МУЗЫКОТЕРАПИЯ.
Восходит к опыту древней медицины (Атарведам в Индии, Авиценна, Маймонид).Эмпирический опыт и множество исследований влияния музыки на организм и психику обосновывают выделение седативной и тонизирующей музыки, разработки специальных рецептов для различных заболеваний и эмоциональных состояний. В индивидуальной и групповой психотерапии разные виды музыки используются как фоновое сопровождение гипноза и суггестии; в эмоционально – стрессовой терапии (по В.Е.Рожнову и М.Е.Бурно).
В работе с детьми чаще всего используется музыкотерапия в сочетании с пластическими, ритмическими, танцевальными заданиями на занятиях.
У детей восприятие и переживание музыки очень индивидуальны.
Музыкотерапия П.Нордоффа и К.Роббинса.
Основы данного подхода были заложены в 1950 – 1960-х годах. Музыка в рамках данного подхода используется не как направленное воздействие с предсказуемым результатом, а как язык диалога педагога и ребёнка (терапевта и пациента).Основную роль играют не прослушивание «музыкальных рецептов», а прамузыка и премузыка – (вокализации педагога и ребёнка, обмен простейшими музыкальными сигналами – ритмикой барабана, колокольчиков, фортепьянных звуков).Вовлечение ребёнка в такой музыкальный диалог формирует коммуникативный опыт ребёнка. Метод эффективен для занятий с детьми с РДА, ранней шизофренией, с грубыми нарушениями речевого развития, депривационной задержкой развития ( в любом возрасте, и даже с 2,5 – 3 лет, когда другие формы психотерапии ещё неприменимы).
В структуре музыкотерапевтичных занятий присутствуют элементы паравербальной психотерапии.
ПАРАВЕРБАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.
(Е.Хеймлих, 1972).
Этот метод предполагает построение общения педагога (терапевта) с ребёнком через сенсомоторные каналы.
Сенсомоторная коммуникация не заменяет полностью вербальную, но идёт с ней рука об руку.
Первичный, и не только, контакт с ребёнком устанавливается через звук, движение и прикосновение. Причём, прикосновение играет решающую роль!
Зрительные стимулы и минимальный вербальный контакт выступают как аккомпанемент.
Могут использоваться любые средства:
-невербальные вокализации
-рифмование
-знакомые мелодии
-мимика
-драматизация
-разные материалы: краски для рисования пальцами, приспособления для пускания мыльных пузырей, эластичный трос, вода, простые ударные и струнные муз. Инструменты
Главная цель данного метода общения через сенсомоторные каналы
состоит в создании коммуникативной ситуации и ослаблении негативных элементов, дезорганизующих общение ребёнка с окружающими.
Выражение лица педагога, его телодвижения, модуляции голоса действуют одновременно как стимул и модель для подражания. Необходима атмосфера удовольствия и принятия. Изменения громкости, ударений, темпа звуков, голоса, движений влияют на ребёнка. Затем добавляются касания, прикосновения, а позже – вербальные слова, пояснения.
За реакциями ребёнка ведётся наблюдение, педагог пытается предупредить ослабление интереса и скуку, переключает ребёнка на другой вид деятельности.
ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ.
Это метод, использующий возможности среды для изменения нежелательного поведения ребёнка. Для стимуляции и закрепления желательного поведения применяется система поощрений (деньги, сладости, игрушки, разрешения). Метод предполагает создание для ребёнка поисковой активности – ненавязанное осознание им связи между качеством жизни и собственным поведением. Педагог вместе с родителями анализирует поведенческие проблемы ребёнка и возможные способы подкрепления желательного поведения. Постепенно ребёнку позволяют то, что входит в систему его ценностей, но без объявлений – за что это и без лишения поощрения «за что-то». Требуется время на то, чтобы ребёнок сам уловил связь «хорошего» поведения с получаемыми поощрениями.
Очень важно строить систему поощрений на основе личностных и эмоциональных ценностей.
ХОЛДИНГ - ТЕРАПИЯ.
Разработана М.Вэлш в 1970-х годах, применяется при нарушенных эмоциональных связях – «мать – ребёнок».Первоначально метод предназначался для работы с аутичными детьми, но позже сфера его использования расширилась до поведенческих и фобических расстройств и даже внедряется в воспитание здоровых детей. Ребёнка предупреждают: «Сейчас я буду держать тебя долго – долго – пока ты не почувствуешь, что тебе хорошо». Мать удерживает ребёнка таким образом, чтобы можно всё время с ребёнком поддерживать прмой и телесный контакт, контролировать попытки протеста, уворачиваний и борьбы. Эти приёмы проходят через этапы конфронтации, сопротивления и разрешения. Сеанс холдинга не должен прерываться или доходить до состояния полной релаксации ребёнка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.