В соответствии с государственным и социальным запросом с первого дня существования в в ОУ создавалась особая среда, сочетающая традиции и инновации. К инновациям следует отнести проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, или личностно-ориентированной образовательной среды, гуманной парадигмы в обучении.
Цель:
-исследовать традиции своего ОУ с патриотической, метапредметной, гуманной, индивидуальной точки зрения
И коллеги, и учителя, и обучающиеся из разных школ, поэтому перед администрацией гимназии встали следующие задачи:
- формирование школьного и гимназического сообщества;
- выявление активных творческих учеников и учителей;
- внедрить разнообразные формы работы, ориентированные на развитие человека.
Одним из инструментов решения задач стал в гимназии выпуск УМК по истории и современности ОУ (монография, учебное пособие, программа, работы учащихся), проведения конференции, встраиваемой в урок, занятие.
Цель: создание летописи истории ОУ как инструмента формирования личностно-ориентированной образовательной среды.
Задачи:
- повышение познавательной и творческой активности учащихся;
- развитие умения создавать высказывания в устной и письменной форме в соответствии с коммуникативным замыслом, с соблюдением норм правильной и хорошей речи; - формирование коммуникативных навыков обучающихся
- развитие гуманных качеств, просветительство,
- научно-образовательная работа
- создание креативных эссе, сообщений, различных форм работы, связанных с метапредметными умениями, уважением к истории, обществознанию, в том числе и на английском языке.
Формы работы учащихся: дистанционная, коллективная, групповая, индивидуальная
Технологии: проектная деятельность, ИКТ, игровые технологии, технология сотрудничества
|
1 этап - предпроектный
|
Задачи |
1) исследование опорных этапов истории и современности ОУ; 2) определение ресурсных возможностей 3) раздача тем проектов, сообщений стендовых докладов.
|
Сроки |
1 день- |
|
1.1. Изучение «социального запроса» , создание модели
|
Виды деятельност и |
Информационная карта, наброски, эссе, сочинение, научный диплом, курсовая, написание с учителем УМК
|
Результаты |
Предложения поступили от 210 учеников и коллег. После статистической обработки данных опроса было выявлено: - почти 90% учащихся хотят видеть в процессе НИД рассказ о школе, районе; - 100% респондентов считают, что уроки и занятия-конференции полезны.
|
|
1.2. Определение ресурсных возможностей
|
Виды |
На данном этапе в были приглашены и собраны все желающие. |
деятельност и |
своем участии в проекте, при этом дети сами определяли, чем они будут заниматься.
|
Результаты |
Оценка ресурсных возможностей позволила установить: - частоту выпуска научного отчета, пособия буклета работ-1 раз в месяц; - формат – печатный, а также размещение электронной копии в формате pdf на сайте гимназии; - учитель выпускает УМК, монографию - по истории и современности ОУ -конференционные и творческие работы в диск -диск с банком данных ветеранами школы
|
2 этап - проектировочный |
|
Задачи |
1)Создать сообщество ОУ коммуникабельных, интеллектуальных, ученых, развитых людей и сформировать банк данных и работ. |
Сроки |
1 неделя |
Виды деятельност и |
Метод мозгового штурма, перевернутый класс, дискуссия, лаборатория |
Результаты |
-Семинары, круглые столы к мини-конференция в школе на базе 144 гимназии в 2009 году; -Семинар в 175 школе Калининского района на тему «НИД в школе и анализ ее современной жизни» в 2014 году -Конференция в центре дополнительного образования «Мортимер» -Приморского района по истории и современности района -Классный часв школе 175 Калининского района в 2014 году на тему «наш Санкт-петербург» -Совещание в Центре реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Выборгского района на тему «Современное развитие дополнительного образования и социальных услуг для инвалидов и ОВЗ в специализированном центре» -Дискуссия в школе 175 Калининского района Санкт-Петербурга в 2014 году -Подготовка к конкурсу в ИМЦ «Самый лучший учитель в школе» -Дебаты в 540 гимназии Приморского района Санкт-Петербурга -УМК по истории и современности ОУ, диск с детьми работ -Мозговой штурм в школах и детском доме на тему «Человек в современном ОУ: основные проблемы». -Вебинар в 2015 на платформе, учителя истории и обществознания методиста ИМЦ Невского района, директора ЧОУ ДПО «Учитель-про» Санкт-Петербурга М.В. Вагу -Развивающие мастерские, экскурсии, занятия по краеведению, истории района, истории и современности ОУ в ЦССВ (детском доме) № 3 Выборгского района в 2018 году
|
3 этап – практический, творческий |
|
Задачи |
Сбор сведений, информации, материалов для написания творческой, научной истории ОУ и участия в уроке-конференции или занятии по НИД. Мини-конференция. Внедрение сформированных умений для подготовки к экзаменам.
