«Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе «Бежин луг » И. С. Тургенева »
Оценка 5

«Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе «Бежин луг » И. С. Тургенева »

Оценка 5
doc
02.06.2020
«Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе  «Бежин луг » И. С. Тургенева  »
исслед работа Бежин луг.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 р. п. Чаадаевка

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

на тему:

«Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе  «Бежин луг »

И. С. Тургенева  »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           

 

                                                  Выполнила:   

                                                                            Черкашина Екатерина                                                                         Учитель:  Маракаева О. В

 

 

 

                       Содержание

 

I. Введение.........................................................................................стр. 1 - 4

II.  Основная часть.............................................................................стр. 4 - 10

1. Описание русской  природы в рассказе "Бежин луг"................стр. 4 - 5

2. Использование частей речи со значением цвета........................стр. 5 - 6

3. Роль средств  выразительности со значением цвета..................стр. 6 - 8

4. Спектр цветовой лексики в рассказе........................................... стр. 8 - 10

III.  Заключение..................................................................................стр. 11

IV. Список литературы......................................................................стр. 12

V. Приложение...................................................................................стр13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 I. Введение

            Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие,                спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого.

В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека

через чувство зрения.

                                                                                        К. Петров-Водкин

 Цвета... Сколько их существует  ? Какую роль играет тот или иной цвет в жизни человека? Несут ли смысловую нагрузку цвета и их оттенки в художественном произведении? Именно эти вопросы нас заинтересовали,  и мы решили найти ответ на них в рассказе И. С. Тургенева « Бежин луг».

 Цветовые символы – факт многих литературных произведений.  Исследователи языка цветовых символов отмечают, что работа над словом ведётся  писателями с предельным напряжением всех душевных сил. Для автора, который использует символику цвета важны как звучание слова, так и смысловая сторона. 

В литературе цвета отражают и внутренний мир персонажей, и описание окружающей среды,  что в сочетании определяет идею произведения.

И. С. Тургенев - замечательный русский писатель, автор многих рассказов и повестей, мастер пейзажа.

В своих произведениях  работает как самый настоящий художник, целенаправленно и совершенно точно сверяя каждую крупицу палитры красок с представленными настроениями героев. Писатель дает нам понять, что цвет может являться не только душой художественного мира живописи, но и весомой частью повести, её полноправным фундаментом. 

Прочитав рассказ « Бежин луг» , мы  обратили  внимание на большое количество слов, связанных с понятием цвета. Цветовой лексике в искусстве всегда уделялось большое внимание. И в живописи, и в литературе, и в архитектуре цвет всегда был не просто одним из качеств, определяющих предмет, но и определённым знаком, символом, влияющим на наши чувства  и мысли.   Объектом  нашего исследования послужил рассказ И. С. Тургенева « Бежин луг».  

 Предмет - роль слов в произведении со значением цвета.       

 Это произведение  входит  в сборник «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг» уникален во многих отношениях. Его прочтение оставляет ощущение поэтического произведения. Описание природы в рассказе, картины смены дня и ночи помогают автору передать величие природы, неотделимость человека от природы, зависимость его от различных непонятных ему проявлений. Детально описывая день и ночь,  восход и закат солнца, небо и облака, степь, Тургенев, будто художник, рисует замечательную картину, где присутствует множество необычных красок

  Тема:  Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе  «Бежин луг»

 И. С. Тургенева                                    

Цель исследования:  выявить особенности цветовой лексики, рассмотреть на конкретных примерах из текста, для чего используются писателем в произведении слова, связанные с передачей цвета, и какое воздействие оказывают на читателя.

Гипотеза  «Цветовая» лексика способствует созданию фона, на котором разворачиваются события произведения и раскрываются характеры героев. Слова со значением цвета играют большую роль в произведении, так как не только позволяют автору создавать живописные картины и образы, но и дают возможность читателю глубже понять идею произведения, мысли и чувства героев.

Актуальность работы обусловлена тем, что в каждом подлинно художественном произведении нет ни одного случайного слова, которое было бы лишено смысловой нагрузки и могло быть легко заменено другим.

