Н. Артюхова «Саша – дразнилка»
Оценка 4.6

Н. Артюхова «Саша – дразнилка»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
30.01.2020
Н. Артюхова «Саша – дразнилка»
Цель урока: создать условия для знакомства с рассказом Н.М.Артюховой «Саша – дразнилка». Задачи урока: создать условия для обучения навыкам чтения: правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения целыми словами; совершенствования навыков деления текста на части и подбора заголовков к частям рассказа; развития умения анализировать произведение, определять опорные слова для пересказа; развития речевых умений, творческих способностей, внимания, памяти; привития интереса к чтению; воспитания уважения и внимательного отношения к другим людям.
саша дразнилка.docx

Урок  литературного чтения в 1 классе. УМК «Школа России». (Слайд 1).

Тема урока:  Н. Артюхова «Саша – дразнилка»

Цель урока: создать условия для знакомства  с рассказом Н.М.Артюховой «Саша – дразнилка».

Задачи урока: создать условия для  обучения навыкам чтения: правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения целыми словами;  совершенствования  навыков деления текста на части и подбора заголовков к частям рассказа;                                                                                                            развития умения  анализировать произведение, определять опорные слова для пересказа;
развития  речевых умений, творческих способностей, внимания, памяти;  привития  интереса к чтению;
воспитания уважения и внимательного отношения к другим людям.

Планируемые УУД: учащиеся научатся:

Предметные:

читать тексты произведений целыми словами;  воспроизводить предложения с различной интонационной окраской; находить в тексте слова, которые характеризуют героя произведения; оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста), высказывать свою точку зрения.

Метапредметные:

под руководством учителя формулировать основные задачи урока, этапы урока;                                                                                                                              работать в паре, выполняя правила совместной работы; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Личностные:

 выходить из неприятного положения, правильно реагировать на поступки других людей.                                                                                        

Оборудование: компьютерная презентация по теме урока, тест, рассказ Артюховой «Саша – дразнилка» (учебник «Литературное чтение»,  часть2), карточки с заданиями.

 

                                                 Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок.

Он позвал нас на урок.

Ну-ка, проверяй, дружок,

Ты готов начать урок?        (Да)

 

- Готовы хорошо потрудиться? (Да)

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! (Слайд 2).

 

         На части не делится солнце лучистое

        И вечную землю нельзя разделить,

       Но искорку счастья луча золотистого

       Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

 

- А после того, как вы друг другу улыбнулись, всем стало хорошо и приятно.

И настроение сразу улучшилось. Вот с таким замечательным настроением мы будем работать сегодня на уроке литературного чтения.                                                                                       

II. Актуализация изученного материала.

- Какой раздел литературного чтения мы  изучаем?  («И в шутку и всерьёз»).   (Слайд 3).                                                                                                                             - Какие произведения мы прочитали в этом разделе?     (И. Токмакова « Мы играли в хохотушки», Я. Тайц « Волк», Г.Кружков «РРРЫ!»).                                                    

-  Что их объединяет? (Рассказы смешные, весёлые)                                                      

- Для чего пишут авторы такие произведения?   (Ответы детей)                          

- Да,   поэты и писатели сочиняют весёлые рассказы и небылицы не только для удовольствия. Их произведения помогают нам посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки и понять, что в каждой шутке есть доля правды. Если такие недостатки вы заметили в себе, постараться их исправить.

III.Выявление места и причины затруднения.

-А вот у меня на перемене было не очень хорошее настроение, потому что я видела такую ситуацию:              (2 мальчика  разыгрывают сценку)  (Слайд 4)

- Кто кого обидел первым?

-Он меня.    

 -Нет, он меня.

-Кто кого ударил первым?

-Он меня.

 -Нет, он меня.

-Вы же раньше так дружили.

-Я дружил.   

  -И я дружил.

-Что же вы не поделили?

-Я забыл.     

 -И я забыл.

-Ребята, так почему же вы ссоритесь? Что случилось?

-А он дразнится.

 -А что это значит, дразнится? (Ответы детей)

-Да, к сожалению, бывают у нас такие ситуации, когда ребята обзывают друг друга. Какие чувства вы испытываете в тот момент? (Ответы детей)                        

- Возможно, это крик души не только нашего класса. Что посоветуете?

