Н и НН в прилагательных и причастиях
Оценка 4.7

Н и НН в прилагательных и причастиях

Оценка 4.7
docx
19.06.2020
Н и НН в прилагательных и причастиях
Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка с использованием алгоритмов
Методическая разработка.docx

Министерство образования РД

ГКУ ЦОДОУ ЗОЖ

ГКОУ «СОГ Ахвахского района»

 

Методическая разработка  урока русского языка на тему:

 

«Н и НН в прилагательных

и причастиях»

 

 

Абдулкахирова Альбина Багаудиновна

– учитель русского языка и литературы

ГКУ ЦОДОУ ЗОЖ

ГКОУ «СОГ Ахвахского района»

 

2017 г.

 

 

Пояснительная записка

к методической разработке урока русского языка по теме

     «Н И НН в прилагательных и причастиях»

учителя русского языка и литературы  первой  категории

Абдулкахировой Альбины  Багаудиновны

ГКУ ЦОДОУ ЗОЖ  ГКОУ « СОГ Ахвахского района»

 

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон,

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный мучительный сон.

В.Троцкий

 

            Данный  урок  разработан для  общеобразовательного класса  с детьми  со средним показателем качества обученности.     Проводится учителем русского языка   в 10  классе. Урок   рассчитан на один академический час (45 минут). На   уроке учащиеся выступают с  сообщениями,  выполняют письменные и устные упражнения, обмениваются  информацией,  коллективно анализируют  и      приходят     к обобщению полученной информации.

           

Форма урока:

 комбинированный  с использованием ИКТ

 

Оборудование урока: 

ü  Компьютер

ü  Мультимедийный проектор

ü  Экран

ü  Нетбуки на каждого ученика

ü  Раздаточный материал для индивидуальной работы, для работы в группах, парах;

ü  Мультимедийная презентация;

 

Оформление урока:

 на доске тема урока, эпиграф

 

Методические приемы:

сообщения учащихся, ответы учащихся и их анализ,  выполнение проектной деятельности.

 

Активные формы обучения:

Создание учебных ситуаций, разноуровневое домашнее задание.

 

Методы:

словесный, наглядный,  аналитический.

 

Формы работы:

коллективная, индивидуальная, групповая.

 

Опережающие задания:

ученики получили предварительное домашнее задание:

-подготовить алгоритмы;

-из дополнительных источников узнать как можно больше по данной теме;

-расширить свои знания по данной теме.

 

            Материал данного урока  можно использовать как основной и дополнительный материал при изучении прилагательных и причастий  в  5- 8, во внеклассной работе (декада русского языка и литературы). Материал данного урока, алгоритмы «Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных» и «Правописание Н и НН в полных причастиях и отглагольных  прилагательных» могут выпускников при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

 Предлагается  еще дополнительный материал  по теме: Таблица-справочник по данной теме, алгоритм «Н и НН в прилагательных и причастиях»,  кроссворды, тесты для закрепления по данной теме.

            Урок  (или элементы урока) может  быть использован для  ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, повторения и обобщения полученных знаний.

 

 

 

 

Результаты урока:

вышеперечисленные методики и активная форма обучения, применяемые на уроке русского языка, а также информационные технологии способствуют повышению качества знаний по данному предмету. Это подтверждается и некоторыми результатами работы.

 

Цели урока достигнуты, задачи реализованы.

 

Конспект русского языка:

«Н и НН в прилагательных и причастиях»

 

Цели урока:                                                                                                                                                                         - образовательная:

обобщить и закрепить знания учащихся по данной теме;, обеспечить восприятие, закрепление и обобщение материала через подводящий диалог, научить различать прилагательные и причастия; научить осознанному выбору орфограммы Н и НН в прилагательных и причастиях

-развивающая:

развивать умение  выделять прилагательные и причастия  на письме; создать условия для развития умений формулировать тему, учебную цель, делать самостоятельные выводы;

 

-воспитательная:

развитие коммуникативных навыков, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

 

Задачи:

Обучающие:

ü  научить решать учебные задачи, планировать свою деятельность на уроке.

ü  развивать коммуникативные способности учащихся; воспитывать интерес к русскому языку.

