Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Наблюдение над произношением и написанием букв гласных в безударных слогах. 3 4 1. Наблюдение по упражнениям в учебнике. а) Упр. 218 – развивается умение различать произношение гласных в ударных и безударных слогах. 1-й вывод учащихся: под ударением слышится один гласный звук, а в безударных слогах – другой. б) Упр. 219 – развивается умение наблюдать за произношением гласных звуков и написание букв гласных в корне под ударением и в безударной позиции. Выполняется 1-я часть на доске под руководством учителя. Слова заранее написаны на доске: вода, водичка, воды, водяной, подводный, водитель. – Прочитайте слова. Какое слово здесь лишнее? (Водитель). Почему? Мы его сотрём. – Какие слова называются однокоренными?
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur124 (1).doc
БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ Русский язык В КОРНЕ СЛОВА Урок 124 (94). Тема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне. Цель:  развитие умения различать ударные и безударные гласные в корнях слов и одинаково писать буквы гласных в однокоренных словах. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  Словарная работа. 1 На доске записана транскрипция слов: [й'агада], [б'ир'оза], [карз'ина], [фанар']. – Прочитайте и запишите слова.  У доски работает один ученик. © ООО «Баласс», 2012 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифициро­ вать по признакам. 16. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную  и личностную рефлексию. II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.   Открытие знаний. 1  3  3 –  Сравните произношение и написание этих слов. Что мы наблюдаем? (Произносим одни гласные звуки, а пишем другие.) – Сформулируйте проблемный вопрос.  Почему   (в   каких   случаях)   расходится   написание   букв   и произношение гласных звуков? – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  учащихся: под ударением слышится один гласный звук, а в Наблюдение   над   произношением   и   написанием   букв   гласных   в безударных слогах.   3  4 1. Наблюдение по упражнениям в учебнике. а)  Упр. 218  – развивается умение различать произношение гласных в ударных и безударных слогах. 1­й вывод    безударных слогах – другой. б)  Упр.   219  –   развивается   умение   наблюдать   за   произношением гласных звуков и написание букв гласных в корне под ударением и в безударной позиции. Выполняется 1­я часть на доске под руководством учителя. Слова   заранее   написаны   на   доске:  вода,   водичка,   воды,   водяной, подводный, водитель. © ООО «Баласс», 2012 2– Прочитайте слова. Какое слово здесь лишнее? (Водитель). Почему? Мы его сотрём. – Какие слова называются однокоренными? – Выделите корень. Мы будем наблюдать за гласным в корне. – Прочитайте слова. Какой гласный произносится в корне? – Подчеркните слова, в которых гласный в корне звучит под ударением. –  Назовите слова, в которых слышим звук, близкий к  [а]. Что в этих словах общего? (Гласный в безударном положении.) – Почему во всех словах мы в корне написали букву о? (Однокоренные слова.) 2­я   часть   упражнения   выполняется   по   заданиям   в   учебнике   с комментированием. 2­й вывод учащихся: какие звуки слышим в корне однокоренных слов, а какие буквы пишем? (Звуки разные, а буквы одинаковые.) 2. Чтение правила в рамке после упр. 219. Сравнение вывода учащихся с правилом в рамке. – Запишите ключевые слова. Однокоренные слова, разные гласные звуки, одна и та же буква. После чтения правила делаем ещё одно наблюдение. –  Какие   буквы   пишутся   в   корнях   слов  вода,  трава?   А   какие   звуки слышатся? – В каком положении звуки слышатся одинаковые? (В безударном.) – Сделайте заключительный вывод: в каких случаях слышим одинаковый звук, а буквы можем выбрать разные? (Без ударения.) – Как называется такое место в слове? (Орфограмма.) –  А теперь я прочитаю стихи, а вы найдите и прочитайте те места в правиле, которые они иллюстрируют. © ООО «Баласс», 2012 3ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.  Мы под удареньем пишем Без сомненья то, что слышим. Если ж звук без ударенья – Вызывает он сомненья. Ученики читают 1­ю часть правила, до запятой. В однокоренных словах – подумай, не спеши, Одну и ту же букву гласного пиши! Ученики читают 1­ю часть правила. 1  6  3  1     1. Работа по учебнику. Упр.   217  (опора   на   изученный   материал   с   проверкой   правил произношения орфоэпически трудных слов). Несколько слов из упражнения записано на доске. – Спишите, поставьте ударение: звон – звонок – звонит – звонят жил – ожил – ожила –  Выделите   корень.   Какой   звук   слышите   в   корне?   Какую   букву написали? Почему? 2. Письмо под диктовку. Упр. 218 («Дидактический материал»). Выполняется   сначала   устно   по   заданиям.   Затем   письмо   под диктовку учителя с обозначением знакомых орфограмм. 3. Задание № 2, тема 15 в Рабочей тетради. – Произнесите слово из варианта 2. Какой безударный гласный в корне выбранного вами слова? 4. Дополнительно:  М Упр. 219 («Дидактический материал»). Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  © ООО «Баласс», 2012 4Можно выполнить по трём вариантам самостоятельно. Проверка коллективная. обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. – О чём вы помнили, когда выполняли упражнение? – Были ли у вас затруднения? В чём? Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. – Опираясь на ключевые слова, сформулируйте главную закономерность написания, которую мы сегодня вывели.    4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. Упр. 217 («Дидактический материал»). – Выучите правило, расположенное после упр. 219. © ООО «Баласс», 2012 5– Запишите в тетрадь три­четыре слова с безударным гласным в корне. Если   не   знаете,   какую   букву   гласного   писать,   поставьте   вместо   неё точку. Деятельность учеников: – Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки. – Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне. © ООО «Баласс», 2012 6

Посмотрите также