 (Убрать из речи плохие слова. Клички использовать  только для животных. Не дразниться самому. У кого-то затруднение.)

 

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

- А теперь, ребята, помогите сформулировать тему сегодняшнего урока. (Ответы детей).

- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться детская писательница  Нина Михайловна Артюхова (Слайд 5 - 8).

- Что вы про неё можете рассказать? (Ответы детей).

- Нина Михайловна Артюхова - детская писательница, родилась в 1901 году в Москве , семье  известного купца - книжного издателя  Михаила  Ивановича  Сабашникова   и прожила 89 лет. Нина Михайловна закончила  Московский Государственный университет,  работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. Её произведения о честности, доброте, желании помочь другому человеку,  об умении по-настоящему дружить.  Хорошо известны её рассказы «Совесть», «Трусиха»,  «Саша –дразнилка»,  «Маринка» и другие. Свои рассказы Н.М. печатала в детских журналах “Затейник”, “Мурзилка”.

 Сегодня мы познакомимся с одним из её рассказов. Название рассказа вы узнаете, когда соберёте буквы по порядку. Пара, которая сделает это быстрее всех, прикрепите карточки на доску.

 

Работа  в парах.

                        (У детей на партах лежат карточки:

                     1      2    3     4          5    6    7    8    9   10    11     12      13    

                     С    а     ш    а          д    р   а    з    н     и      л      к         а    )

(Слайд 9)

-Как вы думаете, о чём это произведение? (Ответы детей).

- Определим задачи  урока, чему хотите научиться?    (Читать правильно,  выразительно; анализировать произведение, делать выводы)

V.Реализация построенного проекта.

1.Работа в парах.

- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок  «Саша-дразнилка»?

2.Словарная работа.

- Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре: (Слайд 10)

Дразнить – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.

Дразнилка - человек, который дразнит другого.

3.Подготовительная работа к восприятию литературного произведения. 

- Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили?

- Какие чувства вы испытывали в тот момент? (Ответы детей: неприятно, больно, тяжело и т.п.)

 4.Первичное восприятие текста.

- Откройте учебники на с.9. Познакомимся с новым  произведеием.

Чтение произведения учителем.

5. Первичный анализ произведения.

  - Правильно ли вы предположили, что рассказ о Саше, который дразнится?

  -  Каковы ваши впечатления от прочитанного?    Какие чувства вы испытали?                                                                                                                  - Где происходит событие? 


6. Работа с текстом.

- Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (Две части)

Чтение 1 части «по цепочке».

- Какая проблема возникла между братом и сестрой? (Брат дразнит сестру).

- Какой совет дал папа Ляле? (А ты не дразнись.)

Словарная работа.
- Прежде  чем прочитать 2часть, поработаем над чтением трудных слов и их значением.  (Слайд 11.)

Зав-тра-ка-ли           - завтракали

По-перх-нул-ся         - поперхнулся (закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)

На-сморк                   - насморк

Дро-жа-щим            - дрожащим (быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)

По-прав-ляй-ся          - поправляйся

 

- У нас трое ребят подготовили чтение по ролям второй части. Давайте их послушаем, как они прочитают. Читаем до слов: «Тут Саша не выдержал и заплакал». (Чтение второй части учащимися)

- Понравилось чтение? (Да)

- Получилось ли у ребят передать эмоции главных героев? (Да)

Физкультминутка. (Слайд 11)

Руки кверху поднимаем, 
А потом их отпускаем.
А потом их развернём
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

 

Чтение 3 части.

- А теперь прочитайте рассказ до конца «жужжащим» чтением.   (Читают)
- Почему заплакал  Саша?  (Было обидно)

-Почему ему было обидно?    (Ляля перестала обращать внимание.)

- Помог ли Ляле папин совет? (Да)
- Какой можно сделать вывод?  (Не обращать внимания, когда тебя дразнят.)