Перед началом исследования мы поставили перед собой такие задачи:

- подробно рассмотреть все описания природы в рассказе «Бежин луг»;

- обратить внимание на количественное преобладание слов определённой лексики («цветовой»);

- выявить, какие части речи  используются для передачи цвета, и в создании каких изобразительно-выразительных средств они участвуют.

- показать, как описание природы, насыщенное «цветовыми словами», согласуется с идейным содержанием рассказа;

-  составить словарь слов со значением цвета в рассказе.

Основными методами исследования стали наблюдение над текстом произведения, работа с лингвистическими справочниками, литературоведческими словарями, поиск информации в других источниках.

Этапы исследования:

- Чтение и анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

- Поиск в тексте слов, относящихся к  «цветовой» лексике.

- Систематизация и обобщение  информации в дополнительной литературе.

Новизна работы заключается, во-первых, в том, что при изучении данного рассказа в 6  классе, не уделяется достаточное внимание проблеме использования «цветовой» лексики и её роли в тексте. «Цветовая» лексика помогает видеть и чувствовать красоту, развивает культуру нашего языка. Это одна из главных проблем нашего языка .

Практическая значимость.

Проделанная работа может быть интересна учителям-словесникам, учащимся, людям, увлекающимся творчеством И. С. Тургенева.

Отчётом о проделанной работе стало выступление на уроке-семинаре по литературе на тему: « Мир загадок произведения И. С. Тургенева «Записки охотника».

  При исследовании данной проблемы мы опирались на различные источники, включая справочники и словари по лингвистике и литературе, использовали сведения по употреблению в речи разных частей речи,  ориентировались на особенностях писательской манеры Тургенева с целью доказательства выдвинутой гипотезы.

 II. Основная часть.

1. Описание русской  природы в рассказе "Бежин луг"

 В рассказе Тургенева «Бежин луг» русская природа показана с большой выразительностью. Пейзаж Тургенева лиричен, он согрет глубоким чувством любви. Природа у Тургенева дана в богатстве ее красок, звуков и запахов, изображение пейзажа насыщено совами в переносном смысле. Это будто живописное полотно талантливого художника.

 В чем же художественное своеобразие тургеневского пейзажа? В чем его прелесть? Вот какое богатство цвета дает Тургенев в картине раннего утра: «Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня… сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света… всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы…»

Тургенев придавал большое значение признакам предметов, роли определений при передаче внутреннего состояния героев.

Сравним следующее описание природы:

С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но свет­лое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра. Большое мес­то занимают слова, связанные с пе­редачей цвета. Слова этой группы ши­роко используются на протяжении все­го рассказа. Причем мы выделяем прежде всего лексику, прямо передаю­щую определенный цвет: лиловый, бе­лый, золотисто-серый, синева, лазур­ный, бледно-лиловый, голубоватый, черноватый, розовый, алый и т. д. К этой группе примыкают слова, кото­рые прямо не обозначают какой-либо цвет, но так или иначе косвенно свя­заны с передачей его: ясно, засверкает, блеск глубоко-прозрачного, свет, цвет, сияние, краски и т. д.

Вовлекаются сюда и слова в пере­носно-метафорическом употреблении или слова, употребленные в составе сравнений и сравнительных оборотов; ср., например:

Утренняя заря не пылает пожаром: она раз­ливается кротким румянцем; блеск их подобен блеску   кованого   серебра;   они   сами   так   же лазурны, как небо; к вечеру эти облака исче­зают; последние из них, черноватые и неопре­деленные, как дым, ложатся розовыми клуба­ми; алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бе­режно несомая свечка, затеплится на нем ве­черняя звезда; и т. д.

Распространение «цветовой» гаммы захватывает также слова и словосочетания, сохраняющие при этом свое основное значение: заря, солнце, тучка, туман, луча, светило, облака, небосклон.

Разнообразными языковыми средст­вами достигается передача различных цветов, их оттенков, нюансов, сравним, например:

Густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; все кругом быстро чернело и утихало; поле неясно беле­ло вокруг; побледневшее небо стало опять синеть; еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке; бледно-серое небо свет­лело, холодело, синело; и т. д.

