Цене присущи четыре функции:
Учетная (обходится обществу удовлетворением конкретной потребности той или иной продукции);
Перераспределительная (уклонение цены от стоимости под воздействием множества различных факторов);
Стимулирующая (поощрительное воздействие на производство и потребление различных видов товаров, т.е. скидки, акции);
Функция балансирования спроса и предложения (цены выражаются между производством и потреблением).
Виды цен.
По характеру обслуживаемого оборота:
оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения;
розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;
закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);
цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы) и розничной (пассажирские тарифы).
Виды цен.
По способу установления:
твердые цены, устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;
подвижные цены, зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;
скользящие цены, в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;
с последующей фиксацией, в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.
Виды цен.
По степени регулирования, государственного воздействия, степени конкурентности на рынке:
жестко фиксированные;
регулируемые цены, допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством на продукты повышенного социального назначения;
свободные цены,
формируются в соответствии
с конъюнктурой рынка.
Виды цен.
В зависимости от вида рынка:
контрактные (договорные) цены – цены, фактической договоренности между продавцом и покупателем;
биржевые котировки – это уровень цены товара, реализуемого через биржу;
цены ярмарок и выставок (часто льготные);
аукционные цены.
Виды цен.
По стадиям продажи:
цены предложения (цены продавца или стартовые), по которым продавец желает продать товар;
цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;
цены реализации (сделки, продажи, покупки) – фактические или номинальные цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.
Структура и элементы цены.
Структура цены включает в себя:
Издержки производства
Транспортные расходы
Торговая надбавка
Налоги
и др.
К ценам, используемым в учете и статистике, относятся: индексы цен, текущие, средние цены, сопоставимые и неизменные цены. Эти виды цен позволяют выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, измерять динамику физических объемов производства и реализации товаров и услуг, осуществлять контроль и анализ выполнения стоимостных показателей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.