Конспект учебного занятия по русскому языку
Школа: МАОУ «СОШ №3»
Класс: 1 «В»
Учитель: Куцевол Елена Викторовна
Дата: 15.04.2024
Тема. Мягкий знак. Когда употребляется в словах буква «мягкий знак» (ь)?
Тип: изучение новой темы
Педагогическая цель: создание условий для формирования умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком.
Задачи:
Дидактическая: формировать навыки правильного написания ь и слов с ним.
Развивающая: развивать мышление, память, связную устную речь через беседу.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность; формировать интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные: умение использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач; писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения букв, слова.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала.
Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения своих действий.
Коммуникативные УУД: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги.
Личностные: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Основные понятия: гласные и согласные звуки.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, физическая культура.
Ресурсы: учебник (Канакина В.П., Горецкий В.Г, 1 класс), ИКТ (презентация), рефлексия.
Технологическая карта учебного занятия
№ п/п |
Этапы |
Образовательная задача |
Методы, приемы, формы организации учебной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Планируемые результаты |
I. |
Организационный момент |
Самоопределение к деятельности, мотивация учебной деятельности, настрой детей на работу.
|
М.: словесный П.: пословица Ф.: фронтальная |
Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»?
Упражнение для рук Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми
кистями вверх и вниз). Оформление тетради: - Откройте тетради, отступите 2 строки от последней работы, запишите число: 15 апреля - Обращаем внимание на орфограммы. |
Настраиваются на учебную деятельность
Выполняют упражнения для рук
Открывают тетради, оформляют: 15 апреля
|
слово |
Л.: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
|
II. |
Каллиграфическая минутка
|
Отработка правильного написания букв.
|
М.: словесный, практический Ф.: фронтальная, индивидуальная |
- А сейчас проведём каллиграфическую минутку. Предъявление буквы - Рассмотрите буквы: ь
-Скажите, что это за буква? -Что вы знаете о мягком знаке?
- Пропишем букву в воздухе вместе со мной. Письмо в тетради - На следующей строке пропишите букву до конца строки на одинаковом расстоянии друг от друга без запятых. - Проверьте свою посадку и положение тетради. Самоанализ, самооценка. - Проанализируйте своё письмо и подчеркните карандашом по линейке правильную, на ваш взгляд букву. |
Анализируют элементы. ь
мягкий знак
Не обозначает звука и указывает на мягкость согласного звука.
Письмо обучающихся
Самоанализ, самооценка. Оценивают своё письмо, подчёркивают правильно написанное соединение. |
слово |
К.: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии. Предметные: умение использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач. |
III. |
Целеполагание и мотивация обучающихся. |
Определить тему и цель учебного занятия. |
М.: словесный, наглядный Ф.: фронтальная |
- Прочитаем буквосочетания на доске: Ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть - Как произносится звук в этих буквосочетаниях? - Когда в словах употребляется мягкий знак? - Почему не получилось ответить на вопрос? - Как вы считаете, какая будет тема на занятии? - Какую цель урока нужно поставить? Верно, сегодня мы будем выполнять задания с мягким знаком. |
Читают буквосочетания с доски Мягко
Предполагают, отвечают
Мягкий знак. Узнать, когда в словах употребляется мягкий знак. |
ИКТ, слово |
Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
IV. |
Изучение нового материала |
Формировать усвоение знаний по данной теме. |
М.: словесный, наглядный, практический. Ф.: фронтальная, индивидуальная
|
-Откройте учебник на с. 87, задание 2. -Прочитайте слова каждой пары. -Какими звуками они различаются?
-Скажите, поменялись слова после того, как добавили мягкий знак? -Что обозначает каждое слово? (Мель — возвышение дна в море, реке, озере, затрудняющее судоходство. Шест- длинная палка, предназначенная для спорта.) - Спешите пары слов, подчеркните мягкий знак и букву перед ним зелёным карандашом. - Мы сказали, что в упражнении 2 «Слова различаются мягкостью согласного звука, после которого стоит мягкий знак.» - Какой вывод мы можем сделать?
