Мягкий знак. Когда употребляется в словах буква «мягкий знак» (ь)?

  • doc
  • 01.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала русский 15.04.24.doc

 

Конспект учебного занятия по русскому языку

Школа: МАОУ «СОШ №3»

Класс: 1 «В»

Учитель: Куцевол Елена Викторовна

Дата: 15.04.2024

Тема. Мягкий знак. Когда употребляется в словах буква «мягкий знак» (ь)?

Тип: изучение новой темы

Педагогическая цель: создание условий для формирования умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком.

Задачи:

Дидактическая: формировать навыки правильного написания ь и слов с ним.

Развивающая: развивать мышление, память, связную устную речь через беседу.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность; формировать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные: умение использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач; писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения букв, слова.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения своих действий.

Коммуникативные УУД: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги.

Личностные: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Основные понятия: гласные и согласные звуки.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, физическая культура.

Ресурсы: учебник (Канакина В.П., Горецкий В.Г, 1 класс), ИКТ (презентация), рефлексия.

 

 

 

 

Технологическая карта учебного занятия

№ п/п

Этапы

Образовательная задача

Методы, приемы, формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

     I.                                                                                                                             

Организационный момент

Самоопределение к деятельности, мотивация учебной деятельности, настрой детей на работу.

 

 

М.: словесный

П.: пословица

Ф.: фронтальная

Ну-ка, всё проверь дружок,         

Ты готов начать урок?                

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?            

Все ли правильно сидят?            

Все ль внимательно глядят?    

Каждый хочет получать          

Только лишь оценку «пять»?

 

Упражнение для рук

Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз). 
Мы капусту солим, солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки). 
Мы капусту трем, трем (потирание кулачек о кулачек).
Мы капусту жмем, жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак). 

Оформление тетради:

- Откройте тетради, отступите 2 строки от последней работы, запишите число:

15 апреля

- Обращаем внимание на орфограммы.

Настраиваются на учебную деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения для рук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают тетради, оформляют:

15 апреля

 

слово

Л.: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

 

  II.                                                                                                                             

Каллиграфическая минутка

 

Отработка правильного написания букв.

 

 

М.: словесный, практический

Ф.: фронтальная, индивидуальная

- А сейчас проведём каллиграфическую минутку.

Предъявление буквы

- Рассмотрите буквы:

ь

 

-Скажите, что это за буква?

-Что вы знаете о мягком знаке?

 

 

- Пропишем букву в воздухе вместе со мной.

Письмо в тетради

-  На следующей строке пропишите букву до конца строки на одинаковом расстоянии друг от друга без запятых.

- Проверьте свою посадку и положение тетради.

Самоанализ, самооценка.

- Проанализируйте своё письмо и подчеркните карандашом по линейке правильную, на ваш взгляд букву.

 

 

Анализируют элементы.

ь

 

 

мягкий знак

 

Не обозначает звука и указывает на мягкость согласного звука.

 

 

Письмо обучающихся

 

 

 

 

              

Самоанализ, самооценка.

Оценивают своё письмо, подчёркивают правильно написанное соединение.

слово

К.: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.

Предметные: умение использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

III.                                                                                                                             

Целеполагание и мотивация обучающихся.

Определить тему и цель учебного занятия.

М.: словесный, наглядный

Ф.: фронтальная

 - Прочитаем буквосочетания на доске:  

Ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть

- Как произносится звук в этих буквосочетаниях?

- Когда в словах употребляется мягкий знак?

- Почему не получилось ответить на вопрос?

- Как вы считаете, какая будет тема на занятии?

- Какую цель урока нужно поставить?

Верно, сегодня мы будем выполнять задания с мягким знаком.

 

Читают буквосочетания с доски

Мягко

 

Предполагают, отвечают

 

 

 

 

 

Мягкий знак.

Узнать, когда в словах употребляется мягкий знак.

ИКТ, слово

Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

IV.                                                                                                                             

Изучение нового материала

Формировать усвоение знаний по данной теме.

М.: словесный, наглядный, практический.

Ф.: фронтальная, индивидуальная

 

-Откройте учебник на с. 87, задание 2.

-Прочитайте слова каждой пары.

-Какими звуками они различаются?

 

-Скажите, поменялись слова после того, как добавили мягкий знак?

