Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Школа России». (Слайд 1).
Тема урока: Н. Артюхова «Саша – дразнилка»
Цель урока: создать условия для знакомства с рассказом Н.М.Артюховой «Саша – дразнилка».
Задачи урока: создать
условия для обучения навыкам чтения: правильного, беглого, осознанного,
выразительного чтения целыми словами; совершенствования
навыков деления текста на части и подбора заголовков к частям
рассказа; развития
умения анализировать произведение, определять опорные
слова для пересказа;
развития речевых умений, творческих способностей, внимания, памяти; привития
интереса к чтению; воспитания уважения и внимательного отношения к
другим людям.
Планируемые УУД: учащиеся научатся:
Предметные:
читать тексты произведений целыми словами; воспроизводить предложения с различной интонационной окраской; находить в тексте слова, которые характеризуют героя произведения; оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста), высказывать свою точку зрения.
Метапредметные:
под руководством учителя формулировать основные задачи урока, этапы урока; работать в паре, выполняя правила совместной работы; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Личностные:
выходить из неприятного положения, правильно реагировать на поступки других людей.
Оборудование: компьютерная презентация по теме урока, тест, рассказ Артюховой «Саша – дразнилка» (учебник «Литературное чтение», часть2), карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности.
Прозвенел для нас звонок.
Он позвал нас на урок.
Ну-ка, проверяй, дружок,
Ты готов начать урок? (Да)
- Готовы хорошо потрудиться? (Да)
- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! (Слайд 2).
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- А после того, как вы друг другу улыбнулись, всем стало хорошо и приятно.
И настроение сразу улучшилось. Вот с таким замечательным настроением мы будем работать сегодня на уроке литературного чтения.
II. Актуализация изученного материала.
- Какой раздел литературного чтения мы изучаем? («И в шутку и всерьёз»). (Слайд 3). - Какие произведения мы прочитали в этом разделе? (И. Токмакова « Мы играли в хохотушки», Я. Тайц « Волк», Г.Кружков «РРРЫ!»).
- Что их объединяет? (Рассказы смешные, весёлые)
- Для чего пишут авторы такие произведения? (Ответы детей)
- Да, поэты и писатели сочиняют весёлые рассказы и небылицы не только для удовольствия. Их произведения помогают нам посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки и понять, что в каждой шутке есть доля правды. Если такие недостатки вы заметили в себе, постараться их исправить.
III.Выявление места и причины затруднения.
-А вот у меня на перемене было не очень хорошее настроение, потому что я видела такую ситуацию: (2 мальчика разыгрывают сценку) (Слайд 4)
- Кто кого обидел первым?
-Он меня.
-Нет, он меня.
-Кто кого ударил первым?
-Он меня.
-Нет, он меня.
-Вы же раньше так дружили.
-Я дружил.
-И я дружил.
-Что же вы не поделили?
-Я забыл.
-И я забыл.
-Ребята, так почему же вы ссоритесь? Что случилось?
-А он дразнится.
-А что это значит, дразнится? (Ответы детей)
-Да, к сожалению, бывают у нас такие ситуации, когда ребята обзывают друг друга. Какие чувства вы испытываете в тот момент? (Ответы детей)
- Возможно, это крик души не только нашего класса. Что посоветуете?
(Убрать из речи плохие слова. Клички использовать только для животных. Не дразниться самому. У кого-то затруднение.)
IV.Построение проекта выхода из затруднения.
- А теперь, ребята, помогите сформулировать тему сегодняшнего урока. (Ответы детей).
- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться детская писательница Нина Михайловна Артюхова (Слайд 5 - 8).
- Что вы про неё можете рассказать? (Ответы детей).
- Нина Михайловна Артюхова - детская писательница, родилась в 1901 году в Москве , семье известного купца - книжного издателя Михаила Ивановича Сабашникова и прожила 89 лет. Нина Михайловна закончила Московский Государственный университет, работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. Её произведения о честности, доброте, желании помочь другому человеку, об умении по-настоящему дружить. Хорошо известны её рассказы «Совесть», «Трусиха», «Саша –дразнилка», «Маринка» и другие. Свои рассказы Н.М. печатала в детских журналах “Затейник”, “Мурзилка”.
Сегодня мы познакомимся с одним из её рассказов. Название рассказа вы узнаете, когда соберёте буквы по порядку. Пара, которая сделает это быстрее всех, прикрепите карточки на доску.
Работа в парах.
(У детей на партах лежат карточки:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
С а ш а д р а з н и л к а )
(Слайд 9)
-Как вы думаете, о чём это произведение? (Ответы детей).
-
Определим задачи урока, чему хотите научиться? (Читать
правильно, выразительно; анализировать произведение, делать выводы)
V.Реализация построенного проекта.
1.Работа в парах.
- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок «Саша-дразнилка»?
2.Словарная работа.
- Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре: (Слайд 10)
Дразнить – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.
Дразнилка - человек, который дразнит другого.
3.Подготовительная работа к восприятию литературного произведения.
- Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили?
- Какие чувства вы испытывали в тот момент? (Ответы детей: неприятно, больно, тяжело и т.п.)
4.Первичное восприятие текста.
