Министерство образования РД
ГКУ ЦОДОУ ЗОЖ
ГКОУ «СОГ Ахвахского района»
Методическая разработка урока русского языка на тему:
«Н и НН в прилагательных
и причастиях»
Абдулкахирова Альбина Багаудиновна
– учитель русского языка и литературы
ГКУ ЦОДОУ ЗОЖ
ГКОУ «СОГ Ахвахского района»
2017 г.
Пояснительная записка
к методической разработке урока русского языка по теме
«Н И НН в прилагательных и причастиях»
учителя русского языка и литературы первой категории
Абдулкахировой Альбины Багаудиновны
ГКУ ЦОДОУ ЗОЖ ГКОУ « СОГ Ахвахского района»
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон,
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный мучительный сон.
В.Троцкий
Данный урок разработан для общеобразовательного класса с детьми со средним показателем качества обученности. Проводится учителем русского языка в 10 классе. Урок рассчитан на один академический час (45 минут). На уроке учащиеся выступают с сообщениями, выполняют письменные и устные упражнения, обмениваются информацией, коллективно анализируют и приходят к обобщению полученной информации.
Форма урока:
комбинированный с использованием ИКТ
Оборудование урока:
ü Компьютер
ü Мультимедийный проектор
ü Экран
ü Нетбуки на каждого ученика
ü Раздаточный материал для индивидуальной работы, для работы в группах, парах;
ü Мультимедийная презентация;
Оформление урока:
на доске тема урока, эпиграф
Методические приемы:
сообщения учащихся, ответы учащихся и их анализ, выполнение проектной деятельности.
Активные формы обучения:
Создание учебных ситуаций, разноуровневое домашнее задание.
Методы:
словесный, наглядный, аналитический.
Формы работы:
коллективная, индивидуальная, групповая.
Опережающие задания:
ученики получили предварительное домашнее задание:
-подготовить алгоритмы;
-из дополнительных источников узнать как можно больше по данной теме;
-расширить свои знания по данной теме.
Материал данного урока можно использовать как основной и дополнительный материал при изучении прилагательных и причастий в 5- 8, во внеклассной работе (декада русского языка и литературы). Материал данного урока, алгоритмы «Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных» и «Правописание Н и НН в полных причастиях и отглагольных прилагательных» могут выпускников при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Предлагается еще дополнительный материал по теме: Таблица-справочник по данной теме, алгоритм «Н и НН в прилагательных и причастиях», кроссворды, тесты для закрепления по данной теме.
Урок (или элементы урока) может быть использован для ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, повторения и обобщения полученных знаний.
Результаты урока:
вышеперечисленные методики и активная форма обучения, применяемые на уроке русского языка, а также информационные технологии способствуют повышению качества знаний по данному предмету. Это подтверждается и некоторыми результатами работы.
Цели урока достигнуты, задачи реализованы.
Конспект русского языка:
«Н и НН в прилагательных и причастиях»
Цели урока: - образовательная:
обобщить и закрепить знания учащихся по данной теме;, обеспечить восприятие, закрепление и обобщение материала через подводящий диалог, научить различать прилагательные и причастия; научить осознанному выбору орфограммы Н и НН в прилагательных и причастиях
-развивающая:
развивать умение выделять прилагательные и причастия на письме; создать условия для развития умений формулировать тему, учебную цель, делать самостоятельные выводы;
-воспитательная:
развитие коммуникативных навыков, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
Задачи:
Обучающие:
ü научить решать учебные задачи, планировать свою деятельность на уроке.
ü развивать коммуникативные способности учащихся; воспитывать интерес к русскому языку.