|
Сроки |
1 день-2 недели |
Виды деятельност и |
-Мини-конференция в школе на базе 144 гимназии в 2009 году; -Семинар в 175 школе Калининского района на тему «НИД в школе и анализ ее современной жизни» в 2014 году -Конференция в центре дополнительного образования «Мортимер» Публикация УМК по истории образовательного учреждения и диска с программой и работами конференции. Сбор эссе, материалов по общественным наукам. Творческие работы по истории своего района на примере Приморского района. Интеллектуальные, творческие мастерские.
|
3.1. Проведение опросов, постановка проблемных вопросов Учащиеся готовят темы для докладов, реферативных, научных работ на первом же занятии: Проводятся дебаты, дискуссии, в частности в ЦССВ № 3 «Рекомендации надо давать всем: за и против». Написана монография по истории школы, создан УМК. Собран информативный материал для помощи ветеранам школы. Собран банк книг, материалов по истории и современности ОУ. Создана система взаимопомощи в ОУ.
- |
|
Результаты |
Проведение опросов является средством развития коммуникативных навыков юных журналистов.
|
Виды деятельност и |
3.2. Работа с пособием «История ОУ» в рамках краеведения, истории, анализа жизни района Создана методическая разработка ─ методическое пособие по написанию истории школы «Под твоей бессмертной сенью». К истории статуса Училищного дома имени А.С. Пушкина, школы № 80. (Санкт-Петербург, 2014, сигнальный экземпляр отпечатан в типографии ООО «Инжениринг-Принт», заказ № 11). Методическое пособие рекомендует исследовать все вехи и моменты современной и прошлой истории школы, охватывающая всех педагогов, когда-либо в ней работавших (успешных и ныне и ранее репрессированных). Представленнная разработка разделена на две части:1)указания по проектной и ислледовательской работе; 2) историческое исследование, оформленное как монография со справочным аппаратом и сносками. Создана модель анализа и реконструкции истории и современности образовательного учреждения, основанная на гуманизме, порядочности, профессионализме, творческом подходе к работе. В проекте показана перспектива социального партнерства. По работе опубликованы в научном журнале воспоминания и самого автора о своей школе и несколько научных статей. Методическое пособие описывает яркую историю, полную индивидуальных, порой, опасных для жизни, сложных моментов образовательного учреждения-alma mater автора. Предлагается авторская периодизация летописного описания старейшей школы Петроградской стороны Санкт-Петербурга. В конце каждой главы предлагаются дискуссионные вопросы для обсуждения. Выделены основные типологические периоды развития образовательного учреждения. Школа должна давать положительные отзывы для продвижения дальше своих выпускников и сотрудников. Интересно и богато для исследователя дореволюционное прошлое Училищного дома им. А.С. Пушкина, основанного в 1907 году. Трудно его существование в годы Гражданской войны и НЭПа. Первая образцовая школа пережила самые тяжелые годы тоталитаризма, когда людям, как писала академик нейропсихиатр Н.П. Бехтерева, надо было не просто «выживать, но и выстоять». Высказана позиция, основанная на источниках и историографии, что личности защищали друг друга, писали положительные характеристики, когда родителей учащихся (порядка 80 человек) репрессировали. Образовательное учреждение стала школой с углубленным изучением иностранных языков и впоследствии гимназией № 80 Петроградского района Санкт-Петербурга. Оно вошло в девятку передовых учреждений северной столицы России, которым было разрешено засчитывать научно-исследовательские, проектные работы за два выпускных экзамена. В работе собрано максимально возможное количество личностей и педагогов, которые внесли разный вклад в развитие образовательного учреждения. Применены воспоминания, научно-публицистические труды ветеранов школы. Собрана убедительная картотека с историографией и источниками для работы будущих исследователей. В методических указаниях показаны подготовительный этап, который называется к «К размышлению», творческая составляющая, подготовительный этап, сбор и анализ информации, подготовка интервью, стендовых докладов, творческих, реферативных, сообщений, учебно-исследовательских работ, биографические, микроисторические, социально-исторические исследования. Показана схема оригинального интервью. В старшей школе анализ ведется на более высоком, фундаментальном уровне, пишутся выпускные квалификационные работы, книги. Представлены методические материалы по организации встраиваемой в качестве интерактивной секционной работы межрайонной конференции «Северная перспектива». На ней развивается критическое мышление, происходит индивидуальная работа с профориентированной для продолжения образовательного маршрута молодежью. Воспитывается патриотизм к северным районам Санкт-Петербурга.
|
|
Собрано интервью для газеты про учителя, социального педагога, классного руководителя. Произошел анализ работы управленческих и вспомогательных структур школы. Описана «команда» «самой лучшей школы в мире» |
Результаты |
Расширение представлений о мире профессий помогает решать задачи профориентации, социальной адаптации, творческой развитости.
|
4 этап – контрольно-рефлексивный |
|
Задачи |
1) оценка степени мотивации учащихся строить банк данных по истории и современности ОУ.