- Хорошее или плохое качество - дразниться? (Ответы детей)

-Можно ли нашему рассказу дать другое название? Какое? (Ответы детей)

Выборочное чтение
- Прочтите, что посоветовал Ляле папа.
- Прочтите тот отрывок из рассказа, в котором описывается перемена отношения девочки к обидам брата.
- Прочтите отрывок, в котором описывается, как Саша обиделся и заплакал.
- Почему изменилось настроение Саши?  (Саша получал удовольствие, когда дразнил сестру, но потом сам ощутил на себе, как бывает обидно, до слёз, когда тебя дразнят.)

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 1.Подготовка к пересказу.

- Как легче пересказать текст?  (По плану)
- Сколько частей в рассказе?     (Три)                                                                                          

-  Составим план. Озаглавим каждую часть предложениями из текста. Такой план называется цитатным. Как можно озаглавить 1-ю часть, взяв для заголовка предложение из текста? (Меня Саша дразнит.)

- Запишите название, автора рассказа и первый пункт плана в тетрадь. (Дети записывают
- Что главное во 2-й части?  Какие слова здесь главные, опорные? (Ребята сидели за столом и завтракали.)

- Запишите 2-й пункт плана.
- Как озаглавить третью часть рассказа? (Я её дразню, а она не дразнится.)
- Запишите 3-й пункт плана.

Запись на доске: 
1. Меня Саша дразнит.
2. Ребята сидели за столом и завтракали.
3. Я её дразню, а она не дразнится.

 

2.Пересказ рассказа по плану. (Слайд 13)


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в группах. Работа над иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию. К какой части рассказа она подходит? (Слайд 14)

Дети работают в группах.

 - На карточках заданы вопросы, на которые устно нужно ответить группам:   (Слайд 15)

Дети работают в группах.

1 группа:

 Кто изображен на иллюстрации?                                                                              

  Как художник изобразил кошку?

2 группа:

  Как художник нарисовал маму? Чему она удивлена?

3 группа:

 Как выглядит Саша?

4 группа:                                                                                                                                       

   Какая на иллюстрации Ляля?

5 группа:                                                                                                                              

Прочитайте, к какому эпизоду подходит эта иллюстрация?

Вывод:                                                                                                                                   

- Над каким человеческим качеством мы должны задуматься, прочитав этот рассказ? (Не нужно дразнить другого, когда и  самому это неприятно и обидно.)                                      

VIII.Включение в систему знаний и повторение.

Анализ произведения.
Прочтите пословицы: (Слайд 16)
*В каждой шутке есть доля правды.
* Кто не любит шуток, над тем не шути.
*Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.
*Не смейся чужой беде, своя на гряде.
*Смеётся тот, кто смеётся последним.   (Дети читают)

- Какие пословицы подходят к рассказу «Саша-дразнилка»? Объясните их значение.

IХ. Итог урока. Рефлексия.

- С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)

- Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)

- Какова основная мысль произведения? (Чему научил вас этот рассказ?) (Не дразниться)

-Нашли ли мы с вами ответ на поставленный вопрос в начале урока? (Да)

- Можно ли дразнить другого человека? (Нет)

- Какие еще правила дружбы вы можете назвать?  (Ответы детей) (Слайд 17)

- Надеюсь, вы тоже последуете папиному совету, и не будете дразнить друг друга и будете знать, как ответить дразнилке.

 

- Сегодня на уроке очень хорошо все поработали, молодцы!
- Продолжи предложение: (Слайд 18)
- На уроке я узнал (а)…

- На уроке мне понравилось…

- Я хотел (а) бы похвалить за работу ...

Х. Домашнее задание. (Слайд 19)

- Подготовьте пересказ рассказа по плану.

- Урок окончен. Благодарю за работу! 


 

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

Если такие недостатки вы заметили в себе, постараться их исправить

Если такие недостатки вы заметили в себе, постараться их исправить

V .Реализация построенного проекта

V .Реализация построенного проекта

Хорошее или плохое качество - дразниться? (Ответы детей) -Можно ли нашему рассказу дать другое название?

Хорошее или плохое качество - дразниться? (Ответы детей) -Можно ли нашему рассказу дать другое название?

Анализ произведения. Прочтите пословицы: (Слайд 16) *В каждой шутке есть доля правды

Анализ произведения. Прочтите пословицы: (Слайд 16) *В каждой шутке есть доля правды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020