- Откройте с. 88, прочитайте правило. Прочитаем хором. Прочитайте самостоятельно. - Скажите, правильно ли мы сделали вывод? Физминутка Мы поставили пластинку И выходим на разминку. Начинаем бег на месте, Финиш — метров через двести! Раз-два, раз-два, Хватит, прибежали, Потянулись, подышали. - Выполним задние №3 на с. 88. - Прочитайте слова. - Произнесите выделенный звук в каждом слове. Произнесём хором. - Какой звук и в каждом слове на письме надо обозначить одной буквой, а в какой двумя буквами? - Запишем слова, в которых звуков меньше, чем букв. - Какие это слова? |
Читают, анализируют Слова различаются мягкостью согласного звука, после которого стоит мягкий знак. да
Дают определение к каждому слову.
Записывают слова, работа у доски. Слушают
Мягкий знак пишется на конце слов после согласного и перед другими согласными.
Читают
Отвечают, комментируют
Выполняют физминутку
Читают
Произносят
Отвечают, комментируют
Перечисляют, записывают. Работа у доски. Словарь, учитель, пальто. |
ИКТ, слово, учебник |
Предметные: умение использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач; писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения букв, слова. Л.: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. К.: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии. |
V. |
Закрепление |
Организовать деятельность по применению новых знаний и способов действий в решении учебно-практических задач. |
М.: словесный, практический Ф.: фронтальная, индивидуальная
|
- Сейчас выполним № 7 на с. 89. - Прочитайте слова. - Что обозначает горизонтальная линия? - Почему буква «мягкий знак» при переносе не отделяется от предыдущей буквы? - Сделаем вывод: как переносятся слова с буквой «мягкий знак» с одной строки на другую?
- Запишем слова.
- Сейчас вы поработаете самостоятельно с карточкой. 1) Найдите слова с мягким знаком. Лес, деревья, лето, Аня, красиво, ночью, летят, птицы, стая, колье, енот, скунс, двор, осенью, девочка, хлопья, рыбы, пенал, стол, здоровье. 2) Прочитайте, обведите мягкий знак (ь) в круг. 3) подчеркните в словах букву, которая стоит перед мягким знаком (ь) одной линией. |
Читают
Перенос слова по слогам.
Потому что она не обозначает звука.
При переносе слов с буквой "мягкий знак", последний не отделяется от предшествующего согласного и остаётся с ним на строке.
Выполняют самостоятельную работу.
Лес, деревья, лето, Аня, красиво, ночью, летят, птицы, стая, колье, енот, скунс, двор, осенью, девочка, хлопья, рыбы, пенал, стол, здоровье.
|
учебник, слово |
П.: формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала.
|
VI. |
Итог учебного занятия. Рефлексия деятельности.
|
Создать условие для подведения итогов учебной деятельности на занятии. |
М.: словесный П.: беседа, рефлексия Ф.: фронтальная, индивидуальная |
- Что запомнили о букве «мягкий знак»? - Где употребляется в словах буква «мягкий знак»? - Приведите примеры слов с мягкими согласными. Рефлексия «Три М»: - Назовите 3 момента, которые у вас получились хорошо в процессе учебного занятия и 1 момент, который вы будите улучшать на следующем занятии. |
Делают вывод о том, что изучили на учебном занятии.
Оценивают свою деятельность на занятии.
|
слово |
К.: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.
|
I. |
Домашнее задание. |
Дать инструктаж по применению нового знания и способов деятельности при выполнении домашнего задания. |
М.: словесная Ф.: фронтальная |
с. 89 №6, нужно списать текст и подчеркнуть слова, в которых все согласные буквы мягкие. |
Слушают инструктаж к домашнему заданию. |
слово |
Л.: способность к оценке своей деятельности. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.