«Мы умеем обращаться к людям» Занятие по социально - нравственному воспитанию.
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
3 кл
20.04.2018
К человеку можно обращаться по имени (к сверстнику, брату, сестре) или по имени и отчеству и на «Вы» (к старшим людям). По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.К человеку можно обращаться по имени (к сверстнику, брату, сестре) или по имени и отчеству и на «Вы» (к старшим людям). По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.
Мы умеем обращаться к людям..docx
«Мы умеем обращаться к людям»
Занятие по социально нравственному воспитанию.
Воспитатель В.Н. Машнёва
Цель:
Способствовать формированию доброжелательных межличностных взаимоотношений в группе.
Формирование навыков культуры общения; отрабатывать коммуникативно – речевые умения, а так же
умение подбирать в конкретных речевых ситуациях слова.
Развивать внимание, память, речь.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей подбирать и проигрывать варианты обращения по ситуациям.
Учить детей быть внимательными друг к другу, правильно произносить волшебные слова, говорить тихим,
спокойным голосом, смотреть в глаза к кому обращаешься.
Развивающие:
Совершенствовать умение использовать в своей речи волшебные слова.
Развивать умение правильно обращаться к взрослому, к товарищу.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу, уважительное отношения к взрослым.
Коррекционные:
Учить детей правильно обращаться к окружающим людям, к одноклассникам, используя в речи вежливые
слова.
Способствовать коррекции памяти, речи.
Ход занятия:
I.
Организационный момент:
Цель: Поприветствовать друг друга, поднять настроение, настроиться на мероприятие.
Воспитатель:
Какое сейчас время года? (Весна)
Назовите весенние месяцы.
После уроков и шумных перемен нам и нашему организму хочется тишины.
И тишина у нас будет весенняя.
Упражнение «Тишину послушай»:
В тишине, в лесной глуши
Шёпот к шороху спешит,
Шёпот к шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит.
Шушушу, да шишиши.
Тише, Шорох, не шурши,
Навостри ка уши –
Тишину послушай.
Задание: дети сидят 1 минуту в тишине и слушают посторонние звуки.
Кто что слышал? (шум в коридоре, стук капель дождя)
II.
Основная часть.
Цель. Способствовать формированию доброжелательных межличностных взаимоотношений в группе.
а) Введение в тему.
Чтение стихотворения воспитателем.
Воспитатель:
Придумано кемто
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
«Доброе утро!»
Солнцу и птицам.
«Доброе утро!»
Улыбчивым лицам.
И каждый становиться
Добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера! Про что это стихотворение?
Ответы детей.
Как вы думаете о чём, мы сегодня будем разговаривать?
Ответы детей.
Правильно, сегодня мы вспомним волшебные и добрые слова, и покажем, как мы умеем обращаться к
людям. И тема нашего занятия «Мы умеем обращаться к людям».
Воспитатель. Подумайте, как можно обратиться к людям?
Ответы детей.
Воспитатель. К человеку можно обращаться по имени (к сверстнику, брату, сестре) или по имени и
отчеству и на «Вы» (к старшим людям).
Воспитатель. По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к
человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька»,
а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про «Андрюшеньку» и про «Анну Петровну»? Кто
они? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Если ребенка позвали «Коля», а другого «Таня». Что можно сказать про этих
детей?
Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или
женщина, молодой человек или пожилой.
Воспитатель: Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?
Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.
Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по
имени и отчеству?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к
нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, невежливо. Именно поэтому надо помнить имя,
отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.
б) Воспитатель: Давайте выполним упражнение «Ласковое имя».
Задание: дети должны разматывая клубок, передавать соседу и называть его ласково по имени, смотря
ему в глаза. Выполнение упражнения.
Воспитатель: Так ласково будем называть друг друга на протяжении всего занятия. Ведь так
обращаются друг к другу люди, живущие в одной семье.
А можно дарить добрые слова?
Давайте сейчас подарим друг другу добрые слова, пожелаем чтонибудь хорошего на этой неделе.
III.
Раскрытие темы.
Цель: Учить детей правильно обращаться к окружающим людям, к одноклассникам, используя в речи
вежливые слова.
а) Воспитатель: Ребята, какие вы знаете волшебные слова? (Здравствуйте, извините, будьте добры,
будьте любезны, пожалуйста, спасибо…)
Воспитатель: Скажите мне, кого можно назвать вежливым? (Это добрый воспитанный человек,
который никогда не забывает говорить волшебные слова, спрашивает разрешения, прежде чем
чтолибо сделать).
Воспитатель. Послушайте забавную историю, которая произошла с одним кроликом. Этот кролик был
очень вежливый, и это здорово ему помогло.
