Направления работы по предупреждению неуспеваемости.
Оценка 4.8

Направления работы по предупреждению неуспеваемости.

Оценка 4.8
docx
30.12.2021
Направления работы по предупреждению неуспеваемости.
Направления работы по предупреждению неуспеваемости.docx

Направления работы по предупреждению неуспеваемости

 

В.С. Цетлин считает, что целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий неуспевающих или слабоуспевающих учащихся. Деятельность учителя в этом случае должна быть направлена на социальные условия, в которых живет ученик. Эта социальная составляющая педагогической деятельности должна быть направлена на помощь ученику в организации собственной деятельности, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений к ребенку в семье, в школе, в обществе и решение образовательных проблем.

Первостепенное внимание при изучении неуспеваемости педагог обращает на семью и положение в ней ребенка. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно вместе убедить ребенка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в необходимости учиться. С помощью этого метода педагог может добиться, чтобы ученик сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.

В практике работы хорошие результаты дает составление «карты семьи», где дается характеристика каждого члена семьи, указываются даты рождения и знаменательных событий в семье. Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство. Карту дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают ли детские клубы, кружки, спортивные секции. Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отношения сводятся к приказам взрослых. Важно учесть все отношения внутри семьи: отношения взрослых между собой, взрослых и детей, родственников и других людей, которые живут в семье. Работа с родителями может осуществляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными родителями в центрах.

При изучении социальных условий учащегося педагог может использовать разные методы. Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Педагог должен вести записи своих наблюдений.

Социальные условия педагог может изучить методом беседы. К беседе педагог должен готовиться. В этом помогает анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение. Поможет составить представление о ребенке изучение его биографии, его поступков и мотивов.

Достаточно эффективен метод социометрии, при котором для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса, учитываются оценки кризисного состояния ребенка и его учебных проблем.

При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния.

Работа учителя, направленная на изучение социальных условий учащихся, может строиться в соответствии с программой, которая включает несколько направлений.

1.    Изучение педагогически запущенных школьников:

·         выявление педагогически запущенных школьников,

·         ведение личных дел,

·         изучение результатов учебной деятельности этих учащихся,

·         наличие отклонений в межличностных отношениях,

·         изучение положения ученика в классе,

·         характер взаимоотношений с одноклассниками,

·         изучение интересов, способностей и склонностей ученика,

·         изучение положения ребенка в семье.

2.    Организация педагогической помощи:

·         ведение и учет пробелов в знаниях, умениях и навыках,

·         повышение и укрепление интереса к учению,

·         укрепление положения неуспевающих и слабоуспевающих учащихся в классе,

·         консультации родителей по работе с неуспевающим учеником дома, организации его учебного места и свободного времени, оказание помощи в учебе,

·         учет особо неблагополучных семей.

3.    Организация свободного времени неуспевающих и слабоуспевающих учащихся:

·         привлечение неуспевающих и слабоуспевающих школьников в работу кружков, секций, исходя из их интересов и возможностей,

·         задействовать их в школьных мероприятиях и отмечать достижения в области этой деятельности,

·         организация ненавязчивого контроля над свободным временем,

·         вовлечение учащихся, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, в группы продленного дня.

Данное направление деятельности педагога подразумевает подключение различных специалистов к решению социальных проблем ученика.

Методические рекомендации по организации работы социальной направленности

Работа педагога по организации работы социальной направленности имеет важное значение в профилактике неуспеваемости. Педагог должен:

·         создавать действующий механизм социальной защиты, поддержки, помогая общественным структурам доходить до каждой семьи, в которой есть ученики;

·         прилагать усилия по улучшению семейного воспитания и предупреждению неуспеваемости наряду с общими мерами, применяемыми по воспитанию учащихся;

·         обладать определенным уровнем компетентности, который позволит ему эффективно осуществлять социальную деятельность по профилактике неуспеваемости;

·         заниматься коррекционной работой (все профессиональные функции педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении, прямо или косвенно подчинены задаче коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка и усвоение программного материала).