2. Использование частей речи со значением цвета.

Таким образом, мы видим, что один и тот же цвет может быть выражен при помощи разных частей речи: си­нева - синеть - синеватый - синев­ший; белый - белеть и т. д.

Для выражения цветовых оттенков используются различные прилагатель­ные-определения, ср.: 'утренняя заря, раннее утро, могучее светило, ровная синева, и т. д.

Для этих же целей используются и сложные прилагательные:    золотисто-серый, бледно-лиловый,    желто-пегий, бледно-серый.

Слова со значением цвета  являются разными  частями речи,   но в тексте больше всего прилагательных и глаголов, меньше причастий и существительных. Ясно становится, что прилагательные характеризуют предмет в произведении, служат для создания описаний. Используются чаще всего в переносном значении.

 

  Часть речи

Частотность употребления

Имя прилагательное

  133

Имя существительное

   11

Причастие

   16

Глагол

    22

Наречие

    1

 

3. Роль средств  выразительности со значением цвета.

Тонкой передаче различных оттен­ков, цветов, цветовых нюансов способ­ствует использование разнообразных типов переносных значений и, в пер­вую очередь, метафор, сравним:

Кроткий румянец; темное чистое небо; но странное впечатление производили его боль­шие черные, жидким блеском блестевшие глаза; золотые звезды; вздымался угрюмый мрак, звездочки замелькали, зашевелились в нем; темное чистое небо торжественно и не­объятно высоко стояло над нами; карась бывает такой белесоватый, серебряный: белый голубок . . . обливаясь горячим блес­ком; торжественно и царственно стояла ночь; стыдливо синевшая река; красные, золотые потоки молодого горячего света; всюду лучи­стыми алмазами зарделись крупные капли ро­сы; лилась темнота; стальные отблески луны; тонкий язык света лизнет голые сучья лозня­ка; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; бес­численные золотые звезды, казалось, тихо тек­ли все, наперерыв мерцая; около огней дрожа­ло и как будто замирало, упираясь в темно­ту, круглое красноватое отражение.

Тургенев широко и разнообразно ис­пользует сравнения, которые органи­чески сочетаются с метафорической лексикой. Господствующим типом сравнений являются сравнения в форме твори­тельного падежа:

Утренняя заря не пылает пожаром; она раз­ливается кротким румянцем; верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейка­ми; вихри-круговороты . . . высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню; громадными клубами вздымался угрюмый мрак; прямо подо мною, возле реки, которая в этом месте стояла неподвижным темным зеркалом... и т. д.

Иногда Тургенев прибегает к срав­нительным оборотам с союзом как:

Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей; ... но они [облака.- С. К.] так же лазурны, как небо; . . . алое сияние стоит недолгое время над потемневшей зем­лей и, тихо мигая, как бережно несомая свеч­ка, затеплится на нем вечерняя звезда; ... покрытая лохмотьями, страшно худая, с черным, как уголь, лицом...

Сравнения могут оформляться и с помощью других союзов: что, как будто:

Около огней дрожало и как будто замира­ло, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение ... А волоса у нее зеленые, что твоя конопля.

Иногда в составе одного предложе­ния употребляется сразу несколько сравнений, относя­щихся к разным «цветовым» словам и составляющих своеобразную «фигуру», с помощью которой удается передать богатую цветовую картину; сравним:

К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закати­лось, так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сияние стоит недолгое время над потемневшею землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда.

                                       Роль слов со значением цвета

 

Число слов со значением цвета

Функция слов со значением цвета

      24%

Определения в прямом значении

      76%

Определения в переносном значении

4. Спектр цветовой лексики в рассказе.

В составе «цветовой» лексики мож­но выделить значительную группу слов, передающих как белые (и вооб­ще светлые) тона, так и черные (и вообще темные) тона, ср. соответст­венно:

1)  Белый, белеть, беленький, забелелось, белокурый, белесоватый, светлый, свет, свет­ленький, светлеть, смутно-ясный, побледневшее (небо), стальной, серебряный, бледный, лучи­стыми алмазами.

