Тема: Нахождение неизвестного слагаемого, 4 класс
Цели урока: учить находить неизвестное слагаемое в усложненных уравнениях; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научаться решать уравнения на
нахождение неизвестного слагаемого; выстраивать логическую цепь рассуждений;
устанавливать аналогии; планировать и принимать учебную задачу, составлять план
действий, оценивать и корректировать свои действия; оценивание качества и
уровня усвоения материала; сроить высказывания, аргументировано доказывать свою
точку зрения; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Начинаем урок математики. Он пройдет сегодня под девизом: «Учимся не для школы, а для жизни».
II. Самоопределение к учебной деятельности.
Устный счет.
- Перед вами задание для устного счета.
- Как найти неизвестное 1 слагаемое, 2 слагаемое? (Нужно из суммы вычесть 1 слагаемое (2 слагаемое.)
Слагаемое |
3 |
62 |
52 |
785 |
448 |
1017 |
Слагаемое |
4 |
20 |
24 |
179 |
75 |
7175 |
Сумма |
7 |
82 |
76 |
964 |
523 |
8192 |
-На какие группы можно разделить все числа таблицы? (Однозначные, двузначные, трехзначные, четырехзначные, круглые – некруглые, четные - нечетные.)
- Назовите все числа, в состав которых входит цифра 7. Определи к какому классу она относится. (7 - класс единиц, 76 – класс десятков, 785 – класс сотен, 179 – класс десятков, 75 – класс десятков, 1017 – класс единиц, 7175 – класс тысяч и десятков.)
- Расставь карточки с данными числами в таблицу в порядке возрастания. (7-а, 75-л,76-г,179-о, 785-р,1017-и,7175-т, + буква М).
Число |
Код |
7 |
а |
75 |
л |
76 |
г |
179 |
о |
785 |
р |
1017 |
и |
7175 |
т |
|
м |
- Какое слово у вас получилось? (Алгоритм)
- Я не случайно выбрала это слово. Что оно означает? (Алгори́тм — набор инструкций, описывающих порядок (последовательность) действий исполнителя для достижения некоторого результата.) К этому слову вернемся чуть позже.
II. Актуализация знаний.
Математический диктант.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Для минутки чистописания используйте любое число из таблицы. Что у вас получилось?
– Сейчас мы напишем математический диктант. 1 человек пойдёт к доске. Для выполнения работы вам понадобятся черновики. А пока мы будем решать примеры, четверо ребят самостоятельно выполнят задание на карточках.
а) Коля вышел из дома в 14 ч 30 мин и пришёл в 15 ч.40 мин. Сколько времени он отсутствовал дома? (1час 10 мин)
б) Корзина с яблоками весит 3 кг 400 гр. Пустая корзина весит 500 гр. Сколько весят яблоки? (2кг 900г)
в) Два автомобиля выехали навстречу друг другу. Первый проехал до встречи 48 км, а второй - 76 км. На каком расстоянии друг от друга они были в начале пути? (124 км)
г) Высота страуса 2 м 80 см, а императорского пингвина – в 2 раза меньше. Чему равна высота императорского пингвина? (1м 40 см)
д) В 1812 году Наполеон напал на Россию. В каком веке это произошло? (XIX веке)
(Проверка в парах)
- У кого получились такие же ответы, поставьте в тетрадь +. У кого получились другие ответы? Как считали? В каком мете ошиблись? Исправьте ответы.
Индивидуальная работа на месте.
(Учитель заранее выдает карточки с разноуровневыми заданиями по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»)
№ 1. Вычислите. Проверьте сложение вычитанием, а вычитание – сложением.
657 489 + 76 287 (733776)
70 009 – 38 795 (31214)
48 703 – 29 837 (18866)
№ 2. Восстанови пропущенные цифры. Выполни проверку.
(1283) (516803) (49826)
(Обмен готовыми работами и взаимопроверка)
III. Физминутка.
Нарисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!
V. Постановка учебной задачи
Х+37=64
27+Х=521 842+Х=80 Х=31=48:12
- Что записано на доске? (Уравнения.)
- Что такое уравнение? (Выражение с неизвестным компонентом.)
