Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1. Словарная работа. 1
Игра «Шут».
Шут впускает в город Шуток только тех, кто быстро ответит на вопрос словами из словаря с переставленным ударением. Остальные записывают, правильно ставят ударение.
– Что растёт на горе? (Берёза.)
– Ты кто? (Девочка, мальчик, ученик, гражданин.)
БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
Русский язык
В КОРНЕ СЛОВА
Урок 123 (94).
Тема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.
Цель: наблюдение над новым свойством ударения – подвижностью; развитие умения различать одинаковые в написании
слова, отличающиеся местом ударения и значением.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1. Словарная работа. 1
Игра «Шут».
Шут впускает в город Шуток только тех, кто быстро ответит на
вопрос словами из словаря с переставленным ударением. Остальные
записывают, правильно ставят ударение.
– Что растёт на горе? (Берёза.)
© ООО «Баласс», 2012
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифициро
1– Ты кто? (Девочка, мальчик, ученик, гражданин.)
вать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
– Как называется наша столица? (Москва.)
– А страна? (Россия.)
– Кто мы? (Народ, русские, ребята.)
2. Проверка домашнего задания.
1. Блицопрос.
– Поставьте плюс рядом с правильным вариантом ответа, минус – рядом
с неправильным.
– В русском языке ударение всегда падает на первый слог.
– Сколько в слове звуков, столько и слогов.
– Ударение в русском языке свободное.
– Ударный слог в слове может быть только один.
– Ударными бывают гласные и согласные звуки.
– Слова могут состоять из одного, двух и более слогов.
2. Взаимодиктант на основе домашнего задания.
Дети, выполняющие I вариант (упр. 213), читают II вариант – слова
из своего упражнения, выполняющие II вариант записывают схемы с
постановкой ударения на ударном слоге, затем меняются ролями.
После этого диктующие проверяют составленные схемы.
1 3 3
На доске записаны слова: опасаться, острый, замок, бояться, тупой,
замок.
– На уроках русского языка и литературного чтения мы встречали слова,
которые различаются по звучанию и написанию, но близки по значению.
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
© ООО «Баласс», 2012
2деятельности.
Как такие слова называются? (Синонимы.)
– Соедините в ряду слов синонимы зелёным карандашом.
– Как называются слова с противоположным значением? (Антонимы.)
– Соедините их синим карандашом.
– Какие два слова остались? (Замок, замок.)
– Что у них общего? (Одинаково написаны.)
– Как вы думаете, это одно слово или разные?
Мнения у детей могут разойтись, так как ответить на этот вопрос
однозначно нельзя, неизвестно место ударения.
– Сделайте так, чтобы слова были одинаковыми. (Ставят ударение на
один и тот же слог). Может быть другой вариант? (Да, поставить
ударение на другой слог.)
– А теперь сделайте так, чтобы слова имели разное значение. Что
поможет этому? (Ударение на разных слогах.)
– Запишите эти слова и поставьте ударение так, чтобы слова были
разными.
Записывают слова замок и замок.
– Соедините в ряду слов эти слова оранжевым карандашом.
– Сделайте вывод, какие слова будем изучать на уроке. Слова, которые
одинаково пишутся, но имеют разное ударение и разное значение.
П Такие слова называются омографы (от двух греческих слов: омо –
одинаковый и графо – пишу, т.е слова, которые одинаково пишутся, но
имеют разное произношение и значение).
– Составим план урока.
План (примерный).
© ООО «Баласс», 2012
3ΙΙI. Открытие
нового знания.
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
3 4 1
1. Работа по учебнику.
Упр. 215 – развивается умение правильно произносить одинаковые по
написанию слова в зависимости от контекста.
– Понаблюдайте за тем, как «живут» слова замок и замок в
предложении и тексте.
– Правильно ли составили предложения Вова и Петя? Своё мнение
объясните.
– Какое значение имеет слово замок? А слово замок?
– Что помогает различать значения этих слов? (Ударение.)
– Что произошло с ударением? (Оно переместилось, перешло на другой
слог.)
Вывод, который помогает сделать учитель: вы наблюдали новое
свойство русского ударения – подвижность.
– А что поможет правильно произнести слова, если в слове не
поставлено ударение? (Предложение, текст, из которого ясен смысл
слова.)
2. Упр. 213 («Дидактический материал»).
– Прочитайте стихотворение.
– Какие ещё сходные слова встретили? Чем они отличаются?
– Выпишите эти слова. (Пироги, пироги.)
– Выполните схемы слов.
© ООО «Баласс», 2012
4ΙV. Развитие
умений –
применение
знания.
– Чем различаются схемы слова? (Ударение на 2м и 3м слоге.)
– Какое свойство ударения мы здесь наблюдаем? (Подвижность.)
1 2 3 1
1. Работа по учебнику.
Упр. 216 – развивается умение различать разные значения слов в
зависимости от ударения и составлять с ними предложения.
Задание можно выполнять по вариантам, по группам, в парах.
– Прочитайте слова. Чем они интересны? (Можно прочитать с разным
ударением, изменяется значение слова.)
– Составьте предложения с заданным (группам, парам) словом. (Устно.)
Лучшие два предложения записываются с комментированием, буквы
безударных гласных подчёркиваются одной чертой, ударных – двумя.
Упр. 217 – развивается умение правильно произносить глагольные
формы с подвижным ударением.
– Что объединяет все слова, записанные в одну строку? (Однокоренные.)
– Какую особенность русского ударения видим на этих примерах?
(Ударение перемещается с одного слога на другой.)
– Как называется это свойство? (Подвижность.)
– Вспомните схемы слов, с которыми работали на прошлом уроке.
О какой ещё особенности ударения они свидетельствуют? (Ударение в
разных словах может падать на разные слоги, оно свободное.)
2. Дополнительно: М
Упр. 214 («Дидактический материал»).
Выполняется устно, обозначения делаются карандашом в книге.
Дополнительное задание:
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2012
5– В каком из выделенных слов самое большое количество слогов?
(Проволочка.)
– Что может изменить значение этого слова? (Ударение.)
– Покажите разницу между этими словами на схеме.
– Составьте предложения со словами атлас и атлас.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
V. Итог урока.
– Что нового о словах узнали на уроке? (Есть одинаковые в написании
слова, которые отличаются ударением и имеют разное значение (П):
омографы.)
– Приведите примеры.
– Какую особенность русского ударения мы наблюдали? (Ударение
может перемещаться, быть подвижным.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
© ООО «Баласс», 2012
6– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
Упр. 217 (устно). Запомнить правильное произношение.
Упр. 215 («Дидактический материал»).
Деятельность учеников:
– Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.
© ООО «Баласс», 2012
7