2)    Черный, черноватый, темнеет, густеет (трава), погасла (вечерняя заря), тени, тем­нота, темный, ночная (пора), мрак, потемки, зачернеться, уголь (в составе сравнения), мгла.

Иногда в малом контексте эта лек­сика противопоставлена, образуя анто­нимические пары, ср.:

Мрак боролся со светом. Из   освещенного   места   трудно  разглядеть, что делается в потемках.

Значительный лексический пласт со­ставляют слова, обозначающие цвето­вые тона, связанные с солнечным осве­щением, ср.: алый, румяниться, крас­ный, золотой, обагренные (кусты), зардеться, пылать пожаром, кротким румянцем, розовыми клубами.

Слова, обозначающие сине-голубые тона, также составляют особую лекси­ческую группу: синева, лазурный, го­лубоватый, синеть.

Сравним также слова других цветовых групп: зеленый, зазеленевший, лиловый, бледно-лиловый; желто-пегий, желтый, рыжий.

Тургенев умеет создать цветовую картину и не прибегая к соответствую­щей лексике, сравним:

Небольшая ночная птица, неслышно и низ­ко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.

Эта картина ночной темноты созда­ется Тургеневым умело подобранной лексикой (неслышно, наткнулась, ноч­ная и т. д

Употребление цветовой лексики в рассказе «Бежин луг» приобретает глубокий смысл. Тургеневу удается при помощи обращения к зрительно­му восприятию читателей показать прекрасный мир живописной русской природы, вызвать у читателей чувство  восхищения   красотой  ее.

Русская природа под пером Тургене­ва, сверкает всевозможными цветами и красками, она предстает перед чи­тателями во всем ее великолепии, не­прерывном движении и обновлении. Эта динамика, часто создаваемая ак­тивным употреблением глагола, в смысловом отношении объединяющего вокруг себя всю остальную    лексику, ярко   иллюстрируется   следующим от­рывком:

Не успел я отойти двух верст, как уже по­лились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди, по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редею­щего тумана, - полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми ал­мазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмы­тые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнув­ший табун...

 

     Спектр основных цветов:

   ЦВЕТ

ЧАСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ТЕКСТЕ

Синий

21раз

Белый

24 раза

Красный

18 раз

Чёрный

32 раза

Зелёный

15 раз

 

Жёлтый

13 раз

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 III.  Заключение.

   Таким образом, наблюдая над «цветовой»» лексикой в рассказе

И. С. Тургенева «Бежин луг», мы пришли к выводу, что гипотеза, выдвинутая нами в начале работы, верна. Произведение богато описаниями природы, где преобладают «цветовые» слова разных частей речи: имена существительные, имена прилагательные, причастия, глаголы. Это позволило нам составить своеобразный словарь рассказа, куда вошли слова и выражения со значением цвета(Приложение1).

   Тургенев обращает внимание читателей на описание восхода и заката, смену дня и ночи, описание неба, степи. «Цветовая» лексика служит для образования изобразительно-выразительных средств: эпитетов, метафор, сравнений.

  Большое эмоциональное воздейст­вие, которое оказывает на читателя описание природы, насыщенное «цве­товыми» словами, согласуется с вос­приятием идейного содержания рас­сказа, в котором большое место зани­мают образы крестьянских детей, на­рисованные с особым теплом и сим­патией. Ведь красками русской при­роды, изображенной автором, любу­ются не только читатели, но и детские глаза маленьких героев «Бежина лу­га». На фоне живописно и ярко нари­сованной русской природы показан внутренний мир крестьянских детей.

  Я считаю, что данное произведение имеет большое воспитательное значение для читателя. «Цветовая» лексика учит видеть и чувствовать красоту.

 Наблюдение над словами, связанными с передачей цвета, помогает собрать богатый языковой материал для русского языка и литературы и определить особенности  писательской манеры И. С. Тургенева  и заставляет работать над выразительностью собственной речи.

 

 

 

 

IV. Список использованной литературы

1. Р.И. Альбеткова «Русская словесность. От слова к словесности» - М: Дрофа,2004.

2. Виноградов В. В.  Русский язык. М., 1972.