Для определения путей формирования учебной мотивации неуспевающих учащихся важно будет изучить отношение учащихся к учебным предметам. Для этого можно воспользоваться анкетами для определения мотивации.

В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания учеником или недостаточной работы на уроке, педагог обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.

В случае отсутствия положительного результата в преодолении неуспеваемости педагог должен сообщать о данном учащемся администрации школы с ходатайством о проведении малого педсовета.

Педагог может воспользоваться и таким способом, как приглашение родителей на уроки, по которым учащийся показывает низкий результат.

Учителю, работающему с проблемными детьми, можно дать такие рекомендации:

·         создавайте в классе благоприятный психологический климат;

·         не раздражайтесь, будьте терпеливы и настойчивы;

·         требуя, учитывайте реальные возможности ученика;

·         каждому ученику - индивидуальный подход, дозированный темп и объем работы;

·         учитывайте зоны ближайшего развития, постепенно увеличивайте и усложняйте нагрузку;

·         учите посильным приемам регуляции поведения;

·         диагностика по всем вопросам изучения развития личности и ее продуктивность – залог успешного обучения.

Возрастные особенности

Г. Клаус выделил несколько закономерностей развития учебной деятельности, связанных с возрастными особенностями учащихся:

1.    Чем младше ребенок, тем в большей мере он учится на опыте собственных действий, с возрастом доля обучения путем рассказа и объяснения увеличивается.

2.    Если первоначально дети склонны к некритичному воспроизведению образцов, то позднее начинают избирательно и критически относиться к учебному материалу.

3.    Господствующие в младшем школьном возрасте игровые формы учения постепенно сменяет сознательная и целенаправленная учебная деятельность.

4.    Возрастающая способность самостоятельно регулировать и направлять свои действия приводит к осознанному предпочтению тех или иных учебных предметов.

5.    С возрастом усиливается понятийная упорядоченность знаний, развиваются интеллектуальные способности. Благодаря этому совершенствуются когнитивные предпосылки учебной деятельности, т.е. когнитивные операции и стратегии учения, доказавшие свою пригодность в определенных ситуациях, все более эффективно переносятся на аналогичные ситуации.

6.    С возрастом потенциально усиливается настойчивость в учении. Это значит, что старшие дети способны к более длительным занятиям учебой, но насколько эта способность реализуется, во многом зависит от установок и интересов детей.

Каждый возраст согласно Д.Б. Эльконину характеризуется следующими тремя показателями:

·         определенной социальной ситуацией развития,

·         основным, или ведущим, типом деятельности,

·         основными психическими новообразованиями.

Школьный период делится:

·         на младший школьный возраст, который длится от 6 до 10 лет,

·         на школьный подростковый возраст, который длится с 11 до 14 лет,

·         на школьный старший возраст, который длится с 15 до 17 лет.

Младший школьный возраст

Вступая в младший школьный возраст, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки и создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Успешная учеба, отсутствие пробелов в знаниях, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к положительному отношению к школе. Если этого не происходит, то у ученика формируются отрицательные эмоции, снижается самооценка, появляются проблемы успеваемости и усвоения программного материала. В школе младший школьник приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

1.    С учетом особенностей младшего школьного возраста учитель в своей деятельности должен учитывать, что

·         в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Одним из компонентов учебной деятельности является мотивация. Учитель мотивирует учащегося на успешное обучение не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности.

·         в младшем школьном возрасте компонентом учебной деятельности является учебная задача. Учитель должен учитывать, что очень важно формировать у ученика наиболее общие способы действия. В этом случае общий способ усваивается как образец и легче переносится на другие задачи учебной деятельности. Учебная работа становится более продуктивной, а ошибки встречаются не так часто и быстрее исчезают, что является хорошей профилактикой неуспеваемости.

·         в младшем школьном возрасте учитель должен работать над формированием учебных операций. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности. Каждая учебная операция должна быть отработана.