Развивающие:
ü сформировать исследовательские навыки;
ü расширить кругозор учащихся;
ü достижение осознанного достижения материала;
ü развить творческое мышление учащихся через различные формы работы;
Воспитательные:
ü воспитание товарищества, взаимовыручки, дисциплины, уважения к учителям
ü развитие коммуникативных навыков, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
Тип занятия: урок – обобщение
Оборудование:
ü Компьютер
ü Мультимедийный проектор
ü Экран
ü Нетбуки на каждого ученика
ü Раздаточный материал для индивидуальной работы, для работы в группах, парах;
ü Мультимедийная презентация;
Ресурсы урока для учителя
1. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! Москва, 1996 год.
Ресурсы урока для ученика
1. Учебник «Русский язык 10-11 класс». Авторы: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.
2. Рабочий лист ученика (таблицы для заполнения)
3. Алгоритмы
4. Тестовые задания
5. Рефлексия
План урока |
Время |
1. Организационный момент |
1 мин. |
2. Мотивационное начало урока |
2 мин. |
3. Актуализация знаний |
4 мин. |
4. Орфоэпическая разминка |
4мин. |
5. Ситуационная проблема. |
2 мин |
6. Формулирование темы и цели урока. |
2 мин |
7. Обобщение знаний. |
4 мин. |
8. Первичное закрепление. |
------ |
а) Устная работа. |
4 мин |
б) Письменная работа. |
5 мин |
в) Индивидуальное задание. (параллельно с письменной работой ) |
5 мин |
г) Работа в группах. “Цифровой диктант” |
5 мин |
д) Работа с нетбуками |
6 мин |
9. Вторичное закрепление |
2 мин |
10. Рефлексия |
2 мин |
11. Итоги урока |
1 мин |
Урок имеет мультимедийную презентацию
Тема урока:
«Н и НН в прилагательных и причастиях»
I. Организационый момент.
II.Мотивационное начало урока
Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада Вас сегодня видеть. Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча принесет нам новые знания, новые впечатления.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала крылатые слова «Быть грамотным – это искусство, искусство необходимое каждому»
III. Актуализация знаний. Повторение сведений о причастиях
Ребята, давайте вместе вспомним, о чем мы говорили на последних уроках? (Учащиеся отвечают на вопросы учителя)
- Что такое причастие?
- Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? какая? какое?
- На какие две группы делятся причастия?
- На действительные и страдательные.
- Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов -им и -ем, -ом.
Действительные причастия настоящего вре мени образуются от основы глаголов настоящего времени при помощи суффиксов –ущ-, -ющ-; -ащ-, -ящ-;
- А почему у этих причастий две пары суффиксов?
- Страдательные причастия настоящего времени, как и действительные образуются от глаголов 1-го и 2-го спряжения.
- В чем отличие действительных причастий от страдательных?
- Действительные причастия – это причастия, обозначающие признак того предмета, который сам производит действие. Страдательные причастия – это причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.
IV. Орфоэпическая разминка (расставить ударение, подчеркнуть орфограммы)
БалОванный, , низведЁнный, довезЁнный, избалОванный, включЁнный, кУхонный, ободрЁнный, обострЁнный, отключЁнный, повторЁнный, приручЁнный.
V. Ситуационная проблема.
А как отличить прилагательное от причастия?
(Для постановки проблемы используется подводящий диалог.)
- Ребята, найдите среди этих слов («Орфоэпическая разминка») «лишнее».
- Это слово кухонный.
-А почему это «лишнее» слово?
- Это прилагательное, отвечает на вопрос какой?
- А остальные слова?
- Это причастия, тоже отвечают на вопрос какой? (что сделанный?)
- А что общего в этих словах?
- Во всех этих словах пишется НН.
- А как отличить прилагательное от причастия?
-Давайте вспомним, когда в прилагательных пишется Н и НН?
Помогут нам в этом созданные нами на предыдущих уроках алгоритм.
Алгоритмы
«Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»
1. Образовано ли прилагательные от существительного с основой на Н и при помощи суффикса –Н-?
____________________________________
Да Нет
2. Образовано ли прилагательное при помощи суффиксов -ОНН-, -ЕНН- ?