|
Сроки |
1 неделя |
Виды деятельност и |
Анкетирование читателей и членов редколлегии; свободный обмен мнениями в рамках круглого стола.
|
4.1. Оценка степени заинтересованности учащихся в материалах выпуска газеты Какие вопросы и прагматические аспекты истории и современности ОУ Вас интересуют? Какие формы работы Вы выберете: стендовый доклад, сообщение, НИР и т.д.? Какие проблемы Вы решили?
|
|
Результаты |
Анализ творческих и аналитических возможностей. |
Виды деятельност и |
4.2. Оценка удовлетворенности членов редколлегии своей работой, самоанализ учителя Произошел самоанализ метапредметных связей внедряемости в учебный процесс.
|
Результаты |
Обработка данных дает данные о высоком уровне удовлетворенности и учащихся.
|
В каждом ребёнке – солнце,
только дайте ему светить…
Шалва Амонашвили
Ш. Амоношвили призывал воспитывать одаренных детей с точки зрения гуманной педагогики. Творческая и научная работа с детьми ведется, приучая их к доброте, взаимовыручке, порядочности, сдержанности, доброте, гибкости, общительности. Описывается как успешные, так и сложные ситуации в школе, что приучает детей думать выручать сверстников и взрослых, создавать правовую, трудовую защиту.
1. Включенное наблюдение за деятельностью редколлегии позволяет установить способность учащихся открыто выражать свои мысли, делиться открытиями, планами, способствует формированию регулятивных и личностных результатов. Выход каждого номера газеты становится в гимназии событием, благодаря чему члены редколлегии ощущают свою успешность, что, в свою очередь, формирует у детей устойчивую положительную самооценку, позволяя вместе с тем более критично оценить свои возможности, и формирует желание развивать свои положительные стороны.
2. Важным результатом деятельности учащихся является развитие организаторских способностей. Так, в апреле 2016 года редколлегия стала учредителем районного конкурса школьных изданий. В конкурсе приняли участие представители 20 школьных СМИ, и все организаторские функции взяли на себя авторы «Нашей газеты».
3. Школьная газета является уникальной развивающей средой для учащихся. Она позволяет детям не только реализовать задатки и способности, но и примерить на себя различные социальные роли: один и тот же ученик в одном из выпусков газеты участвует как репортер, в другом – как редактор, в третьем - как потенциальный читатель.
4. Участие в выпуске газеты позволяет каждому ученику освоить новые сферы деятельности, что также способствует не только социализации личности, но и решению профориентационных задач.
5. В создании газеты участвуют родители,являющиеся в современной школе равноправными участниками образовательного процесса.Вокруг проекта «Наша газета» сложился родительский клуб: родители, имеющие профессиональную подготовку в издательской деятельности, опыт работы в СМИ, те, кому интересно заниматься тем, чем увлекаются их дети. Родители с готовностью включаются в процесс создания газеты, делятся своим опытом с гимназистами, и эта деятельность открывает перед редколлегией огромные перспективы.
Значимыми в реализации данного проекта можно считать следующие результаты:
1. Редколлегия «Нашей газеты» является постоянным участником семинара школьной прессы «Мы – журналисты», проводимым Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга, и победителем в таких номинациях, как «Популяризация чтения», «Год кино в вашем издании», «Год литературы в вашем издании».
2. «Наша газета» является участником конкурса Приморского района «Компьюша» и победителем в номинации «Издательская деятельность».
3. Редколлегия газеты является также организатором и участником районного конкурса «Приморский район глазами юных журналистов», занимая призовые места.
4. Каждый год представители газеты принимают участие в региональных гимназических чтениях, проводимых ГАОУ ДПО «ЛОИРО», занимая призовые места.
«Наша газета» – это открытый проект: редколлегия осваивает новые издательские программы и технологии, планирует выходить в макросреду, расширяя сотрудничество с общественными организациями, муниципальными образованиями.
Конечно, далеко не все авторы «Нашей газеты» станут журналистами, хотя есть и ученики, выбравшие специальность «Журналистика». Важно, что гимназисты понимают: умение создавать высказывания в устной и письменной форме в соответствии с коммуникативным замыслом, с соблюдением норм правильной и хорошей речи - необходимая и востребованная компетенция.
1. Аксенов А. А. Организация развивающей личностно-ориентированной среды для детей. – Коломна, КГПИ, 2008.
2. Букатов В. Отметки при групповой работе. – ж. «Школьный психолог», № 4, 2013 год.
3. Савенков А. И. Психология детской одаренности. – М., Генезис, 2012.
4. Савченко И., Горбунова О. Лидерство как форма проявления одаренности детей. – ж. «Школьный психолог», № 4, 2013 год.
Все выпуски «Нашей газеты» на Яндекс. Диске https://yadi.sk/d/wn-uYBNR3V3MLG
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.