Оглавление
Введение. 3
1. Понятие и сущность народной художественной культуры в системе социально-культурной деятельности. 4
2. Виды и жанры народной художественной культуры. 7
3. Роль народной художественной культуры в современном обществе. 11
Заключение. 14
Список использованной литературы.. 15
В современном мире с его процессами глобализации, разрушения связи поколений очень актуально обращение к традиционной народной художественной культуре, обладающей огромным духовным потенциалом. Народная культура предстает как сложное социально-культурное явление, взаимосвязанное с историческими пластами и современными сферами жизни общества. В обстановке нестабильности и дезориентации общество инстинктивно обращается к своим культурным корням.
Современное состояние традиционной культуры характеризуется постоянным переплетением традиционных и инновационных черт, что закрепляется в принципах преемственности и остается важной предпосылкой ее дальнейшего развития. На сегодняшний день определённо можно говорить о повсеместно возрастающем интересе к народной художественной культуре, причем в условиях, когда многие народные традиции постепенно исчезают из повседневной жизни, а часть из них безвозвратно ушли в прошлое и уже не подлежат реставрации.
Цель данной работы – рассмотреть народную художественную культуру как сферу реализации социально-культурной деятельности.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие и сущность народной художественной культуры в системе социально-культурной деятельности.
2. Изучить виды и жанры народной художественной культуры.
3. Определить роль народной художественной культуры в современном обществе.
Сущность народной художественной культуры заключается в совокупности художественных ценностей и идеалов, созданных и укоренившихся в том или ином этносе.
Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).
В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.
Таким образом, народная художественная культура – это коллективная память поколений, в которой накапливается и перерабатывается их опыт. Также народная художественная культура – это совокупность художественных ценностей того или иного народа, а также форм и способов их создания, сохранения, распространения, бытования в народной среде [3, с. 151]. С другой стороны, народная художественная культура – это система этнических стереотипов художественной деятельности, ее предметных результатов – произведений народного творчества и опосредующих их компонентов этнохудожественного сознания [1, с. 99].
Народная художественная культура – древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни уходят в традиции и обычаи восточнославянских племен, проживавших на территории нашей страны. Главной частью этой культуры являются произведения народного художественного творчества (песни, сказки, танцы и т. д.).
Народная художественная культура складывалась на Руси как культура быта, развивалась во всех слоях общества, имея много общего в крестьянской, купеческой, боярской и княжеской среде. В изучение и распространение традиций народной художественной культуры важный вклад внесли в XIX – начале XX в. представители творческой интеллигенции, русского дворянства и других сословий.
Большую роль в развитии традиций народной художественной культуры, различных видов и жанров народного творчества сыграло русское классическое искусство.
В. С. Цуккерман выделяет в системе народной культуры, три составные части: материальную культуру, культуру социального управления (точнее – самоуправления) и духовную культуру [5, с. 89].
В духовной культуре он различает следующие структурные элементы: народное мировоззрение, народную экономическую культуру, народную нравственную культуру, народную педагогику, народное правосознание, народную художественную культуру.
Народная художественная культура интегрирует в себе в образно-художественной форме и религиозные, и социально-утопические, и нравственные, и правовые, и педагогические воззрения, и эта связь художественного творчества со всей культурной деятельностью настолько органична и неразрывна, что зачастую практически невозможно отнести отдельный вид народного творчества к той или иной форме культуры. Народная художественная культура синтезирует другие виды народной культуры. Интегрирующей является их связь со средой обитания и жизнедеятельности, с трудовой деятельностью и бытом народа Сущность народной художественной культуры в совокупности художественных ценностей и идеалов, созданных и укоренившихся в том или ином этносе.
Таким образом, народная художественная культура – это сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьянским фольклором. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее результатов (сказок, песен, танцев и т. д.), народная художественная культура включает систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание.
Народная художественная культура включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.
Народная художественная культура имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества – мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.
Народная художественная культура условно делится на виды и жанры. Существует множество классификаций. Условно можно разделить народную художественную культуру на четыре вида:
- устное народное творчество;
- декоративно-прикладное творчество;
- музыкальное творчество;
- танцевальное творчество.
Устное народное творчество в свою очередь делится на прозаические и стихотворные жанры фольклора.
Прозаическая поэзия в фольклоре называется народной прозой. В ее состав входит несколько родов, среди которых можно выделить, например, сказку. Основной признак сказки – фантастический элемент, который очевиден для рассказчика и слушателя в равной мере. Сказка основана на нарочитом вымысле, который определяет всю ее поэтику. Все сказки делятся на волшебные, кумулятивные, о животных, растениях. К этим трем основным жанрами примыкают сказки о людях, которые принято называть бытовыми или новеллистическими.
Из области несказочной народной прозы выделяются:
- рассказы этиологического характера: почему рыбы молчат, вороны черные, у зайца короткий хвост и т. д.
