Ксенофонтова Т.Н.,
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 493
Уважаемые коллеги!
Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Она решает задачи восстановления умственной и физической работоспособности, расширения кругозора, помогает развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность, дает представление о том, как ориентироваться на местности, формирует воспитание нравственных взаимоотношений детей.
Прогулка – это занятие на воздухе, тесное общение с природой и людьми. Именно на прогулке осуществляется реальная связь ученика с жизнью. Прогулка дает ребенку определенный социальный опыт проживания его детской жизни, который просто не может возникнуть на уроке в классе, перед экраном телевизора или компьютера.
Ребенок на прогулке выходит в реальный мир и ему надо предоставить право выбора, с чем соприкоснуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по-своему. Он сам обращает внимание на определенные объекты, явления и события.
Однако, чтобы прогулка была полезной в познавательном плане, воспитатель заранее определяет ее содержание в соответствии с поставленной целью.
Я сегодня хочу познакомить вас с одним из видов таких прогулок – это прогулканаблюдение.
Этот вид прогулки не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивает логическое мышление и разговорную речь ребенка.
Ее основное содержание чаще всего связано с целенаправленным наблюдением младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного мира, жизнью домашних и диких животных, трудом и отдыхом людей. Местом ее проведения могут быть школьный сад, ближайший сквер, парк, водоем или другая зеленая зона, находящаяся недалеко от школы.
По дороге воспитатель может попросить детей обратить внимание на деревья и кустарники, растущие вдоль улицы, на птиц, зимующих в городе. Прогулка может включать элементы игры, например, можно провести игру «Кто самый наблюдательный?».
Воспитатель предлагает каждому ученику за пять минут (время засекается по часам) заметить вокруг и запомнить как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов. Конкурс усложняется заданием: рассказать о названных деревьях и кустарниках.
Как правило, младших школьников интересует все самое обычное: вода в луже, реке или канаве, тонут ли в ней те, или иные предметы, растворяются ли разные вещества и т.п.
Зимой стоит обратить внимание детей на снег, предложить им внимательно рассмотреть его. Какой он? Мокрый, тяжелый, скрипучий от мороза, грязный, сверкающий на солнце. От чего это зависит? Сначала воспитатель выслушивает все детские объяснения, а потом обобщает их и вносит свои дополнения и уточнения. Такое наблюдение проводится постоянно, это позволяет детям, живущим в городе, лучше чувствовать мир природы, понимать закономерности природных явлений.
Для закрепления увиденного воспитатель может провести с детьми игру «Поле чудес» на темы:
• «Полезные и ядовитые ягоды и грибы»
• «Полевые цветы»
• «Деревья у нашей школы»
• «Птицы нашего края»
• «Животные нашего края»
Во время прогулки воспитатель проводит наблюдение не только за явлениями природы, но и за трудом людей. Не обязательно далеко уходить со школьной площадки, чтобы увидеть труд взрослых. Можно задать детям вопросы: что является самым главным в работе шофера грузовой (уборочной) машины; чем интересна работа продавца в магазине (электрика, сантехника, электромонтера и т.д.). Отвечая на эти вопросы, дети задумываются о важности повседневного труда, о работе своих родителей.
Я предлагаю вам несколько тем для прогулок-наблюдений, которые вы сможете провести:
• «Признаки осени. Листопад»
• «Художница-зима»
• «Как появляется листочек»
• «Как ремонтируют здания»
• «Как работают озеленители»
• «Мир насекомых»
• «По следам пернатых»
• «Удивительное рядом» (по растениям)
• «Как прекрасен этот мир»
• «Кто в парке живет, что в парке растет»
Хочу рассказать вам еще об одном виде прогулок – прогулка-практикум.
Прогулка-практикум хороша для отработки и закрепления жизненно необходимых навыков, например, соблюдению правил дорожного движения, следования определенным правилам поведения в чрезвычайных ситуациях: при пожаре, наводнении, отравлении различными веществами, терроризме.
Во время прогулки-практикума воспитатель создает специальную ситуацию, в которой школьники должны действовать в соответствии с правилами, контролирует и оценивает их действия.
Прогулки-практикумы помогают детям понять целесообразность поведения людей в различных ситуациях, избавиться от страха и тревожности.
Для проведения прогулок-практикумов я предлагаю вам следующие темы:
• «Красный, желтый, зеленый»
• «Правила поведения на природе»
• «Ты играешь во дворе»
• «Скажите, как пройти»
• «Правила поведения в транспорте»
• «Культура поведения на улице»
• «Один дома»
Для примера давайте рассмотрим прогулку-практикум под названием «Зеленая аптека».
Цель прогулки: уточнить и расширить представление детей о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязях растительного мира и человека, о том, что растения могут помочь человеку справиться с болезнью.
На уроке «Окружающий мир» дети знакомятся с растениями. В ГПД мы закрепляем и расширяем знания детей. Говорим о том, что растения помогают всем живым существам дышать, но так же они помогают им лечиться от болезней. Знакомимся с такими растениями как крапива, одуванчик, мать и мачеха, подорожник и др. Рассказываем о целебных свойствах.
Затем планируем прогулку-практикум, во время которой дети находят данные растения и рассказывают об их целебных свойствах. Можно предложить детям зарисовать эти растения.
При подготовке к выступлению были использованы материалы из выпусков журнала «Управление начальной школой» и материалы с интернет-сайтов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.