Наглядные средства при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Оценка 4.8
Лекции
docx
воспитательная работа
Детсад
11.12.2018
Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, т. е. сформировать у дошкольников понятия.
Наглядные средства - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде помогут детям лучше понять художественное произведение. Применение наглядных средств при чтении детям художественного произведения способствует формированию у дошкольников ярких, образных представлений и понятий, выработке у них определённых умений и навыков. Наглядные средства используются на занятиях в ДОУ на различных этапах образовательного процесса: при подготовке к восприятию содержания художественного произведения, при закреплении его содержания дошкольниками, во время повторения прочтения, при проверке воспитателем знаний дошкольников, для речевого развития дошкольников: обогащению словаря детей, обучения различным видам пересказам и развитию монологической речи.
Наглядные средства, используемые при ознакомлении дошкольников с художественной литературой очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования.
Главная, основная функция наглядности на занятии по чтению художественного произведения - помочь дошкольникам в постижении литературного произведения и творчества писателя в целом, в овладении теоретико-литературными знаниями.
Наглядные средства при ознакомлении дошкольников с художественной литературой.docx
Наглядные средства при ознакомлении дошкольников с
художественной литературой
Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г.
Песталоцци. Он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам
беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить
беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и
близкие снова соединить, т. е. сформировать у дошкольников понятия.
Наглядные средства плоскостные и объёмные изображения
предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и
природные объекты в их естественном или препарированном виде помогут
детям лучше понять художественное произведение. Применение наглядных
средств при чтении детям художественного произведения способствует
формированию у дошкольников ярких, образных представлений и понятий,
выработке у них определённых умений и навыков. Наглядные средства
используются на занятиях в ДОУ на различных этапах образовательного
процесса: при подготовке к восприятию содержания художественного
произведения, при закреплении его содержания дошкольниками, во время
повторения прочтения, при проверке воспитателем знаний дошкольников,
для речевого развития дошкольников: обогащению словаря детей, обучения
различным видам пересказам и развитию монологической речи.
Наглядные средства, используемые при ознакомлении дошкольников с
художественной литературой очень разнообразны по своему назначению,
содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления,
по методам и приёмам использования.
Главная, основная функция наглядности на занятии по чтению
художественного произведения помочь дошкольникам в постижении
литературного произведения и творчества писателя в целом, в овладении теоретиколитературными знаниями.
При организации и проведении непосредственной образовательной
деятельности в ДОУ с использованием чтения возможны следующие виды
наглядности:
1. Зрительная наглядность. Роль зрительной, наглядной опоры могут
выполнять репродукции портретов писателей, иллюстрации к произведениям,
картины жанрового характера, фотографии мест, связанных с жизнью
писателя, скульптурные фигурки героев книг, макеты, собранные гербарии,
поделки, кукольно теневой театр, кинофильмы. На страницах детских книг
большую роль играют иллюстрации. Они создают красочный колорит,
повышает эмоциональность восприятия текста. Например, при чтении былин и
сказок можно использовать картины В. Васнецова "Аленушка", "Иван
Царевич и серый волк", "Богатыри". Можно использовать картины И.
Билибина "Илья Муромец и Соловей Разбойник ", " Вольга и Микула".
2. Слуховая наглядность. Умение почувствовать и оценить звуковой
образ, созданный писателем, необходимое условие полноценного восприятия
произведения. И здесь на помощь воспитателя может прийти слуховая
наглядность. Сюда можно отнести аудиозаписи и музыкальные средства.
Например, при изучении лирических стихотворений А.С. Пушкина, А.А. Фета,
Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, целесообразно слушать пьесу П.И.
Чайковского "Времена года". При чтении "Сказки о царе Салтане" А.С.
Пушкина можно использовать музыкальное произведение Н.А. Римского
Корсакого "Полет шмеля".
3. Языковая наглядность, т.е. работа над языком произведения.
4.
Внутренняя наглядность. Предполагает использование
сложившихся в сознании образов, ассоциаций, логических связей для создания
новых образов.
Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не
загромождать занятия большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает дошкольникам сосредоточиться и обдумать наиболее существенные
вопросы.
Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения,
которая может помочь дошкольнику качественнее усвоить содержание
художественного произведения на более высоком уровне.
