Тема урока: Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.
Цели урока: заинтересовать учащихся личностью знаменитого русского поэта; познакомить учащихся с отрывком из поэмы, раскрывающим красоту, терпение, трудолюбие крестьянской женщины; развивать чувство уважения к крестьянскому труду; на примере отрывка рассказать о тяжелой доле крестьянской женщины в России 2-й половины ХIХ в.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка выполнения домашнего задания.
III. Постановка учебных задач урока.
IY. Работа по теме урока
· Слово учителя.
· Одной из центральных тем творчества Н. А. Некрасова стала тема русской женщины-труженицы. В поэме «Мороз, Красный нос», написанной в 1863 г., поэт запечатлел женский образ, в котором слились воедино величавость, красота, терпение, трудолюбие. Это образ русской крестьянки Дарьи.
· Знакомство с текстом отрывка.
· Анализ текста.
· Какой перед вами предстала Дарья? Найдите в тексте слова, рассказывающие о внешнем виде героини.
· Какими качествами характера обладает Дарья?
· Найдите строки, в которых речь идет о том, как трудится Дарья.
· Вопрос 1 из учебника, с пояснениями учителя.
· Какова же главная мысль отрывка? Найдите слова, где заключен ответ на этот вопрос. («Семейство не бьется в нужде...»)
· Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок?
· Ученики читают отрывок по строфам с комментариями учителя.
· Выделим эпизод с косами. Отметим, что крестьянка не должна показывать свои волосы, поэтому она возмущена поступком парня: «Лицо величаво, как в раме, смущеньем и гневом горит».
· Как вы понимаете выражение «Ей некогда лясы точить»?
· Какие строки вы считаете главными в этом отрывке из поэмы?
В ней крепко и ясно сознанье,
Что всё их спасенье в труде,
И труд ей несёт воздаянье:
Семейство не бьётся в нужде.
Пройдет — словно солнце осветит?
Посмотрит — рублем подарит? (Сравнение)
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока.
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка. (Эпитеты)
· Выдающийся исследователь творчества Н. А. Некрасова Н. Н. Скатов пишет: «...в центре она — женщина во всей полноте определений и в их контрастности: бытовое — „баба“ и высокое „красивая и мощная славянка“, совсем простонародное „матка“ и торжественное — „женщина русской земли...“»
· Чем восхищается поэт, описывая русскую крестьянку? (Красотой, трудолюбием, чувством собственного достоинства).
· Самостоятельное чтение отрывка учащимися.
· Работа над репродукцией картины «Мороз, Красный нос» А. Пластова.
Y. Подведение итогов урока.
· Что понравилось на уроке?
· Оцените свою работу на уроке
YI.Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.