 

 

 

Развивающие:

ü  сформировать исследовательские навыки;

ü  расширить кругозор учащихся;

ü  достижение осознанного достижения материала;

ü  развить творческое мышление учащихся через различные формы работы;

 

Воспитательные:

ü  воспитание товарищества, взаимовыручки, дисциплины, уважения к учителям

ü  развитие коммуникативных навыков, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

 

Тип занятия: урок – обобщение

 

Оборудование:

ü  Компьютер

ü  Мультимедийный проектор

ü  Экран

ü  Нетбуки на каждого ученика

ü  Раздаточный материал для индивидуальной работы, для работы в группах, парах;

ü  Мультимедийная презентация;

 

Ресурсы урока для учителя

1.      Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное!  Москва, 1996 год.

 

 

Ресурсы урока для ученика

1.      Учебник «Русский язык 10-11 класс». Авторы: Гольцова Н.Г., Шамшин  И.В.

2.      Рабочий лист ученика (таблицы для заполнения)

3.      Алгоритмы

4.      Тестовые задания

5.      Рефлексия

 

План урока

Время

1. Организационный момент

1 мин.

2. Мотивационное начало урока

2 мин.

3. Актуализация знаний

4 мин.

4. Орфоэпическая разминка

4мин.

5. Ситуационная  проблема.

2 мин

6. Формулирование темы и цели урока.

2 мин

7.  Обобщение знаний.    

4 мин.

8. Первичное закрепление.

------

а) Устная работа.

4 мин

б) Письменная работа.

5 мин

в) Индивидуальное задание. (параллельно с письменной работой )

5 мин

г) Работа в группах. “Цифровой диктант”

5 мин

д) Работа с нетбуками

6 мин

9. Вторичное закрепление

2 мин

10. Рефлексия

2 мин

11. Итоги урока

1 мин

 

 

 

 

 

 

Урок имеет мультимедийную презентацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:

«Н и НН в прилагательных и причастиях»

 

I. Организационый момент.

           

II.Мотивационное начало урока

            Здравствуйте, дорогие ребята.  Я очень рада Вас сегодня видеть. Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча принесет нам новые знания, новые  впечатления.

            Эпиграфом к сегодняшнему  уроку я выбрала крылатые слова «Быть грамотным – это искусство, искусство необходимое каждому»

 

III. Актуализация знаний.  Повторение сведений о причастиях

 

            Ребята, давайте  вместе вспомним, о чем мы говорили на последних  уроках? (Учащиеся отвечают на вопросы  учителя)

 

- Что такое причастие?

- Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? какая? какое?

 

- На какие две группы делятся причастия?

 

- На действительные и страдательные.

 

- Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов  -им и  -ем, -ом.

 

Действительные причастия настоящего вре мени образуются от основы глаголов настоящего времени при помощи суффиксов –ущ-, -ющ-; -ащ-, -ящ-;

 

- А почему у этих причастий две пары суффиксов?

 

- Страдательные причастия настоящего времени, как и действительные образуются от глаголов 1-го и 2-го спряжения.

 

- В чем отличие действительных причастий от страдательных?

 

- Действительные причастия – это причастия, обозначающие признак того предмета, который сам производит действие. Страдательные причастия – это причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.

 

 

IV. Орфоэпическая разминка (расставить ударение, подчеркнуть орфограммы)

БалОванный, ,  низведЁнный, довезЁнный, избалОванный,  включЁнный, кУхонный, ободрЁнный, обострЁнный, отключЁнный, повторЁнный, приручЁнный.

 

 

V. Ситуационная  проблема.

А как отличить  прилагательное от причастия?

 

(Для постановки проблемы используется подводящий диалог.)

 

- Ребята, найдите среди этих слов («Орфоэпическая разминка») «лишнее».

- Это слово кухонный.

-А почему это «лишнее» слово?

- Это прилагательное, отвечает на вопрос какой?

- А  остальные слова?

- Это причастия, тоже отвечают на вопрос какой? (что сделанный?)

- А что общего в этих словах?

- Во всех этих словах  пишется НН.

 

 - А как отличить  прилагательное от причастия?