Решению образовательных задач способствует использование
различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при
закреплении знаний, при формировании умений и навыков.
Практика обучения показывает, что при систематическом включении
наглядных средств увеличивается самостоятельность дошкольников,
возрастает их активность, формируется положительное отношение к чтению
художественных произведений. Данное обстоятельство является очень
важным для обеспечения развития в процессе обучения личности. Средства
наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психической
активности дошкольников; введение новизны в образовательный процесс;
повышение интереса к чтению художественного произведения; увеличение
возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема
усваиваемого материала; выделение главного в материале и его
систематизация.
Использование информационных технологий в образовательном
процесс ДОУ является уникальным по своим возможностям средством
обучения, которое в руках воспитателя должно быть мощным «оружием»
повышения эффективности образовательного процесса и педагогического
труда.
Из
всех существующих технических средств обучения
мультимедийные средства широко используются в образовательном процессе
в ДОУ. Они полностью удовлетворяют дидактические требования,
предъявляемые к средствам обучения, так как обладают дополнительными
возможностями,
позволяющими каждому воспитателю максимально опираться на индивидуальные особенности дошкольников.
Наиболее продуктивным и целесообразным будет внедрение
компьютерных технологий ещё в ДОУ, когда наиболее развита познавательная
активность детей, что способствует расширению их возможностей в
получении информации. Это обусловлено и особенностями мышления ребёнка
дошкольного возраста. У дошкольников наиболее развито нагляднообразное
и нагляднодейственное мышление. Наглядный материал, технические
средства обучения позволяют задействовать все каналы восприятия
информации (визуальный, кинетический, аудиальный), и это, безусловно,
повышает качество усвоения содержания художественного произведения.
Применение информационных технологий в образовательном процессе
ДОУ позволяет наиболее эффективно формировать познавательный интерес,
творческие способности и самостоятельность при выполнении предложенных
заданий в процессе ознакомления с художественными произведениями.
Каждый дошкольник обладает рядом психологических особенностей:
нагляднообразное мышление, непроизвольное внимание к яркому и
динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной,
эмоциональная подвижность. Всё это создаёт благоприятные условия для
включения мультимедийных технологий в образовательный процесс с
использованием художественных произведений.
Как правило, презентация может оказаться своеобразным планом
занятия, его логической структурой, т.е. может использоваться на любом
этапе: знакомство с новым произведением, анализ содержания, контроль
знаний, речевое развитие. Презентация дает возможность воспитателю
проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к
проведению занятия.
Использование информационных технологий на занятиях в детском
саду позволяет реализовывать принцип наглядности в обучении, способствует
формированию высокого уровня мотивации, предоставляет возможности в осуществлении индивидуального подхода к каждому из детей, повышает
интерес к учебе.
Одним из основных требований к преподаванию в детском саду
является соблюдение принципа наглядности обучения. Приходя в детский
сад, ребенок попадает совсем в другой мир, в котором ему необходимо
научиться ориентироваться, осваивать необходимые способы учебной
деятельности. Значительно облегчить усвоение нового призваны специально
созданные наглядные материалы: комплекты слайдов, транспарантов, наборы
репродукций и другие пособия. Однако увеличение умственной нагрузки на
уроках заставляет воспитателя задуматься над тем, как поддержать у
учащихся интерес к изучаемой литературе, их активность на протяжении
всего урока. Педагог вынужден находить такие средства и приемы, которые
позволят сделать занятие интересным и насыщенным, а самое главное,
помогут вызвать интерес. С появлением информационнокоммуникационных
технологий в образовании стало возможным решить эту проблему. Огромную
помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер.
Мультимедийная презентация – один из эффективных методов
организации обучения на занятиях. Мультимедийное занятие – это занятие, на
котором используется представление информации с помощью технических
Мультимедийные технологии применяются для усиления
средств.
наглядности, для более доступного объяснения сложного нового материала.