- Откройте учебники на с.9. Познакомимся с новым произведеием.
Чтение произведения учителем.
5. Первичный анализ произведения.
- Правильно ли вы предположили, что рассказ о Саше, который дразнится?
- Каковы ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытали? - Где происходит событие?
6. Работа с текстом.
- Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (Две части)
Чтение 1 части «по цепочке».
- Какая проблема возникла между братом и сестрой? (Брат дразнит сестру).
- Какой совет дал папа Ляле? (А ты не дразнись.)
Словарная
работа.
-
Прежде чем прочитать 2-ю
часть,
поработаем над чтением трудных слов и их значением. (Слайд 11.)
Зав-тра-ка-ли - завтракали
По-перх-нул-ся - поперхнулся (закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)
На-сморк - насморк
Дро-жа-щим - дрожащим (быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)
По-прав-ляй-ся - поправляйся
- У нас трое ребят подготовили чтение по ролям второй части. Давайте их послушаем, как они прочитают. Читаем до слов: «Тут Саша не выдержал и заплакал». (Чтение второй части учащимися)
- Понравилось чтение? (Да)
- Получилось ли у ребят передать эмоции главных героев? (Да)
Физкультминутка. (Слайд 11)
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернём
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Чтение 3 части.
-
А теперь прочитайте рассказ до конца «жужжащим» чтением. (Читают)
- Почему заплакал Саша? (Было обидно)
-Почему ему было обидно? (Ляля перестала обращать внимание.)
-
Помог ли Ляле папин совет? (Да)
- Какой можно сделать вывод? (Не обращать внимания, когда
тебя дразнят.)
- Хорошее или плохое качество - дразниться? (Ответы детей)
-Можно ли нашему рассказу дать другое название? Какое? (Ответы детей)
Выборочное чтение
-
Прочтите, что посоветовал Ляле папа.
- Прочтите тот отрывок из рассказа, в котором описывается перемена отношения
девочки к обидам брата.
- Прочтите отрывок, в котором описывается, как Саша обиделся и заплакал.
- Почему
изменилось настроение Саши? (Саша получал удовольствие, когда дразнил
сестру, но потом сам ощутил на себе, как бывает обидно, до слёз, когда тебя
дразнят.)
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1.Подготовка к пересказу.
- Как легче пересказать текст? (По плану)
- Сколько частей в рассказе? (Три)
- Составим план. Озаглавим каждую часть предложениями из текста. Такой план называется цитатным. Как можно озаглавить 1-ю часть, взяв для заголовка предложение из текста? (Меня Саша дразнит.)
- Запишите название, автора рассказа и первый пункт плана в тетрадь.
(Дети записывают)
- Что главное во 2-й части? Какие слова здесь главные, опорные? (Ребята
сидели за столом и завтракали.)
- Запишите 2-й пункт плана.
- Как озаглавить третью часть рассказа? (Я её дразню, а она не дразнится.)
- Запишите 3-й пункт плана.
Запись на доске:
1.
Меня Саша дразнит.
2. Ребята сидели за столом и завтракали.
3. Я её дразню, а она не дразнится.
2.Пересказ рассказа по плану. (Слайд 13)
VII. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
Работа в группах. Работа над иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию. К какой части рассказа она подходит? (Слайд 14)
Дети работают в группах.
- На карточках заданы вопросы, на которые устно нужно ответить группам: (Слайд 15)
Дети работают в группах.
1 группа:
Кто изображен на иллюстрации?
Как художник изобразил кошку?
2 группа:
Как художник нарисовал маму? Чему она удивлена?
3 группа:
Как выглядит Саша?
4 группа:
Какая на иллюстрации Ляля?
5 группа:
Прочитайте, к какому эпизоду подходит эта иллюстрация?
Вывод:
- Над каким человеческим качеством мы должны задуматься, прочитав этот рассказ? (Не нужно дразнить другого, когда и самому это неприятно и обидно.)
VIII.Включение в систему знаний и повторение.
Анализ произведения.
Прочтите
пословицы: (Слайд 16)
*В каждой шутке есть доля правды.
* Кто не любит шуток, над тем не шути.
*Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.
*Не смейся чужой беде, своя на гряде.
*Смеётся тот, кто смеётся последним. (Дети читают)
- Какие пословицы подходят к рассказу «Саша-дразнилка»? Объясните их значение.
IХ. Итог урока. Рефлексия.
- С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)
- Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)
- Какова основная мысль произведения? (Чему научил вас этот рассказ?) (Не дразниться)
-Нашли ли мы с вами ответ на поставленный вопрос в начале урока? (Да)
- Можно ли дразнить другого человека? (Нет)
- Какие еще правила дружбы вы можете назвать? (Ответы детей) (Слайд 17)
- Надеюсь, вы тоже последуете папиному совету, и не будете дразнить друг друга и будете знать, как ответить дразнилке.
- Сегодня на уроке очень
хорошо все поработали, молодцы!
- Продолжи предложение: (Слайд 18)
- На уроке я узнал (а)…
- На уроке мне понравилось…
- Я хотел (а) бы похвалить за работу ...
Х. Домашнее задание. (Слайд 19)
- Подготовьте пересказ рассказа по плану.
- Урок окончен. Благодарю за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.