Творческая работа со словарными словами.
На слайде (доске) представлен текст с пропущенными словами.
Один раз шла ... и несла в руках ... . Вдруг она увидела ... . Бросила …
… и побежала за ... . Вернулась ... на старое место: что имела – потеряла, кого хотела – не поймала. Сидит и плачет.
– Вместо многоточия вставьте подходящие по смыслу слова.
Этапы работы:
– Прочитайте текст самостоятельно.
– О ком идёт речь в тексте?
– Какой предмет могла нести девочка: одушевлённый или неодушевлённый? Как догадались? А за каким предметом она побежала?
– Прочитайте полученный текст.
– Запишите пропущенные слова и предпоследнее предложение. Какая пословица созвучна ему? (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.)
Русский язык
БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
В КОРНЕ СЛОВА
Урок 126 (95).
Тема: Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.
Цель:
– развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне
слова.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
4
Творческая работа со словарными словами.
На слайде (доске) представлен текст с пропущенными словами.
Один раз шла ... и несла в руках ... . Вдруг она увидела ... . Бросила …
… и побежала за ... . Вернулась ... на старое место: что имела –
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
© ООО «Баласс», 2012
1потеряла, кого хотела – не поймала. Сидит и плачет.
– Вместо многоточия вставьте подходящие по смыслу слова.
5. Обобщать и классифициро
вать по признакам.
Этапы работы:
– Прочитайте текст самостоятельно.
– О ком идёт речь в тексте?
– Какой предмет могла нести девочка: одушевлённый или
неодушевлённый? Как догадались? А за каким предметом она побежала?
– Прочитайте полученный текст.
– Запишите пропущенные слова и предпоследнее предложение. Какая
пословица созвучна ему? (Что имеем – не храним, потерявши –
плачем.)
1 3 3
Работа в Рабочей тетради.
– Назовите лишнее слово в задании № 7, тема 15, которое вы выполняли
дома в Рабочей тетради.
– Почему оно лишнее? (В корне находится безударный гласный.)
– Как называются все остальные слова по отношению к слову запевала?
(Проверочными.)
– Докажите, что все эти слова проверочные. (Это однокоренные слова, в
которых гласный находится под ударением.)
– Назовите ключевые слова к этому заданию и сформулируйте цель
урока.
Проверочные слова, безударный гласный, однокоренные слова.
Цель.
однокоренных и писать слова с безударными гласными в корне.
– Составим план урока.
Будем учиться подбирать проверочные слова в группе
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
© ООО «Баласс», 2012
2ΙΙI. Открытие
нового знания.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
4 6 1
1. Наблюдение по учебнику.
Упр. 223 – развивается умение писать буквы безударных гласных в
корне с опорой на проверочные слова. Коллективная работа, один
ученик выполняет задание на доске.
Дополнительный вопрос ко 2й строке:
– Вова Колесников написал ещё одно проверочное слово – леска.
Согласны ли вы с ним? Докажите.
Упр. 224 – развивается умение выбирать проверочное слово в
соответствии с его лексическим значением и писать букву
безударного гласного в однокоренных словах.
2. Беседа после выполнения упр. 224, подводящая к обобщающему
понятию «орфограммабуква безударного гласного в корне слова» и
правилу написания букв безударных гласных в корне слова.
– Как вы определяли в упр. 224, какую букву надо вставить в слова: е
или и? (Прочитали текст и поняли, что в нём говорится о животном –
лисе, поэтому проверочными будут однокоренные слова с ударным
гласным: лисий, лисы.)
– Сформулируйте правило написания буквы безударного гласного в
корне слова.
– Как называется место в слове, где есть безударный гласный?
(Орфограмма.)
– Почему здесь есть орфограмма? (Нельзя на слух определить, какую
букву писать, так как есть выбор букв е или и.)
© ООО «Баласс», 2012
3– Как называется такая орфограмма?
– Прочитайте название орфограммы и правило написания буквы
безударного гласного в корне слова в рамке учебника после упр. 224 и
сравните со своими выводами.
– Как обозначается эта орфограмма?
– Составьте графическую схему этой орфограммы: и |
VΙ . Развитие
умений –
применение
знания.
1 2 4 3
1. Работа по учебнику.
Упр. 225 – развивается умение писать слова с безударным гласным в
корне с опорой на однокоренные слова с ударным гласным в корне.
Выполняется по вариантам.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Учитель сообщает правилорифмовку для лучшего запоминания:
Если гласный у тебя вызовет сомнение,
Ты его немедленно ставь под ударение.
2. Работа в Рабочей тетради.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
© ООО «Баласс», 2012
4Задание № 5, тема 15 в Рабочей тетради.
– Назовите номер варианта лишнего слова. Сравните с ключом в
«Приложении». (2)
– Почему это слово является лишним?
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
3. Работа с сигнальными карточками.
Учитель называет слова, ученики показывают букву безударного
гласного.
Беглец, часы, добряк, пищать, водить, трава, степной.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
V. Итог урока.
– Над какой орфограммой работали на уроке?
– Покажите её в виде схемы. 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
© ООО «Баласс», 2012
5VΙ. Домашнее
задание.
1. Задание № 5, тема 15 в Рабочей тетради.
2. Упр. 226. Выучить правило после упр. 224.
Деятельность учеников:
Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.
Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне.
© ООО «Баласс», 2012
6