Мягкий знак. Когда употребляется в словах буква «мягкий знак» (ь)?
Оценка 4.7

Мягкий знак. Когда употребляется в словах буква «мягкий знак» (ь)?

Оценка 4.7
doc
01.10.2024
Мягкий знак. Когда употребляется в словах буква «мягкий знак» (ь)?
русский 15.04.24.doc

 

Конспект учебного занятия по русскому языку

Школа: МАОУ «СОШ №3»

Класс: 1 «В»

Учитель: Куцевол Елена Викторовна

Дата: 15.04.2024

Тема. Мягкий знак. Когда употребляется в словах буква «мягкий знак» (ь)?

Тип: изучение новой темы

Педагогическая цель: создание условий для формирования умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком.

Задачи:

Дидактическая: формировать навыки правильного написания ь и слов с ним.

Развивающая: развивать мышление, память, связную устную речь через беседу.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность; формировать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные: умение использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач; писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения букв, слова.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения своих действий.

Коммуникативные УУД: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги.

Личностные: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Основные понятия: гласные и согласные звуки.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, физическая культура.

Ресурсы: учебник (Канакина В.П., Горецкий В.Г, 1 класс), ИКТ (презентация), рефлексия.

 

 

 

 

Технологическая карта учебного занятия

№ п/п

Этапы

Образовательная задача

Методы, приемы, формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

     I.                                                                                                                             

Организационный момент

Самоопределение к деятельности, мотивация учебной деятельности, настрой детей на работу.

 

 

М.: словесный

П.: пословица

Ф.: фронтальная

Ну-ка, всё проверь дружок,         

Ты готов начать урок?                

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?            

Все ли правильно сидят?            

Все ль внимательно глядят?    

Каждый хочет получать          

Только лишь оценку «пять»?

 

Упражнение для рук

Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз). 
Мы капусту солим, солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки). 
Мы капусту трем, трем (потирание кулачек о кулачек).
Мы капусту жмем, жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак). 

Оформление тетради:

- Откройте тетради, отступите 2 строки от последней работы, запишите число:

15 апреля

- Обращаем внимание на орфограммы.

Настраиваются на учебную деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения для рук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают тетради, оформляют:

15 апреля

 

слово

Л.: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

 

  II.                                                                                                                             

Каллиграфическая минутка

 

Отработка правильного написания букв.

 

 

М.: словесный, практический

Ф.: фронтальная, индивидуальная

- А сейчас проведём каллиграфическую минутку.

Предъявление буквы

- Рассмотрите буквы:

ь

 

-Скажите, что это за буква?

-Что вы знаете о мягком знаке?

 

 

- Пропишем букву в воздухе вместе со мной.

Письмо в тетради

-  На следующей строке пропишите букву до конца строки на одинаковом расстоянии друг от друга без запятых.

- Проверьте свою посадку и положение тетради.

Самоанализ, самооценка.

- Проанализируйте своё письмо и подчеркните карандашом по линейке правильную, на ваш взгляд букву.

 

 

Анализируют элементы.

ь

 

 

мягкий знак

 

Не обозначает звука и указывает на мягкость согласного звука.

 

 

Письмо обучающихся

 

 

 

 

              

Самоанализ, самооценка.

Оценивают своё письмо, подчёркивают правильно написанное соединение.

слово

К.: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.

Предметные: умение использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

III.                                                                                                                             

Целеполагание и мотивация обучающихся.

Определить тему и цель учебного занятия.

М.: словесный, наглядный

Ф.: фронтальная

 - Прочитаем буквосочетания на доске:  

Ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть

- Как произносится звук в этих буквосочетаниях?

- Когда в словах употребляется мягкий знак?

- Почему не получилось ответить на вопрос?

- Как вы считаете, какая будет тема на занятии?

- Какую цель урока нужно поставить?

Верно, сегодня мы будем выполнять задания с мягким знаком.

 

Читают буквосочетания с доски

Мягко

 

Предполагают, отвечают

 

 

 

 

 

Мягкий знак.

Узнать, когда в словах употребляется мягкий знак.

ИКТ, слово

Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

IV.                                                                                                                             

Изучение нового материала

Формировать усвоение знаний по данной теме.

М.: словесный, наглядный, практический.

Ф.: фронтальная, индивидуальная

 

-Откройте учебник на с. 87, задание 2.

-Прочитайте слова каждой пары.

-Какими звуками они различаются?

 

-Скажите, поменялись слова после того, как добавили мягкий знак?

-Что обозначает каждое слово? (Мель — возвышение дна в море, реке, озере, затрудняющее судоходство.

Шест- длинная палка, предназначенная для спорта.)

- Спешите пары слов, подчеркните мягкий знак и букву перед ним зелёным карандашом.

- Мы сказали, что в упражнении 2 «Слова различаются мягкостью согласного звука, после которого стоит мягкий знак.»

- Какой вывод мы можем сделать?

 

 

- Откройте с. 88, прочитайте правило.

Прочитаем хором. Прочитайте самостоятельно.