- рассказы о существах, наделенных сверхъестественными способностями, которые восходят к языческому мифу: о леших, русалках, домовых и пр.;
- легенды-рассказы, возникшие в христианский период: их героями являются Адам и Ева, Христос и его апостолы, святые;
- рассказы об исторических деятелях – предания (например, о Степане Разине, Емельяне Пугачеве);
- сказы – это истории о значительных событиях, которые, живя в устной традиции, обрастали несуществующими подробностями, деталями, но сохранили точность самого факта [4, с. 47].
Главная особенность стихотворной поэзии заключается в том, что она всегда поется. Напевность выражает лирическое отношение к изображаемому. Хотя каждая былина не имеет своей мелодии, стиль былинного музыкального исполнения в известных границах целостности и неприменим к другим видам эпического творчества.
Жанры эпической поэзии:
- былины: классические (героические), сказочные, новеллистические;
- духовные стихи: песни о святых и их деяниях;
- скоморошины: песни о веселых происшествиях или о серьезных вещах, истолкованных юмористически
- баллады: изображают мир человеческих страстей, трактуемых трагически;
- исторические песни;
- лирические песни [4, с. 49].
Следующий вид народного художественного творчества – это декоративно-прикладное искусство – вид деятельности, направленный на создание или украшение изделий, предназначенных как для эстетического удовольствия, так и для практического применения.
Характерные особенности декоративно-прикладного искусства:
- совмещение декоративной и утилитарной, прикладной функций;
- отражение культурно-исторической эпохи;
- уникальность и узнаваемость;
- художественная ценность [5, с. 129].
Декоративно-прикладное творчество делится на следующие виды:
- художественный текстиль (ткачество, вышивка);
- художественную обработку дерева (резьба, обработка бересты);
- керамику (глиняная посуда, игрушки);
- обработка камня;
- художественная ковка металла;
- художественная роспись [5, с. 130].
Каждый из этих видов делится в свою очередь еще на разновидности по технике изготовления, по региональному колориту. Существует так называемые промыслы в изготовлении (Гжель, Хохлома, Филимоново и т. д.).
Музыкальное народное творчество делится на две большие группы художественного мастерства – песенное творчество и инструментальное творчество, которые также могут быть единым произведением народной культуры. Всю красоту и самобытность музыкальной культуры народа отражают народные инструменты (например, русская балалайка и гармонь, украинская бандура, шотландская волынка).
К формам музыкального творчества народа относятся, прежде всего, народные песни (в том числе колыбельные, лирические, военные), частушки (юмористические музыкальные четверостишия), инструментальные наигрыши и мелодии, танцевальная музыка и т. д. [5, с. 144]
Народный танец представляет собой пластическое выражение народной музыки с помощью движения тела. Народный танец возник из культовой и обрядовой стороны жизни древних народов, но постепенно народный танец стал более разнообразным и приобрел художественную красоту. Народный танец обязательно сопровождается характерным костюмом и традиционным исполнением музыки, определенным набором движений и ритмом.
Для России особую роль на протяжении многих веков играет хоровод как истинно русский танец, отражающий характер русской народной культуры. Народные танцы делятся на хороводы (орнаментальные, линейные), плясы (парные, одиночные, переплясы), кадрили.
Кроме того, существуют и другие известные народные танцы: украинский гопак, русская калинка, кавказская лезгинка, польская мазурка и краковяк, еврейский танец «хава нагила» и многие другие.
Таким образом, народная художественная культура и творчество подразделяется на четыре больших группы: устное народное творчество; декоративно-прикладное творчество; музыкальное творчество; танцевальное творчество. В свою очередь, эти группы включают в себя различные виды и жанры творчества. Жанры народного творчества многообразны, как многообразна и сама народная культура. Богатство жанров творчества отражает все краски самобытности того или иного народа. Однако возникли жанры народного творчества не сразу, а постепенно, в результате развития воображения и художественного мастерства народа.
Народная художественная культура играет важную роль в жизни общества, что проявляется в следующих функциях:
- познавательная (при помощи народной художественной культуры человек осваивает окружающий мир, и пытается постичь его основные стороны; процесс постижения строится на основе художественных образов);
- мировоззренческая (народная художественная культура формирует тип мышления в обществе, который применяется конкретно к каждому человеку и служит основой для его мировосприятия и деятельности);
- социализирующая (народная художественная культура приобщает подрастающее поколение к традициям своего народа посредством художественных образов);
- аксилогическая (сохранение и передача от поколения к поколению духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса);
- художественно-эстетическая (развитие художественно-эстетической культуры личности и общества на материале этнических художественных традиций);
- социокультурная (социальная адаптация и реабилитация личности средствами народного искусства);
- арт-терапевтическая (содействие лечению болезненных зависимостей, психосоматических и других заболеваний с помощью фольклорной арт-терапии);
- коммуникативная (развитие культуры межнационального общения в процессе освоения этнохудожественных ценностей и традиций разных народов) [2, с. 25].