·         для учеников в младшем школьном возрасте учитель должен правильно организовать контроль, завершающийся оценкой. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться адекватно ее оценивать.

2.    Учителю необходимо работать над развитием познавательной сферы ученика.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Операции, характерные для данного возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале.

Учитель должен строить школьное обучение таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.

3.    В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Это должен учитывать учитель при подборе заданий.

4.    Память развивается в направлении произвольности и осмысленности. Учитель должен учитывать, что ученики непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они склонны к дословному воспроизведению того, что запомнили. Учитель должен работать над совершенствованием смысловой памяти.

5.    Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Учитель должен знать, что проблемы школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей являются центральными в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации и успешность в обучении.

6.    Быстротекущее развитие младших школьников диктует педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности. Роль учителя связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы.

Учитель должен учитывать индивидуальные особенности учащихся для выбора того или иного способа воздействия на них.

7.    Необходимо, чтобы учитель и родители постоянно и четко предъявляли новые требования к жизни первоклассника, контролировали их выполнение.

8.    Необходимо приучать школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивать наблюдательность.

9.    В начальной школе весь процесс обучения и воспитания ребенка подчинен воспитанию культуры внимания. Условия развития внимания: высокий темп урока, четкость, доступность, краткость пояснений до начала выполнения задания. Опора на активную мыслительную деятельность детей; бережное отношение к вниманию детей и недопустимы запоздалые пояснения. Разнообразие видов и форм работы на уроке, в том числе и неуспевающих или слабоуспевающих учащихся.

10. К. Д. Ушинский рекомендует учителям помнить, что «дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», и призывает учителей на первых порах опираться на эти особенности детского мышления. Задача начальной школы - поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей.

11. Необходимо уделять внимание выработке у учащихся умений самоконтроля при заучивании, знаний рациональной организации учебного труда.

12. Младший школьник только начинает овладевать рефлексией, поэтому на первых порах обучения любому действию необходимо требовать от ребенка развернутого словесного объяснения всех совершаемых операций для осознания им смысла и содержания собственных действий.

13. Необходимо сочетать труд с игрой для максимального проявления учащимися инициативности, соревнований, познавательных мотивов, двигательной активности, трудолюбия, навыков взаимодействия со сверстниками.

Подростковый возраст

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих предпосылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно. Подросток не только дает правильное решение, но и логически обосновывает его. Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Кроме того, он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Им находятся способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Эти умения развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми в математике, физике и химии. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и другие. При одиннадцатилетнем обучении скачок в овладении этими умственными операциями наблюдается при переходе из VIII в IX класс. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят, способы решения задач.

Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским и прочим проблемам. У неуспевающих учеников четко прослеживается отсутствие сформированности мыслительных процессов. Они не могут рассуждать об идеалах, о будущем, создавать собственные теории, приобретать самостоятельно новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием, поэтому в подростковом возрасте очень важно, чтобы ученик был успевающим и мог осваивать все учебные программы.

Рекомендации учителю:

1.    Учитель должен помочь ученику в подростковом возрасте приобрести взрослую логику мышления, развивать восприятие и память. Эти процессы зависят от усложняющегося в средних классах обучения.

2.    Учитель помогает подросткам активно осваивать мнемонические приемы; если же они были сформированы в начальной школе, теперь автоматизируются, становятся стилем деятельности учеников.

3.    Учителю необходимо стимулировать мотивационную сферу. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на успеваемость или неуспеваемость учащихся.

Как вызвать у подростка ощущение движения вперед, успеха в учебной деятельности, как не допустить пробелов в обучении и неуспеваемость?

Для этого необходимо использовать все возможности учебного материала:

·         создавать проблемные ситуации;

·         активизировать самостоятельное мышление;

·         организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

·         выстраивать позитивные отношения в коллективе;

·         проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят;

·         при развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности;

·         проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности;

·         ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, имеющие желание учиться, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

5.    Чтобы не упустить возможности периода развития творческого мышления, нужно постоянно предлагать ученикам решать логические задачи, сравнивать, выделять главное, причинно-следственные зависимости.

