Наглядность при организации уроков русского языка и литературы
Оценка 4.8

Наглядность при организации уроков русского языка и литературы

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
русская литература +1
Взрослым
05.11.2017
Наглядность при организации уроков русского языка и литературы
В статье "Наглядность при организации уроков русского языка и литературы" содержится материал, который будет полезен тем людям, которые стремятся сделать свои уроки интересными и увлекательными. Здесь представлены нестандартные подходы к изучению русского языка и литературы, рассмотрен разнообразный наглядный фонд. Их применение позволяет повысить не только интерес к предмету, но и успеваемость по данным дисциплинам.
Наглядность при организации уроков руссского языка и литературы.doc
Наглядность при организации уроков русского языка и литературы Уроки русского языка и литературы часто называются детьми, к сожалению, в числе самых нелюбимых. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует высокого  развития способности анализировать, а возможно и потому, что современное образование  не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы учения. Эта система лишь  диктует ребенку свои условия, не оставляя места и времени для его вопросов. Поэтому  наши дети перестают их задавать и теряют интерес к обучению. Одной из главных целей в моей работе является воспитание интереса у учащихся к урокам  русского языка и литературы. Как увлечь ребенка своим предметом так, чтобы он шел на  урок с радостью, с жаждой познания нового? В результате поиска ответа на волнующий  меня вопрос пришла к выводу, что интерес к урокам русского языка и литературы можно  вызвать у детей нестандартностью подхода к содержанию в организации изучения  предмета. Я стараюсь как можно чаще использовать на своих уроках нестандартные задания,  нестандартный раздаточный материал и наглядность.  Ученикам, какого бы они возраста ни были, нравится смена деятельности. Очень хорошо  помогают переключать внимание средства наглядности. Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственные восприятия учебного материала, тем прочнее он усваивается.  Наглядность воздействует на эмоциональную сторону личности учащихся. Известно, что  органы зрения обладают большой чувствительностью. “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” ­ гласит русская пословица. “Пропускная” способность органов зрения в  овладении информацией в 5 раз больше, чем органов слуха. Эта информация  запечатлевается в памяти легко, быстро и надолго. Применение наглядности в сочетании со словом учителя способствует более прочному усвоению материала. Кроме того, наглядные пособия помогают организовать поиск, вынуждают учащихся мыслить, делать  самостоятельные открытия. С помощью наглядности мы выигрываем время на уроках. Но  наглядность не должна сводиться к какому­то автоматизму, к механическому отражению  материала. Она должна включаться в познавательную систему, являясь “пищей для ума”. В распоряжении современного учителя имеются самые разнообразные средства  наглядности: иллюстративно­художественные и графические материалы, аудиоаписи и  т.д. каждое из этих средств принадлежит к определенному виду наглядности: зрительной,  слуховой и синтетической. Зрительная наглядность имеет большое значение в преподавании русского языка и   литературы. Роль зрительной, наглядной опоры при изучении  могут выполнять таблицы­ схемы, сюжетные рисунки, репродукции портретов писателей, иллюстрации к  произведениям, картины жанрового характера, фотографии мест, связанных с жизнью  писателя, скульптурные фигурки героев книг, макеты и т.д. Самым традиционным видом зрительной наглядности являются таблицы­схемы. Слова с пол­ и полу­ (схема 3.) Через дефис   слитно   Пол – л пол­лимона Остальные буквы полчаса, полбанана Пол – гласная буква пол­арбуза Слова с полу полуостров Пол – прописная буква пол­Москвы Буквы Е и И в окончаниях имен существительных. (Схема 2.)   1­е  скл. 2­е  скл. 3­е  скл. слова на –ия, на ­мя,  путь слова на –ий, ­ие Р. П. И Д. п. Е П. п. Е ­ ­ Е И И И И И И ­ ­ И Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих  обучающихся приводит к тому, что на определенном этапе обучения они уже могут  самостоятельно, опираясь на схему, изложить тот или иной лингвистический материал.  Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу  проявляют и более слабые.  