- Что значит решить уравнение? (Найти значение переменной, при которой
уравнение станет верным равенством.)
- Чем похожи уравнения? (Неизвестный компонент – слагаемое.)
- Как найти можно слагаемое? (Из суммы вычесть известное слагаемое.)
- Чем отличаются уравнения первого и второго столбиков?
- Какие уравнения вы можете решить? (Первого столбика.)
- Прежде, чем решить уравнения, что нужно вспомнить? (Алгоритм решения уравнений.)
Алгоритм решения уравнения.
1. Записать уравнение.
2. Определить, уравнение на нахождение суммы/разности/произведения/частного.
3. Вспомнить правило, как находится неизвестное в каждом из случаев:
(чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое.)
4. Записать решение уравнения.
5. Сделать проверку.
- Решите уравнения. (х=27; х=38)
- Как нам нужно действовать при решении уравнений второго столбика? (Ответы детей.)
- Сформулируйте тему и задачи урока. (Нахождение неизвестного слагаемого. Поупражняться в решении уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, рассмотреть усложненные случаи таких уравнений.)
VI. Проектирование и фиксация нового
знания.
1. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр. 62. Найдите № 276.
- Рассмотрите уравнения. Что в них необычного? (Прежде чем решать уравнение, нужно найти значение выражения в правой части.)
- Объясните решение первого уравнения. Что нужно для этого сделать? (Составить алгоритм решения уравнений нового вида.)
Алгоритм решения уравнений
1. Читаем уравнение: сумма чисел Х и 15 равна частному чисел 68 и 2.
2. Вычисляем значение выражения в правой части: 68:2=34.
3. Записываем: Х+15=34.
4. Вспоминаем правило нахождения неизвестного слагаемого: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы (34) вычесть известное слагаемое (15). Получается 19.
5. Проверяем, подставляем вместо Х его значение: 19+15=68:2; вычисляем, получаем равенство 34=34. Уравнение решено верно.
-Объясните решение второго уравнения по алгоритму.
VII. Первичное закрепление.
Стр.62. № 277 (у доски.) Коллективное выполнение с комментированием.
VIII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Стр.62. №278 (у доски)
Решение
Х+390=70*6
Х+390=420
Х=420-390
Х=30
Проверка
30+390=70*6
420=420
- Кто выполнил задание без ошибок, поставьте знак +. Все хотели решить верно. Кто не смог?
- Проанализируем ошибки. Кто ошибся в вычислении, т.е что – то забыл из таблицы умножения. Что вы должны делать, чтобы не допускать в дальнейшем таких ошибок? (Повторить таблицу умножения.)
- У кого нарушен алгоритм решения уравнений? Что вы должны делать, чтобы не допускать в дальнейшем таких ошибок? (Тренироваться в использовании алгоритма.)
-Где есть желание, найдется и путь.
IX. Физминутка.
Арифметический диктант
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, хлопки).)
X. Включение в систему знаний и повторений.
Стр.62. №279 (Фронтальная проверка. Самооценка. 215237; 737468; 780415;
1080322. У доски работает 1 – 2 человека.)
Стр.62. №280 (Работа в парах. Взаимопроверка.)
- Прочитайте условие задачи. Объясните, что обозначают выражения, и найдите их значение.
100-30 - столько км осталось уложить до конца месяца.
30+36 – столько км бригада уложила за первую и вторую декады.
36 -30 – на столько км больше было уложено за вторую декаду, чем за первую.
100 – (30+36)- столько км осталось на третью декаду.
30: 10 – столько км пути укладывала бригада ежедневно в первой декаде.
XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник стр.62, под чертой. Самопроверка по образцу.3 км 080 м = 3080м; 3 ц 80 кг = 380 кг.)
- Вспомните тему урока. Чему мы учились? Поднимите руки те, кто считает, что он хорошо решает уравнения и сегодня работал в полную силу.
- Кому нужно потренироваться?
- Кто работал, но мог бы работать лучше.
- Кто не доволен своей работай?
XII. Домашнее задание.
1. Стр.62. №281, 282.
2. (По выбору.) Составить для партнёра по парте 4 уравнения.
3. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.