6.    Внимание подростков нуждается в поддержке со стороны педагогов: следует использовать эмоциональные факторы, потребность подростка утвердить себя среди сверстников.

7.    Решающая роль в профилактике неуспеваемости принадлежит правильно организованному воспитанию: в зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

8.    Воспитательная работа с подростками - важнейшая и сложнейшая задача: педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка (подросток вполне способен понять аргументацию, согласиться с разумными доводами), уметь поставить себя на его место с учетом противоречивых условий реальной жизни с целью преодоления отчуждения подростков от учителей, школы, общества.

9.    Важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков.

10. Необходимо учить подростка вырабатывать собственные критерии оценки себя, понимать свои достоинства, опираться на сильные стороны своей личности.

Юношеский возраст

Юность – период жизни после отрочества до взросления. Возрастные границы этого периода достаточно условны – от 15 лет до 17 или 18 лет. В этот отрезок времени человек проходит путь от неуверенного, непоследовательного и претендующего на взрослость ученика до действительно взрослого человека. Главной проблемой юности является проблема выбора жизненных ценностей, а центральным новообразованием этого возраста становится самоопределение, включающее внутреннюю позицию взрослого человека, осознание себя в качестве члена общества, понимание своего назначения. 15 лет - переходный период между подростковым и юношеским возрастом. Это время приходится на 9 класс школы, когда решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу, от юноши общество требует первоначального профессионального самоопределения. Он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Это крайне сложная задача. В этом возрасте сохраняется тревожность, связанная с самооценкой. Дети чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают сильное волнение.

Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Еще один момент, связанный с самоопределением, — изменение учебной мотивации.

Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Когнитивное развитие юношей заключается не столько в накоплении знаний и умений, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

Юность является периодом стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем — мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Исходя из этого, учителю следует:

1.    Тактично относиться к стремлению старшеклассников выработать самостоятельную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Учителя часто безапелляционно отвергают наивные, односторонние, незрелые заключения учащихся, особенно тех, у кого проблемы с учебой. Возникают конфликты.

2.    Необходимо проявлять терпение, оказывать заинтересованную помощь в том случае, если стремление к самовыражению приобретает у старшеклассника гипертрофированные формы.

3.    Необходимо поддерживать интерес учащихся к «вечным» проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы личности.

4.    Существует опасность затягивания профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов, особенно это наблюдается у учащихся с проблемами в учебной деятельности. Помощь в данном случае заключается в своевременном, на всем протяжении учебы, расширении кругозора и интересов учащихся, ознакомлении с различными видами деятельности, практическом приобщении к труду, учете потребности школьников в специальной профориентационной информации.

Особенности здоровья

Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования, связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся: «Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс».

В Концепции модернизации Российского образования отмечено: «...необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в общеобразовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся».

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит статью 2, в которой говорится «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека...».

Статья 51 этого закона называется «Охрана здоровья обучающихся и воспитанников». В статье записано, что «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников», а также «Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения».

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования выдвинули формирование ценностей здоровья и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья, экологической культуры обучающихся в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы.

Отсюда и вытекает задача учителя – добиться не только усвоения учениками программного материала, но и сохранить здоровье учеников.

Исследования Института возрастной физиологии России позволяют ранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

1.    Интенсификация учебного процесса.

2.    Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

3.    Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

4.    Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся.

5.    Недостаточность существующей системы физического воспитания.

6.    Стрессовая учебная деятельность.

7.    Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

8.    Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.

9.    Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Система образования в нашей стране это объемная система знаний, состоящая из большого числа разнообразных наук. В настоящее время технологии и организация учебного процесса перестала соответствовать функциональным возможностям ребенка. В последние годы в школах в образовательный процесс стали внедрять интенсивный метод обучения.