Воспитатель читает детям сказку «Вежливый кролик»
Мексиканская сказка «Вежливый кролик»
Жилбыл Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском
огороде, он собрался было домой, но как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось
стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что
там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась змея. Кролик, однако, был хорошо
воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. "Нужно поздороваться, —
подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно!" И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
— Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень
любила кроличье мясо.
— Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
— Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл,
что меня ждёт Крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со
всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила. Змея
же свернулась в клубок и проворчала:
— Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения
войти!
б) Углубление и уточнение восприятия. Беседа по произведению. Вопросы и задания к сказке:
Воспитатель: Ребята, что я вам прочитала. (Сказку)
Почему эту историю можно назвать сказкой? (Потому что она начинается словами: «Жил
был…» и ещё потому, что того, о чём здесь рассказывается, в жизни не бывает).
Понравилась вам сказка? А что особенно понравилось?
Что случилось со скромным и вежливым Кроликом, когда он возвращался домой? (Кролик заметил
лисицу, и она была сердита и голодна, потому что ей не удалось стащить курицу).
У Кролика дрогнуло сердце. А что означают слова «дрогнуло сердце»?
Что же случилось дальше?
Выслушав ответы детей, повторяю отрывок по тексту: «У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но
куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там его поджидает другая грозная
опасность— в пещере поселилась змея.».
Наверное, с перепугу вежливый кролик решил поздороваться с пещерой. Что он сказал? Как?
(Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.)
А как же Кролик догадался, с кем имеет дело?
Дети упражняются в передаче голоса змеи (с шипением).
А как вы понимаете выражение «бежать со всех ног»?
Так что же помогло Кролику избежать опасности?
Какие вежливые слова говорил кролик? (Здравствуйте; разрешите мне; пожалуйста; простите;
до свидания)
От чего спасли Кролика вежливые слова? (От беды – змея его не съела.)
IV.
Практическое применение знаний.
Цель. Учить детей быть внимательными друг к другу, правильно произносить волшебные слова, говорить
тихим, спокойным голосом, смотреть в глаза к кому обращаешься.
а) Упражнения детей в вежливом произношении приветствия.
Воспитатель. Вот видите, как важно быть вежливым! Представляете, что могло бы случиться с
кроликом, если бы... брр!! И подуматьто страшно! Если уж среди зверей такую силу имеют добрые
слова, то среди людей им нет цены.
б) Дидактическая игра «Подбери слова».
Ход игры. Подобрать словасинонимы к словам:
Вежливый – воспитанный, ласковый, добрый,
Скромный – застенчивый, побеспокоить – встревожить.
Словаантонимы:
Скромный – наглый.
Вежливый – грубый.
Вопросы и задания для беседы:
Вспомните какойлибо случай из своей жизни, когда вам помогла вежливость.
Как вы поступите, если ктото будет грубо разговаривать с вами или с вашими друзьями?
Скажите мне, кого можно назвать вежливым? (Это добрый воспитанный человек, который никогда
не забывает говорить волшебные слова, спрашивает разрешения, прежде чем чтолибо
сделать). Ребята, какие вы знаете волшебные слова? (Здравствуйте, извините, будьте добры, будьте
любезны, пожалуйста, спасибо, желаю удачи, простите, не стоит благодарности, очень рад,
очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда и т.д.)
Что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются?
Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова?
Могут ли поступки быть вежливыми? Перечислите разные вежливые поступки, например: уступить
место старому человеку, помочь женщине с сумками выйти из автобуса и т.д.
Воспитатель: Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку. Как это
лучше сделать? Как ты думаешь Вика?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы вы правильно использовать волшебное слово «пожалуйста», а ещё
обязательно назвать по имени, если вы обращаетесь к товарищу, по имени и отчеству если к взрослому
человеку, посмотреть в глаза, не забыть сказать слово «пожалуйста», говорить тихим, ласковым голосом.
Воспитатель: Давайте попробуем.
Воспитатель: Мансур, дай мне, пожалуйста, книжку. (Действия детей)
Воспитатель: Спасибо!
Воспитатель: Света, если тебе не трудно, помоги мне, пожалуйста, собрать карандаши в коробку.
Воспитатель: Спасибо за помощь
Воспитатель: Ваня, будь так добр, поправь, пожалуйста, воротник.
Воспитатель: Спасибо!
в) Играупражнение «Обратись по имени».
1) Вика, у тебя «трудная» пуговица, ты не можешь её застегнуть. Попроси Машу помочь. Как ты это
сделаешь? А как ответит Маша?
2) Юра, у тебя нет зелёного карандаша, а у Вани есть. Попроси у него. Как ты это сделаешь? А что
ответит тебе Ваня?
3) У Андрея в руках машина. Алеше очень хочется поиграть с ней. Алеша, обратись к Андрею, попроси
машину. Как ты обратишься? А как ответит Андрей?
Воспитатель обобщает: Молодцы, ребята, вы вежливо, ласково, обращаетесь к сверстникам.