Я использую на своих уроках, кроме стандартных схем и таблиц, наглядность, созданную  детьми или вместе с детьми. При изучении темы или целого раздела мы выделяем основные признаки, категории, виды и т. д. Потом стараемся свои наблюдения отобразить сжато и понятно на бумаге в виде схем и  символов в старших классах, в виде рисунков ­ в среднем звене. Научить схематизации и символизации учебного материала ­ значит научить осознанно  воспринимать информацию. Пример. В 6 классе имя прилагательное изображаем в виде дерева. Ствол ­ это значение и  вопросы, а крона делится на три части ­ три разряда. Приведены здесь же отличительные  признаки разрядов и примеры. При изучении приставок ПРЕ­ и ПРИ­ рисовали домик с крышей. В одной половине два  окошка ­ здесь живет приставка ПРЕ­ (два значения), а в другой половине четыре окошка ­  здесь приставка ПРИ­ (четыре значения). Под крышей живут слова с неясным значением  для запоминания. По этим таблицам легко проводить опрос, можно придумать массу вопросов различной  степени сложности, ребята сами составляют вопросы и ведут проверку усвоения  материала. Первый интерес ребенка к книге возникает чаще всего благодаря иллюстрации, этому  «волшебному ключику», открывающему перед читателями дверь в живой и многообразный  мир художественной литературы. Иллюстрация будит воображение, формирует  представление о мире сказочном и мире реальном, приобщает к искусству линий и красок.  Позднее отношение к иллюстрации делается все более осознанным и оценочным.  Иллюстрация дает возможность учащимся лучше представить историческую эпоху,  замысел произведения, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл изображаемых  событий, осознавая, какое участие принимает в них герой, как складывается его  жизнь, учащиеся постепенно входят и во внутренний мир персонажей, начинают  эмоционально откликаться на их чувства, оценивать их нравственные качества,  убеждения, учатся открывать присутствие автора в повествовании и постигать  художественный смысл структурных компонентов произведения.  После того как ребята рассмотрели иллюстрацию., нужны также вопросы, которые  помогли бы соотнести иллюстрацию с литературным произведением. Рассматривая, например, с классом иллюстрации художника Алфеевского к сказке  Андерсена «Снежная королева» , предлагаю учащимся найти цитаты, которые можно было  бы подписать под рисунками.  Работе с иллюстрациями к  «Детям подземелья» может  сопутствовать рассказ о том, какой момент действия изобразил художник и что ему  предшествовало.       Завершая, например, знакомство учеников с иллюстрациями к «Муму», можно сказать  ребятам: «Тургенев любил Герасима и сочувствовал ему. Как это отношение писателя  передано художником Ушаковым в каждом из трех его иллюстраций к «Муму». Очень важно, чтобы ученики соотносили иллюстрации с произведением писателя вдумчиво  и грамотно, помня, что перед ними произведение художника, в котором отразилось его  понимание произведения, его «суждение» о нем, и главное ­ подросток должен понимать,  что у каждого искусства свои возможности, свой язык. В последнее время в методике преподавания русского языка и литературы получил  распространение приём коллажирования. Французское слово collage означает наклеивание  Существует несколько видов коллажей: коллаж типа А­простая солнечная система, в  центре которого находится ключевое понятие(ядро) и от него расходятся лучи; тип В­  слепое пятно, где в коллаже имеются незанятые места –пятна, а учащимся предстоит  определить, каким именно сведениям отводится свободное место в этом коллаже; тип С­ вспышка составляется на основе одного текста, из которого учащиеся выбирают самую  актуальную информацию. Учащиеся 10 класса составили коллажи «Петербург в творчестве Пушкина, Гоголя,  Достоевского».Более простой коллаж сделали учащиеся 6 класса по роману А.С.Пушкина  «Дубровский». . Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на  практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией,  анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути  в решении проблем В формировании выше сказанных умений мне помогает метод  интеллект­карт (ИК). Метод интеллект­карт предложен американским психологом Тони  Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт­Петербургского  университета Бершадская Елена Александровна.   Интеллект­карта – это графическое выражение процесса мышления. Интеллект­карты  имеют следующие отличительные свойства: ­наглядность; ­привлекательность; ­запоминаемость; ­своевременность; ­творчество. Интеллект­карты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными.  Интеллект ­карты ­ новая технология, которая поможет школьникам изучить, запомнить и систематизировать большие темы, выучить стихотворения или разобраться в трудных  вопросах по русскому языку или литературе .  