Согласно энциклопедическому определению слово «интенсивный» определяется как напряженный, усиленный, дающий высокую результативность. Интенсификация учебного процесса означает усиление, увеличение напряженности детей.

К интенсификации учебного процесса относится увеличение количества учебных часов или реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала, что приводит к увеличению домашних заданий, а также к перегрузкам и утомлению.

И, несмотря на то, что при интенсивном обучении используются наиболее важные достижения психологии и педагогики, чаще всего это приводит к нарушению максимально допустимой нагрузки для учащихся. Например, в соответствии с нормативными требованиями, первоклассникам запрещается давать домашние задания, а санитарные правила устанавливают время, необходимое для выполнения домашних заданий всем учащимся со второго по одиннадцатый класс.

Очень часто школа нарушает эти требования и отнимает все свободное время. У школьников нет возможности нормально отдыхать, гулять, общаться с друзьями, что приводит к синдрому хронической усталости. Ухудшение здоровья детей в школе связано с перегрузкой нервной системы из-за нехватки времени. Очевидно, что чрезмерные интеллектуальные нагрузки вредны для здоровья детей.

Не менее важная причина, ведущая к снижению здоровья, – это гиподинамия.

Детские врачи отмечают дефицит активности у детей школьного возраста. Школьники находятся без движения почти половину суток. В школе преобладают малоподвижные занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока. В результате у учащихся появляются такие проблемы со здоровьем, как лишний вес, изменение осанки, снижение иммунитета. Дети с недостаточной двигательной активностью дают 100% заболеваемость: мало двигаются — много болеют.

Предупредить гиподинамию в повседневной жизни помогают полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, производственная гимнастика, занятия физкультурой и спортом, физический труд, пешие прогулки на свежем воздухе.

Физкультминутки на образовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки, препятствуют развитию гиподинамии.

Рекомендации по профилактике гиподинамии:

·         Проводить физкультминутки на уроках не только у младших школьников, но и во всех классах.

·         Больше уроков проводить в форме экскурсий, учебных выходов.

·         Организовать в школах зоны рекреации, где на переменах и после уроков учащиеся могут побегать, позаниматься на тренажерах, играть в подвижные игры (например, настольный теннис).

Известно, что уровень здоровья неуспевающего ученика, как и любого человека, зависит от многих факторов: наследственных, социально–экономических, экологических, деятельности системы образования и здравоохранения. Факторы, определяющие уровень здоровья ученика, распределяются следующим образом:

·         наследственность – определяет здоровье на 20%;

·         условия внешней среды – на 20%;

·         деятельность системы образования и здравоохранения – на 10%;

·         образ жизни – на 50%.

Из данного соотношения видно, что главным резервом здоровья ученика является его образ жизни. Педагог, положительно влияя на него, может существенно повысить потенциал здоровья, обучая ученика формам поведения, направленным на сохранение, укрепление здоровья, повышение работоспособности.

Отклонения в состоянии здоровья детей и подростков с легкой или глубокой степенью поражения организма сказываются на их работоспособности, успеваемости и поведении. В массовой школе условия обучения, учебные и трудовые нагрузки в целом рассчитаны на здоровых детей. Учащиеся, страдающие хроническими заболеваниями, нуждаются со стороны педагога в дифференцированном к ним подходе и создании для них щадящего режима.

Рассмотрим самые распространенные заболевания учащихся, на которые учителю необходимо обращать внимание при работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

1.    Учащиеся, страдающие ревматизмом, отличаются повышенной утомляемостью, больше других пропускают занятия. В периоды между приступами болезни у них отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, центральной нервной системы и других органов. Они могут испытывать боли в суставах, в области сердца, головные боли при физических нагрузках, у них развивается одышка. К концу учебного дня у них резко падает работоспособность. По сравнению со здоровыми детьми среди больных ревматизмом в 3 раза больше неуспевающих.