При объяснении воспитатель может с помощью гиперссылки перейти к
детализации информации, где использованная анимация может «оживить»
процесс. При проектировании своего занятия каждый воспитатель должен
задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль играет занятие в
изучаемой теме, для чего он предназначен: для изучения нового материала,
для обработки умений и навыков, для систематизации знаний. Данные
критерии следует сразу определить. Это позволит усилить обучающий и
воспитывающий эффект занятия. Можно достичь максимального обучающего эффекта занятия, если он представлен цельным и завершающим продуктом, а
не просто набором слайдов.
Покажем возможность использования презентации на примере занятия
по ознакомлению с художественной литературой и знакомством со
творчества С.Михалкова». Первый слайд к занятию
«Страницами
представляет тему занятия. Цель – организовать деятельность детей. На этапе
подготовительной работы воспитатель демонстрирует несколько слайдов с
цитатами из произведений С. Михалкова. Таким образом, дети вспоминают
уже знакомые стихи автора. Например:
1. Мне навстречу выйдут волки
Скажут «Стойка паренек!»
На опушке вместо елки
Почему торчит пенек? ( «Елка»)
2. Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок
В коридор изпод кровати
Наши туфли уволок. ( «Трезор»)
Следующие слайды демонстрируют портрет С. Михалкова, портреты
его родителей. Сергей Владимирович Михалков – выдающийся поэт,
баснописец, драматург, сказочник и песенник, киносценарист и переводчик,
поэтому на слайдах представлена информация о его достижениях в различных
творческих областях, а также представлена выставка изданных книг. После
изучения основного произведения занятия, воспитатель предлагает слайд с
рифмованными словами из произведения Сергея Владимировича. Задание
напоминает игру «Буриме». После того, как дети зачитывают свои строки,
воспитатель представляет отрывок с этой же рифмой Михалкова. Такое
задание активизирует творческую деятельность детей и позволяет
прочувствовать сопричастность к творчеству поэта.
Несомненно, против использования презентаций выдвигаются вполне обоснованные аргументы. Но, если ответственно подходить к созданию
презентаций, то многих проблем можно избежать, а преимущества выгодно
использовать.
Преимущества дает презентация для занятия по ознакомлению с
художественной литературой в детском саду:
1. Обеспечение наглядности, которая способствует комплексному
восприятию и лучшему запоминанию материала.
2. Показ фотографий, рисунков, и быстрота, удобство их
воспроизведения.
3. Проигрывание аудиофайлов (например, фрагментов произведений
при проведении викторины).
4.
Возможность проследить с помощью заголовков на каждом слайде
за ходом изложения материала.
5. Осуществление интеграции межпредметных связей.
6. Экономия времени для читательской деятельности на уроке и для
использования других педагогических технологий.
7. Соблюдение
возможность
организации
принципов
смены
здоровьесберегающих
деятельности,
видов
технологий:
проведения
физкультминуток и т.д.
2. К сожаленью, нужно отметить и ряд недостатков, которые
присутствуют на занятиях по чтению художественного произведения, и
которые необходимо искоренять:
1. Слишком быстрый темп смены слайдов.
2. Мелкий нечитаемый шрифт.
3. Обилие анимации и слайдов, перегруженных рисунками.
Тем не менее, мультимедийная презентация это наглядность,
удобство,
быстрота,
эмоционального
привлекательность для детей,
поддержка
настроя, облегчающая восприятие и запоминание
представленного материала, возможность акцентировать внимание на важных
моментах занятия.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.
Воспитателю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Дошкольники имеют нагляднообразное мышление, поэтому очень
важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного
иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только
зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится
яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Мультимедийное сопровождение на занятиях позволяет перейти от
объяснительноиллюстрированного способа обучения к деятельности, при
котором ребёнок становится активным субъектом обучения.
Мультимедийные занятия помогают решить следующие
дидактические задачи:
усвоить знания по теме;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в
частности;
Этапы подготовки занятия по ознакомлению с художественной
литературой наглядными способами с использованием МТ.
1. Концептуальный.
Постановка целей с ориентацией на достижение результатов
(формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.д.);
выбор типа образовательных ресурсов.
2. Технологический.
Выбор методики проведения занятий и проектирование основных
видов деятельности воспитателя и дошкольников; выбор способов
взаимодействия воспитателя и дошкольника.
3. Операционный.
Это поэтапное планирование занятий, подготовка материалов к
занятию.
4. Педагогическая реализация. 5.Управление
информационнопознавательной
деятельностью
дошкольников.
