Наблюдение за написанием буквы а после ч и щ.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3 3 Словарная работа. 1. Самодиктант по домашнему упр. 159 («Дидактический материал»). – Подчеркните в этом стихотворении словарные слова. (Машины, гаражи.) 2. Повторение слов из прописей «Мои волшебные пальчики». Запись слов под диктовку: Тонна, миллион, грамм, грипп, кросс, класс, суббота. – Что общего у всех записанных слов? Подчеркните удвоенную букву согласного. – Покажите, как можно перенести слова. Какие слова нельзя перенести? Почему? – Составьте и запишите три словосочетания с любыми из этих слов.
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur97.doc
Русский язык ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ жи­ши, ча­ща, чу­щу Урок 97 (76). Тема: Наблюдение за написанием буквы а после ч и щ. Цель:  – развитие умения наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки [ч], [щ]. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».     3    3  Словарная работа.  1. Самодиктант по домашнему упр. 159 («Дидактический материал»). – Подчеркните в этом стихотворении словарные слова. (Машины, гаражи.) 2. Повторение слов из прописей «Мои волшебные пальчики». Запись слов Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  © ООО «Баласс», 2012 1II. Формулиро­ вание  проблемы,  планирование  деятельности.   под диктовку: Тонна, миллион, грамм, грипп, кросс, класс, суббота. –  Что   общего   у   всех   записанных   слов?   Подчеркните   удвоенную   букву согласного. –  Покажите, как можно перенести слова. Какие слова нельзя перенести? Почему? – Составьте и запишите три словосочетания с любыми из этих слов. 1  3  3 Рассматривание рисунков на доске. (Туча, чайник, пища.) – Что это?  Дети называют то, что видят на рисунках. – Что общего у всех этих слов? (В них есть шипящие звуки.) – Какие это шипящие? (ч и щ) – В чём их отличие от шипящих ж и ш? (Это звуки мягкие непарные.) – Сформулируйте тему и цель урока. – Новая орфограмма – буква а после букв шипящих ч и щ. – Будем учиться писать слова с новой орфограммой. – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) Коллективная беседа с опорой на записи на доске. делать выводы. 5. Обобщать и классифици­ ровать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2012 2– Давайте запишем слова, которые мы назвали. Учитель пишет слово туча, перед буквой а останавливается. –  А   какую   букву   гласного   писать?   На   слух   определить   очень   трудно: слышим [а], а написать можем а или я. – Как называется это место в слове? (Орфограмма.) –  А какой сигнал, предупреждение об этой орфограмме? (Шипящий  [ч].) Подчеркнём букву ч двумя чертами. – Что же писать?  Ответы детей. –  Правильно, мы знаем, что в буквосочетаниях  ча­ща  пишется буква  а. Буква а после ч и щ – это орфограмма. Как нужно подчеркнуть её? (Одной чертой.) – Аналогично проведите работу и запишите слова чайник, пища. – Составьте из буквосочетаний, о которых мы говорили, слово и запишите его. (Чаща.) Сделайте вывод: какую ещё одну орфограмму рассмотрели? Работа над правилом, расположенным после упр. 169. – Прочитайте правило в рамке про себя и сравните со своим правилом. –  Сколько частей в правиле? Прочитайте первую часть. Приведите свои примеры.   Прочитайте   вторую   часть.   Как   будем   обозначать   эту орфограмму?   1  3  4  3  1   1. Работа по учебнику. Упр. 169 – развивается умение видеть орфограмму­букву а после букв ч и щ, определять, где нужно, а где не нужно проводить проверку. ΙΙI. Развитие  умений –  применение  Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое  © ООО «Баласс», 2012 3знания.  Слова,   в   которых   нужна   проверка   (площадь,   частица,   частичка), можно выписать отдельно. Дополнительно:  – Назовите группы однокоренных слов в этом упражнении. Упр. 170  – развивается умение писать слова с орфограммой­буквой  а после ч и щ, группировать слова со сходными буквосочетаниями. 2. Задание № 4, тема 13 в Рабочей тетради. – Проведите взаимопроверку. Есть ли расхождения в выборе варианта  ответа? – Почему в выбранном вами слове нет орфограммы? (Нет выбора буквы,  определить написание можно на слух.) – Какая орфограмма есть в трёх других примерах? (Буква а после ч и щ.) Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) высказывание в соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. VΙ . Итог урока. – Графически покажите тему урока.          4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? © ООО «Баласс», 2012 4– Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. Упр. 147 («Дидактический материал»). Деятельность учеников:   –  Наблюдать  за   написанием   слов,   выявлять   закономерность,   формулировать   орфографическое   правило   с   помощью учителя.  – Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах. © ООО «Баласс», 2012 5

Посмотрите также