На течение ревматического процесса неблагоприятно влияют отрицательные эмоции. Об этом должен помнить учитель и создавать положительный эмоциональный климат на уроке и в общении с такими учениками. Сдача экзаменов для детей, страдающих ревматизмом, является повышенной учебной нагрузкой, которая иногда приводит к глубоким физиологическим сдвигам.

В целях снижения отрицательного воздействия учебной нагрузки педагогам по рекомендации врача необходимо для таких учащихся вводить облегченный режим занятий: предоставлять дополнительный выходной день среди недели, освобождать от последних уроков, уменьшать объем домашних заданий, устанавливать рациональный режим дня дома. Их целесообразно по согласованию со школьным врачом освобождать от экзаменов. Щадящий режим занятий благоприятно сказывается на работоспособности учащихся, является профилактикой неуспеваемости.

2.    Проблема современных школьников – это гипертония или гипотония. У школьников с гипертоническим состоянием также отмечается ухудшение работоспособности под влиянием учебной нагрузки. Увеличение умственной нагрузки в старших классах усиливает гипотонию. Исследования по изучению влияния учебного процесса на работоспособность учащихся с гипотоническими реакциями показали, что к концу учебного дня у них уменьшается скорость и точность работы.

Успеваемость у детей с такими заболеваниями резко ухудшается, ученики переходят в разряд неуспевающих или слабоуспевающих. Многими исследованиями доказана зависимость между состоянием здоровья, работоспособностью, поведением и успеваемостью учащихся. Эта зависимость и определяет необходимость дифференцированной нагрузки и индивидуального подхода педагогов к школьникам с такими отклонениями в состоянии здоровья.

3.    На работоспособность и успеваемость учащихся оказывают влияние заболевания органов зрения и слуха. Ученики с близорукостью и слабослышащие быстро утомляются, работоспособность их снижена. Такие дети должны сидеть в первых рядах и на первых партах.

4.    Ученики, страдающие обострением хронических заболеваний, функционально ослабленные, нуждаются в индивидуальном подходе, в облегченном режиме занятий и отдыхе для сохранения и укрепления здоровья. Педагоги в период обострения заболевания не должны предъявлять учащимся таких же требований и нагрузок, как к здоровым их сверстникам.

Ключевой фигурой в образовательном процессе, несомненно, выступает учитель. Создавая благоприятные условия на уроке, учитель способствует повышению успеваемости и сохранению здоровья ученика.

Урок - основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах нашей страны. Урок характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени. Каждый урок складывается из определенных элементов, которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков.

Здоровьесберегающий урок – это физиологически обоснованная организация процесса обучения, обеспечивающая соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и способствующая сохранению их умственной и физической работоспособности, развитию и воспитанию здоровой личности

Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся. Умение педагога отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяют учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.

Рассмотрим основные требования к организации здоровьесберегающего урока.

1.    Учитель обязан обеспечить комфортные гигиенические условия в классе. К ним относится установленный СанПиН режим температуры и влажности. Строгое соблюдение проветривания. Необходимо следить за уровнем освещения класса и освещением доски. В классе во время урока не должно быть никаких посторонних звуков. Парты учащихся должны соответствовать возрасту и росту учащихся, на них должна быть ростовая маркировка. В классе должно быть чисто и красиво. Все эти условия необходимы для сохранения здоровья и профилактики заболеваний учащихся.

2.    Здоровьесберегающий урок должен иметь структуру урока, которая состоит из различных элементов урока и обеспечивает цель урока → тип урока → структура урока → расход времени на различных этапах урока. При подготовке урока учитель должен вместе с дидактической целью ставить цель здоровьесбережения учащихся. Она определяется целесообразным подбором методов, приемов и средств обучения, необходимых для решения поставленных целей. Это должно исключать однообразность урока, которая способствует утомлению школьников. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности в норме составляет 7-10 минут. Смена видов деятельности через более короткие промежутки времени вызывает у детей необоснованную напряженность.