На современном этапе развития народное искусство остается и архаическим, и инновационным, фольклорным и социально организованным, материальным и чисто духовным. Вместе с тем оно имеет общие корни, единые родовые признаки, черты народного эстетического миропредставления, что дает основание рассматривать его как явление синтетическое, полифункциональное и взаимосвязанное не только с его смежными формами, но и с общей художественной культурой – профессиональным искусством, фольклором, художественной самодеятельностью и др. [9, с. 14].
В своем развитии народное искусство зависит от уклада жизни людей, характера времени, научно-технического прогресса, состояния духовной и материальной культуры. Каждая эпоха отличается своими взглядами на эстетические категории и духовные ценности в обществе. Смена общественно-экономической формации, социальный и научно-технический прогресс самым непосредственным образом влияют на состояние духовной культуры и на развитие всех видов искусства.
Сегодня очень важно формировать бережное отношение к исторически сложившимся народным традициям, развивать художественно-эстетический вкус у молодого поколения, прививать ему определённые навыки народной художественной культуры, формировать осознание того, что сами традиции выступают как культурные ценности и составляют ядро народной художественной культуры. В условиях доминирования массовой культуры, развития «общества потребления», проблема сохранения и развития традиционной народной художественной культуры приобретает особое значение.
Для сохранения и передачи ценностей традиционной народной культуры последующим поколениям. необходимо наметить наиболее продуктивные пути. Проведение комплекса различного рода мероприятий могут способствовать этому. По мнению К. Д. Ушкова, такими путями могут быть:
- организация и проведение научных конференций, форумов, мастер-классов, фольклорных фестивалей, посвященных проблемам сохранения семейных ценностей;
- проведение различного рода культурно-досуговых мероприятий, приобщающих к традициям, обрядам и праздникам своего народа;
- использование средств массовой информации для пропаганды традиционных форм народной художественной культуры, способствующих сохранению и развитию традиций, обычаев, обрядов;
- публикация экспедиционных исследований, материалов научно-практических конференций, методической литературы для целенаправленного научного осмысления данной темы [7, с. 274].
Сегодня необходима государственная поддержка всех форм народной культуры как фактора национальной безопасности страны, формирования и воспитания подрастающего поколения. Поддержка механизмов культурной преемственности положительно влияет на сохранение традиционной культуры, влечёт за собой появления в общественном сознании нравственных ориентиров, сформированных в народной традиции, подъем патриотического чувства и национального достоинства.
Народная художественная культура – это совокупность художественных ценностей того или иного народа, а также форм и способов их создания, сохранения, распространения, бытования в народной среде.
К народной художественной культуре относятся народное искусство, фольклор, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка и т. д.
Народная художественная культура условно делится на виды и жанры. Условно можно разделить народную художественную культуру на четыре вида: устное народное творчество; декоративно-прикладное творчество; музыкальное творчество; танцевальное творчество.
Народная художественная культура включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.
Народная художественная культура играет важную роль в жизни общества, выполняя такие функции как познавательная; мировоззренческая; социализирующая; аксилогическая; художественно-эстетическая; социокультурная; арт-терапевтическая; коммуникативная.
1. Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности / И. М. Асанова, С. О. Дерябина, В. В. Игнатьева. – М.: Академия, 2014. – 192 с.
2. Байтуганов, В. И. Народная художественная культура. Теория. История. Современность: метод. мат. к лекционному курсу / В. И. Байтуганов. – Новосибирск: Издательство НГОНБ, 2018. – 124 с.
3. Гайманова, Е. В. Народная художественная культура как предмет исследования и обучения / Е. В. Гайманова // Вестн. МГУКИ. – 2018. – № 1 (81). – С. 150-157.
4. Каменец, А. В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для академического бакалавриата / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская; под науч. ред. А. В. Каменца. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 246 с.
5. Народная художественная культура: учебник / под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. – М.: МГУКИ, 2015. – 344 с.
6. Солодовникова, Н. В. Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами народной художественной культуры как предмет осмысления в современных реалиях российского общества / Н. В. Солодовникова // Modern Science. – 2020. – № 8-1. – С. 29-34.
7. Ушков, К. Д. Сохранение народной художественной культуры – залог сохранения ее символов / К. Д. Ушков // Научные исследования высшей школы: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – 2019. – С. 273-275.
8. Харьковская, Е. В. Актуализация традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности / Е. В. Харьковская, Е. А. Белецкая, Е. А. Пендюрин // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – С. 194-196.
9. Шауро, Г. Ф. Народное искусство в практике современного образовательного процесса / Г. Ф. Шауро // Актуальные проблемы и перспективы развития декоративно-прикладного искусства: мат. науч.-практ. конф. – Минск, 2020. – С. 9-16.
10. Ширяева, М. А. Развитие личности ребенка посредством русской народной художественной культуры / М. А. Ширяева, Е. Г. Очиткова, Т. С. Бабченко // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сб. мат. XX Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2020. – С. 127-128.
11. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.