-Что обозначает каждое слово? (Мель — возвышение дна в море, реке, озере, затрудняющее судоходство.

Шест- длинная палка, предназначенная для спорта.)

- Спешите пары слов, подчеркните мягкий знак и букву перед ним зелёным карандашом.

- Мы сказали, что в упражнении 2 «Слова различаются мягкостью согласного звука, после которого стоит мягкий знак.»

- Какой вывод мы можем сделать?

 

 

- Откройте с. 88, прочитайте правило.

Прочитаем хором. Прочитайте самостоятельно.

- Скажите, правильно ли мы сделали вывод?

Физминутка

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш — метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

- Выполним задние №3 на с. 88.

- Прочитайте слова.

- Произнесите выделенный звук в каждом слове. Произнесём хором.

- Какой звук и в каждом слове на письме надо обозначить одной буквой, а в какой двумя буквами?

- Запишем слова, в которых звуков меньше, чем букв.

- Какие это слова?

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают, анализируют

Слова различаются мягкостью согласного звука, после которого стоит мягкий знак.

да

 

Дают определение к каждому слову.

 

 

 

Записывают слова, работа у доски.

Слушают

 

 

Мягкий знак пишется на конце слов после согласного и перед другими согласными.

 

 

Читают

 

 

 

 

Отвечают, комментируют

 

 

Выполняют физминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают

 

Произносят

 

 

 

Отвечают, комментируют

 

 

 

Перечисляют, записывают. Работа у доски.

Словарь, учитель, пальто.

ИКТ, слово, учебник

Предметные: умение использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач; писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения букв, слова.

Л.: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

К.: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.

  V.                                                                                                                             

Закрепление

Организовать деятельность по применению новых знаний и способов действий в решении учебно-практических задач.

М.: словесный, практический

Ф.: фронтальная, индивидуальная

 

- Сейчас выполним № 7 на с. 89.

- Прочитайте слова.

- Что обозначает горизонтальная линия?

- Почему буква «мягкий знак» при переносе не отделяется от предыдущей буквы?

- Сделаем вывод: как переносятся слова с буквой «мягкий знак» с одной строки на другую?

 

- Запишем слова.

 

- Сейчас вы поработаете самостоятельно с карточкой.

1) Найдите слова с мягким знаком.

Лес, деревья, лето, Аня, красиво, ночью, летят, птицы, стая, колье, енот, скунс, двор, осенью, девочка, хлопья, рыбы, пенал, стол, здоровье.

2) Прочитайте, обведите мягкий знак (ь) в круг.

3) подчеркните в словах букву, которая стоит перед мягким знаком (ь) одной линией.

 

 

 

 

 

 

Читают

 

Перенос слова по слогам.

 

 

Потому что она не обозначает звука.

 

При переносе слов с буквой "мягкий знак", последний не отделяется от предшествующего согласного и остаётся с ним на строке.

 

 

Выполняют самостоятельную работу.

 

 

Лес, деревья, лето, Аня, красиво, ночью, летят, птицы, стая, колье, енот, скунс, двор, осенью, девочка, хлопья, рыбы, пенал, стол, здоровье.

 

 

 

учебник, слово

П.: формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала.

 

VI.                                                                                                                             

Итог учебного занятия. Рефлексия деятельности.

 

Создать условие для подведения итогов учебной деятельности на занятии.

М.: словесный

П.: беседа, рефлексия

Ф.: фронтальная, индивидуальная

- Что запомнили о букве «мягкий знак»?

- Где употребляется в словах буква «мягкий знак»?

- Приведите примеры слов с мягкими согласными.

Рефлексия «Три М»:

- Назовите 3 момента, которые у вас получились хорошо в процессе учебного занятия и 1 момент, который вы будите улучшать на следующем занятии.

Делают вывод о том, что изучили на учебном занятии.

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою деятельность на занятии.

 

 

 

 

 

слово

К.: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.

 

                I.                                                                                                                 

Домашнее задание.

Дать инструктаж по применению нового знания и способов деятельности при выполнении домашнего задания.

М.: словесная

Ф.: фронтальная

с. 89 №6, нужно списать текст и подчеркнуть слова, в которых все согласные буквы мягкие.

Слушают инструктаж к домашнему заданию.

слово

Л.: способность к оценке своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 



Скачано с www.znanio.ru