__________________________
Да Нет
НН Н
искл.: ветреный искл.:
деревяный
оловянный
стеклянный
(Заполняем таблицу в тетрадях-справочниках)
|
н |
нн |
1. |
в прилагательных с суффиксами –АН-, -ЯН-, -ИН- . |
в прилагательных с суффиксами –ОНН-, -ЕНН- . |
2. |
в слове-искл.: ветрЕНый |
в словах-исключениях: оловЯННый, стеклЯННый, деревЯННый |
3. |
|
в прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н. |
VI. Формулирование темы и цели урока.
Следующий этап нашего урока «Синтаксическая разминка»
(работа у доски)
Запись предложения:
В гостиной стояла мебель, украшенная позолотой, и старинные золоченные подсвечники на высоких подставках.
- Давайте выпишем слова с Н и НН.
- Гостиной, украшенная, старинные, золоченные.
- Какие это части речи? (ответы учащихся)
- С помощью каких суффиксов образованы эти слова? (ответы учащихся)
- Правильно.
- Теперь, как вы думаете, ребята, о чём пойдет речь сегодня на уроке? Подумайте и определите тему урока. Молодцы! Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему нашего урока.
«Н и НН в прилагательных и причастиях»
- Ребята, какие цели мы поставим перед собой? Чего мы хотим добиться на этом уроке?
(Уметь строить рассуждение по выбору Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных. Работать над навыками грамотного письма).
VII. Обобщение знаний. Ребята, давайте вновь обратимся к алгоритму и попробуем вспомнить об условиях написания Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Алгоритм
«Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»
1. Образовано ли слово от глагола совершенного вида?
____________________________
Да Нет
2. Есть ли приставка (кроме Не) или зависимое слово?
_______________________
Да Нет
3. Оканчивается ли слово на
–ованный, -ёванный?
________________________
Да Нет
Примечание: основное преимущество работы с алгоритмами состоит в том, что они помогают с самого начала изучения материала формировать правильные и полные рассуждения и обобщения, учат школьников тому, как наиболее быстро, экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач)
VIII. Первичное закрепление.
а) Устная работа.
- Ребята, давайте мы теперь закрепим то, что узнали на уроке. Вы должны устно образовать от следующих существительных имена прилагательные, назвать суффикс. (упр. 233, стр 148)
Образец: солома-соломенный.
Семя, длина, серебро, голубь, кожа, дерево, дрова, платье, соловей, клюква, истина, операция, цена, время, олово, полотно, стекло.
б) Письменная работа.
Ребята, следующее задание мы выполним письменно. Нужно переписать причастия и отглагольные прилагательные, вставляя пропущенные буквы. (упр. 291, стр. 188)
в) Индивидуальное задание.
Распределить на Н и НН.
Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста, гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки, варёный картофель – варённый в котелке картофель, кошеные травы – скошенные травы, резаный арбуз – изрезанный арбуз, развешанное белье, асфальтированное шоссе,
г) Работа в группах. “Цифровой диктант”
Каждый в течение 2-3 минут самостоятельно выполняет эту работу. Цифровой диктант на тему: “Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени”. (Обозначь цифрой 1 – Н, цифрой 2 – НН).
(Примечание: ученики проверяют работу друг у друга. На доске – критерии оценивания работы: “5” – 1 ошибка, “4” – 2-3 ошибки, “3” – 4-6 ошибок, “2” – больше 6 ошибок)
д) Сейчас включаем нетбуки, находим на рабочем столе интерактивный тест «Н и НН в прилагательных и причастиях». Завершив задания, нажмите «окончить».
5 баллов – «5»
4 балла» - «4»
2-3 балла» - «3»
1 балл – «2»
е) Кроссворд.
Теперь самое интересное. Я предлагаю вам заполнить кроссворд.
Примечание: (от данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени (форма единственного числа мужского рода именительного падежа)
По вертикали: 1. Подтвердить.