3. Ефимов И. С. Филологический анализ слова художественного текста. -

Журнал «Русский язык в школе», 1982 г., №2, с. 56-59.

4.  П. Г. Пустовойт "И. С. Тургенев – художник слова". Изд-во Московского университета, 1980.

5.  Д.Э. Розенталь, И.Б.Голуб Секреты стилистики - М: Айрис пресс, 1998.

6. Учебник - хрестоматия В. Я. Коровиной «Литература  6 класс», ч. 1.

7. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. М., 1972.

8. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – РЯШ,  1971,  №3, с. 99

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1   Словарь слов со значением цвета в рассказе.

Цветовые имена прилагательные

Алый

 

… Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света… 

 

На месте, где оно (солнце) закатилось так спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сияние стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплиться на нем вечерняя звезда                                                                          

Беленький

 

Она (русалка) вот зовет его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке

Белокурый

 

Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного  мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной, полувеселой, рассеянной улыбкой

Бледный

 

У второго мальчика, Павлуши… лицо бледное, рябое..

Бледно-лиловый

 

Цвет небосклона легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза

Бледно-серый

 

Бледно-серое небо светлело, холодело, сипело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали

Белесоватый

 

А то вот еще карась бывает такой белесоватый, серебряный

Голубенький

 

Небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок

 

Голубоватый

 

Кое-где потянулись сверху вниз голубоватые полосы: то засеется едва заметный дождь

Желтый

 

Легкая пыль несется желтым столбом, поднимается, и несется по дороге

На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой

Его желтые, почти белые волосы торчали острыми концами из-под низенькой войлочной шапочки

Желто-пегий

 

Я… вопросительно посмотрел на свою английскую желто-пегую собаку Дианку, решительно умнейшую изо всех четвероногих тварей

Зеленый

 

Она плачет, братцы мои, глаза волосами утирает, а волосы у нее зеленые, что твоя конопля

Золотой

Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути…

Сперва полились алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света...

Золотисто-серый

 

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых облаков, золотисто-серых, с белыми нежными краями

Красный

 

… Под самой кручью холма красным пламенем горела и дымилась друг подле дружки два огонька Обе собаки также вскочили в кружок света и тотчас сели, высунув красные языки.

Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света…

Красноватый

 

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое, красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески

Лазурный

 

Они (облака) сдвигаются, теснятся, синевы уже между ними не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они насквозь проникнуты светом и теплотой

Лиловый

 

Солнце… мирно всплывет под узкой и длиной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман

Лучезарный

 

Солнце не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, но тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное  всплывает под узкой и длиной тучкой

Пестрый

 

На нем была пестрая, ситцевая рубаха с желтой каймой

Розовый

 

К вечеру эти облака исчезают; последнее из них, черноватые и неопределенные, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца…                         

Русый

 

Он (Ваня) лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову

Рыжий

 

… Впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач, с репейниками в спутанной гриве

Светленький

 

Вот зовет она (русалка) его, и такая вся сама светленькая, беленькая и сидит на ветке …

Светлый

 

Это был стройный мальчик, с кудрявыми, белокурыми волосами, светлыми глазами...

 

Цветовые имена существительные

 

Синева

 

Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи Далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними (облаками) уже не видать

Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места

Потемки

 

 

Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потемках, и потому в близи все казалось задернутым почти черной завесой

Темнота

 

Казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже лилась с вышины темнота.

 Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое, красноватое отражение

 

 

 

 

 

 

Цветовые глаголы.

 

Белеть

 

Густая, высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко

Уже я с трудом различал отдаленные предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак

 

Забелеться

 

Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке

Зардеться

 

Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы

Румяниться

 

Еще нигде не румянилась заря, но  уже забелелось на востоке

Светлеть

 

Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали

Синеть

 

Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали… Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи

Темнеть

 

Цвет небосклона легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза

Чернеть

 

Все кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали (стр. 86).