-Давайте вспомним, когда в прилагательных пишется Н и НН?

Помогут нам в этом созданные нами на предыдущих уроках алгоритм.

 

Алгоритмы

«Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»

 

1. Образовано ли прилагательные от существительного  с основой  на Н и при помощи суффикса –Н-?

____________________________________

            Да                                                                                  Нет

 

                                        2. Образовано ли прилагательное при                                                 помощи суффиксов  -ОНН-, -ЕНН- ?

                                                  __________________________

                                           Да                                                          Нет

 

                                    НН                                                                 Н

                          искл.: ветреный                                       искл.:

                                                                                             деревяный

                                                                                             оловянный

                                                                                             стеклянный

 

(Заполняем таблицу в тетрадях-справочниках)

 

н

нн

 

1.

 

в прилагательных с суффиксами

 –АН-, -ЯН-, -ИН- .

 

в прилагательных  с суффиксами –ОНН-, -ЕНН- .

 

2.

в слове-искл.: ветрЕНый

 

в словах-исключениях: оловЯННый, стеклЯННый, деревЯННый

 

3.

 

в прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н. 

      

  VI. Формулирование темы и цели урока.

Следующий этап нашего урока «Синтаксическая разминка»

(работа у доски)

 

Запись предложения:

В гостиной стояла мебель, украшенная позолотой, и старинные золоченные подсвечники на высоких подставках.

 

- Давайте выпишем слова с Н и НН.

 

- Гостиной, украшенная, старинные, золоченные.

 

- Какие это части речи?  (ответы учащихся)

 

- С помощью каких суффиксов образованы эти слова? (ответы учащихся)

 

- Правильно.

- Теперь, как вы думаете, ребята, о чём пойдет речь сегодня на уроке? Подумайте и определите тему урока. Молодцы! Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему нашего урока.

«Н и НН в прилагательных и причастиях»

 

- Ребята, какие цели мы поставим перед собой? Чего мы хотим добиться на этом уроке?

(Уметь строить рассуждение по выбору Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных. Работать над навыками грамотного письма).

          VII. Обобщение знаний.                                                                            Ребята,  давайте вновь обратимся к алгоритму и попробуем вспомнить об условиях написания Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Алгоритм

«Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»

 

       1. Образовано ли слово от глагола совершенного вида?

                             ____________________________

                       Да                                                           Нет

                                               2. Есть ли приставка  (кроме Не) или                                       зависимое слово?

                                                          _______________________

                                                  Да                                                      Нет

                                                    3. Оканчивается ли слово на

                                                          –ованный,  -ёванный?

 


                                                           ________________________ 

                                                      Да                                                  Нет

 

Примечание: основное преимущество работы с алгоритмами состоит в том, что они помогают  с  самого  начала изучения материала формировать правильные и полные рассуждения и обобщения,  учат школьников тому,  как наиболее быстро, экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач)

VIII. Первичное закрепление.

а) Устная работа.

- Ребята, давайте мы теперь закрепим то, что узнали на уроке. Вы должны устно образовать от следующих существительных  имена прилагательные, назвать суффикс. (упр. 233, стр 148)

 

Образец: солома-соломенный.

Семя, длина, серебро, голубь, кожа, дерево, дрова, платье, соловей, клюква, истина, операция, цена, время, олово, полотно,  стекло.

б) Письменная работа.

Ребята, следующее задание мы выполним письменно. Нужно переписать причастия и отглагольные прилагательные, вставляя пропущенные буквы. (упр.  291, стр.  188)

 

в) Индивидуальное задание.

Распределить на Н и НН.

Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста, гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки, варёный картофель – варённый в котелке картофель, кошеные травы – скошенные травы, резаный арбуз – изрезанный арбуз, развешанное белье, асфальтированное шоссе,

г) Работа в группах. “Цифровой диктант”

Каждый в течение 2-3 минут самостоятельно выполняет эту работу. Цифровой диктант на тему: “Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени”. (Обозначь цифрой 1 – Н, цифрой 2 – НН).