По горизонтали: 1. Охладить 2. Расположить 3. Утеплить
4. Съесть 5. Разгромить
IX. Вторичное закрепление
Домашнее задание (по выбору)
1. Напишите мини – сочинение
«Можно ли стать грамотным?» (по выбору)
2. Составить кроссворд «Н и НН в прилагательных» ( по группам)
3. Написать мини-проекты (индивидуальное задание)
а) «Н и НН в причастиях» (Таймасханова Д. А)
б) «Н и НН в прилагательных» (Дибирова С. Г)
4. §§40, 52, упр. 297 (вариант:234 (I)
X. Рефлексия.
XI. Итоги урока.
Приложение № 1.
Алгоритмы
«Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»
1. Образовано ли прилагательные от существительного с основой на Н и при помощи суффикса –Н-?
____________________________________
Да Нет
2. Образовано ли прилагательное при помощи суффиксов -ОНН-, -ЕНН- ?
__________________________
Да Нет
НН Н
искл.: ветреный искл.:
деревяный
оловянный
стеклянный
Приложение № 2.
Алгоритм
«Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»
1. Образовано ли слово от глагола совершенного вида?
____________________________
Да Нет
2. Есть ли приставка (кроме Не) или зависимое слово?
_______________________
Да Нет
3. Оканчивается ли слово на
–ованный, -ёванный?
________________________
Да Нет
Приложение № 3.
Кроссворд
Приложение 4
Вариант 1
1.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н. В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных ирадиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.
2. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
В Товарищество Передвиж(1)ых Художестве(2)ых Выставок вошли передовые художники Москвы и Петербурга, умудрё(3)ые опытом обществе(4)ой деятельности.
3.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
В лавке продавали стари(1)ую посуду и кухо(2)ую утварь: серебря(3)ые столовые приборы, стекля(4)ую посуду, мед(5)ые кувшины и рукомойники.
4.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Осе(1)ими ночами земля теряет накопле(2)ое за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрас(3)ого излучения.
5.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Положение в доме Иван занимал неопределё(1)ое, поэтому он был вынужде(2) безоговороч(3)о выполнять все бесконеч(4)ые хозяйстве(5)ые поручения тётушки.
Вариант 2
1.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
В 1714 году в связи с возведением Петербурга каме(1)ое строительство почти повсемест(2)о было запреще(3)о и могло вестись лишь там, куда были устремле(4)ы амбициоз(5)ые помысла Петра I.
2.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Он мечтал стать исследователем неизведа(1)ых тайн и боялся, что на нашей огром(2)ой планете уже не осталось мест, неизуче(3)ых, неосвое(4)ых, непокорё(5)ых человеком.
3.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Во главе огром(1)ой прекрас(2)о обуче(3)ой и великолеп(4)о оснащё(5)ой армии стоял Наполеон, человек непрекло(6)ой воли и колоссаль(7)ых амбиций.
4.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
В тума(1)ой дали соверше(2)о не было вид(3)о хвой(4)ого леса на другом берегу реки, а редкий крас(5)ый оси(6)ик справа казался таинстве(7)ым и загадоч(8)ым.
5. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Стихи его были непривыч(1)ы и неожида(2)ы, но Маяковский заставлял себя слушать: к концу вечера переполне(3)ый зал не сводил с него восторже(4)ых, восхищё(5)ых глаз.
Приложение 5
Рабочий лист ученика
|
н |
нн |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
Приложение 6
Рефлексия
Карточка красного цвета:
«Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня,
я много, с пользой и хорошо работал на уроке,
я получил заслуженную оценку, я понимал все,
о чем говорилось и что делалось на уроке»
• Карточка желтого цвета:
«Урок был интересен и я принимал в нем активное участие,
урок был в определенной степени полезен для меня, я
отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было
на уроке достаточно комфортно»
• Карточка зеленого цвета:
« Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал,
о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание
я не понял, к ответу на уроке я не был готов»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.