Его (холма) громадные очертания отделялись, чернея от синеватой  воздушной пустоты

 

Цветовые причастия

 

Зазеленевший

 

Не успел я отойти двух верст, как ужу полились кругом меня по широкому, мокрому  лугу, и спереди по зазеленевшим холмам… алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света

Обагренный

 

Сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, - полились… потоки молодого, горячего света

 

Побледневший

 

Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи

 

Помутившийся

 

Покрытая лохмотьями, страшно худая, с черным, как уголь, лицом, помутившимся взором и вечно оскаленными зубами, топчется она (Акулина) по целым часам на одном месте

Потемневший

 

Алое сияние стоит недолгое время над потемневшей землей

Синевший

 

Сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, - полились… потоки молодого, горячего света

 

Приложение 2 

 

Использование средств выразительности в рассказе со значением цвета

Метафоры

«утренняя заря не пылает пожаром, а разливается кротким румянцем», «солнце не огнистое, приветно лучезарное»

Олицетворения

«солнце огненное всплывает»; «вихри-круговороты белыми столбами гуляют»

Сравнение

«блеск подобен блеску кованого серебра»; «облака, как дым,  ложатся клубами»; «сами они…  лазурны, как небо»

 

Антитеза

свет противопоставляется тьме,  изображение дневного мира противостоит изображению ночного мира как счастье и горе, жизнь и смерть

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р

Содержание I . Введение...

Содержание I . Введение...

I . Введение Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого

I . Введение Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого

Цветовой лексике в искусстве всегда уделялось большое внимание

Цветовой лексике в искусстве всегда уделялось большое внимание

Перед началом исследования мы поставили перед собой такие задачи: - подробно рассмотреть все описания природы в рассказе «Бежин луг»; - обратить внимание на количественное преобладание…

Перед началом исследования мы поставили перед собой такие задачи: - подробно рассмотреть все описания природы в рассказе «Бежин луг»; - обратить внимание на количественное преобладание…

Тургенева с целью доказательства выдвинутой гипотезы

Тургенева с целью доказательства выдвинутой гипотезы

Вовлекаются сюда и слова в пере­носно-метафорическом употреблении или слова, употребленные в составе сравнений и сравнительных оборотов; ср

Вовлекаются сюда и слова в пере­носно-метафорическом употреблении или слова, употребленные в составе сравнений и сравнительных оборотов; ср

Для этих же целей используются и сложные прилагательные: золотисто-серый, бледно-лиловый, желто-пегий, бледно-серый

Для этих же целей используются и сложные прилагательные: золотисто-серый, бледно-лиловый, желто-пегий, бледно-серый

Тургенев широко и разнообразно ис­пользует сравнения, которые органи­чески сочетаются с метафорической лексикой

Тургенев широко и разнообразно ис­пользует сравнения, которые органи­чески сочетаются с метафорической лексикой

К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закати­лось, так…

К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закати­лось, так…

Слова, обозначающие сине-голубые тона, также составляют особую лекси­ческую группу: синева, лазурный, го­лубоватый, синеть

Слова, обозначающие сине-голубые тона, также составляют особую лекси­ческую группу: синева, лазурный, го­лубоватый, синеть

Всюду лучистыми ал­мазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмы­тые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый…

Всюду лучистыми ал­мазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмы­тые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый…

III . Заключение. Таким образом, наблюдая над «цветовой»» лексикой в рассказе

III . Заключение. Таким образом, наблюдая над «цветовой»» лексикой в рассказе

IV . Список использованной литературы 1

IV . Список использованной литературы 1

Приложение1 Словарь слов со значением цвета в рассказе

Приложение1 Словарь слов со значением цвета в рассказе

Бледно-серое небо светлело, холодело, сипело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали

Бледно-серое небо светлело, холодело, сипело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали

Пути… Сперва полились алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света

Пути… Сперва полились алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света

Лиловый Солнце… мирно всплывет под узкой и длиной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман

Лиловый Солнце… мирно всплывет под узкой и длиной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман

Цветовые имена существительные

Цветовые имена существительные

Цветовые глаголы. Белеть

Цветовые глаголы. Белеть

Цветовые причастия Зазеленевший

Цветовые причастия Зазеленевший

Приложение 2 Использование средств выразительности в рассказе со значением цвета

Приложение 2 Использование средств выразительности в рассказе со значением цвета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2020