3.    Учитель на уроке должен использовать разные методы преподавания. Число методов преподавания за урок должно быть не менее трех. Это могут быть словесный метод, наглядный метод, самостоятельная работа, работа с книгой, ТСО и конечно многие другие. Использование одного или двух методов преподавания ведет к потере у учащихся интереса, падению внимания и низкому уровню усвоения материала, делая тем самым урок малоэффективным и здоровьезатратным.

4.    В тоже время необходимо соблюдать правило чередования методов преподавания. Методы можно менять не раньше и не позже чем через в среднем 13 минут. Слишком частое чередование вызывает излишнее напряжение учащихся и может способствовать быстрому утомлению и появлению стресса.

5.    В последнее время каждый учитель использует ТСО. Место и длительность применения ТСО должны соответствовать гигиеническим нормам. Необходимо помнить, что применение ТСО во временном пространстве урока ограничено. Не допускается единовременное использование ТСО на протяжении более 10 минут, а общее время использования не должно превышать более 15минут.

Учитель должен использовать ТСО как дополнительную возможность инициирования дискуссии, обсуждения.

5.    Как уже всем известно, на уроке у учащихся может развиваться утомление. Хроническое утомление является одним из главных факторов истощения ресурсов здоровья. Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста учащихся. Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха. При правильно организованном здоровьесберегающем уроке дети сохраняют работоспособность в течение всего урока. Учитель должен видеть момент наступления утомления учащихся. Снижение их учебной активности, проявление «двигательного беспокойства» и неправильная посадка за партой служат сигналом для учителя, что учащиеся утомлены.

Внешние признаки усталости ученика - это частая смена позы, потягивание, встряхивание руками, зевота, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

Исключить развитие утомления у учащихся на уроке практически невозможно, но использование в учебном процессе здоровьесберегающих методов, приемов и средств обучения поможет снизить утомляющее воздействие урока на организм ребенка.

Для этого учитель должен знать, уметь и использовать определенные приемы, устраняющие утомление. К ним относится следующее:

·         Комплексы физических упражнений общего воздействия, направленные на активизацию нервных центров, на восстановление общей работоспособности учащихся.

·         Использование комплексов физических упражнений для снятия утомления с кисти рук и пальцев имеет особое значение в начальной школе.

·         Комплексы физических упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

·         Комплексы физических упражнений для улучшения мозгового кровообращения.

·         Гимнастика для глаз снижает напряжение зрительного анализатора.

·         Дыхательные упражнения общей направленности, разработанные Александрой Николаевной Стрельниковой.

6.    Обязательный элемент здоровьесберегающего урока - физкультминутка. Двигательная активность – один из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие человека. Благотворное влияние активного отдыха в виде физкультминуток между занятиями отмечали в своих исследованиях многие ученые. В соответствии с особенностями детей школьного возраста время, в течение которого ученик способен удерживать статическую позу, очень невелико. Отсюда - важное педагогическое условие организации процесса обучения избегать длительного, непрерывающегося сидения. Характер физических упражнений, выполняющих роль активного отдыха, должен обеспечить отдых тем уставшим мышцам, которые на занятиях подвержены значительной нагрузке. Очень важно, чтобы физкультминутки, помогающие снять усталость и напряжение у детей на уроке, были простыми, интересными, хорошо знакомыми. Физкультминутки могут быть тематическими, т. е. представлять собой набор физических упражнений, объединенных единым сюжетом, а также могут представлять собой последовательность 4-5 несложных упражнений для младших школьников и трех легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения для старшеклассников.

7.    Здоровьесберегающему уроку характерен определенный психологический климат на уроке. Он должен быть благоприятный как для учителя, так и для ученика. Во время урока необходимо создать доброжелательную атмосферу взаимодоверия, поддержки и успешности. Необходимо избегать стрессовых и напряженных ситуаций. Залог эффективности урока с позиций здоровьесбережения – создание ситуации успеха для каждого учащегося.

8.    Учитель должен уметь снять эмоциональное напряжение на уроке. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обучение детей не наносило вреда здоровью школьников.

Список литературы:

1.    Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Ростов-на-Дону, 1972.

