Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1. Словарная работа. 1 Игра «Шут». Шут впускает в город Шуток только тех, кто быстро ответит на вопрос словами из словаря с переставленным ударением. Остальные записывают, правильно ставят ударение. – Что растёт на горе? (Берёза.) – Ты кто? (Девочка, мальчик, ученик, гражданин.)
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur123 (1).doc
БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ Русский язык В КОРНЕ СЛОВА Урок 123 (94). Тема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне. Цель: наблюдение над новым свойством ударения – подвижностью; развитие умения различать одинаковые в написании слова, отличающиеся местом ударения и значением. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1. Словарная работа.   1 Игра «Шут». Шут впускает в город Шуток только тех, кто быстро ответит на вопрос словами из словаря с переставленным ударением. Остальные записывают, правильно ставят ударение. – Что растёт на горе? (Берёза.) © ООО «Баласс», 2012 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифициро­ 1– Ты кто? (Девочка, мальчик, ученик, гражданин.) вать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную  и личностную рефлексию. – Как называется наша столица? (Москва.) – А страна? (Россия.) – Кто мы? (Народ, русские, ребята.) 2. Проверка домашнего задания. 1. Блицопрос. – Поставьте плюс рядом с правильным вариантом ответа, минус – рядом с неправильным. – В русском языке ударение всегда падает на первый слог. – Сколько в слове звуков, столько и слогов. – Ударение в русском языке свободное. – Ударный слог в слове может быть только один. – Ударными бывают гласные и согласные звуки. – Слова могут состоять из одного, двух и более слогов. 2. Взаимодиктант на основе домашнего задания. Дети, выполняющие I вариант (упр. 213), читают II вариант – слова из своего упражнения, выполняющие II вариант записывают схемы с постановкой ударения на ударном слоге, затем меняются ролями. После этого диктующие проверяют составленные схемы.  1  3  3 На доске записаны слова: опасаться, острый, замок, бояться, тупой, замок. – На уроках русского языка и литературного чтения мы встречали слова, которые различаются по звучанию и написанию, но близки по значению. II.  Формулирование  проблемы,  планирование  © ООО «Баласс», 2012 2деятельности.   Как такие слова называются? (Синонимы.) – Соедините в ряду слов синонимы зелёным карандашом. – Как называются слова с противоположным значением? (Антонимы.) – Соедините их синим карандашом. – Какие два слова остались? (Замок, замок.) – Что у них общего? (Одинаково написаны.) – Как вы думаете, это одно слово или разные?  Мнения у детей могут разойтись, так как ответить на этот вопрос однозначно нельзя, неизвестно место ударения. – Сделайте так, чтобы слова были одинаковыми. (Ставят ударение на один   и   тот   же   слог).   Может   быть   другой   вариант?   (Да,   поставить ударение на другой слог.) –  А   теперь   сделайте   так,   чтобы   слова   имели   разное   значение.   Что поможет этому? (Ударение на разных слогах.) –  Запишите   эти   слова   и   поставьте   ударение   так,   чтобы   слова   были разными. Записывают слова замок и замок. – Соедините в ряду слов эти слова оранжевым карандашом. – Сделайте вывод, какие слова будем изучать на уроке. Слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное ударение и разное значение. П  Такие слова называются  омографы  (от двух греческих слов:  омо  – одинаковый и графо – пишу, т.е слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное произношение и значение). – Составим план урока. План (примерный). © ООО «Баласс», 2012 3ΙΙI. Открытие  нового знания. Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) 3  4  1 1. Работа по учебнику. Упр. 215 – развивается умение правильно произносить одинаковые по написанию слова в зависимости от контекста. –  Понаблюдайте   за   тем,   как   «живут»   слова  замок  и  замок  в предложении и тексте. –  Правильно   ли   составили   предложения   Вова   и   Петя?   Своё   мнение объясните. – Какое значение имеет слово замок? А слово замок? – Что помогает различать значения этих слов? (Ударение.) – Что произошло с ударением? (Оно переместилось, перешло на другой слог.) Вывод,   который   помогает   сделать   учитель:   вы   наблюдали   новое свойство русского ударения – подвижность. –  А   что   поможет   правильно   произнести   слова,   если   в   слове   не поставлено   ударение?   (Предложение,   текст,   из   которого   ясен   смысл слова.) 2. Упр. 213 («Дидактический материал»). – Прочитайте стихотворение. – Какие ещё сходные слова встретили? Чем они отличаются? – Выпишите эти слова. (Пироги, пироги.) – Выполните схемы слов. © ООО «Баласс», 2012 4ΙV. Развитие  умений –  применение  знания.  – Чем различаются схемы слова? (Ударение на 2­м и 3­м слоге.) – Какое свойство ударения мы здесь наблюдаем? (Подвижность.) 1  2  3  1     1. Работа по учебнику. Упр.   216  –   развивается   умение   различать   разные   значения   слов   в зависимости от ударения и составлять с ними предложения. Задание можно выполнять по вариантам, по группам, в парах. –  Прочитайте слова. Чем они интересны? (Можно прочитать с разным ударением, изменяется значение слова.) – Составьте предложения с заданным (группам, парам) словом. (Устно.) Лучшие   два   предложения   записываются   с   комментированием,   буквы безударных гласных подчёркиваются одной чертой, ударных – двумя. Упр.   217  –   развивается   умение   правильно   произносить   глагольные формы с подвижным ударением. – Что объединяет все слова, записанные в одну строку? (Однокоренные.) –  Какую   особенность   русского   ударения   видим   на   этих   примерах? (Ударение перемещается с одного слога на другой.) – Как называется это свойство? (Подвижность.) – Вспомните схемы слов, с которыми работали на прошлом уроке. О какой ещё особенности ударения они свидетельствуют? (Ударение в разных словах может падать на разные слоги, оно свободное.) 2. Дополнительно:   М Упр. 214 («Дидактический материал»). Выполняется устно, обозначения делаются карандашом в книге. Дополнительное задание: Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2012 5–  В   каком   из   выделенных   слов   самое   большое   количество   слогов? (Проволочка.) – Что может изменить значение этого слова? (Ударение.) – Покажите разницу между этими словами на схеме. – Составьте предложения со словами атлас и атлас. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) V. Итог урока. – Что нового о словах узнали на уроке? (Есть одинаковые в написании слова,   которые   отличаются   ударением   и   имеют   разное   значение   (П): омографы.) – Приведите примеры. –  Какую   особенность   русского   ударения   мы   наблюдали?   (Ударение может перемещаться, быть подвижным.)   4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? © ООО «Баласс», 2012 6– В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? VI. Домашнее  задание. Упр. 217 (устно). Запомнить правильное произношение. Упр. 215 («Дидактический материал»). Деятельность учеников: – Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки. © ООО «Баласс», 2012 7

Посмотрите также