Для качественного ознакомления с художественной литературой
наглядными способами было разработано тематическое планирование,
которое включало занятие с использованием компьютера.
Мультимедийное занятие может достичь максимального обучающего
эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не
случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной,
текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Он должен
соответствовать требованиями к тексту: структура, объем, формат.
Тематическое планирование с использованием МТ включает в себя
следующие виды работ:
знакомство с творчеством писателей и поэтов (презентации,
содержащие сведения о писателях и поэтах; компьютер помогает улучшить
содержательную сторону занятия: узнать историю семьи, традиции,
интересные факты из жизни писателя или поэта);
воспроизведение эталонной
художественной речи (помогает
прочувствовать авторский замысел, способствует развитию эмоциональной
сферы ребёнка, «будят» творческое воображение; дети легче находят слово, с
помощью которого смогут выразить свои чувства);
задания занимательного характера для занятий закрепления и
видеофрагменты (оживляют урок, позволяют заинтересовать
обобщения;
учащихся);
тестовые оболочки для контроля и проверки знаний
дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод что наглядность это один из
компонентов целостной системы обучения, которая может помочь
дошкольнику качественнее усвоить содержание художественного
произведения на более высоком уровне. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать занятия большим количеством
наглядных пособий, ибо это мешает дошкольникам сосредоточиться и
обдумать наиболее существенные вопросы. При систематическом включении
наглядных средств увеличивается самостоятельность дошкольников,
возрастает их активность, формируется положительное отношение к чтению
художественных произведений. Дошкольники имеют наглядно — образное
мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно
больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс
восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь,
как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных
слайдов, анимации. Существенное значение имеет определение задач литературного
образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с
художественной литературой — это формирование будущего большого
«талантливого читателя», культурно образованного человека. Задачи и
содержание ознакомления детей с художественной литературой определены
на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений
литературы и представлены в программах детского сада.
Задача детского сада заключается в подготовке к долгосрочному
литературному образованию, которое начинается в школе. В современных
вариативных программах раскрываются вопросы литературного развития
детей.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым,
присущим лишь искусству способом — силой воздействия художественного
образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности
литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и
понимания этого вида искусства дошкольниками.
Особенности приобщения ребенк дошкольного возраста к
художественной литературе как одному из видов искусства зависит от
сформированности у него психических процессов, в частности воображения.
Наглядные средства плоскостные и объёмные изображения
предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и
природные объекты в их естественном или препарированном виде помогут
детям лучше понять художественное произведение. Применение наглядных
средств при чтении детям художественного произведения способствует
формированию у дошкольников ярких, образных представлений и понятий,
выработке у них определённых умений и навыков. Наглядные средства
используются на занятиях в ДОУ на различных этапах образовательного
процесса: при подготовке к восприятию содержания художественного произведения, при закреплении его содержания дошкольниками, во время
повторения прочтения, при проверке воспитателем знаний дошкольников,
для речевого развития дошкольников: обогащению словаря детей, обучения
различным видам пересказам и развитию монологической речи.
Наглядные средства, используемые при ознакомлении дошкольников с
художественной литературой очень разнообразны по своему назначению,
содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления,
по методам и приёмам использования.
Главная, основная функция наглядности на занятии по чтению
художественного произведения помочь дошкольникам в постижении
литературного произведения и творчества писателя в целом, в овладении
теоретиколитературными знаниями.
Практика обучения показывает, что при систематическом включении
наглядных средств увеличивается самостоятельность дошкольников,
возрастает их активность, формируется положительное отношение к чтению
художественных произведений. Данное обстоятельство является очень
важным для обеспечения развития в процессе обучения личности. Средства
наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психической
активности дошкольников; введение новизны в образовательный процесс;
повышение интереса к чтению художественного произведения; увеличение
возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема
усваиваемого материала; выделение главного в материале и его
систематизация.
Наглядные средства при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Наглядные средства при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Наглядные средства при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Наглядные средства при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Наглядные средства при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Наглядные средства при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Наглядные средства при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Наглядные средства при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Наглядные средства при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Наглядные средства при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Наглядные средства при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Наглядные средства при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.