2.    Гельмонт А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М. 1994.

3.    Менчинский Н. А. «Проблемы неуспеваемости школьников». М., 1971.

4.    Славина Л. С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам», М., 1990.

5.    Цетлин В. С. « Неуспеваемость школьников и ее предупреждение» М. 1977.

Вопросы для самоконтроля:

Вопрос 1. Какие закономерности развития учебной деятельности, связанные с возрастными особенностями учащихся, выделил Г. Клаус?

Вопрос 2. Согласно Д.Б. Эльконину, какими показателями характеризуется возраст учащихся?

Вопрос 3. Как можно охарактеризовать младший школьный возраст?

Вопрос 4. Что должен делать учитель для изучения педагогически запущенных учащихся?

Вопрос 5. Какую информацию должен учитель занести в «карту семьи»?

Вопрос 6. Как меняется, по мнению И.А. Зимней, учебная мотивация старшеклассников?

Вопрос 7. Как институт возрастной физиологии России ранжирует школьные факторы риска, влияющие на здоровье ученика?

Вопрос 8. Как влияет гипертония и гипотония на успеваемость ученика?

Вопрос 9. Какие факторы отрицательно влияют на течение ревматического процесса у учащегося?


 

Направления работы по предупреждению неуспеваемости

Направления работы по предупреждению неуспеваемости

Социальные условия педагог может изучить методом беседы

Социальные условия педагог может изучить методом беседы

Данное направление деятельности педагога подразумевает подключение различных специалистов к решению социальных проблем ученика

Данное направление деятельности педагога подразумевает подключение различных специалистов к решению социальных проблем ученика

Педагог может воспользоваться и таким способом, как приглашение родителей на уроки, по которым учащийся показывает низкий результат

Педагог может воспользоваться и таким способом, как приглашение родителей на уроки, по которым учащийся показывает низкий результат

С возрастом потенциально усиливается настойчивость в учении

С возрастом потенциально усиливается настойчивость в учении

Учитель должен учитывать, что очень важно формировать у ученика наиболее общие способы действия

Учитель должен учитывать, что очень важно формировать у ученика наиболее общие способы действия

Учитель должен знать, что проблемы школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей являются центральными в младшем школьном возрасте

Учитель должен знать, что проблемы школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей являются центральными в младшем школьном возрасте

Подростковый возраст В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление

Подростковый возраст В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление

Учителю необходимо стимулировать мотивационную сферу

Учителю необходимо стимулировать мотивационную сферу

Важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков

Важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков

Юность является периодом стабилизации личности

Юность является периодом стабилизации личности

Федеральный закон «Об образовании в

Федеральный закон «Об образовании в

Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей

Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей

Предупредить гиподинамию в повседневной жизни помогают полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, производственная гимнастика, занятия физкультурой и спортом, физический труд, пешие прогулки на свежем воздухе

Предупредить гиподинамию в повседневной жизни помогают полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, производственная гимнастика, занятия физкультурой и спортом, физический труд, пешие прогулки на свежем воздухе

Рассмотрим самые распространенные заболевания учащихся, на которые учителю необходимо обращать внимание при работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися

Рассмотрим самые распространенные заболевания учащихся, на которые учителю необходимо обращать внимание при работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися

На работоспособность и успеваемость учащихся оказывают влияние заболевания органов зрения и слуха

На работоспособность и успеваемость учащихся оказывают влияние заболевания органов зрения и слуха

Парты учащихся должны соответствовать возрасту и росту учащихся, на них должна быть ростовая маркировка

Парты учащихся должны соответствовать возрасту и росту учащихся, на них должна быть ростовая маркировка

Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха

Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха

Отсюда - важное педагогическое условие организации процесса обучения избегать длительного, непрерывающегося сидения

Отсюда - важное педагогическое условие организации процесса обучения избегать длительного, непрерывающегося сидения

Гельмонт А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления

Гельмонт А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2021