Школьники могут проявить свои творческие способности при составлении данных карт. Каждый ученик использует понравившиеся ему цвета и картинки, проводя ассоциативные  параллели. Домашнее задание с использованием интеллект ­карт дает больший эффект, чем заучивание параграфов. Слуховая наглядность. Умение почувствовать и оценить звуковой образ, созданный  писателем, ­ необходимое условие полноценного восприятия произведения, особенно  поэтического. И здесь на помощь учителя может прийти слуховая наглядность. Фонохрестоматия позволяет услышать произведения русской классической литературы в  исполнении известных актёров московских театров, народных артистов России. Музыка и художественное чтение открывают широкие возможности для активизации  процесса преподавания литературы.  Синтетические средства наглядности. Компьютерные технологии все больше входят  в нашу жизнь, все больше времени занимают у подрастающего поколения. Все мы прекрасно понимаем, что сегодняшние школьники  гораздо больше времени проводят за компьютерами, чем за чтением художественной или  учебной литературы. С этим бороться бесполезно, это надо принять как данность и  использовать ее в своих интересах. А самый главный наш интерес – дать ученикам  необходимые знания, научить их самим искать новые знания, пользоваться ими.  Одна из возможных форм организации обучения – создание презентаций. Создание  презентации позволяет совместить биографический материал, учебные статьи, избранные  научные работы по некоторым частным проблемам истории литературы, хрестоматию,  практические задания, вопросы. И самое активное участие в  этой деятельности должны  принимать сами ученики, оформляя найденный материал не в виде традиционных докладов и сообщений, а в виде компьютерных презентаций.  Их применение позволяет повысить не только интерес к предмету, но и успеваемость по  данной дисциплине. Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно,  тем более, если она качественно оформлена. Эти программы дают возможность каждому  ученику независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования,  индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не  пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности.  Школьники начинают получать удовольствие от самого процесса учения, независимо от  внешних мотивационных факторов.  К тому же ученик из простого слушателя превращается в активного участника  образовательного процесса. Учащиеся самостоятельно подбирают биографический  материал, находят иллюстрации, формируют план работы и готовят публичное  выступление. Такая работа способствует формированию многих языковых компетенций:  умение анализировать текст, выделять основные мысли, выбирать интересные факты и  делать выборочное изложение, совершенствовать ораторское мастерство и навыки  публичных выступлений.   Кино и телевидение соединяют в себе зрительную и слуховую наглядность, передают  события во времени и пространстве и воссоздают действительность во внешне схожих с ней образах. Богатые возможности телевидения и кино делают их особенно перспективными в  учебных целях. Однако их сложность, особенно телевставок, содержание и длительность  которых не может регулировать учитель, подчас увеличивает те трудности, которые  возникают перед учителем на уроках с применением технических средств. На  уроках литературы использую учебные фильмы биографического характера, фильмы­ экскурсии по памятным местам(Экран переносит детей в Тарханы, Михайловское,Ясную  поляну и т.д.). Таким образом, можно утверждать, что современный словесник располагает достаточно  разнообразным наглядным фондом. Использование наглядности на уроках помогает учителю мобилизовать психическую  активность учащихся; развивать память, которая опирается при этом на ощущения;  расширять объем усвояемого материала; снижать утомляемость; развивать творческое  воображение.

Наглядность при организации уроков русского языка и литературы

Наглядность при организации уроков русского языка и литературы

Наглядность при организации уроков русского языка и литературы

Наглядность при организации уроков русского языка и литературы

Наглядность при организации уроков русского языка и литературы

Наглядность при организации уроков русского языка и литературы

Наглядность при организации уроков русского языка и литературы

Наглядность при организации уроков русского языка и литературы

Наглядность при организации уроков русского языка и литературы

Наглядность при организации уроков русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017