Написание слов типа орёл и Орёл.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Словарная работа. – Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки. Запишите. Стреляный _____________, считать ___________, ____________ на хвосте принесла, как ____________ на сене. (Воробей, ворон, сорока, собака.) – Что означают эти выражения? – С какой буквы написали эти слова? – Что они называют? (Животных.) 3. Написание большой буквы в кличках животных. – Представьте, что все эти животные ручные. Человек даёт им клички. Какую вы бы дали воробью? А вороне? Сороке? Собаке? – Что такое кличка для животного? Зачем она нужна? (Это как «имя» для человека, по нему отличают животное, зовут его, разговаривают с ним.) – Как же нужно их писать? Запишите придуманные клички животных. – А теперь сравните их с названиями животных. Что вы заметили? (Названия животных пишутся с маленькой буквы.) Сделайте вывод: клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы. – Как выбрать кличку животному? Учитель читает стихотворение (оно может быть размещено на слайде):
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur87.doc
Русский язык АЛФАВИТ. НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ Урок 87 (69). Тема: Написание слов типа орёл и Орёл. Цель:  – развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ Ι . Актуализация знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».   3   3  1. Мини­опрос. – Какие вы знаете имена собственные? – Как они пишутся? (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. © ООО «Баласс», 2012 1– Какое лишнее слово вы нашли в тестовом задании № 6, тема 12 в Рабочей тетради? Почему оно оказалось лишним? 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. 2. Словарная работа. – Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки. Запишите. Стреляный _____________, считать ___________, ____________ на хвосте принесла, как ____________ на сене. (Воробей, ворон, сорока, собака.) – Что означают эти выражения? – С какой буквы написали эти слова? – Что они называют? (Животных.) 3. Написание большой буквы в кличках животных. –  Представьте, что все эти животные ручные. Человек даёт им клички. Какую вы бы дали воробью? А вороне? Сороке? Собаке? – Что такое кличка для животного? Зачем она нужна? (Это как «имя» для человека, по нему отличают животное, зовут его, разговаривают с ним.) – Как же нужно их писать? Запишите придуманные клички животных. –  А   теперь   сравните   их   с   названиями   животных.   Что   вы   заметили? (Названия животных пишутся с маленькой буквы.) Сделайте вывод:  клички животных – это тоже имена собственные. Они   пишутся   с   большой   буквы.   Названия   животных   пишутся   со строчной буквы. © ООО «Баласс», 2012 2– Как выбрать кличку животному? Учитель   читает   стихотворение   (оно   может   быть   размещено   на слайде): Жили­были Дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они Звали жеребёнка. А ещё была у них Курица Бурёнка. А ещё у них была Собачка Мурка, А ещё – два козла – Сивка да Бурка! (Ю.Черных) – Правильно ли даны клички животным? Запишите, кого как надо назвать. (Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка...) –  Любую ли корову можно назвать Бурёнкой? Подберите однокоренные слова и тогда ответите правильно. (Бурёнка, бурая, т.е. серовато­рыжая окраска.) Вывод: кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям. © ООО «Баласс», 2012 3II. Формулиро­ вание  проблемы,  планирование  деятельности.   Открытие  нового знания. –  Есть ли у животных имена, фамилии, отчества? (Нет. Это у людей, а у животных – клички.) –  А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия? (Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества и фамилии.) 1  3  3 Проблемная ситуация. – Запишите предложение. У меня есть шарик. – Все ли одинаково написали? (Возможные ответы: да или нет.) – А о чём вы подумали? (О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.) Если в классе только один вариант ответа – все подумали о воздушном или каком­то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик? (О собаке.) –  Перестройте  предложение  так, чтобы  стало  понятно,  о  каком  шарике идёт речь. У меня есть воздушный шарик. У меня есть собака Шарик. –  Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? (С большой и маленькой буквы.) – Составим план урока. План (примерный) 1. Почему слова звучат одинаково, а пишутся по­разному? 2. Составление предложений с этими словами. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную   и   личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2012 4Открытие нового знания. Упр.   158  –   наблюдение   над   словами,   которые   звучат   одинаково,   а пишутся по­разному. Работа проводится в группах. Задание 1.  –  Почему   одинаковые   по   звучанию   слова   написаны   по­разному? Предложите свои версии. Дети   делают   предположения   от   групп.   Все   версии   выслушиваются (можно не повторять все, а только добавлять, если есть отличия). Затем делается вывод (обобщение). – Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка и др.), кличку животного (Шарик, Рыжик, Уголёк, Пушок), город (Орёл, Клин), планету (Земля), то это имена собственные, они пишутся с большой буквы. – А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы. Задание 2.  –  Составьте в группах по два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов. А из других групп назовут нужную букву в каждом случае. Возможные комментарии для отдельных слов. Орёл и орёл. Орёл  – это название (имя) города, а  орёл  – название птицы. Одно слово обозначает   два   разных   предмета   (понятия),   одно   из   названий   (название города) – имя собственное, оно пишется с большой буквы. © ООО «Баласс», 2012 5ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.  – Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов. Составим предложения. В Орле у меня живёт бабушка. Своё гнездо орёл свил высоко в горах. – Сравните свои выводы с авторским в конце упр. 158.   3   5   3   1     1. Работа в тетради. Выполнение задания № 5, тема 12.  Проводится взаимопроверка. – Как вы думаете, почему у собаки появилась такая кличка? (Собака была светлой окраски, белка – образовано от белый.) – А подошла бы для чёрной собаки такая кличка? (Кличку лучше давать по внешним признакам.) – Составьте предложения так, чтобы было ясно, какую букву (большую или малую) писать в слове белка. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 2. Упр. 135 («Дидактический материал»). – В каких значениях употребляются выделенные слова? – Объясните написание первой буквы в них. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2012 6– Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. – Что нового узнали? – Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова?  (Предложение, из которого будет понятно значение слова.)         4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание.  Упр. 129 «Дидактический материал». Деятельность учеников:  – Называть правильно буквы в алфавитном порядке. – Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита. – Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях. © ООО «Баласс», 2012 7

Посмотрите также