  1. Закале..ый боец
  2. неписа..ая истина –
  3. сгуще..ое молоко –
  4. копче..ая рыба –
  5. экскурсио..ый автобус –
  6. ошибка исправле..а –
  7. навьюче..ая лошадь –
  8. Кваше..ая капуста –
  9. Спресова..ый торф –
  10. Плете..ая корзина –
  11. Груже..ый арбузами вагон –
  12. Непокраше..ый пол –

 

(Примечание: ученики проверяют работу друг у друга. На доске – критерии оценивания работы: “5” – 1 ошибка, “4” – 2-3 ошибки, “3” – 4-6 ошибок, “2” – больше 6 ошибок)

 

 

д) Сейчас включаем  нетбуки, находим на рабочем столе интерактивный тест «Н и НН  в прилагательных и причастиях».  Завершив задания,  нажмите «окончить». 

 

 

5 баллов – «5»

4 балла» - «4»

2-3 балла» - «3»

1 балл – «2»

 

е)  Кроссворд.

Теперь самое интересное. Я предлагаю вам заполнить кроссворд.

 

 

Примечание: (от данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени (форма единственного числа мужского рода именительного падежа)

 

 

 По вертикали: 1. Подтвердить.

По горизонтали: 1. Охладить  2. Расположить  3. Утеплить 

                                                4. Съесть  5. Разгромить

IX. Вторичное закрепление

 

Домашнее задание (по выбору)

1. Напишите  мини – сочинение

«Можно ли стать грамотным?»  (по выбору)

 

2. Составить кроссворд «Н и НН в прилагательных»  ( по группам)

 

3. Написать мини-проекты  (индивидуальное задание)

  а) «Н и НН в причастиях»    (Таймасханова Д. А)

  б) «Н и НН в  прилагательных»   (Дибирова С. Г)

 

4. §§40, 52, упр. 297 (вариант:234 (I)

 

X. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 


XI. Итоги урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1.

 

 

Алгоритмы

«Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»

 

1. Образовано ли прилагательные от существительного  с основой  на Н и при помощи суффикса –Н-?

____________________________________

            Да                                                                                  Нет

 

                                        2. Образовано ли прилагательное при                                                 помощи суффиксов  -ОНН-, -ЕНН- ?

                                                  __________________________

                                           Да                                                          Нет

 

                                    НН                                                                 Н

                          искл.: ветреный                                       искл.:

                                                                                             деревяный

                                                                                             оловянный

                                                                                             стеклянный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2.

 

 

Алгоритм

«Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»

 

       1. Образовано ли слово от глагола совершенного вида?

                             ____________________________

                       Да                                                           Нет

                                               2. Есть ли приставка  (кроме Не) или                                       зависимое слово?

                                                          _______________________

                                                  Да                                                      Нет

                                                    3. Оканчивается ли слово на

                                                          –ованный,  -ёванный?

 


                                                           ________________________ 

                                                      Да                                                  Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3.

 

Кроссворд

 

Приложение 4

Вариант 1

1.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Своеобразие художестве(1)ого мира  ра(2)их повестей Н. В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных ирадиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.

 

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В Товарищество Передвиж(1)ых Художестве(2)ых Выставок вошли передовые художники Москвы и Петербурга, умудрё(3)ые опытом обществе(4)ой деятельности.

 

3.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В лавке продавали стари(1)ую посуду и кухо(2)ую утварь: серебря(3)ые столовые приборы, стекля(4)ую посуду, мед(5)ые кувшины и рукомойники.

 

4.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Осе(1)ими ночами земля теряет накопле(2)ое за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрас(3)ого излучения.

 

5.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Положение в доме Иван занимал неопределё(1)ое, поэтому он был вынужде(2) безоговороч(3)о выполнять все бесконеч(4)ые хозяйстве(5)ые поручения тётушки.

 

 

 

 

 

Вариант 2

 

1.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В 1714 году в связи с возведением Петербурга каме(1)ое строительство почти повсемест(2)о было запреще(3)о и могло вестись лишь там, куда были устремле(4)ы амбициоз(5)ые помысла Петра I.

 

2.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Он мечтал стать исследователем неизведа(1)ых тайн и боялся, что на нашей огром(2)ой планете уже не осталось мест, неизуче(3)ых, неосвое(4)ых, непокорё(5)ых человеком.

