Наблюдение над произношением и написанием букв гласных в безударных слогах. 3 4
1. Наблюдение по упражнениям в учебнике.
а) Упр. 218 – развивается умение различать произношение гласных в ударных и безударных слогах.
1-й вывод учащихся: под ударением слышится один гласный звук, а в безударных слогах – другой.
б) Упр. 219 – развивается умение наблюдать за произношением гласных звуков и написание букв гласных в корне под ударением и в безударной позиции.
Выполняется 1-я часть на доске под руководством учителя.
Слова заранее написаны на доске: вода, водичка, воды, водяной, подводный, водитель.
– Прочитайте слова. Какое слово здесь лишнее? (Водитель). Почему?
Мы его сотрём.
– Какие слова называются однокоренными?
БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
Русский язык
В КОРНЕ СЛОВА
Урок 124 (94).
Тема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.
Цель: развитие умения различать ударные и безударные гласные в корнях слов и одинаково писать буквы гласных в
однокоренных словах.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Словарная работа. 1
На доске записана транскрипция слов: [й'агада], [б'ир'оза], [карз'ина],
[фанар'].
– Прочитайте и запишите слова.
У доски работает один ученик.
© ООО «Баласс», 2012
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифициро
вать по признакам.
16. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
Открытие знаний.
1 3 3
– Сравните произношение и написание этих слов. Что мы наблюдаем?
(Произносим одни гласные звуки, а пишем другие.)
– Сформулируйте проблемный вопрос.
Почему (в каких случаях) расходится написание букв и
произношение гласных звуков?
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
учащихся: под ударением слышится один гласный звук, а в
Наблюдение над произношением и написанием букв гласных в
безударных слогах. 3 4
1. Наблюдение по упражнениям в учебнике.
а) Упр. 218 – развивается умение различать произношение гласных в
ударных и безударных слогах.
1й вывод
безударных слогах – другой.
б) Упр. 219 – развивается умение наблюдать за произношением
гласных звуков и написание букв гласных в корне под ударением и в
безударной позиции.
Выполняется 1я часть на доске под руководством учителя.
Слова заранее написаны на доске: вода, водичка, воды, водяной,
подводный, водитель.
© ООО «Баласс», 2012
2– Прочитайте слова. Какое слово здесь лишнее? (Водитель). Почему?
Мы его сотрём.
– Какие слова называются однокоренными?
– Выделите корень. Мы будем наблюдать за гласным в корне.
– Прочитайте слова. Какой гласный произносится в корне?
– Подчеркните слова, в которых гласный в корне звучит под ударением.
– Назовите слова, в которых слышим звук, близкий к [а]. Что в этих
словах общего? (Гласный в безударном положении.)
– Почему во всех словах мы в корне написали букву о? (Однокоренные
слова.)
2я часть упражнения выполняется по заданиям в учебнике с
комментированием.
2й вывод учащихся: какие звуки слышим в корне однокоренных слов, а
какие буквы пишем? (Звуки разные, а буквы одинаковые.)
2. Чтение правила в рамке после упр. 219.
Сравнение вывода учащихся с правилом в рамке.
– Запишите ключевые слова.
Однокоренные слова, разные гласные звуки, одна и та же буква.
После чтения правила делаем ещё одно наблюдение.
– Какие буквы пишутся в корнях слов вода, трава? А какие звуки
слышатся?
– В каком положении звуки слышатся одинаковые? (В безударном.)
– Сделайте заключительный вывод: в каких случаях слышим одинаковый
звук, а буквы можем выбрать разные? (Без ударения.)
– Как называется такое место в слове? (Орфограмма.)
– А теперь я прочитаю стихи, а вы найдите и прочитайте те места в
правиле, которые они иллюстрируют.
© ООО «Баласс», 2012
3ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
Мы под удареньем пишем
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья –
Вызывает он сомненья.
Ученики читают 1ю часть правила, до запятой.
В однокоренных словах – подумай, не спеши,
Одну и ту же букву гласного пиши!
Ученики читают 1ю часть правила.
1 6 3 1
1. Работа по учебнику.
Упр. 217 (опора на изученный материал с проверкой правил
произношения орфоэпически трудных слов).
Несколько слов из упражнения записано на доске.
– Спишите, поставьте ударение:
звон – звонок – звонит – звонят
жил – ожил – ожила
– Выделите корень. Какой звук слышите в корне? Какую букву
написали? Почему?
2. Письмо под диктовку.
Упр. 218 («Дидактический материал»).
Выполняется сначала устно по заданиям. Затем письмо под
диктовку учителя с обозначением знакомых орфограмм.
3. Задание № 2, тема 15 в Рабочей тетради.
– Произнесите слово из варианта 2. Какой безударный гласный в корне
выбранного вами слова?
4. Дополнительно: М
Упр. 219 («Дидактический материал»).
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
© ООО «Баласс», 2012
4Можно выполнить по трём вариантам самостоятельно. Проверка
коллективная.
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
– О чём вы помнили, когда выполняли упражнение?
– Были ли у вас затруднения? В чём?
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Опираясь на ключевые слова, сформулируйте главную закономерность
написания, которую мы сегодня вывели. 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Упр. 217 («Дидактический материал»).
– Выучите правило, расположенное после упр. 219.
© ООО «Баласс», 2012
5– Запишите в тетрадь тричетыре слова с безударным гласным в корне.
Если не знаете, какую букву гласного писать, поставьте вместо неё
точку.
Деятельность учеников:
– Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.
– Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне.
© ООО «Баласс», 2012
6