- Скажите, правильно ли мы сделали вывод?

Физминутка

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш — метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

- Выполним задние №3 на с. 88.

- Прочитайте слова.

- Произнесите выделенный звук в каждом слове. Произнесём хором.

- Какой звук и в каждом слове на письме надо обозначить одной буквой, а в какой двумя буквами?

- Запишем слова, в которых звуков меньше, чем букв.

- Какие это слова?

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают, анализируют

Слова различаются мягкостью согласного звука, после которого стоит мягкий знак.

да

 

Дают определение к каждому слову.

 

 

 

Записывают слова, работа у доски.

Слушают

 

 

Мягкий знак пишется на конце слов после согласного и перед другими согласными.

 

 

Читают

 

 

 

 

Отвечают, комментируют

 

 

Выполняют физминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают

 

Произносят

 

 

 

Отвечают, комментируют

 

 

 

Перечисляют, записывают. Работа у доски.

Словарь, учитель, пальто.

ИКТ, слово, учебник

Предметные: умение использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач; писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения букв, слова.

Л.: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

К.: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.

  V.                                                                                                                             

Закрепление

Организовать деятельность по применению новых знаний и способов действий в решении учебно-практических задач.

М.: словесный, практический

Ф.: фронтальная, индивидуальная

 

- Сейчас выполним № 7 на с. 89.

- Прочитайте слова.

- Что обозначает горизонтальная линия?

- Почему буква «мягкий знак» при переносе не отделяется от предыдущей буквы?

- Сделаем вывод: как переносятся слова с буквой «мягкий знак» с одной строки на другую?

 

- Запишем слова.

 

- Сейчас вы поработаете самостоятельно с карточкой.

1) Найдите слова с мягким знаком.

Лес, деревья, лето, Аня, красиво, ночью, летят, птицы, стая, колье, енот, скунс, двор, осенью, девочка, хлопья, рыбы, пенал, стол, здоровье.

2) Прочитайте, обведите мягкий знак (ь) в круг.

3) подчеркните в словах букву, которая стоит перед мягким знаком (ь) одной линией.

 

 

 

 

 

 

Читают

 

Перенос слова по слогам.

 

 

Потому что она не обозначает звука.

 

При переносе слов с буквой "мягкий знак", последний не отделяется от предшествующего согласного и остаётся с ним на строке.

 

 

Выполняют самостоятельную работу.

 

 

Лес, деревья, лето, Аня, красиво, ночью, летят, птицы, стая, колье, енот, скунс, двор, осенью, девочка, хлопья, рыбы, пенал, стол, здоровье.

 

 

 

учебник, слово

П.: формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала.

 

VI.                                                                                                                             

Итог учебного занятия. Рефлексия деятельности.

 

Создать условие для подведения итогов учебной деятельности на занятии.

М.: словесный

П.: беседа, рефлексия

Ф.: фронтальная, индивидуальная

- Что запомнили о букве «мягкий знак»?

- Где употребляется в словах буква «мягкий знак»?

- Приведите примеры слов с мягкими согласными.

Рефлексия «Три М»:

- Назовите 3 момента, которые у вас получились хорошо в процессе учебного занятия и 1 момент, который вы будите улучшать на следующем занятии.

Делают вывод о том, что изучили на учебном занятии.

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою деятельность на занятии.

 

 

 

 

 

слово

К.: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.

 

                I.                                                                                                                 

Домашнее задание.

Дать инструктаж по применению нового знания и способов деятельности при выполнении домашнего задания.

М.: словесная

Ф.: фронтальная

с. 89 №6, нужно списать текст и подчеркнуть слова, в которых все согласные буквы мягкие.

Слушают инструктаж к домашнему заданию.

слово

Л.: способность к оценке своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 



Скачано с www.znanio.ru

Конспект учебного занятия по русскому языку

Конспект учебного занятия по русскому языку

Технологическая карта учебного занятия № п/п

Технологическая карта учебного занятия № п/п

Оформление тетради: - Откройте тетради, отступите 2 строки от последней работы, запишите число: 15 а преля -

Оформление тетради: - Откройте тетради, отступите 2 строки от последней работы, запишите число: 15 а преля -

Определить тему и цель учебного занятия

Определить тему и цель учебного занятия

Скажите, поменялись слова после того, как добавили мягкий знак? -Что обозначает каждое слово? (

Скажите, поменялись слова после того, как добавили мягкий знак? -Что обозначает каждое слово? (

Скажите, правильно ли мы сделали вывод?

Скажите, правильно ли мы сделали вывод?

Запишем слова, в которых звуков меньше, чем букв

Запишем слова, в которых звуков меньше, чем букв

Лес, деревья, лето, Аня, красиво, ночью, летят, птицы, стая, колье, енот, скунс, двор, осенью, девочка, хлопья, рыбы, пенал, стол, здоровье

Лес, деревья, лето, Аня, красиво, ночью, летят, птицы, стая, колье, енот, скунс, двор, осенью, девочка, хлопья, рыбы, пенал, стол, здоровье

I. Домашнее задание

I. Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2024