружится, кружится, Скоро все вниз полетит. «Пугало» вертится под пение детей до тех пор, пока все лоскутки не упадут. Игры на развитие сплоченности коллектива. «Паутинка» Игра способствует развитию общения между детьми, воспитывает чувство ответственности за действия других, развивает мелкую моторику. Игровой материал: клубок вязальных ниток. Дети стоят в кругу. У музыкального руководителя в руках клубок ниток. Водящий крепко держит конец нити и бросает клубок любому ребенку, согласуя с музыкальными фразами произведения. Ребенок, поймав, бросает клубок дальше другому ребенку и так повторяется пока нитка не кончится. Получается большая паутина. Задача детей следить за натяжением нити. В конце игры ведущий предлагает детям полюбоваться полученным узором. Игра проводится под русскую народную песню «Во поле береза стояла». Игры на снятие агрессии у детей. «Черепаха» Игра способствует развитию чувства ответственности за свои действия и их последствия. Способствует выбросу негативных эмоций и снятия агрессии. Дети стоят парами, один ребенок подставляет спину – он «черепаха», другой выполняет массажные движения. Затем меняются местами. - Шла купаться черепаха – похлопывание по спине собранными пальцами сверху вниз. - И кусала всех от страха: - энергичное пощипывание от поясницы вверх по спине - «Кусь –кусь - кусь - кусь - медленные вибрирующие движения слегка согнутыми пальцами. - Никого я не боюсь. У – У!» - быстро повернуться и испугать партнера. «Кто у нас хороший». Игра помогает создать хорошее настроение, повышает собственную значимость ребенка. Игра «Дружный поезд» на развитие чувства ритма и реакции на смену характера музыкального сопровождения, помогает согласовывать свои действия с действиями других детей. Игра помогает создать положительный эмоциональный фон, сплачивает коллектив группы. Развивает умение подчиняться правилам других. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия. Игра «Обнималки» Создает благоприятный климат, способствует взаимодействию детей в паре. Игра помогает создать положительный эмоциональный фон, сплачивает коллектив. Дети прыгают или танцуют под музыку, когда музыка прекращается, каждый ребенок кого-то обнимает. Затем музыка продолжается, и дети снова прыгают или танцуют (можно с партнером) Игра «Цифры» способствует созданию положительных эмоций. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединиться между собой, соответственно названной цифре. 2- парами, 3- тройками, 4-четверками. В конце игры ведущий произносит: «Все». Дети встают в общий круг и берутся за руки. В этот момент можно взять ведущему игрушку и начать ее передавать рядом стоящему ребенку с пожеланием сказать друг другу добрые слова. Тактильные игры. «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы», Самая известная из всех тактильных игр — знакомый всем с детства массаж, который сопровождается стишком про поезд. Каждую строчку нужно изобразить движениями на спине ребенка. «Месим тесто, лепим Колобок» Для этой игры пусть малыш станет вашим «тестом». Удобно уложите его на ковре или на кровати, начните «месить», «разминать» и «раскатывать». Движения должны быть массажными, довольно интенсивными. Слепите из вашего «теста» Колобка и изобразите, что ставите его выпекаться. Затем восхититесь, каким аппетитным и душистым он получился. Так и хочется съесть! В этот момент малыш-Колобок наверняка захочет убежать, но ваша цель уже будет достигнута — в процессе игры вы вдоволь напитаете малыша контактом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.