Умеете ли вы подойти к незнакомому человеку и спросить чтолибо?
Воспитатель: Ребята, а давайте представим, что вам нужно обратиться к незнакомому человеку на
улице, чтобы узнать, где находится магазин…
Воспитатель: К незнакомому человеку на улице можно обратиться так:
Будьте добры.
Будьте любезны.
Если вас не затруднит, помогите мне, пожалуйста.
Окажите мне услугу.
Давайте поиграем: Саша будет незнакомый человек, а Маша к нему обратится с просьбой, Маша, ты
не можешь найти магазин детский мир, как бы ты обратилась к незнакомому человеку? (обыгрывание
ситуации 23 детей)
Воспитатель: Молодцы ребята! Какие вы вежливые, правильно обращаетесь с просьбой даже к
незнакомым людям. А если вам нужно обратиться к воспитателю, маме, или другому взрослому, а он в
это время разговаривает с кем либо? Нужно обратиться такими словами:
Извините, пожалуйста, что перебиваю Вас, можно задать вопрос?
С кем вы могли бы сравнить вежливого человека, и объясните почему? (Например, с солнышком,
потому что каждое утро оно ласково здоровается со всеми).
V.
Закрепление полученных знаний.
Цель. Учить детей подбирать и проигрывать варианты обращения по ситуациям.
а) Игра « Солнышко».
Условие: у кого в руках окажется «солнышко», тот отвечает на вопрос, выполняет задание.
Задания:
Обратитесь к продавцу показать вам ручку.
Спроси время у прохожего.
Уступи место в транспорте. Как правильно выйти на остановке?
Двое взрослых разговаривают, обратись к одному из них.
Попроси чтонибудь у друга.
Воспитатель: Добрые обращения, просьбы всегда помогают в жизни.
Сейчас мы проведем игру «Экзамен».
б) Дидактическая игра «Экзамен».
Назовите слова приветствия.
Обратитесь со словами приветствия
к соседу по парте
к взрослому человеку
Какие слова говорят при расставании?
Попрощайся с другом, пожелав ему доброго пути.
Попрощайся со взрослым человеком.
Тебя когда нибудь обижали? Какие слова ты хотел услышать от обидчика?
Выбери самые искренние, добрые слова извинения и извинись перед тем, кого ты обидел.
Вспомни и назови слова благодарности.
Какие вежливые слова ты будешь говорить, обращаясь к комунибудь с просьбой.
Попроси соседа по парте, подать тебе учебник.
Воспитатель. Как вы думаете, вы справились с экзаменом? Давайте себе поаплодируем!
Я вас всех поздравляю! Молодцы!
Заключительный этап.
VI.
А как вы понимаете слова культурный, воспитанный?
Какие добрые слова вы знаете?
Скажите тему нашего занятия?
а) Упражнение – завершение «Спасибо за приятное занятие». Дети стоят в кругу.
Воспитатель. Сейчас будем выражать друг другу дружеские чувства и благодарность за приятное
занятие.
Ход упражнения. Воспитатель подходит к ребёнку, пожимает руку и произносит: «Спасибо (называет
по имени ребенка) за приятное занятие!». Ребёнок говорит: «Пожалуйста» и подходит к другому ребёнку
и благодарит его и т.д. Образуется новый круг. Все хором говорят: «Спасибо».
Воспитатель: Чаще говорите друг другу добрые слова и вам будет сопутствовать удача.
Интернет ресурсы:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2016/02/07/vospitatelskoezanyatiekakmozhnoobrashchatsya
http://www.maam.ru/detskijsad/plankonspektobuchenijadeteistarsheigrupypereskazutemapereskazmeksikanskoiskazkivezhlivyi
krolik.html
http://www.skazmva.ru/srs/img/12.jpg рис 12 рисунок
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2014/11/30/myumeemobrashchatsyaklyudyam
http://www.maam.ru/detskijsad/konspektzanjatijatemakakmozhnoobratitsjasprosboi.html
http://stihiskazki.ru/skazki/meksikanskie-narodnye-skazki/skazka1000.shtml
http://www.studmed.ru/docs/document36949/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82
%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F%D1%8F%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B8%D0%BC
%D1%8F
http://detskiychas.ru/audio-skazki/skazka_vezhlivyu_krolik/ слушать сказку
http://www.playcast.ru/view/10619280/a75cb7406f58c7d27043c503b3a2f23b00c8ef0cpl слушать
«Мы умеем обращаться к людям» Занятие по социально - нравственному воспитанию.
«Мы умеем обращаться к людям» Занятие по социально - нравственному воспитанию.
«Мы умеем обращаться к людям» Занятие по социально - нравственному воспитанию.
«Мы умеем обращаться к людям» Занятие по социально - нравственному воспитанию.
«Мы умеем обращаться к людям» Занятие по социально - нравственному воспитанию.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.