 

3.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Во главе огром(1)ой прекрас(2)о обуче(3)ой и великолеп(4)о оснащё(5)ой армии стоял Наполеон, человек непрекло(6)ой воли и колоссаль(7)ых амбиций.

 

4.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

В тума(1)ой дали соверше(2)о не было вид(3)о хвой(4)ого леса на другом берегу реки, а редкий крас(5)ый оси(6)ик справа казался таинстве(7)ым и загадоч(8)ым.

 

5. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Стихи его были непривыч(1)ы и неожида(2)ы, но Маяковский заставлял себя слушать: к концу вечера переполне(3)ый зал не сводил с него восторже(4)ых, восхищё(5)ых глаз.

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Рабочий лист ученика

 

 

н

нн

 

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

Приложение 6

Рефлексия

Карточка красного цвета:

«Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня,

 я много, с пользой и хорошо работал на уроке,

я получил заслуженную оценку, я понимал все,

о чем говорилось и что делалось на уроке»

 

• Карточка желтого цвета:

«Урок был интересен и я принимал в нем активное участие,

урок был в определенной степени полезен для меня, я

отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было

 на уроке достаточно комфортно»

 

• Карточка зеленого цвета:

« Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал,

о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание

 я не понял, к ответу на уроке я не был готов»


 

Министерство образования РД

Министерство образования РД

Пояснительная записка к методической разработке урока русского языка по теме «Н

Пояснительная записка к методической разработке урока русского языка по теме «Н

Методические приемы: сообщения учащихся, ответы учащихся и их анализ, выполнение проектной деятельности

Методические приемы: сообщения учащихся, ответы учащихся и их анализ, выполнение проектной деятельности

Результаты урока: в ышеперечисленные методики и активная форма обучения, применяемые на уроке русского языка, а также информационные технологии способствуют повышению качества знаний по данному предмету

Результаты урока: в ышеперечисленные методики и активная форма обучения, применяемые на уроке русского языка, а также информационные технологии способствуют повышению качества знаний по данному предмету

Развивающие: ü сформировать исследовательские навыки; ü расширить кругозор учащихся; ü достижение осознанного достижения материала; ü развить творческое мышление учащихся через различные формы работы;

Развивающие: ü сформировать исследовательские навыки; ü расширить кругозор учащихся; ü достижение осознанного достижения материала; ü развить творческое мышление учащихся через различные формы работы;

План урока Время 1

План урока Время 1

Тема урока: «Н и НН в прилагательных и причастиях»

Тема урока: «Н и НН в прилагательных и причастиях»

А почему у этих причастий две пары суффиксов? -

А почему у этих причастий две пары суффиксов? -

Помогут нам в этом созданные нами на предыдущих уроках алгоритм

Помогут нам в этом созданные нами на предыдущих уроках алгоритм

VI . Формулирование темы и цели урока

VI . Формулирование темы и цели урока

Алгоритм «Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных» 1

Алгоритм «Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных» 1

Письменная работа. Ребята, следующее задание мы выполним письменно

Письменная работа. Ребята, следующее задание мы выполним письменно

Сейчас включаем нетбуки, находим на рабочем столе интерактивный тест «Н и

Сейчас включаем нетбуки, находим на рабочем столе интерактивный тест «Н и

IX . Вторичное закрепление

IX . Вторичное закрепление

Приложение № 1. Алгоритмы «Правописание

Приложение № 1. Алгоритмы «Правописание

Приложение № 2. Алгоритм «Правописание

Приложение № 2. Алгоритм «Правописание

Приложение № 3. Кроссворд

Приложение № 3. Кроссворд

Приложение 4 Вариант 1 1.Укажите все цифры, на месте которых пишется

Приложение 4 Вариант 1 1.Укажите все цифры, на месте которых пишется

Вариант 2 1. Укажите все цифры, на месте которых пишется

Вариант 2 1. Укажите все цифры, на месте которых пишется

Приложение 5 Рабочий лист ученика н нн 1

Приложение 5 Рабочий лист ученика н нн 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2020